Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ASSESSMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Lukyanova M.I. 1 Galatskova I.A. 1
1 Ulyanovsk State Pegagogical University named after I.N. Ulyanov
В статье представлен набор стандартизированных психодиагностических методик, рекомендуемый педагогам-психологам образовательных учреждений для диагностики профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса. Психодиагностический набор методик скомпонован по двум направлениям: комплект методик диагностики личностного развития учащихся и комплект методик диагностики профессионально-личностного развития педагогов. В теоретическом обосновании предлагаемых методик проводится анализ взглядов зарубежных и отечественных психологов на проблему развития личности, а так же современных требований, существующих в системе образования к личностному развитию учащихся и профессиональному росту педагогов. Использование данных методик в образовательном учреждении позволит стандартизировать психодиагностическую практику; позволит администрации ставить перед педагогом-психологом конкретные задачи по диагностическому обследованию учащихся и педагогов и получать сопоставимые результаты, обеспечивая реальный мониторинг профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса.
The article presents a set of standardized psychodiagnostic methods recommended by the educational psychologists educational institutions for diagnostics of professional and personal development subjects of the educational process. Psycho Toolkit is arranged in 2 areas: a set of methods of diagnostics of students ´ personal development and a set of methods of diagnostics of professional and personal development of teachers. In the theoretical justification of the proposed methods, the analysis of the views of foreign and domestic psychologists on the problem of personality development, as well as modern requirements that exist in the system of education to personal development of students and the professional growth of teachers. The use of these methods in the educational institution will allow to standardize diagnostic practices; will allow the administration to put in front of a teacher-psychologist of a specific task on a diagnostic survey of students and teachers and to get comparable results, providing real monitoring of professional and personal development subjects of the educational process.
personal development of students
personal and professional development of teachers; learning motivation
self-education and ability for self-development
subjectivity
the ability to reflect
Проблема становления и развития личности – одна из ключевых, наиболее сложных и, по сути, постоянно актуальных в педагогике и психологии. Анализ основных научных подходов показал, что при значительных различиях между собой они не противоречат и не взаимоисключают друг друга, а углубляют и расширяют представления о сложности и многогранности данного феномена. По мнению абсолютного большинства отечественных и зарубежных исследователей, развитие личности рассматривается как единый процесс, детерминированный историческими условиями общественной жизни, результатом взаимодействия биологического и социального в индивидуальном развитии человека [6].

Развитие личности рассматривается как составная часть развития человека в целом или его «интегральной индивидуальности»; представляет собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий»; определяется мерой собственной активности человека, т.к. «личность – это субъект своего собственного развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельного отношения к миру, в которых могут полнее всего проявиться и развиться уникальные потенции конкретного индивида»; является основным способом существования, бытия личности, которое выражает основную потребность человека как универсального родового существа – постоянно «трансцендировать за рамки конечной формы», выходить за пределы, достигать возможной полноты воплощения в индивидуальной форме своей родовой сущности [6].

Проблема личностного роста школьника уже длительное время предстает в виде ценности и цели в образовательной среде. Однако обнаруживается недостаточная разработанность методологии основ организации образовательного процесса, способствующего личностному росту школьников в учебной деятельности. Это обуславливает необходимость детального изучения проблемы, а также нахождения путей и способов ее изменения в целях усиления продуктивности образовательного процесса в целом. На этапе школьного образования возникают трудности, которые в процессе образовательной деятельности выливаются в противоречие между осуществлением акмеологического подхода к обучению в школе и недостаточным наполнением содержания общего и среднего образования личностнозначимыми ценностями школьников и их реальными возможностями, уровнями их личностного развития.

Цель современного образования – создание благоприятных условий для развития личности каждого школьника. Не декларация, а реальное воплощение в образовательном процессе субъект-субъектного взаимодействия позволит в значительной мере продвинуть личностное развитие ребенка, активизировать его личностный потенциал. Личностному развитию школьника благоприятствует совокупность физических, социальных и человеческих факторов, формирующих ощущение защищенности и доверия, и способствующих раскрытию и востребованности личностного потенциала подростка. Одним из наиболее существенных факторов является высокий уровень профессиональной подготовки и личностной культуры педагогов, обеспечивающий благоприятную атмосферу в образовательном учреждении.

