Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DICTIONARY WORK AT RUSSIAN LESSONS

Kulakova N.V. 1 Avtushko L.I. 2 Vekkesser M.V. 2 Mamaeva S.V. 2
1 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev
2 Lesosibirsk pedagogical University - affiliated branch of Siberian Federal University
The article is intended to provide methodological assistance to students (future teachers) during the formation of their professional competence, and also primary school teachers, who organize vocabulary work at Russian lessons. Mnemonics techniques described in the article provide a deep understanding of the material during memorization of lexicalized words, because they are based mainly on the imagination, on the bright imaginative illustration of the concepts and definitions. Techniques described in the article (rhyming, ‘chain’), and methods of work on lexicalized words (the method of graphic associations, the method of phonetic associations, combined method, Cicero’s method) allow teachers to make the process of mastering the difficult words at Russian lessons more effective. Such words are difficult to learn because they do not fall under a certain rule, and require memorization. Such approach is caused also by that implementation of new Federal state educational standards which makes it necessary for a teacher to solve professional pedagogical problems in new conditions: it is necessary to apply such working methods which will allow to receive new qualitative results of training of school students.
orthography.
mnemonics
associations
vocabulary work
unchecked letters
dictionary words
Одна из наиболее сложных задач начального обучения заключается в достижении высокого качества орфографических навыков, от степени сформированности которых зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах.

Письмо, грамотное в орфографическом отношении, не только  выполняет социальную функцию, но и является составной частью языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания, поэтому программа предъявляет достаточно высокие требования к навыкам грамотного письма.

Программа начального обучения по русскому языку для каждого класса предусматривает обязательное усвоение ряда слов (словарные), правописание которых не проверяется, а основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного языка нельзя, и потому их написание рекомендуется запомнить. В методике существует широкий и узкий взгляд на эту группу слов. В широком понимании «трудными» называют слова, вызывающие у детей различного рода трудности, чаще всего орфографические (слова с безударным гласным в корне слова). Чаще, как отмечает О.Н. Левушкина, термин «трудные слова» понимается более узко: это слова, имеющие в современном языке непроверяемые и трудно проверяемые написания [1]. Трудные слова делят на следующие группы: слова, трудные для учащихся с точки зрения: 1) написания (велосипед), 2) написания и произношения (комбайнёр, с глазу на глаз); 3) написания и значения (жокей, без удержу); 4) написания и связи с другими словами (перила); 5) написания, значения и связи с другими словами (реагировать); 6) написания, значения, произношения и связи с другими словами (гантель).

Правописание словарных слов в начальной школе вызывает особую трудность, поскольку основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. К сожалению, данный приём малоэффективен, поскольку не активизирует мыслительную деятельность учащихся, которые совершают ошибки в «трудных» словах и в начальной, и в средней школе.

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным – задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы, поэтому известный советский учёный-методист А.В. Текучев отмечал, что словарная работа должна быть систематической, хорошо организованной, педагогически целесообразно построенной работой, связанной со всеми разделами русского языка [7]. Поэтому одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы (Лободина Н.В., Прудинкова А.В, Ладыженская Т.А, Баранов М.Т.), выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

В процессе работы над трудными словами учитель может связать различные виды словарной работы с содержанием занятий: во-первых, работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно; во-вторых, она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок); в-третьих, словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит и др.).

Залог успеха в работе над трудными словами – хорошая память. Любая недооценка памяти ребенка, умения запоминать и воспроизводить, может принести немалый вред, особенно в начальных классах, где у детей еще мало знаний и опыта, позволяющих строить сложные цепи рассуждения, т.е. решать грамматико-орфографические задачи, делать самостоятельные выводы. Тем более что в русской орфографии немало такого, что может быть усвоено только запоминанием.

Известно, что процесс запоминания облегчается привлечением к восприятию различных анализаторов. Большое значение для орфографии имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Многообразные связи: зрительные, слуховые, речедвигательные, неразрывно связанные с пониманием значения слова, в своей совокупности создают те необходимые условия, без которых трудно добиться прочного усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные восприятия и быть достаточно разнообразными.

Запоминанию словарных слов способствует привлечение мнемонических приемов. Мнемоника (с греческого – искусство запоминания) – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Рассмотрим основные приёмы мнемотехники:

Рифмизация

Прием рифмизации представляет собой интерпретирование информации в стихотворную форму (синквейн) [6].

Метод графических  ассоциаций

В связи  с тем, что мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. Поэтому, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо создать «образ» буквы в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта [3].

