Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF MEDIA-TEXT IN THE EDUCATIONAL ROUTE DESIGN OF FUTURE MEDIA PROFESSIONALS

Fedulenkova T.N. 1 Ugarova E.Yu. 1
1 Vladimir State University n.a. the Stoletov brothers
The paper proposes a novel approach to the design of the individual educational route of the future media professionals. The success of the new model of the learning process of students according to individual education routes and its effectiveness are provided by the step process of learning, by the changing role of the teacher ("organizer", "consultant", "observer"), by the dynamics of professional and personal development of students, by the continuity of diagnosis and reflection, as well as by the presence of certain pedagogical conditions for the development of this variable structure of the learning activities of students. The proposed model of training students according to an individual educational route helps to overcome the contradictions between the traditional organization of the educational process aimed at developing students´ knowledge and readiness for its application, on the one hand, and the objectives of the individual student in training, on the other hand. The individual educational route is an essential factor in increasing the quality of higher education for future media professionals.
higher education
media-text
educational route design
media professional
Целью нашей работы является обобщение опыта в проектировании индивидуального образовательного маршрута студента, будущего медиа-специалиста на примере работы над разделом спецкурса «Медиатекст как основная единица языка СМИ».

Материал исследования – медиатексты.

Методы исследования – теоретический анализ научной педагогической литературы по изучаемой проблеме, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности студентов, метод проектирования.

В метаязык специалистов, занимающихся проблемами современной педагогики, недавно – за последние два десятка лет – решительно вошел термин «проектирование индивидуального образовательного маршрута» [10]. Что же понимается под этим термином? По мнению Г.Р. Ситдиковой, «проектирование индивидуального образовательного маршрута – это осознанное продумывание педагогом своих действий и шагов, направленное на последовательное и эффективное достижение намеченных целей. Проектирование индивидуального образовательного маршрута способствует рационализации деятельности педагога, помогает ему увидеть процесс собственного приближение к цели, осознать свои личностные достижения в образовательном процессе, вырабатывает самостоятельность, личностное отношение к образовательному процессу» [8: 85].

С самого начала своего существования этот термин применялся в работах, касающихся адресной поддержки одаренных детей и подростков [6; 7]. Об индивидуализации программы обучения в высшей школе поднимался вопрос более 20 лет назад [1: 56].

К концу прошлого века были формулированы задачи, принципы, логика педагогического проектирования, особенности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в школе (B.C. Безрукова, С.В. Воробьева, Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионов, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына и другие). Тем не менее, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в ВУЗе не являлось предметом специального изучения в этих исследованиях. Началом вузовского вектора изучения проблемы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов мы обязаны таким ученым-педагогам, как В.В. Лоренц [5] и М.Л. Соколова [9], которые почти одновременно, в 2001 г., завершили свои фундаментальные исследовательские труды в этой области.

В качестве теоретической основы нашей работы послужили: теория деятельности (В.В. Давыдов, А.Н. Маркова, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.); психологические теории развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.); психолого-педагогические концепции профессионального образования (О.А. Абдуллина, С.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина, А.И. Щербаков и др.).

В работе использовались также идеи педагогики индивидуальности (А.Г. Асмолов, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, Б.М. Теплов, B.C. Мерлин и др.) и концептуальные модели индивидуализированного обучения (А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунский, К. Роджерс, Н.Э. Унт и др.).

Научную базу нашего проекта подкрепляет теория проектирования образовательных процессов Г.Е. Муравьевой, проективная педагогика В.С. Безруковой, теория и практика проектирования педагогических систем В.В. Серикова, идеи проектирования в инновационной деятельности В.П. Бедерханова и П.Б. Бондарева.

Инновационный характер работы состоит в разработке технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута студента-медиаспециалиста, которая представлена через проектировочную деятельность преподавателя и студента на каждом этапе обучения, а именно: целевом, мотивационном, проектировочном, технологическом и результативном.

В соответствии с современными тенденциями развития образовательного процесса в ВУЗе актуальной является разработка личностно-ориентированных технологий и способов обучения, обеспечивающая к тому же сотрудничество всех субъектов образовательного процесса. В рамках реализации целей гуманизации образования актуальной также является проблема педагогического проектирования учебной деятельности студентов при изучении конкретных учебных дисциплин с учетом их индивидуальных особенностей.

