Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

POST-SOVIET PERIOD OF DEVELOPMENT DARGIN POETRY

Ubaydulaeva Sh.A. 1
1 Daghestan State University
Scientific novelty of this article consists in that it was the first on the material of the Dagestan poets Migrabova K. and H. Yusupov analyzed some features of Dargin poetry of the last decades, as well as identifying innovative searches of these poets. The article is an original scientific research, the relevance of which is determined by the orientation and the author´s desire to master the national traditions within international experience using the achievements of world literature. Work has a practical value as its results can be used in the study of literary disciplines. Article Is written in good style. It is distinguished by logical, concise writing style and flow. Objectives set out in the study realized. Reliability of the results provided by the presentation of material of poetry Dargin authors.
compositional technique.
poetic form
art search
the post-Soviet period
creativity
poetry
poetry
Dargin literature

Поэзия всегда отражает какой-то временной срез жизни. Открыв любой поэтический сборник, мы чувствуем, что там, в авторском мире, время на какой-то момент остановилось. Любые стихи несут на себе отпечаток ценностной позиции автора. Поэт выражает то, что на его взгляд является важным, привлекательным, значимым. Благодаря этому поэзия побуждает нас к размышлениям о собственных приоритетах и жизненных целях. 

В поэзии советского периода мастера даргинской поэзии чаще обращались к проблемам общественной жизни, к отображению всего нового, что происходило в стране. Правда, особенностью поэзии того периода было своеобразное приукрашивание действительности, умалчивание реальных жизненных конфликтов, публицистичность стиля.

Постсоветский период в развитии даргинской поэзии начинается с середины 1980-х годов. Политические, социально-экономические преобразования, происходившие в стране в этот период, оказали огромное влияние на развитие литературы. Именно в этот период происходят качественные перемены в развитии поэзии. В ней отмечаются усиление художественного начала, отход от произведений агитационного типа, отказ от приукрашивания действительности, переход с описания внешних проявлений жизни к внутреннему, духовному миру человека. Качественные изменения происходят и в идейно-тематическом, жанрово-стилевом, структурно-композиционном аспектах. Залогом подобного развития даргинской поэзии стали художественные поиски поэтов. В первые годы начавшихся перемен в обществе главным было желание говорить правду, не кривить душой, избавиться от идеологического диктата советского времени, который «исключал плюрализм мнений в оценке исторических событий» [2].

Последние десятилетия ушедшего столетия и первые годы нового столетия оказались годами глобальных изменений в обществе. Эти изменения отразились и в литературе. Новые реалии жизни поставили поэтов перед новыми проблемами. В течение этих десятилетий (1985-2010 гг.) даргинская поэзия по-настоящему освободилась от прежних ограничивающих ее развитие официальных рамок, обогатилась многими произведениями, отображающими действительность во всем ее многообразии. В даргинской поэзии появились новые имена. Это были первые за много десятилетий авторы, которым пришлось определяться в быстро меняющемся мире, а не адаптироваться к условиям стагнации.

Таким образом, постсоветская поэзия представляет собой ограниченный во времени феномен. Она интересна как предмет исследования и своей непосредственной близостью к сегодняшнему дню, и своей завершенностью, и своими поэтическими достижениями. В данной статье мы ни в коем случае не претендуем на полноту исследования, но только на постановку вопроса.

В постсоветский период на поэтическом поприще работают не только известные даргинские поэты Рашид Рашидов, Магомед Гамидов, Раджаб Адамадзиев, но и не так давно пришедшие в литературу Габиб Курбанов, Жанбулат Магомедов, Аминат Абдулманапова, Хамис Маллаева, Аминат Гапизова, Зухра Ханум, Касумбек Миграбов, Хизри Юсупов и др. Но не во всех произведениях данного периода прослеживается отход от диктата официоза, переосмысление явлений советского прошлого. Не всеми авторами приоритет отдается образно-художественной, содержательно-смысловой наполненности текста, не всем авторам «хватает таланта, умения в сфере творческого вдохновения оторваться от жизненного случая, поднять его над реальностью и превратить в художественный факт» [4].