Ассоциативный образ не только должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком (цвет, форма, действие, материал), но и иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Необходимо отметить, что  преподаватель не должен навязывать ученику свои ассоциации, поскольку ценность данного приёма заключается  в эксклюзивности  ассоциативных образов.

Метод звуковых (фонетических) ассоциаций

Этот метод предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, дети дежурные.

Комбинированный метод

Это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно, в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв. Например, для слова "майонез" подобрано созвучие к первому слогу – "МАЙка". А вторую непроверяемую букву «О» легче нарисовать в виде пятна на майке. Получилось: «МАЙка испачкана майонезом» + О [3]. Итак, для облегчения работы механизма памяти необходимо привлекать к восприятию и запоминанию различные анализаторы.

Метод Цицерона

Суть этого метода состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.

Прием «Цепочка»

«Цепочка». Суть этого приема состоит в попарном соединении образов, которыми кодируются элементы последовательности, в образовании между ними связи. Например, нужно запомнить список слов: батон, молоко, сосиски, соль, газета, батарейка. Ярко представляем батон, на котором лежит пачка молока (в течение 1-2 сек. рассматриваем эту связь). Затем связываем пакет молока со вторым образом цепочки: пакет обложен сосисками. Фиксируем, переходим к соли. Когда мы вспоминаем первый образ – батон, в памяти неизбежно всплывет «молоко», молоко вызовет в памяти образ сосисок и так далее по цепочке.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации заключается в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний «в словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приёмов обучения. В качестве примера рассмотрим работу над словом «комната»: 

КОМНАТА

I. Знакомство с новым словом

1. Разгадайте ребус.

КОМ

  ТА

2. Прочитайте ребус.

К

У

Г

О

Й

 

 

1

 

 

2

 

Ф

Й

Н

Е

А

 

 

4

 

7

А

М

У

Т

Ь

5

3

 

6

 

3. Жилое помещение в квартире. Разгадайте слово, используя ключ-подсказку.

 

 

 

 

 

 

 

4

6

5

5

1

7

1

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

АБВ

ГДЕ

ЁЖЗ

ИЙК

ЛМН

ОПР

СТУ

ФХЦ

ЧШЩ

ЪЫЬ

ЭЮЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

II.        Первичное запоминание слова

1. Придумайте зрительную опору к слову "комната".
На доске появляются картинки с изображением треугольной (как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате. Дети в своих словариках пишут слово комната — вместо безударной непроверяемой гласной по своему усмотрению рисуют картинку с изображением треугольной (как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.

2. Подберите к слову "комната" однокоренные слова.

(Комнатка, комнатный.)

Запишите эти слова в столбик в свою тетрадь-словарь, справа от слов нарисуйте треугольную занавеску на окне, находящуюся в комнате. Выделите корень, поставьте ударение.

III.      Закрепление умения правильного написания слова

1. Запишите словосочетания, поставьте ударение, выделите корень, подчеркните в словах непроверяемую безударную гласную в корне слова.

Большая комната, уютная комнатка, войти в комнату, просторная комната, комнатные растения.

 2. Прочитайте словосочетания.

ДКЕОТМСНКААТЯА   (Детская комната)

КНОЕМЖНИАПТАКЯА  (Нежилая комнатка)

КСООМБНААЧТОННАКЯА  (Комнатная собачонка)

- Как вы догадались? (Читали через букву.)

Запишите словосочетания, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную непроверяемую гласную в корне слова.

– Какие ещё орфограммы заметили?

3. Составьте синквейн со словарным словом, подчеркните орфограммы.

Таким образом, словарно-орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Необходимо в  процессе изучения правописания слов данной категории предлагать учащимся задания, которые наряду с орфографическими задачами преследуют и цели  лексические, т.е. буду  направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на активизацию детского словаря (задания  на подбор к изучаемому слову однокоренных слов,  составление и изучаемым словом словосочетаний, предложений.) Эти наблюдения над лексической сочетаемостью слов, которые проводятся в процессе составления детьми словосочетаний и предложений, являются важнейшей предпосылкой для расширения активного словаря учащихся. Только при такой организации словарно-орфографических упражнений работа станет содержательной,  интересной для детей, а стало быть и более эффективной, ибо всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова, как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.


Рецензенты:

Чижакова Г.И., д.п.н., профессор, профессор Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Шарифуллин Б.Я., д.фил.н., профессор, заведующий лабораторией речевой коммуникацией ЛПИ – филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирск.