Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

WRONGFUL CONDUCT OF MINORS IN THE ASPECT OF SOCIAL STABILITY

Migunova Yu.V. 1 Moiseeva T.P. 2
1 Institute of social and economic researches of Ufa scientific centre of Russian academy of sciences
2 Ufa State Aviation Technical University
In the present article considers the problem of illegal behavior of minors is a serious threat to the social stability of the society. We study the official statistics for 2012-2013, reflecting an increase of the number of crimes committed by minors. Analyzes factors of illegal behavior are divided into economic and social. Economic factors related to the sharp deterioration of the economic situation and on this basis increased tensions in society. The sharp economic downturn, the decline in living standards could not but affect the various aspects of the life of a Russian family whose main functions is to educate children, providing of necessary conditions socialization. Social factors associated with the spread of child neglect, a social base which are first of all disadvantaged families. Having a low levels of adaptive abilities, such family is not able to create the necessary socio-psychological and other conditions for the successful development and socialization of the child. Essential social factor of child neglect and as a consequence, of illegal behavior of minors is the absence or the commercialization of children´s leisure organizations, after-school of educational institutions. As a result, children are forced to spend free time outdoors, staying without adult supervision, often gathering in a company´s antisocial. In conclusion, the authors conclude that the social sustainability of society provided by a complex of factors, including socialization of children, which determine the quality of human potential in general, objectively assigned a very a significant role.
social sustainability
non-formal education
dysfunctional family
family
unlawful behavior of minors
Распространение угрозы криминализации общественных отношений - одна из важнейших проблем современной России. Такие социьные патологии, как детский алкоголизм и наркомания, детская безнадзорность и беспризорность по-прежнему остаются причинами и социальной базой противоправного поведения детей и подростков. А так называемое делинквентное поведение несёт в себе серьёзную угрозу социальной устойчивости общества. В связи с этим проблема противоправного поведения несовершеннолетних остается злободневной, требует постоянного и всестороннего исследования [9].

По официальным данным, в 2012-2013 гг. число преступлений, совершённых несовершеннолетними, в сравнении с прошлым годом,  выросло на 6,6 %. В 2013 г. в общей структуре преступности несовершеннолетних наиболее распространенными являются преступления, носящие корыстный характер, совершаемые путем кражи, грабежа или разбоя, - 46016 случаев [8].

Второе место по числу преступлений занимают правонарушения, направленные против жизни и здоровья граждан (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийства и др.), в 2013 г. - 4499 случаев. И хотя в сравнении с 2012 г., в этой категории преступлений наблюдается небольшое, на 2,7 %, снижение числа преступлений, по-прежнему отмечается, что совершаемые подростками противоправные деяния отличаются особой дерзостью, цинизмом и жестокостью [8].

Наименьшее количество правонарушений в структуре детской преступности за 2013 г. занимают  преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности - 499 случаев. Но их прирост в сравнении с 2013 г. составил 17,1 % [8].

Объективные причины роста и распространения преступности среди несовершеннолетних детерминированы историческими условиями жизни общества, содержанием и функционированием социальных институтов, социальной устойчивостью самого общества в целом. Многие исследователи считают, что девиантная (делинквентная) активность несовершеннолетних является реакцией на напряжение, возникающее в обществе [2]. Факторы, детерминирующие противоправное поведение подростков, логично разделить на экономические и социальные.

Экономический спад обусловил резкое ухудшение материального положения значительной части российского населения, снижение жизненного уровня со всей совокупностью их последствий [4].

По данным Росстата за 2013 г., численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 15,5 млн человек, что в процентном соотношении составляет 10,8 % от общей численности населения. Трудности, переживаемые  российской экономикой, прежде всего, негативно сказались на жизни российских семьей, воспитывающих детей, главной задачей которых является обеспечение необходимых условий социализации личности.

Семьи, чье финансовое положение ухудшилось, утратили свой привычный жизненный уровень. Изменилось их социально-психологическое самочувствие, общий климат в семье стал напряженным. Ускорился процесс разрушения социальных связей, обеспечивающих приемлемые условия функционирования семьи и выполнения ею  главных функций - воспитание ребенка, социализация личности. Это создало благоприятную питательную среду  для роста  детской безнадзорности, и как следствия, -  противоправного поведения несовершеннолетних [3, 6, с. 47].

Доказано, что стремительное снижение уровня жизни семьи весьма болезненно  сказывается на подростках. Объективные био-психо-социальные особенности развития несовершеннолетних (неустоявшаяся психика, несформированные ценностные ориентации и т.д.) делают эту социальную группу более подверженной влиянию факторов, с которыми взрослые справляются гораздо успешнее.

Подвижность сферы интересов подростка, недостаточная устойчивость или несформированность системы нравственных ценностей, неспособность адекватно оценить ситуацию и противостоять распространяющимся в обществе потребительским ценностям (на фоне напряженного социально-психологического климата в семье, ограниченности ее финансовых возможностей) способствуют неверной поведенческой направленности несовершеннолетних (инфантилизму и потребительству, самоутверждению через насилие, через различные формы антисоциального действия).

Проблему усугубила нарастающая тенденция неконтролируемого увеличения числа отчисляемых подростков из школ и ПТУ. (Так, например, в 2006 г. из школ Российской Федерации по неуважительным причинам выбыло более 100 тыс. учеников (для сравнения, в 1988 г. их было всего 1,5 тыс. чел.). В связи с  ограничением приема учащихся в 9-11 классы и сокращением приема в профессионально-технические училища в 2006-2007 учебном году примерно 500 тыс. подростков старше 14 лет оказались лишенными возможности продолжить обучение [5, с. 78].

