Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SPIRITUAL AND MORAL ASPECT OF THE SOCIAL PROJECTING WITHIN ECOLOGICAL EDUCATION

Plokhova I.A. 1
1 FSEI HPE «Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanova»
In the article the author considers a question of social-and-ecological formation of youth. Aspects of ecological education of school students are affected through the federal educational standard of the secondary general education and the Concept of the general ecological education in interests of a sustainable development.The main task of ecological education is defined. This is achievement of qualitatively new educational product, noosphere intelligence, ekotsentritsesky consciousness, projecting ecological culture for the steady future and an ecocentric component. The rupture of ecological education is defined at the level of the higher school by standardly fixed documents. The characteristic of social design is given. Emphasis is placed on a spiritual and moral component, as a basis of sustainable ecological development.This article was written with the support of a grant RHF «Towards a New Russia: spiritual and moral potential social and environmental education of youth».
spiritual and moral aspect.
social projecting
social-and-ecological education

Современное состояние российского общества развивается на фоне глобализации, которой охвачены все сферы жизнедеятельности. Кардинальные изменения происходят и в сфере образования, в частности социально-экологического образования. Многие практики утверждают, что сегодня возрастают требования к качествам личности, через которые молодой человек сможет занять активную позицию, успешно решить задачи, сотрудничать в коллективе, быстро перестраиваться и переучиваться в ответ на запросы общественной жизни [2; 7].

Сегодня наблюдается повышенный спрос и требования к развитию личности и одновременно снижение становления социальной ответственности гражданина перед окружающей средой. Чаще наблюдаются случаи незнания об окружающей нас природе, неуважительного и попустительского отношения к ней. Все это придает особую актуальность в области воспитания социально-экологического образования молодежи.

Система современного школьного образования обеспечивает возможность успешно реализовать требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы через учебные предметы базового и углубленного уровней. В рамках федерального образовательного стандарта среднего общего образования в разделе предметные результаты предусмотрена дисциплина «Экология» (базовый уровень) и требования к результатам освоения интегрированного учебного предмета:

1) сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек - общество - природа»;

2) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

3) владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

4) владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

5) сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

6) сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры [6].

По мнению автора, концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития Захлебного А.Н., современный этап развития экологического образования рассматривается в форме культурно-центрированной модели, которая формирует ценность сохранения жизни и раскрывает социокультурную функцию [3]. На фоне масштабных экологических аварий и катастроф, экологической хозяйственной бездеятельности сегодня ведущую роль играет не техногенный, а личностный фактор, в рамках которого необходимо возвращаться к разговору о зарождении культуры экологического мышления и проектирования.

Одной из задач социально-экологического образования является обучение экологически ориентированной деятельности на основе социально-экологических знаний, умений и навыков, экологически грамотного мышления и социального партнерства. Другая задача состоит в достижении качественно нового образовательного продукта - ноосферного интеллекта, экоцентрического сознания, проектной экологической культуры для устойчивого будущего [3]. Как считает Муравьева Е.В., в модели устойчивого развития «человек - техника - природа» необходимо ввести экоцентрическую составляющую [4].

Формирование нового образовательного ноосферного экоцентрического сознания, современного экологическо-проектного мышления - процесс длительный, который требует формирования естественного фундамента знаний, сознательного, целенаправленного социального действия. Социально-экологическое образование молодежи на законодательном уровне, к сожалению, заканчивается на уровне среднего общего образования.

Сегодня на уровне государственной социальной политики разработаны проект Национальной стратегии образования для устойчивого развития в Российской Федерации и План действий по формированию и развитию образования для устойчивого развития в Российской Федерации, утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

В рамках вхождения России в Болонский образовательный процесс в последние годы проводятся соответствующие реформы, идет постоянное обновление федеральных образовательных стандартов. Стандарты третьего и третьего плюс поколения разработаны на основе компетентностного подхода и являются основой для разработки вузами своих собственных основных образовательных программ, обеспечивающих требуемое качество подготовки выпускников - бакалавров и магистров. Это приводит к тому, что бессодержательная дисциплинарная структура стандарта значительно сокращает количество дисциплин экологического направления.

Кроме этого, ФГОС ВПО третьего поколения не предусматривает включение вопросов устойчивого развития в дисциплины социально-гуманитарного и естественно-научного блоков учебных планов всех специальностей и направлений подготовки, не ставит задачи выработки компетентности (способность и готовность) у выпускников вузов в процессе общекультурной подготовки быть способными и готовыми решать проблемы устойчивого развития на местном уровне и в профессиональной деятельности [8].

В федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения, а тем более поколения три плюс, происходит разрыв формирования устойчивого развития экологического образования, который заключается: 1) в самостоятельном выборе дисциплин на усмотрение учреждения высшего образования, что приводит к отсутствию в учебных планах высших учебных заведений дисциплин социально-экологического характера; 2) в отсутствии концепции, методических рекомендаций или иных документов, раскрывающих сущность, необходимые требования, предъявляемые к дисциплине учебных планов высшего образования «Безопасность жизнедеятельности»; 3) и, как следствие, в отсутствии таких учебных дисциплин, как «Экология», «Социальная экология» в учебных планах непрофильных направлений подготовки. Таким образом, проблема социально-экологического воспитания молодежи заключается в отсутствии преемственности двух образовательных стандартов среднего общего и высшего образований. Сегодня необходимо говорить о разработке новой модели системообразования экологической культуры молодежи в рамках высшей школы. В этой модели необходимо рассмотреть преемственные, интеграционные, психолого-педагогические, социальные механизмы экологического воспитания.

