Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION INDEPENDENCE OF CHILDREN 6-7 YEARS

Bolotnikova O.P. 1 Enik O.A. 1 Oshkina A.A. 1
1 Federal Government budgetary institution of higher education «Togliatti State University»
The article is devoted to the formation of self-reliance in children 6-7 years. Independence is seen as a personal quality, which involves the regulation of the personality of its activities relations. It is characterized by the ability to set and implement a goal of, to show initiative and creativity in the process of achieving goals. Children independence has three components: cognitive (ideas of independence and its importance), emotional (in relation to independence, their opportunities, their own self-esteem level of independence and willingness to take responsibility for the actions), the activity (ability to set goal of, plan the content, select tools and evaluate the result of the initiative and creativity). Psycho-pedagogical conditions of formation in children 6-7 years of independence are: the implementation of the work with the children, taking into account the level of formation of their independence; implementation of group work with children, aimed at the formation of the various components of self-sufficiency; organization of work with parents to enrich their knowledge of the conditions and mechanisms of formation of independence in children, the role, methods and techniques of psychological support for the child; creating a favorable emotional background and the situation of each child in the adoption process.
independence
activity
conditions of formation of independence
children 6-7 years

Понятие «самостоятельность» в психолого-педагогических исследованиях характеризуется как способность действовать относительно независимо от других, без внешней помощи (Л.С. Выготский), особым образом, не так, как все (Л.И. Божович), сохраняя свою позицию, несмотря на изменяющиеся условия (А.К. Латынцева), инициативно (Ю.В. Янотовская) [2].

При изучении самостоятельности предметом исследований выступали: виды самостоятельных работ (Л.М. Пименова, Е.Я. Голант, В.Е. Сыркина); характер инструктирования в самостоятельном использовании конкретных приемов решения определенных задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин); условия, при которых ребенок переходит к самостоятельным действиям (А.А. Люблинская); сущность самостоятельных работ учащихся и психолого-дидактические основы их классификации (П.И. Пидкасистый); способы руководства самостоятельной работой учащихся поискового характера (Н.С. Коваль). Ряд исследований (Е.Я. Голант, Р.Б. Срода) рассматривают активность и самостоятельность как характеристику действий учащихся; другие исследователи (Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый) считают самостоятельность производным явлением методов организации обучения; третьи (А.А. Люблинская, В.Е. Сыркина, Л.М. Пименова) понимают самостоятельность как черту личности. Особое значение проблема самостоятельности приобретает в связи с изучением субъектной позиции человека, способного самостоятельно разрешать сложные ситуации (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.Т. Кудрявцев, С.Л. Рубинштейн и др.) [1].

Формирование самостоятельности у детей необходимо начинать как можно раньше. Благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности открываются в период дошкольного детства (А.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская), в течение которого происходит интенсивное развитие произвольности личности ребенка [4]. Развитие самостоятельности позволяет ребенку на новом уровне познавать окружающую действительность, строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, что подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения. В соответствии с положения Федерального государственного образовательного стандарта самостоятельность является целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования.

Анализ работ по проблеме формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста позволяет обнаружить различные направления исследований: изучение структуры и соотношения компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапов, условий и методов развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязи самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значения и роли самостоятельности в процессе адаптации к детскому саду (Т.Н. Филютина); развития самостоятельности в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крулех, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшин, З.А. Михайлова, Н.Н. Подъяков), в обучении (Е.Е. Кравцова, Л.В. Артемова) [3].

Самостоятельность характеризует регуляцию личностью своей деятельности, отношений и поведения. Воспитание самостоятельной личности является одним из запросов общества к дошкольным образовательным организациям. Формирование самостоятельности связано с такими изменениями в структуре личности, которые обусловливают превращение личности в субъект деятельности, требует способности предвосхищать результаты своей работы, самостоятельно преодолевать трудности и доводить дело до конца, критически оценивать достигнутые результаты и добиваться повышения их уровня за счет мобилизации собственных усилий, а также предполагает способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач [4, 6].

Самостоятельность ребенка включена в содержание нравственно-волевой готовности к школе, она обеспечивает: умение действовать по собственной инициативе, выполнять действие без обращения за помощью и без контроля взрослого; умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и в новых условиях деятельности (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат); умение переносить известные способы действий в новые условия; умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности [4, 5].

Исходя из этого целью исследования стала проверка эффективности психолого-педагогических условий формирования самостоятельности у детей 6-7 лет.

Исследование осуществлялось на базе МДОУ детский сад комбинированного вида № 92 «Лебедушка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 6-7 лет, 20 родителей, 2 воспитателя. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня сформированности самостоятельности у детей 6-7 лет. Самостоятельность включает в свою структуру представления детей о самостоятельности; эмоциональное отношение детей к самостоятельности самооценку детьми уровня своей самостоятельности и готовность нести ответственность за собственные поступки, умения детей предложить цель деятельности, планировать содержание, выбирать средства и оценить деятельности, способность детей проявлять инициативу и творчество в решении задач. Соотношение изучаемых компонентов, показателей и диагностических процедур представлено в таблице 1.