Выброшенные практически на улицу, несовершеннолетние дети, не охваченные ни учебной, ни трудовой деятельностью, создали потенциальную социальную базу подростковой преступности, угрозу социальной устойчивости общества.

Важным социальным фактором, детерминирующим рост противоправного поведения несовершеннолетних, является детская безнадзорность.

Основную лепту в увеличение безнадзорности вносит неблагополучная семья. Имея низкий уровень адаптивных возможностей, не способная создать необходимые социально-психологические и иные условия для успешного развития и социализации ребёнка, она становится социальной базой безнадзорности. За несколько лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт антисоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в варианте жизненного самоопределения, идущего наперекор общественным нормам и ценностям. Ребенок из неблагополучной семьи отличается не только внешним видом, манерой общения с окружающими, примитивной, зачастую нецензурной речью. Его психика неуравновешенна, реакции неадекватны, он замкнут, озлоблен. Для него характерно полное отсутствие интереса к любому виду обучения и т.д. Такое поведение, типичное для безнадзорного ребёнка из неблагополучной семьи, воспринимается в обществе отторжением, разрывом отношений, а порой подавлением или угнетением, как со стороны благополучных сверстников, так и со стороны взрослых. Столкнувшийся с непониманием окружающих, неприятием другими его проблем, безнадзорный ребенок оказывается в изоляции, выбирает по примеру своих родителей асоциальный образ жизни.

Среди несовершеннолетних детей, вышедших из неблагополучных семей, распространены алкоголизм, наркомания, проституция, они часто голодают, в их среде практически отсутствуют какие-либо нравственные ценности, элементарные навыки культуры, нередко эти дети психически нездоровы. Интенсивность преступности таких детей особенно высока. Испытывающие насилие в семье, они часто проецируют насильственные формы преступления, сопровождая их особой жестокостью и цинизмом. Даже позже, создавая собственную семью, они повторяют в отношении своих детей поведение своих неблагополучных родителей, придавая тем самым новые стимулы роста детской безнадзорности, противоправного поведения, воссоздавая новые угрозы социальной  устойчивости общества.

Социологические исследования проблем детской безнадзорности современного российского общества показали, что риск стать безнадзорным достаточно высок и у детей из вполне благополучных семей. Так, например, 45 % опрошенных детей являются формально безнадзорными [7, с. 108]. У вполне добропорядочных, ведущих здоровый образ жизни, много работающих родителей дети зачастую остаются без присмотра. Раньше такой присмотр за детьми осуществляли бабушки-дедушки, которые сейчас в большинстве случаев работают, и практически не занимаются воспитанием внуков. Кроме того, в прежней системе школьного образования была развита структура воспитательной работы с детьми во второй половине дня (группы продленного дня, развитая система секционных занятий, кружков детского творчества по интересам). И если для детей младшего школьного возраста группы продленного дня вновь стали создаваться, успешно работать, то досуг старших школьников зачастую остается не организованным. Разрастающаяся в городах сеть детского досуга, внешкольных образовательных учреждений развивается в большинстве случаев на коммерческой основе и не доступна большинству детей из семей с невысокими финансовыми доходами. Между тем отсутствие или чрезмерная коммерциализация организаций детского досуга, внешкольных образовательных учреждений создает благоприятную среду для формирования стихийных неформальных организаций подростков с выраженной асоциальной направленностью.

Внешкольная работа с детьми, организация свободного времени для детей и подростков по различным направлениям (общественно-политическим, образовательным, общественно полезным, физкультурно-спортивным, художественно-творческим), является важным институтом общества, а в новых социально-экономических условиях приобретает особую значимость. Тем не менее, государство упорно старается не признавать свою приоритетную роль в решении «детских проблем», пытается полностью переложить ответственность за социализацию ребенка на родителей. Между тем, воспитание гармонично развитой личности является приоритетной задачей страны, ставящей  амбициозные задачи технико-технологического прорыва, духовного возрождения нации.

Исследуя статистические данные, связанные с дополнительным образованием детей, отмечается, что за последние пять лет численность детей, задействованных в системе дополнительного образования, не претерпела существенных изменений. Если в 2008 г. почти 11 млн детей постоянно занимались художественным и научно-техническим творчеством, спортом и другими видами развивающей деятельности, то в 2013 г. их число составляло более 10 млн чел. (49 % от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет) [1]. Это дети, занимающиеся в творческих объединениях по интересам, созданным в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях, различных организациях. Таким образом, существенного увеличения количества детей, занятых в системе дополнительного образования, за прошедшие несколько лет не произошло.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что предупреждение детской безнадзорности, ее социальных следствий возможно только в случае системного, постоянного и целенаправленного участия государственных учреждений и институтов, социально-педагогических служб, общественных организаций.

Социальная устойчивость общества, его способность к саморазвитию обеспечивается комплексом социально-экономических, политических и других факторов, диалектическая взаимосвязь которых обеспечивает условия поступательного движения. И среди этих факторов роль и значение «детских» проблем трудно переоценить. Они объективно связаны с качеством человеческого потенциала - главным условием сложной и противоречивой технико-технологической, социально-экономической, политической и духовной диалектики современного российского общества.

Данная статья выполнена в рамках госзадания ИСЭИ УНЦ РАН по теме № 0253-2014-0001 «Стратегическое управление ключевыми потенциалами развития разноуровневых социально-экономических систем с позиций обеспечения национальной безопасности» (№ гос. регистрации 01201456661).

Рецензенты:

Гатауллин Р.Ф., д.э.н., профессор, заведующий сектором экономики и управления развитием территорий Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, г. Уфа;

Зарипов А.Я., д.ф.н., профессор кафедры философии Уфимского государственного авиационного технического университета, г. Уфа.