Одним из способов индивидуализации обучения является организация продвижения студентов по их индивидуальным образовательным маршрутам. Студент должен иметь возможность осуществить индивидуальный выбор своего образовательного пути во время подготовки к профессиональной деятельности. Такая организация обучения требует неординарной методики и технологии, особое внимание которым уделяется рядом современных специалистов по педагогике, как в теоретическом плане, так и в практическом [2].

Мы солидарны с Н.Г. Зверевой, которая утверждает, что «индивидуальный образовательный маршрут – это вариативная структура учебной деятельности студента, отражающая его личностные особенности, проектируемая и контролируемая в рамках отдельной учебной дисциплины совместно с преподавателем на основе комплексной психолого-педагогической диагностики» [4].

Несомненно, проектирование индивидуального образовательного маршрута – это совместная деятельность преподавателя и студента, в которой определяется будущий процесс и результат целенаправленного профессионально-личностного развития студента при решении тех или иных образовательных задач в рамках отдельной учебной дисциплины с учетом данных комплексной психолого-педагогической диагностики. Считаем, что при проектировании индивидуального образовательного маршрута, где студент является субъектом деятельности, одной из главных образовательных целей является его профессионально-личностное развитие, а содержание учебной дисциплины выступает как средство организации его учебно-познавательной деятельности.

Составляя проспект индивидуальной работы по изучению медиатекста, учитываем следующие вопросы:

1)        время и место появления в научной литературе термина «медиатекст» и его характер его распространения в международных академических кругах и в национальных медиадискурсах; причина быстрого закрепления концепции медиатекста в научном сознании;

2)        ракурсы изучения медиатекстов различных школ и направлений: функциональной стилистики, социолингвистики, теории дискурса, когнитивной лингвистики, риторической критики, контент-анализа и др.;

3)        вклад в развитие теории медиатекста российских ученых: В.Г. Костомаров (1971), Д.Н. Шмелев (1977), С.И. Бернштейн (1977), Г.Я. Солганик (1981), А.Н. Васильева (1982), И.П. Лысакоа (1989), С.И. Трескова (1989), Б.В. Кривенко (1993), Ю.В. Рождественский (1997), Т.Г. Добросклонская (2000) и др.

4)        вклад в развитие теории медиатекста зарубежных ученых: Тейн ванн Дейк (1989), Норман Фэрклаф (1989), Алан Белл (1991), Роберт Фаулер (1991), Мартин Монтгомери (1992) и др.

5)         органичное сочетание единиц вербального и медийного ряда как основа концепции медиатекста; признаки объемности и многослойности медиатекста; его сочетание с графической и иллюстративной информацией; принципы сочетания вербальных и медийных компонентов текста;

6)        система параметров медиатекста как объемного многоуровневого явления: (1) способ производства текста (авторский – коллегиальный), (2) форма создания текста (устная – письменная), (3) форма воспроизведения текста (устная – письменная), (4) канал распространения текста (средство массовой информации – носитель: печать, радио, телевидение, интернет), (5) функционально-жанровый тип текста (новости, комментарий, публицистика, реклама), (6) принадлежность к определенному устойчивому медиатопику, или тематическая доминанта;

7)        ряд специфических особенностей устойчивой дихотомии «речь устная – речь письменная» в сфере массовой коммуникации;

8)        интернет как особый канал распространения медиатекстов, характеризующийся особым набором медийных признаков, оказывающих существенное влияние на лингвоформатные свойства текста;

9)        систематизация жанров медиаречи, определение понятия «жанр» как исторически сложившегося внутреннего подразделения во всех видах искусства, причины постоянного жанрового движения, лишающего данную единицу необходимого признака устойчивости; подходы к возможностям функционально-жанрового описания;

10)    основные типы медиатекстов; причины универсального характера классификации медиатекстов по Т.Г. Добросклонской [3];

11)    медиааналитика, или комментарий как тип медиатекста, сочетающий реализацию функции сообщения с усилением компонента воздействия за счет выражения мнения и оценки;

12)    реклама как совмещение функции воздействия в двух ипостасях: функции языка, реализуемой с помощью богатого арсенала лингвостилистических средств выразительности, и функции массовой коммуникации, реализуемой посредством особых медиатехнологий, присущих конкретному средству массовой информации;

13)    содержательная характеристика текста, позволяющая выделить его тематическую доминанту, или принадлежность к одной из устойчивых, регулярно освещаемых средствами массовой информации тем;

14)    значение лингвокультурного фактора, характер и специфика взаимопроникновения языковой и информационной картин мира; характерный набор культурных констант;

15)    систематизация медиатекстов с точки зрения функционально-жанровой принадлежности как обязательный компонент типологического описания текстов.

