Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DECISION OF MENTORINGPROBLEM IN WORK WITH GIFTED STUDENTS

Ermolaeva M.V. 1 Ognev A.S. 2 Likhacheva E.V. 3
1 Moscow Psychological and Social University
2 Institute of management in Education of RAE
3 Sholokhov Moscow State University for the Humanities
This article analyses the possibilities of using the potential of older people as mentors for gifted children. The article describes a range of problems faced by the teacher in working with gifted children in the classroom. It has been shown that older people have a number of advantageous psychological characteristics that enable them to become better mentors for gifted students, work on support of gifted students have developmental effect for the older people themselves and contribute to their self-realization.
mentoring
the potential of older people
the elderly
work with gifted students
gifted students

Среди многочисленных актуальных практикоориентированных проблем современной психологии работа с одаренными детьми занимает особое место. С момента ее постановки в трудах Ф. Гальтона, В. Штерна, Г. Ревеша, К. Г. Юнга, Э. Меймана, В.М. Экземлярскогоона рассматривалась именно как проблема, т.е. особо сложный вопрос, противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении ее феноменов. За прошедший век предпринимались многочисленные, в том числе и очень оригинальные, попыткиее решения. На этом пути достигнут ряд несомненных успехов. Но, как это часто и бывает в науке, все оказалось гораздо сложнее, чем представлялось вначале.

Во-первых, как отмечал А.М. Матюшкин, ошибочным является мнение, что современные методы обучения гарантируют «формирование» способностей при отсутствии таланта.Поэтому путем внимательного наблюдения за увлечениями и достижениями ребенка следует четко определить сферу и степень проявления именно таланта. Также важно содействовать развитию ребенка и в других сферах жизнедеятельности. Методы и интенсивность такого содействия по отношению к разным сферам должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Это предполагает индивидуальный подход воспитателя или учителя к каждому ребенку не только (и не столько) в ходе групповых занятий, сколько в досуговой деятельности.

Как это возможно в условиях массового дошкольного и школьного образования? Естественным представляется поручение решения этой задачи родителям. Но тогда возникает опасность безоглядного применения родителями к любому ребенку методов, которые могут быть пригодными исключительно к работе с высокоодаренными детьми. А это сопряжено с риском предъявления к ребенку непосильных для него требований. Результат такой работы может обернутьсядля всех ее участников взаимным разочарованием, психологическими травмами, снижением самооценки. Добавим к этому особую сложность работы в индивидуальном режиме именно с одаренными детьми. Уже с раннего детства они проявляют высокую любознательность, стремление что-то исследовать и даже творить. Чтобы все это целенаправленно использовать в процессе развития одаренности, надо постоянно вовлекать ребенка в активное решение разнообразных проблемных ситуаций. Уникальность любого таланта делает такую задачу неординарной и крайне трудоемкой. В таком случае всерьез рассчитывать на готовность к выявлению и высокоэффективному целенаправленномуобучению одаренного ребенка (и тем более к его гарантированному гармоничному развитию) в условиях массового образования пока не приходится.

Во-вторых, одаренность - это всегда системное качество, в котором интегрированы и познавательные, и эмоциональные, и волевые особенности личности. Это единство познавательной потребности, эмоциональной включенности, мотивации и способности к регуляции человеком своих действий. Следовательно,  когда мы говорим о  работе с одаренными детьми, то  речь должна идти не только о формировании креативного интеллекта, а прежде всего о воспитании, бережном выращивании творческой личности. В результате возникает множество проблем, касающихся развития как познавательной сферы одаренного ребенка, так и его личности в целом.

В-третьих, исследователи и практики столкнулись с проблемой, так называемой, возрастной одаренности, когда рано проявившиеся способности с годами приходят к возрастной норме. Повышенные ожидания в отношении такого ребенка, демонстрирующего яркий ранний старт, со временем сменяются разочарованием, которое бывшим вундеркиндом тяжело переживается как жизненный неуспех. Отсутствие грандиозных достижений заставляют относиться к нему как к неудачнику даже в случае вполне приемлемого уровня продуктивности его деятельности.

