Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PRINCIPLE OF COMPETITION DEVELOPMENT IN PROCUREMENT

Arionchik A.A. 1
1 Moscow City Government University of Management in Moscow
Competitive relations in the field of public procurement are the subject of intense scrutiny and scholars and practitioners. The adopted 05.04.2013g. Federal Law №44-FZ "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs" in Article 8 "The principle of competition" determined that the contract system in procurement is aimed at creating equal conditions for competition between the members of the Procurement . It is noted that any interested party has the ability, in accordance with the legislation of the Russian Federation and other normative legal acts of the contractual system in procurement to become a supplier (contractor, executor). In accordance with the law of competition in procurement should be based on respect for the principle of fair price and non-price competition between the parties to procurement in order to identify the best conditions for the supply of goods, works and services. The law prohibits the commission of customers, specialized organizations, their officials, commissions on procurement, the members of these committees, members of the procurement of any actions that are contrary to the requirements of 44-FZ and lead to a restriction of competition.
development.
competition
contract system
procurement

Основной особенностью действующей в Москве системы госзакупок являются постоянные действия законодателей и руководителей, направленные на повышение их эффективности, минимизацию затрат и снижения уровня коррупции.  Данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров бюджетным организациям. Действующая система госзаказа уже привела к повышению эффективности размещения госзаказов и увеличению количества поставщиков.. Начиная с 2010 г. столичным госзаказчикам удалось повысить эффективность системы. Так, в 35% заявок число участвующих в торгах компаний увеличилось в среднем с 1 до 22, и до 70% заказов были признаны соответствующим критериям конкурентности.

Затем в столичном мегаполисе была реализована Программа развития конкуренции в городе Москве, рассчитанная на 2010-2012 годы. В основе программы содержится понимание сущности конкуренции в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»: конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке взаимодействовать на общих условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Одной из главных составляющих программы развития конкуренции в Москве было определено развитие системы городского заказа. Была организована деятельность, направленная на постоянное совершенствование нормативной и методологической базы в части размещения госзаказа, а также создание целого ряда инструментов, позволяющих сделать работу по реализации госзаказа в интересах потребителей эффективной и достаточно прозрачной. К таким процедурам относится созданная и действующая система электронных торгов, которая была запущена городской властью с первого июля 2010 г. Данная система позволила проводить электронные аукционы, запросы котировок и иные процедуры торгов, основное достоинство которых заключается в значительном снижения уровня коррупционности госзакупок.

В дополнение к Программе развития конкуренции в городе Москве, рассчитанной на 2010-2012 годы, 15 июля 2009 года Правительством Москвы были изданы два основополагающих документа - распоряжение №1559-РП «О мерах по разработке Программы развития конкуренции в городе Москва на 2009 - 2012 гг.» и постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года №1480-ПП, в котором были утверждены Концепция Программы развития конкуренции в городе Москва на 2010 - 2012 гг. и Перечень первоочередных мероприятий по развитию конкуренции в городе Москва.

Государственным заказчиком и координатором Программы был определен Департамент города Москва по конкурентной политике [5], который является подведомственным Правительству Москвы функциональным органом исполнительной власти столицы.

Основная задача Тендерного комитета заключалась в создании условий для добросовестной конкуренции, эффективного функционирования товарных рынков, равных возможностей и стимулирования к участию в экономической деятельности города Москва юридических и физических лиц.

Департамент осуществлял формирование, а также реализацию конкурентной политики города Москва, обеспечивал функционирование и развитие системы размещения государственных заказов, организации и проведения инвестиционных и иных публичных торгов, единых торговых площадок на городском, окружном и отраслевом уровнях с целью обеспечения добросовестной конкуренции, экономического и социального развития города Москва.

Участниками Программы были органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москва, общественные и профсоюзные объединения и организации, представители объединений и организаций бизнес-сообщества, предприятия и организации города Москва, средства массовой информации, население города Москва.

Программа развития конкуренции города Москва еще до появления закона 44-ФЗ  определяла общественное участие и контроль за ее выполнением, что говорит ее поступательном развитии и прогрессивности.

Среди первоочередных мероприятий по развитию конкуренции в городе Москва важная роль была отведена Московской торгово-промышленной палате, перед которой ставилась задача по проведению, совместно с Департаментом города Москва по конкурентной политике, социологических исследований и опросов по вопросам развития конкуренции.

Оценка деятельности органов исполнительной власти города Москва осуществлялась на предмет выявления административных и иных барьеров, препятствующих развитию конкуренции в целом, а также в следующих отраслях экономики города Москва:

-          жилищно-коммунальное хозяйство;

-          промышленность;

-          строительство;

-          информационно-коммуникационные технологии;

-          оптовый продовольственный рынок;

-          потребительский рынок (торговля, общественное питание, бытовые услуги и др.);

-          рынки финансовых услуг;

-          социальная сфера города Москва, в т.ч. рынки фармацевтической и медицинской продукции;

-          государственные закупки;

-          имущественно-земельные отношения;

-          топливно-энергетическое хозяйство.

При этом стоит отметить базовые характеристики сведений о госзакупках, размещаемых на официальных интернет-сайтах органов исполнительной власти города Москва, а именно: актуальность; достаточность; доступность.