Цель исследования личностного развития школьников – определить общую динамику в развитии личностных качеств учащихся в образовательном процессе; содействовать развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и стимулировать процесс профессионально-личностного развития педагога, его самоопределения в пространстве педагогической реальности.

В соответствии с целями в образовательном процессе выступают актуальными следующие задачи:

- выявление влияния образовательного процесса на развитие определенных личностных качеств учащихся;

- отслеживание динамики в развитии личностных качеств учащихся на этапе старшей школы;

- способствование осознанию педагогами необходимости развития тех личностных характеристик, которые обеспечивают успешное освоение личностно-ориентированной педагогической деятельности;

- ознакомление педагогов со способами диагностики отдельных качеств и определение уровня их сформированности, способствуя тем самым процессу самосознания и самосовершенствования.

Выбор критериев и показателей исследования обосновывается возможностью  формирования личностных качеств учащихся в учебном процессе, а также необходимостью развития у школьников, прежде всего, тех параметров, на которые изначально направлено личностно-ориентированное обучение и которые являются личностными результатами образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Большое внимание уделяется развитию у учащихся в образовательном процессе рефлексивных умений, учебной мотивации, стремления к самоактуализации. Выбранные качества можно считать параметрами такой личностной характеристики как «субъектная  позиция» и свидетельствуют об активности субъекта в своей жизни, в своей деятельности и общении. Охарактеризуем избранную к развитию и диагностике личностную характеристику ученика.

Излагая идеи личностно-ориентированного обучения, основоположник гуманистической психологии Карл Рождерс подчеркивал, что процесс преподавания (деятельность педагога) представляет гораздо меньшую ценность и значимость, чем процесс учения (деятельность ученика), важность и непреходящую роль которого трудно переоценить. Ценность и осмысленность учения основана на осознании себя субъектом деятельности, соответственно, на самодеятельности, самопознании, саморегуляции. Ученик должен обучаться сам, т.к. учение – это не усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта ученика, связанного со всей его личностью [2; 5].

Современное общество востребует граждан, проявляющих достаточно высокий уровень развития субъектной позиции, творческой активности, предприимчивости и ответственности. Соответственно в качестве общественно и личностнозначимого результата образования рассматривается высокий уровень развития личности выпускника школы.

В современном образовании возникла необходимость обучать личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим навыки самообразования и самовоспитания.

Выдающиеся педагоги и исследователи современности (Е. В. Бондаревская, В. В. Горшкова, С. М. Годник, А. В. Кирьякова, И. А. Колесникова, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына, Е. Н. Шиянов и др.) приходят к выводу о необходимости в образовательном процессе стимулировать самосовершенствование человека, его самопреобразование и саморазвитие для решения задач усложняющейся креативной социальной и профессионально-трудовой практики. При этом подходе человек на всех этапах образования и социализации выступает как самоорганизующийся субъект учебной деятельности [3].

При разработке системы диагностики профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса мы исходили из следующих требований к ней, указанных в психолого-педагогических исследованиях) [1]:

1) система методов изучения профессионально-личностного развития должна отражать динамику изменений его функций в индивидуально-личностном развитии учащегося, в его учебной деятельности и профессионально-личностном самоопределении;

2) для повышения объективности полученных результатов, их достоверности необходимо так выстраивать систему методов, чтобы они как бы «перекрывали» друг друга, обеспечивая возможность перепроверки полученных данных;

3) система методов в целом должна раскрывать все стороны изучаемого феномена по выделенным показателям. При этом каждый метод должен применяться в соответствии со своими возможностями, в условиях, обеспечивающих их реализацию;

4) необходимы методики, позволяющие помимо качественных, получить некоторые количественные характеристики, что способствует большей объективности исследования (см. табл. 1)

Таблица 1

Диагностические методики оценки показателей личностного развития учащихся

в образовательном процессе

Критерии

Показатели

Методики диагностики

Мотивационно-ценностный

Учебная мотивация

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (А.Д. Андреева)

Познавательная активность

Процессуальный

Способность к саморазвитию

Самооценка способности к самообразованию и саморазвитию личности (Н.П. Фетискин)

Субъектность

Анкета «Субъектность учащихся в образовательном процессе» (М.И. Лукьянова)

Рефлексивный

Способность к рефлексии

Опросник «Диагностика рефлексивности» (А.В. Карпов)

Самооценка качеств личности

Методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков)

Для содействия развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и стимулирования процесса их профессионально-личностного роста, самоопределения в полипарадигмальном пространстве педагогической реальности необходимо выделить критерии и показатели, по которым при помощи различных методов диагностики можно отслеживать динамику профессионально-личностного развития педагогов.

