Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

GENEZIZ SCIENTIFIC IDEAS ABOUT THE GENERATION AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENA

Sadykova Kh.N. 1
1 Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education "Tyumen State oil and gas University, Ministry of education and science of Russia
The article presents the different theoretical approaches in the study of the concept of "generation" at different stages of research. Comparative-historical method allowed to find out how the concept evolved, what it invests content at different stages of social development. Understanding of generation as a multi-valued category, which requires a multidisciplinary approach, it is not immediately and only socio-cultural approach allows us to consider the concept of generation obschesoderzhatelnom plan. The author conducted on the basis of theoretical analysis clarifies the definition generation. It should be noted that the term "generation" is used in various embodiments, the system has a character that can be analyzed through the study of intergenerational interactions.
generation
intergenerational interaction
generational community
the problem of generations
Понятие «поколение» чрезвычайно многогранно. Оно используется многими общественными науками: демографией, этнографией, медициной, возрастной психологией, педагогикой. Особое место здесь занимает социология. При всем значе­нии перечисленных наук, в изучении поколений как субъектов общественной жизни общесодержательная сторона проблемы может решаться лишь социо­логией. Социальный смысл идеи единства всех поколений, исторической преемственности культуры, особенностей поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста и происхождения в данном обществе) - все это прерогатива социологии. Рассмотрение понятия «поколение» с различных позиций, представленных теоретическими подходами в отечественной и мировой социологии, на взгляд автора статьи, позволит получить более глубокое представление о понятии исследуемого в данной работе объекта.

Этимологическое значение термина «поколение» (generatio) - порождение, в биолого-генеалогическом смысле - это звено, ступень, колено в цепи происхождения от общего предка: это люди «однокровные в восходящем и нисходящем порядке с прайдами и потомками» [1, С.243]. Историко-социологический анализ позволит выяснять, как понимали сущность и содержание понятия поколение исследователей, обращавшихся к этой проблеме на разных этапах исторического развития.

Впервые понятие «поколение» стало предметом теоретического анализа вне семейно-генеалогического контекста в социальной философии XIX века. Представители позитивистско-натуралистской ориентации (О. Конт, Д.С. Милль, Ж. Дромель) стремились выделить структурные аспекты поколенной общности, локализовать её во времени и придать понятию пространственно-хронологическую определённость. Представители романтически гуманитарной направленности (В. Дильтей, О. Лоренц) подчёркивали внутреннее единство поколения, общность идей и деятельности. В. Дильтей изучал поколение не как субъект исторической деятельности, a только как объект «тождественного влияния». Сторонники конфликтной парадигмы (Р.Дарендорф, Л.Козер и др.) признают конфликт между поколениями в качестве закономерного явления, необходимого для развития общества.

Наиболее полно «духовно-историческая» теория поколений была сформулирована испанским философом X. Ортегой-и-Гассетом и его учеником X. Марнасом. X. Ортега-и-Гассет пытался отделить понятие поколения как от его биологических истоков, так и от свойственного романтикам индивидуализма. В его понимании «поколение - динамический компромисс между массой и индивидом, представляет собой самое важное историческое понятие и является, так сказать, той траекторией, по которой движется история» [6, С. 5].

Противником позитивистских и романтико-исторических трактовок смены поколений выступил известный немецкий социолог К. Мангейм. В статье «Проблема поколений», опубликованной в 1928 году, он обратил внимание на односторонность существующих подходов и доказал, что жизненный опыт каждого нового поколения отличается от опыта других в силу изменения социальных условий, когда данный опыт был приобретён. Сопоставив оба подхода, К. Мангейм пришёл к следующему выводу: био­логическая составляющая «поколения», безусловно, не является определяю­щей для лица и сущности поколения. Смена поколений есть универсальный процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни. 

Существенные моменты в понимании поколенной общности были отмечены К. Марксом, Ф. Энгельсам. Марксистский подход даёт углублённое понимание социальных причинно-субъектных различий поколений (поколенческих групп) даже при сходстве их целевых установок и систем ценностей. В европейской и шире - в западной истории поколение как понятие было проблематизировано в эгалитаристском контексте революций XVIII в. и связано с утопическими представлениями о «новом человеке», новом человечестве, новом народе и т.п. Показательно, что возникновение проблемы и проблематического понятия «поколения» происходит в обстоятельствах рождения идеологий - с началом «века идеологий».

В отечественной социологической литературе интерес к проблеме поколений возник в 60-е годы. Появились работы, посвящённые детальному изучению проблемы поколений в демографии. В социально-демографическом очерке Б.П. Урланиса последовательно прослеживается коллективная биография когорты лиц, родив­шихся в нашей стране в 1906 году. В своей работе Б. Урланис рассматривает понятие поколение как определённую возрастную категорию, совокупность лиц одного возраста. Например, дорабочий возраст - до 15 лет, рабочий возраст - от 16 до 59 лет и послерабочий возраст - старше 60 лет. Общий для определённой группы год рождения соединяет людей в некое единое целое [8, С.10-11].

В 70-80-е годы появились работы И.С. Кона, В.В. Никитенко, А.И. Афанасьевой, В.К. Егорова, Л.Н. Когана, Б. С. Павлова и др., в которых понятие «поколение» получило наиболее систематическое описание в социологии. И.С. Кон в статье «Возрастные категории в науках о человеке и обществе» рассматривает понятие «поколение» с общесоциологической точки зрения и отмечает следующие значения:

  1. Степень происхождения от общего предка (генеалогические поколе­ния отцов, сыновей, дедов, внуков и т.д.);
  2. Сверстников, т.е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время и потому в любой момент своей жизни находящихся в одном и том же возрасте (реальное поколение или возрастная когорта);
  3. Современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста (условное поколение), при этом условные поколения могут конструироваться как по хронологическому, календарному принципу, так и символически, через соотнесение с какими-то историческими событиями [5, С.79].

В отечественной социологической литературе этого периода следует отметить ряд дефиниций, которые по содержанию можно было бы объединить под одной рубрикой: «укрупнённая когорта», включающая в себя серию смежных однолетних когорт. В данных определениях подчёркивается близость возраста, общность исторических условий формирование и самостоятельной общественно-практической деятельности; причём последнее обусловливает общность жизненного опыта и переживаний.

В сборнике «Преемственность поколений как социологическая проблема», в статье «Исторический процесс и смена поколений» А.И. Афанасьева утверждает, что возрастной фактор является одним из главных признаков поколения, под которым понимается объективная своеобразная мера естественного разделения людей на поколения, при этом поколение и возрастная группа - понятия не тождественные. В социологическом понимании поколение охватывает несколько возрастных групп, но границы поколений здесь подвижны, зависят от исторических, социально-экономических, демографических, региональных факторов. Б.С. Павлов отмечает, что «поколение» - это своеобразный «поперечный» исторический срез общности. Для характеристики какого-либо поколения конкретного времени следует воспроизвести его «социальный портрет в данный период исторического развития, в течение которого черты этого портрета остаются относительно неизменными» [7, С. 29].

Интересен в этом отношении опыт школы лонгитюдных исследований М.Х. Титма и Э.А. Саар, где в ходе выполнения проекта «Пути поколения» изучению подверглись учащиеся из 14 регионов Советского Союза. Многоэтапная квотная выборка позволила охватить 5 % от когорты 17-летних в каждом из регионов. В течение десяти лет были описаны события, их временные границы и выявлены общие закономерности жизненного цикла молодёжи, которой на момент исследования исполнилось 17 лет. Изучению подверглись жизненные ценности, семья, образование, социальная и профессиональная мобильность, миграционные процессы. Участники проекта раз в четыре года заполняли анкету, включавшую вопросы на эти темы, что позволило проследить изменения в социальном статусе, месте жительства, социальном положении молодых людей с момента окончания школы (17 лет) до момента вступления во взрослую жизнь (30 лет). В результате авторами была доказана невозможность применения усредненных методик социального анализа становления когорт в «социально-однородном социалистическом» обществе.

В целом следует отметить, что исследование проблем поколений отечественными учёными в 60-80-е годы имело классово-идеологический уклон. Данная тенденция прояв­лялась в том, что взаимоотношения поколений рассматривались с позиций бесконфликтного единства. Утверждалось, что при социализме нет объективных причин для антагонистического конфликтного взаимодействия поколений.

Таким образом, проблема поколения получила систематическое описание. Дальнейшее изучение данной проблемы позволило понять как количественные, так и качественные критерии поколения. Поколение предполагает существование совокупности людей в виде некоторого взаимосвязанного относительного единства. Его можно представать следующим образом: поколение - это определённая возрастная когорта, имеющая более или менее жёсткие возрастные границы, объединённая типологическими признаками, такими как общность социальных условий формирования и жизненного опыта, общность задач, социальных ролей и функций; общность доминирующих возрастных социально-психологических черт, общность возрастного сознания, поколенческого духа; живущая и действующая в конкретный период времени. Однако в этот период не придавалось большого значения социокультурным факторам формирования преемственности поколений как основы социальной деятельности.

В постсоветский период развития социологической науки, начиная с 90-х годов и по сегодняшний день в самом первом приближении и в самом общем смысле поколение можно представить как форму (тип) социальной связи, где фокус символической солидарности - это нормативная рамка воображаемого соотнесения с другими «по горизонтали» - такими же, как «ты». Особое значение в этот период приобретают работы В.Т. Лисовского, С.Н. Иконниковой, Н.И. Лапина, И.М. Ильинского, Ю.Р. Вишневского и др. Становится очевидным факт, что в категории и в языке «поколений» соединяются:

  • представление о границах одного поколения (фиксация общей для него нормы социального и культурного, значимого опыта, типовых реакций и пр., включая общие символы и символические фигуры, объединяющие поколение, точнее, несколько соседних поколений);
  • «точка» и способы перехода от поколения к поколению (фиксация устойчивости передаваемых образцов, но едва ли не прежде всего смены норм, в том числе перелома и общего обвала нормативных систем, т.е. сбой самого механизма трансмиссии) [3, С.12].

