Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF PROFESSIONALISM OF THE CUSTOMER AS A BASIS FOR EFFECTIVE PROCUREMENT MANAGEMENT IN THE INDUSTRY

Sergeev V.E. 1
1 Moscow City Government University of Management in Moscow
The principle of professional customers legislated by the Federal Law №44-FZ "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs." However, the lack of professional standards in the procurement of specialist still does not allow to fill the concept of "professional client" relevant content. The lack of educational standards for training in procurement proclaimed principle of professionalism of the customer leaves the declarative and not applicable to the full. In the article the terms "professional", "professional development", "professional competence".. These are the requirements to the level of professional training in the field of procurement of the United States and France. Describes in detail the requirements for provision of professional procurement in accordance with the contract system.
professional customer management effectiveness.
contract system
procurement

Эффективное управление закупками в отрасли во многом основывается на профессиональном осуществлении закупочной деятельности. Отраслевая специфика должна быть заложена в развитии профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих закупки. Отсутствие образовательных и профессиональных стандартов не позволяет рассматривать заявленный принцип профессионализма заказчиков в полной мере.

Рассматривая понятие «профессионализм» (профессиональная компетентность) сквозь призму научной литературы, можно отметить, что под профессионализмом подразумевается в основном способность к актуальному выполнению деятельности; углубленное знание; состоя­ние адекватного выполнения задачи, что в принципе не позволяет отразить многогранность данного понятия [2; 4-6].

В настоящее время в отечественной науке принято определять профес­сиональную компетентность как:

  • определенное психическое состояние, позволяющее действовать ответственно и самостоятельно, как обладание человеком способностью, умением вы­полнять определенные трудовые функции;
  • наличие специального образования, широких общих и специальных знаний, регулярное повышение своей научно-профессиональной подготовки;
  • способность субъекта труда к выполнению задач и обязанно­стей повседневной деятельности и профессиональную подготовленность;
  • потенциальную готовность квалифицированно решать задачи[58;69].

Профессиональная компетентностьвключает общую совокупность объективно необхо­димых навыков и знаний, в том числе умение правильно распорядиться ими при исполнении своих функций. Особо важна здесь роль знания возможных последствий определенных действий, гибкость методов, резуль­тат труда человека, практический опыт, критичность мышления, индивидуально-психологические качества и соответствующие профессиональные пози­ции[1].

Вместе с тем под профессиональным становлением личности стоит понимать процесс развития и саморазвития личности, освоения профессионально ориентированных видов деятельности, профессионального самоопределения, а также самореализации профессионального потенциала. Кроме этого, под профессиональным становлением личности можно понимать общий процесс становления личности в конкретной деятельности для формирования профессиональных атрибутов и качеств, развитие профессионально значимых психофизиологических свойств, поиск оптимальных способов креативного и качественного выполнения профессиональных задач в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности. В данном случае социально-профессиональная направленность выступает системообразующим фактором этого процесса на разных стадиях становления профессионализма, формирующегося под влиянием социальной ситуации, когда индивиду приходится проявлять свои профессиональные качества, без которых невозможна его полноценная жизнедеятельность. В этом случае профессиональное становление обязательно предполагает потребность в постоянном наличии и воплощении возможности самосовершенствования профессиональных знаний и навыков.

Таким образом, профессиональное становление субъекта деятельности - это движение личности в пространстве и времени профессионального труда. В связи с этим под профессиональным становлением личности можно понимать часть индивидуального развития человека с начала формирования профессиональных намерений до фактического прекращения профессиональной деятельности.

В этом ключе представляет интерес такое понятие, как «профессиональное самоопределение». Е.А. Климовпри анализе данного понятия обращает внимание на то обстоятельство, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы в зависимости от жизненной ситуации, в которую попадает индивид под влиянием объективных и опосредованных обстоятельств [4].

Что касается моделирования становления профессиональной деятельности у человека, то в данном направлении представляются интересными исследования Л.А. Митиной, которая выделяет две модели становления профессиональной деятельности:   модель профессионального развития, характеризующаяся способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и таким образом преодолеть пределы своих профессиональных возможностей; адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, необходимых последовательностей решения профессиональных задач [6].

Рассматривая периодизацию профессионального становления личности, стоит выделить подход К.А. Марковой, которая в качестве критериев предлагает определить пять уровней и девять этапов профессионализма личности: так называемый допрофессионализм, включающий этап первичного ознакомления с профессией; профессионализм, состоящий из трех этапов (адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства); суперпрофессионализм, состоящий из 3 этапов (свободного владения профессией в форме творчества, владения рядом смежных профессий, творческого самосовершенствования личности); непрофессионализм или выполнение работы по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности; так называемый послепрофессионализм, обычно выражающийся в завершении человеком своей профессиональной деятельности [5].

В качестве обозначения одной из двух составляющих содержания принципа профессионализма часть 1 статьи 9 Закона 44-ФЗ предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. На реализацию этой составляющей рассматриваемого принципа направлены в том числе:

  • положенния ст.38 дания ст.38 данного Закона, предусматривающие в зависимости от совокупного годового объема закупок необходимость создания заказчиком контрактной службы или назначения заказчиком должностного лица, ответственного за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего);
  • положения ст.41 Закона, предусматривающие и регламентирующие привлечение заказчиками экспертов, экспертных организаций, т.е. обладающих специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, либо юридического лица (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла).

В качестве обозначения другой составляющей содержания принципа профессионализма заказчика в ч. 2 ст. 9 Закона закреплены обязанности заказчиков, специализированных организаций принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ. Эту составляющую рассматриваемого принципа учитывает положение ч. 5 ст. 39 данного Закона, в соответствии с которым заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Отсутствие необходимого количества подготовленных кадров - одна из самых существенных проблем в сфере закупок. Чрезвычайно важной в этой связи представляется нацеленность Закона на формирование предпосылок для профессионализации сферы закупок и использование принципов персонификации ответственности. 

Цель модернизации существующей системы закупок заключается в повышении уровня доверия общества к системе государственных закупок, формировании отношения к заказчикам как к профессионалам, которым общество доверило выбирать надежных поставщиков, способных удовлетворить государственные и муниципальные нужды продукцией самого лучшего качества.

Заказчики, члены конкурсных, аукционных, котировочных комиссий должны поддерживать уровень квалификации, в том числе путем проведения профессионального переобучения. Необходимо создавать методическую основу подготовки специалистов в сфере закупок. Привлечение образовательных и консалтинговых организаций по проведению специальных программ станет значительным толчком в повышении эффективности процедур закупок.

Полагаем, что формирование профессионалов в сфере закупок должно идти в соответствии с образовательным государственным стандартом, который представляется необходимым разработать и утвердить. Следует отметить, что контрактная система включает в себя механизмы управления всем циклом заказа (планирование-размещение-исполнение). В связи с этим образовательный стандарт должен содержать юридические, экономические, управленческие аспекты, а также формировать понимание осуществления планирования и приемки товаров, работ, услуг.

Так, в США для всех специалистов в сфере контрактования установлены четкие квалификационные требования (QualificationStandardsforContractSpecialists), а также должностные инструкции к замещаемым ими должностям (ContractingCompetencies). Особая престижность статуса контрактного офицера обусловлена высокой профессиональной квалификацией государственного служащего [3].

В подтверждение необходимости повышения профессионализма заказчика и возложения на них функций по осуществлению закупок приведем опыт Франции. Там существующий порядок, при котором функции по закупкам исполняются (на непрофессиональной основе) множеством чиновников-закупщиков, имеющих также иные задачи, был признан неэффективным. Также мало результативной и затратной расценивается практика, при которой потребитель продукции и закупщик выступают в одном лице.

Таким образом, принцип профессионализма возможно реализовать в полной мере при условии разработки профессиональных и образовательных стандартов специалистов в сфере закупок.

Кроме образовательных программ, с целью обеспечения квалифицированной деятельности участников контрактной системы необходимо предусмотреть меры по созданию:

  • системы аттестации кадров, занятых в сфере закупок соответствии с профессиональным квалификационным стандартом в данной области;
  • системы повышения мотивации добросовестной работы по управлению циклом обеспечения федеральных государственных нужд в связи с высокими коррупционными рисками. В частности, может быть рассмотрена возможность поощрения служащих за обеспечение высокого качества исполнения государственных контрактов.

И.П. Гладилина отмечает, что достижение высокого профессионализма участников закупочного процесса позволит обеспечить государственные и муниципальные нужды с максимальным достижением результата и минимальными затратами бюджетных средств [2].

Таким образом, реализация принципа профессионализма заказчика является основой эффективного управления закупками в отрасли.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.

Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.