При составлении индивидуального образовательного маршрута для освоения данного раздела особое внимание уделяется методам изучения медиатекстов.

Вслед за Т.Г. Добросклонской [3], считаем, что среди наиболее эффективных и распространенных методов медиаречи целесообразно выделить следующие методы:

1)      методы собственно лингвистического анализа, которые позволяют выявить базовые свойства и характеристики текста на различных языковых уровнях: лексическом, синтаксическом, стилистическом, социолингвистическом;

2)      метод контент-анализа, то есть метод анализа содержания, основанный на статистическом подсчете специально выбранных единиц текста и позволяющий выявить обычно скрытые социально-идеологические особенности репрезентируемой данным текстом действительности;

3)       метод дискурсивного анализа, базирующийся на концепции дискурса и позволяющий проследить взаимосвязь между языковым и экстралингвистическим аспектом текста;

4)      метод риторической критики, дающий возможность выявить скрытую политико-идеологическую составляющую медиатекста;

5)      метод когнитивного анализа, основанный на изучении концептуальной стороны медиатекстов и направленный на выявление соотношения реальной действительности и ее медиарепрезентаций;

6)      метод лингвокультурологического анализа, основанный на выявлении компонентов медиатекста, значение которых имеет национально-культурную специфику.

В составлении плана-проспекта работы над избранным разделом поощряется инициатива и самостоятельность студента, поддерживаются его интересы. Контрольные вопросы и задания предлагаются преподавателем. На продвинутом этапе студенты могут обмениваться авторскими пакетами контрольных вопросов и заданий.

Основными ступенями проектирования индивидуального образовательного маршрута студента, будущего медиаспециалиста считаем следующие ступени: 1) освоение теоретического материала, 2) промежуточный взаимоконтроль студентов, 3) контроль преподавателя, 4) практическое воплощение полученных знаний: написание заметки, очерка, рекламы, фельетона, аналитической статьи и пр., 5) организация творческого конкурса.

Практика работы в данном направлении показывает, что проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов способствует их профессионально-личностному развитию при соблюдении следующих педагогических условий:

а) осознание будущим медиаспециалистом необходимости профессионально-личностного саморазвития;

б) наличие субъект-субъектных отношений между студентом и преподавателем в процессе проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута;

в) использование комплекса рефлексивных и творческих форм работы с целью учета индивидуальных особенностей студентов и развития их профессионально-значимых и личностных качеств, формирования у них навыков субъект-субъектных отношений;

г) освоение и реализация личностно-ориентированной образовательной технологии, использование современных форм и методов обучения;

д) своевременное освоение этапов и содержания проектирования индивидуальных образовательных маршрутов;

е) прослеживание динамики формирования личностных качеств студентов на основе комплексной психолого-педагогической диагностики.

Результаты исследования. Успех новой модели процесса обучения студентов по индивидуальным образовательным маршрутам, ее результативность обеспечиваются ступенчатостью процесса обучения, сменой ролей преподавателя («организатор», «консультант», «наблюдатель»), динамикой профессионально-личностного развития студентов, непрерывностью диагностики и рефлексии, а также наличием определенных педагогических условий для развития этой вариативной структуры учебной деятельности студентов.

Выводы. Предлагаемая модель обучения студентов по индивидуальному образовательному маршруту способствует преодолению противоречий между традиционной организацией учебного процесса, направленной на формирование у студентов знаний и готовности к их применению, и задачами развития индивидуальности студента в процессе профессиональной подготовки.


Рецензенты:

Мещерякова Е.В., д.п.н., профессор кафедры английской филологии, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Методика межкультурной коммуникации», зам. зав. кафедрой английской филологии ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;

Яркова Т.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и социального образования филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Тобольске, г. Тобольск.