Поколение - это понятие, обозначающее разные аспекты родственной, возрастной структуры общества на том или ином этапе исторического развития. Следует выделить такие значения данного понятия: во-первых, антропологическое поколение даёт представление о генеалогии семьи; во-вторых, демографическим поколением обозначают совокупность сверстников, образующих возрастной слой населения (когорта). В зависимости от тех или иных обстоятельств (уровень рождаемости, войны, стихийный бедствия и т.д.), поколение может быть большим или малым, с преобладанием тех или иных социальных групп, мужчин или женщин. В нем могут быть уничтожены слои, которые могли бы внести свой вклад в развитие культуры. Таким обра­зом, возникает «пропавшая» генерация, не реализовавшая свои способности.

В-третьих, возможно выделить историческое значение поколения, где понимается отрезок времени равный интервалу между рождением родителей и рождением их детей. Статистически этот период равен 20-25 годам. Это означает, что в обществе одновременно живут четыре или пять поколений.

В-четвертых, немаловажное значение для социального анализа имеет хронологическое поколение, с помощью которого характеризуется определённый период времени, в течение которого живёт одно поколение, стадия онтогенеза, процесс социализации, жизненного пути от детства до старости.

И в-пятых, понятию «поколение» придаётся духовно-символическое значе­ние, объединяющее историко-культурную общность современников, жизнь которых связана с какими-либо важными историческими событиями, пронизана «духом времени».

С точки зрения С.Н. Иконниковой наиболее продуктивным следует считать культурно-исторический подход, где понятие «поколение» не совпадает с хронологической протяжённостью [4, С.54-68].

Каждое понимание термина «поколение» требует отдельного теоретического подхода. Показателен в этом отношении подход И.М. Ильинского. Он выделяет три варианта употребления данного термина, и отсюда три теоретических подхода к молодёжи как некоему социальному феномену. 1. Поколения рассматриваются в смысле жизненного цикла, через который проходят индивиды. В классическом социологическом подходе рассматривается влияние общества на молодёжь. 2. Социальные или политиче­ские поколения - это общественно исторически-обусловленные структуры группового поведения. 3. Выделяются генеалогические поколения, когда проблема молодёжи рассматривается через отношения, поколения родителей и детей, что социологически может трансформироваться в столкновение или разрыв между ними.

Указывает на многомерность подходов к определению термина «поколение» и Ю.Р. Вишневский, которые рассматривал его как когорту (индикатор: жёсткие возрастные границы); общность доминирующих социально-психологических черт, социальных условий формирования и жизненного опыта; общность поколенческого сознания и духа; хронологический период, в течение которого живёт конкретное условное поколение и др. 

Отсюда возникает необходимость выделить признаки, образующие качественную определённость и отличающие поколение от другой общности людей. Именно социокультурный подход к изучению поколений позволяет чётче осмыслить проблемы социокультурной трансформации. Согласно Н.И Лапину, одним из принципов социокультурного подхода является принцип социокультурного баланса, который означает динамическое равновесие между культурными и социальными компонентами как условие устойчивости общества. В социокультурной сфере общества выделяются следующие функции (по Н. И. Дряхлову): трансляционная - передача из прошлого в настоящее в будущее социальных ценностей, норм, потребностей, предпочтений, способа поведения, уровня и качества жизни; селекционная - оценка и классификация наследованных ценностей; определения их места и роли в решении проблем развития общества на данном этапе; инновационная - обновление социальных ценностей и норм, пределы обновления их заимствования у других культур и народов [2, С.33].

Качественную определённость поколению как носителю тех или иных свойств и отношений придаёт его социальные признаки. Говоря о качественной характеристике социального признака, следует рассматривать содержание и направленность социальной деятельности поколения.

В данном аспекте немаловажное значение имеет состав поколения, отражающий сложную социальную структуру общества, деление на социальные группы, слои, субкультуры, этнический и социальные общности, региональные отличия центра от периферии, городских и сельских поселений. Отсюда, в зависимости от него поколение может быть социально-единым или социально разнородным.

Автор статьи на основе проведённого теоретического анализа считает необходимым уточнить определение поколения: поколение - это объективно складывающаяся, конкретно­-историческая совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующаяся специфическими демографическими чертами, решением исторически определённых задач, получившая в ходе процесса социализации уникальный социокультурный код.

В статье представлены различные теоретические подходы в изучении понятия «поколение» на разных этапах его исследования. Сравнительно-исторический метод позволил выяснить, как складывалось понятие, какое в него вкладываюсь содержание на разных этапах общественного развития. Понимание поколения как многозначной категории, требующей междисциплинарного подхода, пришло не сразу, и только социокультурный подход позволяет рассмотреть понятие поколение в общесодержательном плане. Следует отметить, что термин «поколение» употребляется в различных вариантах, имеет системный характер, который можно проанализировать в ходе изучения межпоколенческих взаимодействий.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор кафедры социологии, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.