Таблица 1

Диагностическая карта констатирующего эксперимента

Критерии

Показатели

Методики

Когнитивный

компонент

- представления детей о самостоятельности

- беседа «Быть самостоятельным: что это значит?»

- понимание детьми значимости самостоятельности

Эмоциональный компонент

- эмоциональное отношение детей к самостоятельности

- методика «Сюжетные картинки» (Е.О. Смирнова, Р.Р. Калинина)

- отношение детей к себе и своим возможностям

- модификация методики «Лесенка» (В.Г. Щур)

- самооценка ребенком уровня собственной самостоятельности

- готовность нести ответственность за собственные поступки

- методика «Мои поступки» (Ю.Н. Мисякова)

Деятельностный компонент

- умение предложить цель деятельности

- умение планировать содержание деятельности

- умение выбирать средства деятельности

- умение оценить результат деятельности

- наблюдение «Изучение организаторских умений детей в совместной деятельности» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

- способность проявлять инициативу и творчество в решении задач

- методика «Скульптура» (О.Г. Жукова)

Анализ результатов диагностических процедур позволил условно выделить три уровня сформированности у детей 6-7 лет самостоятельности.

Личностный уровень сформированности самостоятельности у детей 6-7 лет предполагает, что дети имеют четкие представления о самостоятельности, понимают ее значение и необходимость, понимают важность доведения до конца начатого дела, значимость настойчивости, осознают значимость ответственности за свои поступки. Дети эмоционально откликаются на проявления самостоятельности и ответственности, верно классифицируют самостоятельные и несамостоятельные поступки, обосновывая свой выбор. Дети высоко и адекватно оценивают свои возможности, самостоятельны в выборе своего решения. Адекватно оценивают свои проявления самостоятельности, готовы нести ответственность за свои поступки. Дети умеют предложить цель деятельности, спланировать ее содержание; выбирают и предлагают свое решение, учитывая мнение других детей. Дошкольники могут оценить результат деятельности, вклад всех участников совместной деятельности. Дети способны проявлять инициативу и творчество в решении задач.

Ситуативный уровень сформированности самостоятельности у детей 6-7 лет характеризуется тем, что дети описывают самостоятельность одним-двумя действиями. Дети однозначно положительно оценивают самостоятельные и ответственные действия, понимают значимость и нужность самостоятельности, но затрудняются при их объяснении. Дети верно классифицируют самостоятельные и несамостоятельные поступки, частично обосновывают свой выбор. Дети адекватно оценивают себя и свои возможности. Свою самостоятельность дети оценивают высоко или средне, им требуется помощь при объяснении своего выбора. Дошкольники осознают значимость ответственности за свои поступки, но испытывают трудности при объяснении. Дети предлагают цель деятельности, но при планировании содержания не всегда учитывают имеющиеся условия, мнение других детей. Результат деятельности оценивают как положительный, не выделяя недостатков. Дети способны предложить новое решение при решении задач, но оно не отличается богатством фантазии, достаточно простое.

Репродуктивный уровень сформированности самостоятельности у детей 6-7 лет предполагает, что они мало знают о самостоятельности и ее проявлениях, не достаточно понимают ее значимость в жизни человека. Дети допускают ошибки при классификации самостоятельных и несамостоятельных поступков, не могут обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны, бедны. Дошкольники низко оценивают свои возможности, они скованны, стеснительны. Также низко они оценивают уровень собственной самостоятельности, затрудняются принять решение даже с помощью взрослого. Эти дети не готовы нести ответственность за собственные поступки, не осознают значимость ответственности за свои поступки. Дошкольники испытывают трудности при постановке цели и планировании деятельности, часто являются ведомыми в процессе совместной деятельности, не могут адекватно оценить результат, соотнести полученный результат с желаемым. В решении задач не проявляют инициативу и творчество.

Результаты констатирующего эксперимента (рисунок 1) показали, что только треть детей 6-7 достигли личностного уровня сформированности самостоятельности. У более половины детей – ситуативный уровень. И 15% детей характеризуются репродуктивным уровнем сформированности самостоятельности. Сопоставляя уровни сформированности разных компонентов самостоятельности у детей 6-7, можно сказать, что лучше сформирован когнитивный компонент, нежели эмоциональный и деятельностный.

Рис. 1. Показатели уровня сформированности самостоятельности у детей 6-7 лет

Психолого-педагогическими условиями формирования самостоятельности у детей 6-7 лет являются: осуществление работы с детьми с учетом уровня сформированности у них самостоятельности; реализация групповой работы с детьми, направленной на поэтапное формирование различных компонентов самостоятельности; организация работы с родителями по обогащению их знаний об условиях и механизмах формирования у детей самостоятельности, о роли, способах и приемах психологической поддержки ребенка; создание эмоционально благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе работы.

Апробация предложенных условий происходила в четыре этапа: подготовительный, эмоционально-мотивационный, содержательно-деятельностный и оценочный. Содержание формирующего эксперимента представлено в таблице 2.

Таблица 2

Содержание формирующего эксперимента

Этап

Цель

Приоритетные условия

Подготови-тельный

Обогащение знаний родителей об условиях и механизмах формирования у детей самостоятельности

- Организация работы с родителями по обогащению их знаний об условиях и механизмах формирования у детей самостоятельности, о роли, способах и приемах психологической поддержки ребенка.

- Осуществление работы с детьми с учетом уровня сформированности у них самостоятельности.

Эмоционально-мотивационный

Включение детей в групповую работу

- Создание эмоционально благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе работы.

Содержательно-деятельностный

Формирование у детей 6-7 лет самостоятельности

- Реализация групповой работы с детьми, направленной на формирование различных компонентов самостоятельности.

- Создание эмоционально благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе работы.

- Осуществление работы с детьми с учетом уровня сформированности у них самостоятельности

Оценочный

Закрепление результатов и подведение итогов

 

На подготовительном этапе с целью обогащения знаний родителей об условиях и механизмах формирования у детей самостоятельности были организованы родительские собрания, в ходе которого родители познакомились с условиями и механизмами формирования у детей 6-7 лет самостоятельности; узнали о роли, способах и приемах психологической поддержки ребенка.

Групповая работа с детьми 6-7 лет, направленная на формирование различных компонентов самостоятельности реализовывалась на эмоционально-мотивационном, содержательно-деятельностном и оценочном этапах. Формирование у детей 6-7 лет самостоятельности включало развитие трех ее компонентов: когнитивного, эмоционального, деятельностного. Когнитивный компонент самостоятельности включал формирование у детей 6-7 представлений о самостоятельности, понимание детьми значимости самостоятельности и ответственности. Формируя эмоциональный компонент, мы стремились сформировать положительное эмоциональное отношение детей к самостоятельности, положительное адекватное отношение детей к себе и своим возможностям, к собственной самостоятельности и готовность нести ответственность за собственные поступки. Переход к деятельностному компоненту самостоятельности требовал формирования умения детей предложить цель деятельности, планировать ее содержание, выбирать средства и оценить результат, способность проявлять инициативу и творчество.

Контрольный срез показал, что в результате реализации предложенных психолого-педагогических условий уровень сформированности самостоятельности у детей 6-7 лет существенно повысился (таблица 3). Статистическая обработка данных экспериментальной группы посредством углового преобразования Фишера показала, что сдвиг в уровне сформированности у детей 6-7 лет самостоятельности достоверен (j*эмп = 2,603, j*кр = 2,31 при r £.0,01, j*кр = 1,64 при r £.0,05). Значимых изменений в контрольной группе не произошло.

Таблица 3

Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов исследования

 

Личностный

уровень

Ситуативный уровень

Репродуктивный уровень

Конст. этап

Контр. этап

Конст. этап

Контр. этап

Конст. этап

Контр. этап

ЭГ

30

70

55

30

15

0

КГ

35

35

50

55

15

10

В заключение можно сказать о следующих выводах.

Самостоятельность – личностное качество, предполагающее регуляцию личностью своей деятельности, отношений, характеризующееся стремлением к решению задач без помощи со стороны других людей, умением ставить и реализовывать цель деятельности, проявлять инициативу и творчество в процессе достижения целей.

Структура самостоятельности представлена тремя компонентами: когнитивным, эмоциональным и деятельностным. Когнитивный компонент самостоятельности включает представления детей о самостоятельности и понимание детьми значимости самостоятельности. В эмоциональный компонент входят эмоциональное отношение детей к самостоятельности, отношение детей к себе и своим возможностям, самооценка детьми уровня собственной самостоятельности и готовность нести ответственность за собственные поступки. Деятельностный компонент самостоятельности предполагает умения детей  предложить цель деятельности, планировать содержание деятельности, выбирать средства деятельности, оценить результат деятельности, а также способность детей проявлять инициативу и творчество в решении задач.

Психолого-педагогическими условиями формирования у детей 6-7 лет самостоятельности являются: осуществление работы с детьми с учетом уровня сформированности у них самостоятельности; реализация групповой работы с детьми, направленной на формирование различных компонентов самостоятельности; организация работы с родителями по обогащению их знаний об условиях и механизмах формирования у детей самостоятельности, о роли, способах и приемах психологической поддержки ребенка; создание эмоционально благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе работы.

 

Рецензенты:

Непрокина И.В., д.п.н., профессор Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета, г. Тольятти;

Руденко И.В., д.п.н., профессор Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета, г. Тольятти.