Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

NETWORK INTERACTION OF TEACHER TRAINING UNIVERSITY AND EDUCATIONAL INSTITUTION IN TRAINING OF A FUTURE TEACHER FOR DESIGN OF THE ETHNOCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Taziev S.F. 1
1 Elabuga institute of Kazan Federal University
This article presents and describes number of problems in the work of the pedagogical higher education institute in training of future teachers in order to design of the ethnocultural educational environment. Problems of ethnocultural education of pupils in the educational institution are considered. The article also gives the experience of creation of the ethnocultural space in Yelabuga in the course of network interaction of the Yelabuga institute of KFU and of the Municipal Educational Institution "Gymnasium No. 1" in Yelabuga, the Republic of Tatarstan. For strengthening of the practice oriented training of the future teachers for the realization of problems of usage of the opportunities of the educational environment provided by Federal Educational Standards of the higher education in the direction of preparation "Pedagogical education", students take part in development and implementation of projects within the experimental platform created at a gymnasium. The main directions, forms, methods and conditions of the organization of network interaction of the teacher training University and the educational institution in training of future teachers for design of the ethnocultural educational environment are offered in the article.
ethnocultural education
Ethnic culture
network interaction
research activity
design
ethnocultural educational environment
Профессиональным стандартом педагога предусматривается введение регионального и школьного компонентов, учитывающих как национально-региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ. Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует творческих усилий учителей родителей и широкой общественности по созданию этнокультурной образовательной среды по месту проживания и обучения учащихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования также разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Стандарт направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся; единства образовательного пространства страны; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия ее многонационального народа, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой народов России.

Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» должен обладать профессионально-прикладной компетенцией - способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета.

Окружающая любую школу социальная среда достаточно быстро меняется. Преобразованиям подвержены национально-демографическая ситуация, образовательные потребности обучаемых и их родителей, приоритеты национальной и образовательной политики страны, республики, города и т.п.

Успешная школа должна своевременно и адекватно реагировать на эти преобразования. Это может проявляться в изменении содержания образования, в предложении населению каких-то дополнительных образовательных и иных услуг, в оборудовании школьных кабинетов в соответствии с требованиями времени, в формировании партнерских, деловых отношений с другими организациями, заинтересованными в обучении и воспитания подрастающего поколения и др. Для того чтобы отклики на вызовы внешней среды были системными и последовательными, необходимо серьезно анализировать состояние внутренней и внешней среды школы, тенденции развития образования в регионе, пытаться их спрогнозировать, предвосхитить и, конечно же, учитывать при проектировании деятельности образовательного учреждения.

В последнее время во многих регионах России большое внимание уделяется созданию и развитию этнокультурной образовательной среды, что отмечается  и исследователями (А.Б. Афанасьева, А. Ю. Белогуров, Г. С. Денисова, Т. К. Солодухина и др.). Вопросы культурно-духовного развития народов, гармонизации межнациональных отношений приобрели новое звучание и в Республике Татарстан. По данным переписи населения 2010 года в ней проживают представители свыше 173 национальностей. Это значит, в условиях полиэтничности и поликультурности среды и система образования является поликультурной и многоязычной.

Но решение задач этнокультурного образования учащихся сталкивается с трудностями, порождаемыми объективно существующими противоречиями:

- между духовным богатством этнических культур и возрастающим отчуждением населения от их традиций;

- между безграничным педагогическим потенциалом национальной культуры и недостаточным применением ее современными педагогами в своей деятельности;

- между потребностями образовательных учреждений в педагогах, способных в условиях многонациональной среды проектировать и реализовать этнокультурные программы, и ограниченными возможностями сложившейся системы педагогического образования, которая не в состоянии полностью удовлетворить эти потребности.

В связи с этим задачи статьи - выявить и охарактеризовать ряд проблем этнокультурного образования учащихся в общеобразовательном учреждении и опыт использования сетевого взаимодействия Елабужского института КФУ и МБОУ «Гимназия № 1» г. Елабуги Республики Татарстан по созданию городского этнокультурного пространства в процессе подготовки будущего учителя к проектированию этнокультурной образовательной среды.  

В 2014 году в ЕИ КФУ была начата экспериментальная работа по усилению практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» на основе сетевого взаимодействия. В рамках эксперимента на расширенном заседании педагогического совета МБОУ «Гимназия № 1» г. Елабуги, национальных общин города, лаборатории этнокультурного образования ЕИ КФУ было решено создать рабочие группы по разработке исследовательского проекта «Организация развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных особенностей как условие реализации образовательных стандартов». В эти группы вошли ученые и студенты института, учителя и учащиеся гимназии, родители и представители национальных объединений.

Анализ научных и творческих работ, опрос учителей и студентов позволил выявить:

- недостаточные знания по теории и технологии этнокультурного образования всех участников;

-  слабый уровень их умений проектирования этнокультурной образовательной среды;

- отсутствие у студентов опыта моделирования и конструирования образовательно-воспитательного процесса;

- формальное проектирование некоторыми национальными общественными объединениями своей деятельности, отсутствие системы работы с детьми;

- слабые знания педагогов в области педагогического и стратегического (инновационного) менеджмента;

- неготовность взрослых членов групп к исследовательской деятельности и др.

В связи с этим в гимназии развернулась система обучающих семинаров, были организованы публичные лекции научного руководителя, дискуссии, деловые игры по теме «Этнокультурное образование учащихся и населения в условиях малого города», где была предоставлена возможность адаптировать новые этнокультурные технологии к местным условиям и обсудить их.

Вначале участники исследовательской работы ознакомились с заимствованными извне инновационными педагогическими технологиями, а в дальнейшем пришли к осознанию развития собственного инновационного педагогического мышления, т.к. принципиальным его достоинством является возможность творчески разрешать бесконечное число педагогических ситуаций, в то время как любая заимствованная концепция ограничена областью задач, для которых она была разработана.

Ими был проведен анализ внутренних и внешних проблем и факторов, влияющих на создание и развитие этнокультурной образовательной среды, выбор технологий и механизмов развития среды в соответствии с социальным заказом и целью проекта. Были разработаны мини-проекты по всем стратегическим направлениям образовательной системы с учетом возрастных особенностей по ступеням обучения, продумана система партнерских отношений гимназии с отдельными социальными институтами городского и республиканского образовательного пространства, осуществлена апробация новых технологий повышения квалификации педагогов: лекции ученых ЕИ КФУ по актуальным проблемам современного образования и развития национальных культур, инновационного менеджмента в образовании, совместные организационно-деятельностные игры учителей, школьников и студентов по поиску инновационных идей по обновлению этнокультурной деятельности гимназии, организация и проведение научных конференций разного уровня, в т.ч. республиканской по проблеме исследовательского проекта, организация учебно- и научно-исследовательской работы будущих учителей по проблеме проекта и т.д.

Совместными усилиями учителей гимназии, преподавателей и студентов ЕИ КФУ было установлено, что процесс совершенствования национально-регионального компонента содержания образования в современных условиях должен развиваться в двух основных направлениях:

а) преемственность программ национально-регионального компонента в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования;

б) гармонизация баланса федеральных и национально-региональных ценностей, ориентация на развитие диалога культур и идею общероссийской идентичности.

В связи с этим в гимназии разработан новый проект, главной целью которого является создание развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных особенностей, которая направлена на формирование поликультурной личности, обладающей знаниями своей национальной культуры, культуры народов совместного проживания, российской и мировой культур, формирование гражданина - патриота Елабужского муниципального района, Республики Татарстан, Российской Федерации.

