Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MANAGING THE INTERNATIONALIZATION AT ENGINEERING UNIVERSITY

Gornovskaya A.V. 1
1 Kazan State Technological University
Actuality of the problem at issue is conditioned by the changes in the system of higher education which is influenced by globalization of the world economy. The paper proves the importance of solving the internationalization issues in the context of engineering education, as well as the necessity of further search for the efficient ways of its development, management, and modernization. The author reveals a contradiction between the need to manage internationalization using local regulatory standards and lack of legal mechanisms its control. Experience of Kazan National Research Technological University (KNRTU) demonstrates the efficiency of local regulatory control for managing the internationalization process at engineering university provided that all the related conditions are followed.
Internationalization of higher education
engineering Education
managing the internalization
local rules and regulations
О глобализации и интернационализации сейчас принято говорить практически во всех отраслях человеческой деятельности. Характерна эта тенденция и для сферы высшего образования. Происходящие на современном этапе развития мирового сообщества процессы глобализации, интеграции и иные смежные процессы оказывают прямое влияние на изменения, происходящие в системе образования.

«Избежать интернационализации российским университетам невозможно, - считает один из ведущих экспертов в области мировых политических процессов, профессор МГИМО(У) М. Лебедева. - В современных условиях это приведет к быстрому и резкому отставанию не только образования и науки, но и страны в целом» [3, с.259].

Интернационализация высшего образования предполагает, что международный компонент будет внедрен в основные сферы жизнедеятельности ВУЗа - учебную, научно-исследовательскую, административную, в результате чего будет сформирована новая международная глубоко интернациональная по своей сути образовательная среда.

С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики перед высшим образованием встают цели, связанные с подготовкой профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившейся среде глобального рынка.

Очевидно, что для государства с точки зрения решения задач интернационализации интересны не все ВУЗы, а только те, которые способны удовлетворить его ожидания и стать глобальным лидером в этой области. Это ВУЗы, которые способны развиваться в парадигме «университет - исследователь» [3, с.237], - прежде всего, инженерные ВУЗы.

В настоящее время ценность элитного инженерного образования неуклонно возрастает, что обусловлено многими факторами. Среди важнейших из них можно назвать увеличение роли инноваций в экономике и быстрая смена технологий, которые влекут за собой ужесточение требований к фундаментальному образованию инженеров, их интеллектуальным, волевым и организационным качествам; резкое возрастание роли малых и средних инновационных компаний в современной высокотехнологичной экономике, что повышает требования к целостности, универсальности и широте подготовки инженера, расширяя тем самым зону его ответственности.

Технические специалисты и научно-технические кадры всегда и во всех странах являются неотъемлемой и важнейшей движущей силой экономических преобразований, поэтому очевидно, что их подготовке, соответствующей международным стандартам качества, необходимо уделять первостепенное внимание. Подготовка кадров с высоким уровнем профессиональной компетенции, социальной и личной ответственности за настоящее и будущее страны требует формирования инновационного образовательного пространства, основанного на лучших образцах образовательной практики советского и российского инженерного образования, соответствующего или превосходящего по ряду позиций требования мировых стандартов качества образования [2, с.49].

В 2009 году А.А. Фурсенко, занимавший на тот момент пост министра образования и науки России, высказал мысль о том, что российское инженерное образование относится к российским брендам, конкурентоспособным, имеющим мировое признание, с которыми страна может выйти на мировой рынок [1, с.7].

В связи с вышеизложенным, решение задач интернационализации в отношении инженерного образования представляется нам особенно важным.

Однако, интернационализация может стать важнейшим ресурсом развития университета, если он способен управлять и контролировать этот процесс. Это побуждает нас к дальнейшему поиску эффективных путей развития интернационализации инженерного образования  и управления ее развитием, а также к модернизации используемых способов управления.  Своевременным и интересным эту проблематику делает и то, что на смену традиционному пониманию управления педагогическими системами как целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую приходит понимание «управления» как «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного взаимодействия».

Интернационализация в целом, а интернационализация инженерного образования как элитного технического образования тем более - это объективный, комплексный, многоуровневый, поэтапный, динамичный и противоречивый процесс. Следовательно, управление процессом интернационализации - процесс еще более сложный по своему содержанию и трудоемкости.  Сегодня в академической среде есть понимание того, что «интернационализацией и глобализацией можно и нужно управлять», причем, если делать это «компетентно, со знанием дела», то «можно не только  предупредить  их отрицательные последствия, но и, напротив, получить существенные позитивные результаты» [4, с.14]. Возникает закономерный вопрос: как «компетентно, со знанием дела» управлять интернационализацией в инженерном ВУЗе?