В-четвертых, стало очевидным, что и у одаренных детей есть свои психологические трудности в обучении и личностном развитии, которые, согласно исследованиям В.С. Юркевич, чаще всего переживаются ими сильнее по сравнению с  обычными детьми.Выявление таких затруднений и помощь в их преодолении требуют особой готовности их наставников к действиям в нестандартных условиях, так как зачастую необходимые для этого приемы вообще не поддаются какой-либо унификации.

В-пятых, есть и ряд организационно-психологических проблем в работе с одаренными детьми. Так, много сложностей для следования установленному плану занятий создают часто задаваемые одаренными детьми неординарные вопросы, непредусмотренные графиком поиски множества возможных нетривиальных решений задачи, для которой нужный ответ уже получен. Легко ли учителю организовать и реализовать индивидуальный подход к такому ребенку в классе, где кроме него еще более двадцати детей в условиях инклюзивного образования?

Тем не менее, поиск эффективных индивидуальных подходов к обучению и развитию одаренных детей в силу чрезвычайной актуальности этой задачи активно продолжается. К настоящему времени создано множество оригинальных методик такой работы, сформулирован ряд принципов ее организации. Например, уже не вызывает сомнения то, что обучение одаренных детей предполагает гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность оперативного включения новых тем с учетом приоритетных интересов конкретного ребенка. Ясно, что при составлении образовательной программы для этой категории учащихся следует использовать укрупненные тематические блоки для структурирования материала. Предпочтителен междисциплинарный подход, отвечающий широкому кругозору и большой любознательности одаренных детей.

Возникает вопрос: кто поможет педагогу (воспитателю, учителю) реализовать подобные принципы в описанных выше условиях? Авторам данной публикации представляется, что чрезвычайно перспективными, но все еще нереализуемыми в полной мере возможностями в обучении и воспитании одаренных детей обладают люди пожилого возраста.

Прежде всего, уточним, о каких пожилых людях мыговорим.

Если речь идет о работе с одаренными детьми, то это требует немалого свободного времени. Если роль наставника исполняется на добровольных началах, то такому волонтеру нужны иные источники средств к существованию. Следовательно, для намеченной роли больше всего подходят люди, вышедшие на пенсию: женщины после 55 лет, мужчины после 60 лет. Кроме того, надо учитывать, что исполнение роли наставника по отношению к одаренному ребенку всегда сопряжено с  интенсивной интеллектуальной нагрузкой[3]. По данным, полученным сотрудниками научной школы П. Балтеса, интеллектуальные способности пожилых людей остаются на достаточно высоком уровне вплоть до 70-75 лет. Как правило, условием такой сохранности интеллекта оказывается включенность пожилых людей в деятельность, предполагающую постоянную переработку информации.

Отдельно стоит отметить ценность активного использования таких качеств не только для успешной социализации и личностного развития одаренного ребенка, но и для самого волонтера-наставника. Многими автораминеоднократно указывалось на то, что именно речемыслительные функции противостоят общему процессу интеллектуального старения человека. Т.е. специфические перестройки речемыслительной функции пожилого человека при его высокой мотивации к интеллектуальной деятельности - это и ресурс для работы с одаренными детьми, и важное условие продления плодотворного долголетия для самого волонтера-наставника. 

Теперь определимся с частным, но очень важным вопросом: как и когда пожилому человеку, взявшему на себя роль волонтера-наставника, следует взаимодействовать с одаренным ребенком.