На 1 этапе (2013-2014 гг.) были разработаны модель выпускника гимназии (сферы культурного самоопределения) и на ее основе перечни этнокультурных компетенций по учебным дисциплинам на всех уровнях образования. Пересмотрено содержание учебных программ, приведено в соответствие с требованиями ФГОС и этнокультурных компетенций. Осуществлен подбор и разработка материалов для образовательной части НРК по всем предметам. Определены актуальные ценности гимназии как центра этнокультурного образования населения.

Проведен анализ состояния воспитательной системы по вопросам: а) содержания НРК в воспитательной системе; б) эффективности использования форм и методов воспитательного процесса с учетом национально-региональных особенностей; г) диагностики результативности воспитательной системы гимназии, направленной на формирование и развитие этнокультурной личности. Спроектирована воспитательная система на основе идеи формирования саморазвивающейся культурной личности елабужанина, усвоившего компетенции на уровне ФГОС, готового и способного интегрироваться в елабужское, республиканское, российское и мировое сообщество.

В результате совместной творческой работы определились основные направления этнокультурного образования учащихся. Гимназия как открытая социально-педагогическая система (социально-досуговый центр) реализует ряд проектов по созданию единого коммуникационно-образовательного пространства на основе инновационных форм партнерства с национальными общественными объединениями, этнокультурными и религиозными организациями: а) апробированы образовательные программы новых дисциплин по теме исследования (специальные занятия в дошкольных учреждениях, элективные курсы и факультативы в гимназии, спецкурсы в вузе по подготовке будущих учителей к проектированию этнокультурной образовательной среды; б) успешно функционирует программа «Возрождение»; в) создается Центр духовно-нравственной культуры; г) организована исследовательская деятельности учащихся по изучению национальных традиций, обычаев и обрядов, истории и культуры народов Поволжья; д) работает музей местного поэта Фазыла Шаеха; е) создан музей города-побратима Сафранболу (Турция), ежегодно совершается поездка учащихся в Турцию; ё) в гимназию перешел литературно-музыкальный клуб местных поэтов, писателей и композиторов «Чулман» и начал работу по развитию одаренности учащихся и студентов, предрасположенных к литературному творчеству; реализуется совместный план деятельности с местными национальными общинами.

На 2 этапе (2014-2015 гг.) на основе экспертизы рабочих программ этнокультурных компетенций идет сбор, обработка и апробация материалов по НРК по всем учебным дисциплинам. К началу следующего учебного года планируется выпуск методических пособий по созданию развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных особенностей. Результаты исследовательской деятельности обсуждаются на студенческой учебно-исследовательской конференции института, научно-практических конференциях гимназии, города и региона.

3 этап (2015-2016 гг.) посвящен созданию при гимназии городского центра духовно-нравственной культуры, обеспечивающего преемственность HPK в непрерывном образовательном процессе (образовательных и этнокультурных общественных организаций).

Составной частью проекта является привлечение будущих учителей к этнокультурной образовательно-воспитательной работе с учащимися. Студенты ЕИ КФУ являются постоянными помощниками детей в написании научных работ по проблемам развития национальных культур, в подготовке и проведении научных конференций, тематических вечеров, конкурсов, находят в этом радость и удовлетворение. Такая работа студентов в условиях современного вуза дает опережающее получение будущими специалистами целостной системы знаний о механизмах проектирования и реализации образовательных и воспитательных программ, учит их моделировать и разрешать ситуации по оказанию учащимся научно-методической поддержки.

Совместная деятельность ЕИ КФУ и гимназии показывает, что этнокультурное образование нуждается в научно-методическом сопровождении, а сотрудничество образовательных учреждений и института в этом плане открывает большие возможности использования колоссального культурно-исторического и духовного капитала, ждущего своего приложения. Участие будущих учителей в совместной исследовательской и научно-методической деятельности образовательного учреждения позволяет обеспечить их эффективную подготовку к проектированию этнокультурной образовательной среды.

Рецензенты:

Валеева Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;

Мухаметшин А.Г., д.п.н, профессор кафедры педагогики и психологии ВГБОУ ВПО «Набережно-Челнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г. Набережные Челны.