Очевидно, что эффективно управлять интернационализацией возможно лишь при наличии ряда организационно-педагогических условий. По мнению некоторых ученых, к таковым относятся формирование единой политики интернационализации университета, реализуемой через ряд принятых в университете программ, проектов и концепций;  внедрение единой интегрированной системы управления процессами интернационализации; создание мультикультурной и мультиязыковой среды университета; разработка нормативно-методического обеспечения опережающего образовательного процесса и некоторые иные условия, обеспечение которых  позволяет на практике проводить политику интернационализации инженерного образования.[5, с.121].

В связи с нашим исследованием важнейшим из организационно-педагогических условий нам представляется условие о наличии единой интегрированной системы и нормативно-методического обеспечения управления интернационализацией. Важно реализовать все лучшее, что заложено в стратегических документах, принятых на международном и федеральном уровнях. Однако при том, что законодателем предоставлено ВУЗам право управлять процессом интернационализации и заниматься нормотворчеством, оказалось, что ВУЗы по различным причинам недостаточно широко используют сферу своей самостоятельности, да и степень ее далеко не однозначна. Кроме того, несмотря на продекларированную необходимость вхождения в международное образовательное пространство, в системе управления ВУЗом часто отсутствует или недостаточно эффективно функционирует инфраструктура поддержки интернационализации.

В ходе исследования нами было выявлено важнейшее противоречие между востребованностью в управлении интернационализацией с помощью локальных норм и  отсутствием правового механизма такого управления.

В связи с этим нами предлагается и обосновывается на опыте ФГБОУ ВПО «КНИТУ» опытно-экспериментальная модель управления интернационализацией инженерного ВУЗа, включающая в себя следующие элементы:

а) Создание новых организационно-управленческих структур с наделениями их новыми функциями, создание правовых механизмов их функционирования и взаимодействия со смежными структурами. С 1 октября 2014 года в структуре Управления международной деятельности ФГБОУ ВПО «КНИТУ» был создан отдел правового сопровождения, на который были возложены такие задачи, как осуществление правовой поддержки взаимодействия университета с международными образовательными и научными организациями; разработка механизмов локального нормативного регулирования международной деятельности ФГБОУ ВПО «КНИТУ»; повышение эффективности управления академической мобильности; мониторинг, анализ и подготовка отчетности о международной деятельности университета; осуществление защиты правовых интересов ФГБОУ ВПО «КНИТУ» в рамках осуществления международной деятельности.

б) Разработка и внедрение новых локальных нормативные актов, с помощью которых осуществляется прямое управление интернационализацией, и требований к их формированию. Речь идет о таких документах, как Положение об академической мобильности, Положение о долгосрочных совместных международных образовательных программах, Положение о краткосрочных совместных международных программах, Положение о порядке приема иностранных делегаций, Положение о порядке выдачи двойных дипломов и т.д.

в) Принципы, которым должна отвечать система управления интернационализацией: соблюдение рационального числа элементов в структуре управления, гибкость, четкое разграничение полномочий между субъектами управления, специализация, единство прав и ответственности, активность и вовлеченность субъектов в процесс нормотворчества и иные.

г) Организационно-педагогические условия реализации модели и показатели качества управления интернационализацией: мониторинг состояния интернационализации, стимулирование академической мобильности, включенность субъектов образовательного процесса в нормотворческую деятельность и формирование у них навыков нормотворчества и другие условия.

Очевидно, что продвижение российской высшей школы на международном рынке образовательных услуг будет во многом определяться адекватностью государственных мер, но и сами ВУЗы могут и должны предпринять всевозможные меры, способствующие своей интернационализации.

Нам представляется, что при соблюдении соответствующих условий использование механизма локального нормативного регулирования может стать одним из наиболее эффективных способов управления процессом интернационализации в инженерном ВУЗе.

Рецензенты:

Кондратьев В.В., д.п.н., заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности ИДПО ФГБОУ ВПО «КНИТУ», директор Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей ИДПО ФГБОУ ВПО «КНИТУ», г. Казань;

Осипов П.Н., д.п.н., профессор кафедры инженерной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «КНИТУ», г. Казань.