По нашему мнению, одаренные дети должны ходить в обычные, но хорошие дошкольные и школьные образовательные учреждения, заниматься вместе с остальными детьми, развивать и совершенствовать навыки обыкновенного человеческого общения, учиться выстраивать нормальные отношения и с другими учениками (воспитанниками), и с различными взрослыми - учителями, воспитателями и т.д. Однако в течение дня у них должно быть время, которое они смогут организовать по своему усмотрению:  поразмышлять над чем-то в комфортном одиночестве, самостоятельно поискать нужную информацию или встретится с каким-то важным для него человеком. В числе таких собеседников как раз и должны быть наши пожилые волонтеры-наставники. Иначе говоря, одаренному ребенку должно быть гарантировано время досуга в дошкольном учреждении и в группе продленного дня в школе.

Какие задачи стоят перед пожилым человеком в плане работы с одаренным ребенком? Прежде всего, это такие психолого-педагогические задачи, как помощь в углубленном изучении выбранных ребенком тем, содействие повышению его организованности в самообучении, развитие у ребенка исследовательских навыков, поощрение и оптимизация поиска оригинальных решений, побуждение к выдвижению новых идей за рамками привычных взглядов без страха разрушить бытующие стереотипы. С опорой на свой богатый жизненный опыт пожилой человек с большим эффектом способен развивать у ребенка  самопознание исамопонимание, помогать поиску нужных критериев и показателей достижения намеченных целей, обучать своего подопечного различным приемам оценки результатов своего собственного труда.

Пожилой наставник способен не только оказать подобного рода поддержку, но и научить ребенка справляться с подобными ситуациями в будущем. В настоящее время ценность таких навыков существенно возрастает из-за того, что регулярно возобновляемая рутинная форма организации труда интенсивно вытесняется его проектными формами[4], [5], [8]. А в силу уникальности любого проекта (тем более проекта творческого) для его разработчиков и исполнителей всегда велик риск фрустрации из-за принципиальной невозможности предвидения всех преград на пути к намеченной цели. Поэтому ориентированная на творческое долголетие личность обязательно должна быть вооружена средствами проектирования, преобразования и мониторинга среды, в которой они действуют. Важным этапом в развитии таких способностей у одаренного ребенка может стать создание и поддержание им самим при помощи пожилого наставника оптимальных условий для образовательной деятельности. Как отмечают многие исследователи психолого-педагогических факторов жизненной успешности и как показывает наша собственная практика, наставник должен уделить особое внимание беседам с ребенком о его взглядах на свою собственную жизнь[6], [9]. Чрезвычайно важно научить ребенка ясно осознавать и внятно формулировать свои мечты, определять ведущие к ним цели, разрабатывать и воплощать отвечающие им планы. Важно помочь растущему человеку не только смело встречать разнообразные трудности, но и научить разумному на них реагированию.

И совсем неоценимую помощь окажет ребенку тот, кто научит его выстраивать партнерские отношения с другими людьми- особенно, если такое партнерство достигается при реализации собственной мечты.Для одаренного ребенка у задачи выстраивания партнерских отношений есть своя специфика, для учета которой как раз и требуется богатый жизненный опыт. Одаренность - это всегда чрезмерность по отношении к тому, чем обладает среднестатистический человек. Поэтому она может не только восхищать, но и раздражать. В результате окружающие довольно часто волей или неволей стараются сделать одаренного ребенка более предсказуемым. Восторги и удивление сплошь и рядом сочетаются с раздражением и завистью. Устраиваемые обществом испытания подлинности одаренности удивительным образом уживаются со  стремлением сделать молодое дарование «таким как все». При этом большинство даже не замечает чудовищного парадокса между своими ожиданиями и даже требованиями к одаренному ребенку все время продемонстрировать неординарные результатыи при этом следовать общим правилам, отвечающим нормам ординарной личности.

Очевидно, что многие проблемы одаренных детей пожилые люди способны решать более эффективно, чем представители других возрастных категорий.

Как уже отмечалось, одаренные дети имеют склонность к рефлексии. Этому их качеству отвечает высокое развитие вербального интеллекта у образованных пожилых людей, их предрасположенность к пространным, неторопливым беседам, обстоятельно развивающим разного рода рефлексию.