Для многих высших учебных заведений работа в сфере экологического образования не является новой. Понимая, что современный низкий уровень организации экологического образования в стране не отвечает требованиям экологических проблем, преподаватели высшей школы стараются восполнить отсутствие воспитания экологического мышления через написание учебных пособий, монографий («Экология», «Социальная экология», «Ноосферология» и др.), проведение волонтерской деятельности, распространение экологических инноваций, грантовой поддержки. При изучении научных статей и практической деятельности наблюдается смена парадигмы в подготовке специалистов, основанной на принципах экоцентризма, ноосферного сознания, построения экологического мышления, духовной опоры, нравственной ответственности [1; 9; 10].

Большое внимание в вопросах социально-экологического воспитания уделяется социальному проектированию как процессу конструирования социальной деятельности, которая направлена на преодоление проблем, изменение и/или развитие социальной ситуации [5]. Социальное проектирование является перспективным развивающимся направлением. Теоретическое обоснование проектного обучения экологическому воспитанию позволяет выявить  некоторые отличия от традиционного.

1. Одной из характеристик социального проектирования является групповая деятельность по решению общей цели, которая воспроизводится в формах совместной деятельности участников проекта. Таким образом, выполнение задач социального проекта через кооперацию действий начинается с воспитания ответственности, духовно-нравственных показателей личности.

2. Комплексный подход в социальном проектировании осуществляется через глубокое осознание базовых знаний, умение использовать эти знания на универсальной ситуации, освоение необходимых типов совместной деятельности.

3. Воспитательный и образовательный процессы строятся не на конкретной учебной дисциплине, а на основе многодисциплинарного знания, выражающегося в способе организации пути познания, умении последовательно мыслить, моделировать деятельность как собственную, так и всего коллектива социального проекта.

4. Развитие творческого потенциала, реализация личностной активности в рамках социального проектирования по экологическому воспитанию строится на гуманистическом, духовно-нравственном началах. Таким образом, явная, ценностная ориентация в социальном проектировании - это духовно-нравственная составляющая.

Обязательное наличие сегодня духовно-нравственного аспекта в социальном проектировании вызвано тем, что при быстром процессе компьютеризации, информатизации и глобализации современного общества стали появляться негативные социальные последствия в виде дегуманизации, отчуждения, разрушения межличностных отношений, антинравственных и антигуманистических настроений, безжалостного отношения к окружающей среде. При любых прогнозных явлениях будущего нельзя забывать основу субъективности, социальной целенаправленной деятельности с учетом человеческих ценностей [5].

Таким образом, в модели устойчивого развития «человек - техника - природа» социально-экологического воспитания деятельность обучения связана не с деятельностью инженерной защиты окружающей природной среды, нацеленной на сохранность или восстановление первоначальных характеристик природных объектов и рациональное природопользование. Обучающая и воспитывающая составляющая направлена на экологическое воспитание и образование подрастающего поколения, учащейся молодежи и экологическое просвещение через масштабную переориентацию мировоззрения специалистов с высшим образованием, основанную на гуманистическом, духовно-нравственном подходе.

С целью реализации проекта «На пути к новой России: духовно-нравственный потенциал социально-экологического образования молодёжи» разработчиками проводится ряд мероприятий по обучению студентов социальному проектированию в рамках экологического образования с опорой на духовно-нравственный аспект. Через приобщение к данному процессу можно решить очень важные социально-экологические задачи: понимание прошлого нашей страны для построения современного российского государства; формирование духовно-экологическое мировоззрения и ответственности за судьбу своей страны и родного края; положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы; становление активной жизненной позиции по отношению к природному и духовному наследию своего края; профилактика девиантного поведения, в том числе алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения, асоциального образа жизни.

Студенты Ульяновского государственного педагогического университета направления подготовки «Социальная работа» на протяжении реализации грантовой деятельности принимали участие в ряде мероприятий: очистка родников, ручьев и прилегающей к ним территории, помощь в восстановлении зеленой зоны возрождающегося храма, проведение тренингов среди школьников на тему сбережения окружающей среды и пр. Данные мероприятия были направлены на активизацию сознательной социально-экологической деятельности молодежи, на умение работать в коллективе, на развитие экологического мышления, экологической культуры и экоцентрического поведения, современного экологическо-проектного мышления. Главной составляющей активного включения во все мероприятия студентов являются коллективная групповая работа и духовно-нравственное выражение своей позиции по отношению к месту, где они живут и обучаются. Включение студентов в социальные проекты экологического воспитания показывает всплеск интереса к дисциплинам общегуманитарного (не профессионального) профиля - таким как «Безопасность жизнедеятельности», «Экология», «Социальная экология», «Валеология». На основе полученных знаний и активной жизненной позиции студенты заинтересованы применить полученный опыт и материалы при выполнении студенческих научных заданий - статей и курсовых работ.

Полноценная познавательная деятельность является основным условием развития инициативы, активности, находчивости, самообучения, умения найти правильное решение, ориентации в стремительном мире информатизации. Знания не придут самостоятельно и не понадобятся, если не будет сформирован у личности фундамент духовности и ответственности перед окружающей средой.  Духовно-нравственный аспект является составляющей частью экологического образования через проектную групповую деятельность.


Статья написана при поддержке гранта РГНФ «На пути к новой России: духовно-нравственный потенциал социально-экологического образования молодёжи» (№ 14-16-73006а).

Рецензенты:

Шубович М.М., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»,               г. Ульяновск;

Макаров Д.В., д.культурологии, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск.