Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

SPIRITUAL MUSIC AND THE ROLE IN THE EDUCATION OF THE MORAL PERSONALITY

Krasikova A.I. 1
1 Moscow State Humanitarian University n.a.M.A.Sholokhov
В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания личности в современное время. Выявлен ряд факторов, представляющих собой негативное влияние на личность за счет доминирования материальных ценностей над духовными. В качестве педагогического средства решения этой проблемы рассмотрено участие молодежи в деятельности церковного хора. Рассмотрена роль христианского учения о нравственности, его содержания в нравственном богословии как одно из возможных направлений для достижения положительного результата в решении данной проблемы, которая дает возможность молодому поколению решить возникающие вопросы и проблемы в различных ситуациях опираясь на поступки и образ действий людей, соответствующих идеалам нравственных ценностей (на примерах богослужебных текстов). Участие в молодежном церковном хоре способствует формированию представлений о духовных ценностях, об оригинальности христианского богослужебного музыкального искусства; формированию культуры и коммуникативных способностей детей и подростков.
The article considers to the problem of moral education of the personality in modern times. Identified a number of factors, representing a negative impact on personality due to the dominance of material values over spiritual. As a pedagogical means of solving this problem considers the participation of youth in activities of the Church choir. Discuss the role of Christian teachings about morality and the content of the moral theology as one of the possible of directions to achieve the positive results in solving this problem, which gives the younger generation a chance to tackle emerging issues and problems in different situations based on the actions and behavior of people, relevant to the ideals of moral values (on the examples of liturgical texts). Participation in the youth Church choir contributes to the formation of ideas about spirituality, about the originality of the Christian liturgical musical arts, the creation of a culture and communication abilities of children and teenagers.
moral education
Christian culture
liturgical choir
church singing
spiritual music culture
Современный период в истории России и образовании представляет собой смену ценностных ориентиров. Эти перемены представляют собой как позитивное, так и негативное явление в жизни общества в целом. В настоящее время это привело к деформации традиционных моральных норм, основополагающих для нашей культуры, и нравственных установок. Самая большая опасность в данной ситуации представляет собой разрушение личности за счет доминирования материальных ценностей над духовными.

Важнейшая цель современного образования и одна из задач государства и общества в целом является нравственное воспитание личности, как компетентного развитого человека, способного влиться в общество и быть полезным для своей страны.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с национальными ценностями. Содержание приобретает определённое направление в зависимости от того, какие ценности общество считает для себя важными в тот или иной исторический период.

Наблюдения и исследования нравственной природы и жизни человека начались в глубокой древности. Великие религиозные и религиозно-философские системы древнего востока уже содержат в себе обширные сведения, глубоко продуманные мысли и обобщения относительно доброго и злого в действиях человека, относительно обязанностей человека (таковы системы брамизма, буддизма, система Конфуция и др.).

Новозаветная религия имеет своей основой факт возрождения нравственного человека искупительной жертвой Сына Божия и описывает условия этого возрождения (заповеди). На западе результатом исследований явилось несколько систем нравственной философии, в которых нравственная природа человека освещается с разных сторон и дается несколько теорий происхождения идей добра и зла, чувства долга, свободы и т.д., – теории Сократа, Платона, затем Аристотель, перипатетики, стоики и эпикурейцы [4].

Наша история неразрывно связана с многовековой христианской культурой.  Под двойным влиянием – христианства и греко-римской философии – исследования нравственной природы человека продолжались отцами церкви, затем философами схоластического периода. Все это ложится в основу системы нравственной теологии, представляющей собой систематически обработанные положения о нравственной жизни и деятельности человека и что есть лучшего у древних философов.

 Богословие и церковная жизнь предполагают определенные представления о человеке, вопросы о его личной и общественной жизни (все эти вопросы входят в круг предметов науки нравственного богословия). «…Идея личности была, по-видимому, величайшим вкладом христианства в философию», – пишет протоиерей Георгий Флоровский [6].

Центральное положение христианского нравоучения в преподавании богословия – это сообщить молодым людям более духовное, идеальное направление жизни. Нравственное богословие как наука понимается как систематическое изложение православно-христианского учения о нравственности, или о нравственной жизни человека [2].

 В дальнейшем проходит время уяснения (углубления) методов исследования и расширения наблюдений, обработка данных.

Гуманность, милосердие, сострадание, любовь к людям – вот новая область чувств, открытая христианством и поставленная им в основу построения своей культуры [1]. Нравственный закон определяет отношение человека к другим людям, к себе самому и к окружающей природе. А обрядово-религиозный закон мыслится как воля Божества, обязательного для всех членов данного общества (у каждого общества или нации существуют определенные моральные устои и традиции, по которым они живут).

Что такое добро и зло, какими правилами следует руководствоваться в своем поведении в конфликтных ситуациях, в какой степени позволительны те или иные удовольствия, в какой мере давать свободу действий себе, как нужно относиться к близким различных положений, каковы должны быть социальные отношения людей с христианской точки зрения.

Душа, являясь бессмертной составляющей, зависит от духовной направленности жизни человека, в свою очередь она влияет на его социальное поведение, отношение к окружающему миру, на физическое и психологическое здоровье. Через молитву, участие в Таинствах и богослужениях человек соприкасается с действием благодати Святого Духа, через которое происходит одухотворение души посредством жизни в рамках духовных законов (заповеди блаженства, на которых построена основа миропонимания христианства). В свою очередь расширение опыта каждого народа отразилось на обычаях, верованиях и законах (появление идеи родства, равенства всех людей по природе, общность интересов). Эти идеи были обобщены и сформулированы в христианстве, получили наглядность, доступность.

Влияние музыки на духовно-нравственное воспитание ребенка велико. Высокое достоинство музыки, ее способности пробуждать высокие и добрые чувства используются в храме за счет просветительской деятельности хора. В исторически обширном музыкальном наследии духовная музыка является стержнем, во многом идейно-смысловым, отражая высокий художественный идеал, к которому стремились песнотворцы, композиторы разных эпох.

Цель духовно-нравственного воспитания в рамках деятельности церковного хора основывается на принципах христианского мировоззрения и стремится к сохранению духовно-нравственного здоровья детей и подростков, так как является одной из форм приходской жизни и рассматривается как традиционная воспитательная и образовательная среда. Оно должно включать в себя изучение церковных песнопений Русской Православной Церкви, а также овладение основами системы Осмогласия Русской Православной Церкви, которое позволит свободно ориентироваться в основных образцах определенных напевов и распевать по примеру этих образцов богослужебные тексты. Изучение и усвоение участниками церковного хора певческим материалом общеупотребительной части системы Осмогласия; изучение и усвоение участниками напевов неизменяемых песнопений вечерни, утрени, Божественной Литургии и богослужений пения Триоди Постной, Цветной и Праздничной; ознакомление с некоторыми образцами древних распевов: знаменного, греческого, киевского и других [3]. Конечно, это происходит постепенно, путем практики – посещения богослужений в качестве певца.

Неразрывная  связь слова и  богослужебного чина отличает церковное пение от общей музыки и, следовательно, теми художественными законами, которые в нем действуют. Необходимо для понимания дать младшим участникам церковного хора в их практической деятельности минимум богословских знаний на доступном языке, изложив духовное понимание тех явлений и проблем, поставленных в богослужебном тексте.

Осмысленное пение на Богослужении является одной из самых важных форм деятельности церковного хора, беря на себя функции миссионерские и богослужебные. Миссионерская функция включает в себя социально-диаконическую и просветительскую деятельность и включает  в себя две направленности: внутреннюю (воцерковление поющей молодежи); и внешнюю (воцерковление прихожан, молящихся на службе или слушающих хор). И в данном случае, понимание текста со стороны участника богослужения, ознакомление его с порядком, смыслом и значением христианского богослужения, уяснение смысла Священного Писания имеют огромное нравственно-воспитательное значение, также как и вся деятельность участника церковного хора становится значимой частью его внутреннего духовного опыта.

Можно еще несколько слов сказать и о преемственности поколений в процессе воспитания. Происходит эта преемственность как через богослужебные тексты (службы святым – пример тех, кто выбрал высшие духовные ценности приоритетными в своей жизни), так и через пример старшего поколения. Это дает возможность молодежи решить возникающие вопросы и проблемы в различных ситуациях, опираясь на образ действий и поступков из жизни великих людей, соответствующих идеалам нравственных ценностей.

Результаты участия в молодежном церковном хоре можно выявить следующее:

1. Участники соприкасаются с представлениями о духовных ценностях человеческой культуры; им предлагаются знания произведений музыкального искусства, отражающих ценности духовной культуры;

2. Формируется система духовных ценностей, толерантность, происходит признание ценностей других людей, даже иной веры, иных убеждений; появляется умение сочувствовать и сопереживать другим, чувство ответственности (за мир в целом, за семью);

3. Прививается навык самостоятельного использования и приобретения знаний, убеждений, идей в процессе музыкальной деятельности; стремление заниматься самостоятельной музыкально-творческой деятельностью; умение общаться с произведениями музыкального искусства.

Православие является культурно и государственно-образующим фактором. И в современной цивилизации это есть в целом несомненное благо, потому что осуществляется с целью обогащения культурно-нравственного потенциала подрастающего поколения и социума, как такового, вообще. В связи с последним представляется важным обеспечить сотрудничество представителей обеих образовательных традиций – православной и светской, дополняющих друг друга.

Церковный хор и его деятельность, являясь частью музыкального искусства, вносит свой полноценный вклад в духовно-просветительскую деятельность, направленную на нравственное воспитание детей и подростков. Дается мощный заряд духовно-нравственной культуры, связанный не только  с христианскими, но и с общечеловеческими ценностями [5].

Музыка Русской Православной Церкви является одним из важнейших пластов не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Выражая стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы на протяжении многих веков, она рассматривалась в отечественной музыкальной педагогике как действенное средство воспитания подрастающих поколений.

Сегодня, когда воспитание духовности, возвращение к исконным традициям национальной культуры становятся важнейшими проблемами государственного строительства, приобщение детей к сокровищнице духовной музыкальной культуры, включающей элементы классической и народной культуры в музыкальной форме, и в исключительно возвышенном содержании представляется как нельзя более актуальным.


Рецензенты:

Рапацкая Л.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой музыкознания и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова», Минобрнауки России, г. Москва;

Козьменко О.П., д.культурологии, профессор кафедры музыкознания и музыкального образовании ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.