Профессионально-личностное развитие учителя – одна из целей педагогического образования. Педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне. Педагог рассматривается как носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, как активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свою стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности.

Усиление гуманистических тенденций в образовании способствует формированию новых подходов и взглядов на место и роль педагога в образовательном процессе. Педагог выступает активным творцом культуры. Система образования, ориентированная на активность и самобытность её деятелей, требует от педагога усиления его субъектности, развития направленности на другого человека [2].

Результативность деятельности образовательного учреждения определяется уровнем развития личности педагога; учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. В этой связи значимым звеном профессионально-личностного роста является самообразование. Профессионализм учителя определяется и рядом личностных качеств, так как моральные, нравственные аспекты общения с учащимися имеют огромное значение и в воспитательной работе, и в освоении учебных предметов. Самообразование учителя находится в тесной взаимосвязи с самовоспитанием, проблема которого с годами не становится менее актуальной. Профессия учителя немыслима вне постоянного самосовершенствования, так как он должен быть образцом для своих учеников. Самовоспитание педагога – сознательная и целенаправленная деятельность. При постановке целей самовоспитания важно определить их значимость и необходимость, соотнося себя реального с желаемым идеалом (результат самопознания).

Определим содержательные характеристики профессионально-личностного развития педагога:

– мотивационно-ценностная, которая включает в себя потребности, мотивы, установки, профессионально-значимые ценности и ценностные ориентации, определяющие собой предпочтительный выбор целей, путей и средств профессиональной деятельности;

– процессуальная, включающая в себя реализацию потребностей личностного профессионального роста, возможность применять известные способы и приемы профессиональной деятельности, ориентированные на процесс достижения поставленных целей в организации образовательного процесса;

– рефлексивная, которая представляет собой анализ и оценку собственной профессиональной деятельности, оценивание образа своего «Я» как субъекта профессиональной деятельности, оценивание перспектив профессионального саморазвития и отношения к профессии на основе интегративных характеристик мышления и рефлексии.

В соответствии с этим нами выделены различные показатели профессионально-личностного развития педагога, которые предлагаются к диагностике. Также подобран комплекс диагностических методик, который определялся нами в соответствии с представлениями о сущности, структуре и содержательных характеристиках профессионально-личностного развития педагога (см. табл. 2).

Таблица 2

Диагностические методики оценки показателей профессионально-личностного развития педагогов

Критерии

Показатели

Методики диагностики

1. Мотивационно-ценностный

Мотивация достижения, потребность в достижениях

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс)

Направленность на гуманистический подход в профессиональной деятельности

Диагностика ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия (В.Г. Маралов)

2. Процессуальный

Потребность в самообразовании

Диагностика реализации потребности в саморазвитии (Н.П. Фетискин)

4. Рефлексивный

Способность к рефлексии

Методика диагностики рефлексии (А.В. Карпов)

Самооценка качеств личности

Самооценка личности (О.И. Мотков)

Психодиагностика личностного развития – важное и актуальное направление, позволяющее отследить профессионально-личностный рост субъектов образовательного процесса. Информация, получаемая в ходе диагностики, позволяет педагогу отслеживать развивающий эффект своей деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребёнка и оказывать своевременную и необходимую помощь. Информация, полученная учителем в ходе диагностики, способствует лучшему пониманию учителем своих учеников, помогает ему построить урок и общение более эффективно, создать атмосферу принятия и доверия, что стимулирует активность учеников. Проявляя внимание к личности каждого ребёнка, учитель осуществляет личностно-ориентированный подход в обучении, что, в конечном счёте, позволяет ребёнку полнее раскрыть и реализовать свой потенциал.

Знание индивидуальных особенностей учащихся помогает учителю не только создать открытое уникально неповторимое общение, но и быть готовым получить в этом общении обратную связь, в том числе в форме оценок личностных проявлений учителя со стороны ученика, а это способствует профессиональному росту, развитию собственной индивидуальности.


Рецензенты:

Поляков С.Д., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск;

Ахметов М.А., д.п.н., доцент, профессор кафедры методики естественнонаучного образования и информационных технологий ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.