Одаренные дети могут подчеркнуто выразить свое равнодушие к тому, что они считают неинтересным, серым, обыденным. Молодого педагога такое поведение может просто поставить в тупик. В условиях дефицита времени и спасая свое реноме перед целым классом, он нередко прибегает к авторитарному подавлению такого непослушания. Для преуспевшего в своей жизни пожилого наставника вероятность подобного типа реагирования гораздо ниже. Терпеливо выслушивая, задавая уточняющие и наводящие вопросы, пожилой человек без спешки может уточнить, что лежит в основе такого отношения ребенка к обсуждаемой теме или изучаемому предмету. Показывая связи того, что следует изучить, с тем, что ребенка интересует, располагающий по сравнению со своим молодым коллегой большим временем и терпением пожилой человек имеет больше шансов мотивировать одаренного ученика к усвоению требуемого материала.

Для одаренных детей характерен интерес к «универсальному и общему» как одной из выявленных многими исследователями характерных особенностей проявления мудрости[7]. Высокий индекс дивергентного мышления, к которому так тяготеют одаренные дети - еще одна характерная особенность, которая их сближает с проявляющими много житейской мудрости пожилыми людьми.

Тема использования потенциала пожилых людей в целях развития и обучения одаренных детей вводит нас в более широкую и гуманитарно более значимую проблему благотворности взаимодействия двух поколений. В связи с этим целесообразно более детальное описание механизмов диалога поколения пожилых людей и поколения детей с позиции психологии развития, т.е. с учетом задач и возможностей развития личности в указанные возрастные периоды. Полагаем, что именно единство таких задач и может стать основой подобного диалога [1], [2].

Диалог поколений помимо прямой трансляции знаний в подобных случаях способствует двусторонним процессам генерации новых смыслов. Как показано В.А. Петровским, осуществляемые в таком диалоге «личные вклады»обеспечивают его участникам порождение и воспроизведение себя в качестве взаимодействующих субъектов. Через стремление быть первопричиной собственной активности, через сомнения в подлинности такой причинности, через личностный выбор и вторжение в бытие другого, через переживание и осмысление его ответа на такое вторжение человек постигает границы своих возможностей, суть и масштабы своих желаний. И в этом чередовании актов рождения, отражения и возвращения субъектности происходит развитие личности независимо от ее календарного возраста[10]. 

Проделанный анализ показывает, что в силу богатого жизненного опыта и внутренней потребности в его трансляции пожилые люди способны  не только к познавательному, но и смыслопорождающему диалогу с ребенком. Жизненный опыт - это дар пожилого человека своему юному собеседнику.

Очевидно, что готовность пожилого человека к диалогу с ребенком определяется наличием не только свободного времени и желания. Чтобы диалог был продуктивным, чтобы такой требовательный собеседник, как одаренный ребенок, воспринял его как значимое событие, помимо эрудиции пожилой человек должен  иметь соответствующий уровень коммуникативной компетентности. Он также должен обладать обширными знаниями развития личности в онтогенезе. Следовательно, для создания системы работы с одаренными детьми, предусматривающей включение в нее взаимодействие с такими наставниками, необходима организация их отбора и специальной подготовки. По нашему мнению, местом проведения такой работы могут стать школы, детские сады, различные центры творчества, куда пожилые люди приводят своих внуков и где сами они могли бы работать в качестве волонтеров-наставников. Подобную работу также можно было бы организовать в образовательных учреждениях для лиц «серебряного возраста», которые уже более полувека существуют за рубежом и активно создаются в последнее десятилетие в нашей стране. Залогом успеха такой подготовки может стать сохраняющаяся у многих пожилых людей тяга к труду, стремление быть востребованными, значимость для них поддержания и развития собственных когнитивных функций, обретение новых смыслов.

Рецензенты:

Григорович Л.А., д.псх.н., профессор, профессор кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, г. Москва;

Молчанова Л.Н., д.псх.н., профессор кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии, Курский государственный медицинский университет, г. Курск.