Анализ социологических исследований по информационной доступности, достаточности и актуальности сведений, размещаемых на официальных интернет-сайтах органов исполнительной власти города Москва свидетельствует, что за последние годы конкуренция в городе Москва показывала положительную динамику.

Общественная оценка динамики развития конкуренции в городе Москва свидетельствует о значительном увеличении уровня конкуренции во всех отраслях (так заявили свыше 70% опрошенных респондентов). При этом около 80% считают уровень конкуренции в отрасли очень высоким. Вместе с тем, на фоне роста конкуренции, несмотря на предпринимаемые Правительством Москвы меры, также возросло и число случаев недобросовестной конкуренции (это отметили 65% респондентов). Демпинг, введение в заблуждение потребителей, копирование чужого продукта, незаконное получение и распространение конфиденциальной информации, сговор между юридическими лицами - наиболее распространенные формы недобросовестной конкуренции, отмеченные участниками опроса.

Более 90% опрошенных респондентов пользуются информацией, размещаемой на официальных интернет-сайтах органов исполнительной власти города Москва, причем 45% обращаются к такой информации каждый день.

Наиболее востребованы информация о госзакупках, новости, анонсы мероприятий Правительства Москвы, информация о мерах по предоставлению государственной помощи, продаже и аренде нежилых помещений и т.п.

Особое внимание было уделено предсказуемости и информационной прозрачности действий органов исполнительной власти города Москва и особенно работе интернет-сайтов органов исполнительной власти города Москва. В том числе публикации актуальной, полной информации, например, о наличии свободных участков земли и/или помещений, предназначенных для реконструкции, проектов развития территорий (отраслей), о планах госзакупок с досрочной (в среднем за полгода до проведения процедур размещения госзаказа) публикацией на официальном сайте.

В Программе отмечено, что наиболее часто встречались предложения:

-          упрощению начала и ведения предпринимательской деятельности;

-          развитию инфраструктуры городского хозяйства, инфраструктуры производственных, торговых объектов и нежилых помещений, потенциально пригодных для ведения бизнеса, в том числе созданию условий для приобретения нежилых помещений в собственность по реальной цене, минуя спекулянтов-посредников;

-          совершенствованию системы государственного контроля (надзора) и усилению гарантий защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:

  • изменению административно-карательных отношений контролирующих органов на контрольно-консультативные;
  • осуществлению полномочий контролирующих организаций в соответствии с общедоступными регламентами;
  • организацию контрольной работы таким образом, чтобы предметом контроля были не предприниматели, а их продукция и услуги;
  • введению системы общественного контроля.

Для координации деятельности общественных организаций и бизнес-сообщества с работой органов исполнительной власти города Москва по развитию конкуренции было решено создать Общественный совет по развитию конкуренции в городе Москва.

Положение «Об Общественном совете по развитию конкуренции в городе Москва» подчеркивает, что Общественный совет является совещательным органом, созданным в целях обеспечения общественного контроля за выполнением мероприятий Программы развития конкуренции в городе Москва на 2010-2012 гг. Основными задачами являются обеспечение устойчивой связи органов государственной власти города Москва и повышение эффективности работы по реализации мероприятий Программы развития конкуренции в городе Москва на 2010-2012 гг.

Общественный совет осуществляет следующие функции:

-          Оценку развития конкуренции в городе Москва по отраслевым направлениям деятельности Правительства Москвы.

-          Мониторинг размещения органам исполнительной власти города Москва информации на сайте в сети Интернет и оценку ее доступности информации о конкурентных процедурах и иных конкурентных действиях, раскрываемой органами исполнительной власти города Москва на официальных сайтах.

-          Мероприятия по разъяснению целей и задач конкурентной политики, установленных антимонопольным законодательством требований к хозяйствующим субъектам и их деятельности, а также запретов и последствий их нарушений.

-          Осуществляет и координирует работу по проведению независимой общественной конкурентной оценки.

-          Мониторинг содержания обращений представителей бизнес-сообщества в органы исполнительной власти города Москва по вопросам развития конкурентных отношений и учета данных предложений органами исполнительной власти города Москва.

Для развития конкуренции в сфере государственных закупок города Москва разработан целый ряд мероприятий, направленных на совершенствование контрактной системы. Одной из главных особенностей московской системы государственных закупок является наличие и развитие системы информационного обеспечения городского заказа (ЕАИСТ), где предусмотрена работа по всему процессу организации госзакупок - от планирования до мониторинга исполнения государственных контрактов.

Отдельно предусмотрена разработка механизмов пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции на торгах.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрено создание единой информационной системы. Данная система будет содержать:

-          планы закупок;

-          планы-графики;

-          информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;

-          реестр контрактов, заключенных заказчиками;

-          реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и др.

По итогам проведения вышеперечисленных мероприятий в сфере государственных закупок будет больше прозрачных действий и решений, повысится общая эффективность управленческих решений и экономических мер, направленных на развитие конкуренции. За счет этого будет в значительной степени нивелирован фактор коррупционности, который часто оказывается мерилом эффективности той или иной государственной закупки.

Рецензенты:

Дёгтев Г.В., д.ю.н., заведующий кафедрой управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы,                  г. Москва.

Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.