На наш взгляд, из даргинских поэтов указанного периода наиболее видными представителями являются Касумбек Миграбов и Хизри Юсупов. Именно в их поэтических произведениях наиболее полно и ярко прослеживаются не только идейно-художественные и проблемно-тематические аспекты, но и композиционно-строфические, формально-структурные особенности. Анализ произведений этих авторов дает возможность обозначить не только индивидуальные особенности их творчества, но и проследить идейно-художественные тенденции развития даргинской поэзии, выявить соотношения формы и содержания поэтических произведений.

 Известный дагестанский литературовед Вагидов А.М. заметил: «из современных молодых авторов Касумбек Миграбов является самым упорно и настойчиво работающим в литературе» [3]. Действительно, К. Миграбов - один из заметных и плодовитых представителей даргинской постсоветской поэзии. Его многочисленные публикации в даргинской периодической печати, а также поэтические сборники, вышедшие в последние десятилетия, являются подтверждением тому. Первый же его поэтический сборник «Дугила карбан» [5] обратил на себя внимание и читателей, и литературоведов.

Произведения данного сборника свидетельствуют о том, что   К. Миграбов обращается к разным поэтическим формам и приемам, чтобы отобразить внутренний мир и нравственные устои современника. Наибольшее внимание здесь привлекают стихотворения в прозе. Они отличаются содержательностью, афористической точностью и простотой формы. На наш взгляд, его стихотворения в прозе явились первыми произведениями постсоветской даргинской поэзии, в которых духовно-нравственное начало в человеке, внутренний мир человека - мир его чувств, переживаний и эмоций стал главной темой.

Поэт более раскован в выражении своих чувств и мыслей, в выборе тех или иных жанров поэзии. Он часто обращается к жанрам поэмы и лирического стихотворения, миниатюре, излюбленным стал в его творчестве сонет. Так, в его стихотворениях в прозе отразилась характерная черта современной даргинской поэзии - обращенность к духовному миру человека, к тайникам его души. Вот один пример:

«Из прожитых семидесяти лет пятьдесят он ходил за сохой.

Однажды он на сохе, оставленной возле борозды, увидел паутину, свитую пауком за ночь.

Первый раз в жизни он не вышел в поле.

Он не смог разрушить дом паука.

Мне не дано его понять.

Никогда...» [6].

Именно такая обращенность к освещению духовно-нравственных начал в человеке обеспечили поэзии К. Миграбова заметное место в постсоветской даргинской литературе.

Благодаря усилиям К. Миграбова в даргинской поэзии появилась и такая сложная форма, как «венок сонетов». Первым образцом «венка сонетов» в национальной литературе явился его «Адам, ВатIан ва  дунъя» -  «Человек, Родина и мир».  

В постсоветской даргинской поэзии видное место занимает творчество Х. Юсупова. Не будет преувеличением сказать, что произведения его сборников «Дорога» [7], «Узор жизни» [8], «Вкус мира» [9] - это новое слово в даргинской поэзии.

Все произведения, включенные в данные сборники, отличаются композиционным своеобразием и свежестью поэтических образов. Особо следует выделить четверостишия. При их создании Х. Юсупов использует композиционный прием, при котором вступительная часть произведения (первые две строчки) как бы формирует вопрос или утверждение, а последующие две строки содержат сентенции различного характера:

«Советы раздавать мы мастера -

Исторгнуть можем море.

В чужой судьбе - профессора,

А вот в своей - стажёры!» [12].

Последний сборник стихов Х. Юсупова демонстрирует не только содержательное обогащение автором своего творчества, но и обнаруживает активные поэтические поиски автора. Автор особенно преуспел в поиске новых поэтических форм, строф, композиционных приемов. Почти все поэтические образы автор облекает в разные строфические конструкции. Здесь представлены и центоны (с. 126-131), и эпиграммы (с. 132-135), и стихи без удвоенных букв (с. 136), и акростих (с. 137), и телестих (с. 138), и месостих (с. 138), и стихи с омонимичными рифмами (с. 140), и стилизация под Писки Мах (с. 141-142), и стихи по алфавиту (с. 143-144), и стихи, начинающиеся с одной и той же буквы (с. 145), и палиндромы (с. 147-148).

Поиски новых поэтических форм, строф, композиционных приемов автор продолжил и в следующих сборниках «Гирлянда песен» [10], «Свет и тень» [11]. Так, в последнем представлены разные стихи, в том числе гротеск (с. 125-130), юмористический монорим (с. 131), макаронические стихи (с. 133), биографические стихи (с.134), стихи-пародии (с. 136-145), стихотворение-сказка (с. 147-171).

Стихи Х. Юсупова отличаются не только наличием новых форм и композиционных приемов. Поэту часто удается центральную художественную мысль облечь в оригинальную форму:

«Внезапно старость настигает, -

Как первый снег зимы,

Но мудрости не каждый достигает

Надевши шапку седины...» [12].

Поэтому, отмечая новаторские поиски поэта, литературовед Вагидов А.М. верно заметил: «можно привести немало примеров, в которых видно, что поэт проделал большую работу над звуковым оформлением стихотворения, над его образным строем» [1].  

Таким образом, Х. Юсупов выступает не только продолжателем национальных традиций в даргинской поэзии (образная структура, проблемно-тематическая направленность, композиционно-структурные приемы), но и опыта мировой литературы (поэтические формы и структурные элементы, нехарактерные для национальной литературы). Он также является автором словаря литературоведческих терминов [13]. 

Благодаря этому некоторые открытия даргинской поэзии последних десятилетий (открытость к самородной поэтичности речи, стремление добиваться искренности и аутентичности высказывания несмотря ни на что, объективистский пафос фиксации деталей окружающего мира во всей подлинности и подробности, интерес к духовным проблемам, воспевание чистоты души человека) можно считать не только лучшим достоянием постсоветской даргинской поэзии, но и личным вкладом поэтов К. Миграбова и Х. Юсупова в их появление.

Рассмотренный материал, несмотря на его очевидную ограниченность, убеждает нас ещё раз в том, что постсоветская поэзия даргинцев характеризуется пристальным вниманием к духовному миру современника. В поэзии этого периода заметны значительные изменения как в содержательной, так и в формально-структурной, композиционно-строфической области. Изменения, которые произошли в общественно-политической жизни страны, отразились и в поэзии. Постсоветская поэзия становится на путь правдивого освещения национальной истории и современной жизни общества. Приоритетными становятся идейно-художественные аспекты произведений и их образный строй.

Постсоветская поэзия - это новый этап в истории развития даргинской поэзии. Она характеризуется стремлением отображать как коллизии современной жизни общества, так и духовный мир человека. Во многих удачных произведениях чувствуется и емкость мысли, и четкая ритмика. В таких произведениях приоритет отдается освещению внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Поэзия этого периода отличается широким использованием достижений мировой литературы. Особенно это заметно в формально-структурном оформлении произведений.

Появление новых стиховых форм свидетельствует о том, что авторы стремятся освоить национальные традиции в рамках мирового опыта. Художественный мир видится частью общего мира, сверхидеей становится отражение мира во всех его субъективных вариантах, а единицей литературного мышления оказывается сам поэт, вернее, его целостный образ, включающий в себя как собственно тексты стихов, так и литературное поведение.

Основная тематика произведений этого периода - распад страны, духовное обнищание, алчность руководящей элиты, социально-экономические катаклизмы, поиск истины бытия, забота о сохранении нравственных начал в человеке, патриотизм, верность, дружба, сострадание, добро и зло, чистота души и нравственная деградация. Двое рассмотренных авторов принадлежат к бесспорной литературной классике своего времени. В своих поэтических произведениях авторы запечатлевают факты и события эпохи через призму собственного восприятия.

Рецензенты:

Акамов А.Т., д.фил.н., ученый секретарь ФГБУН «Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы», г. Махачкала;

Ахмедов С.Х., д.фил.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы», г. Махачкала.