Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

TEACHING OF FOREIGN STUDENTS AT THE RUSSIAN REGIONAL UNIVERSITY: EXPERIENCE OF NIZHNY NOVGOROD ARCHITECTURAL UNIVERSITY OF CIVIL ENGINEERING FROM 1992 TO 2013

Kartseva E.V. 1 Firsova A.M. 1
1 Nizhny Novgorod Institute of education development
В данной статье приведены данные по количеству иностранных студентов, обучающихся в вузах Нижнего Новгорода, и приведен подробный анализ образовательной ситуации с обучением иностранных студентов на примере опыта Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. На протяжении более 22-х лет Центр предвузовской подготовки ННГАСУ обеспечивает подготовку иностранных граждан к сдаче вступительных экзаменов и обучению по реализуемым в ННГАСУ образовательным программам, а также в любые другие вуз Российской Федерации. График и диаграмма демонстрируют количество и происхождение иностранных студентов, обучающихся в ННГАСУ за период с 1992 по 2013 гг. На основе статистических данных, охватывающих значительный временной период, автор делает вывод, что в условиях нарастающей академической мобильности, сотрудничество с зарубежными партнерами в сфере образования становится неотъемлемой частью российской образовательной системы. В целях содействия процессу модернизации российского образования многие российские вузы, в том числе – и нижегородские высшие учебные заведения, принимают активное участие в развитии международного сотрудничества.
This article gives data about the amount of the foreign students who study at Nizhny Novgorod universities and the detailed analysis concerning the educational process and studies of foreigners is given on the example of Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering. The centre of pre-university training of NNGASU has provided foreigners with the preparation for entrance exams and studies according to the educational programmes realized at NNGASU and for entrance exams and studies at other universities of the Russian Federation for 22 years. The chart and diagram demonstrate the quantity and origin of the foreign students who have their studies at NNGASU for the period from 1992 to 2013. On the base of the statistics data covering the considerable period, the author concludes that due to the increasing academic mobility, cooperation with foreign partners is becoming the integral part of the Russian educational system. In order to support the process of modernization of the Russian education many Russian universities, including Nizhny Novgorod universities, take an active part in the development of International cooperation.
Teaching of foreign students
the world educational space
international competitiveness
integration of Russian education.

Обучение иностранных студентов в российских вузах –это один из важнейших показателей степени интеграции страны в мировое образовательное пространство. Самыми первыми университетами, которые в конце XIX века приняли на учебу студентов из Болгарии, Албании, Сербии и других государств были Петербургский, Московский, Новороссийский. Студентам также назначалась государственная стипендия, и они освобождались от платы за учебу. Однако широкого распространения обучение иностранных студентов в дореволюционной России получить не успело [1].

После революции 1917года, в 1921 году было создано профильное учебное заведение подобного направления - Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), специально для студентов – выходцев из Азии. В 1923 году университет получил имя И. В. Сталина. В различное время в нем обучались представители 73-х национальностей. Учащиеся делились на две большие группы:

- студенты из СССР, из которых готовили партийных и советских работников для национальных номенклатур советских республик.

- иностранные студенты, которых готовили к борьбе за установление коммунистического режима в своих странах, к организации восстаний и революций. Но этот университет просуществовал недолго, в 1938 году решением правительства КУТВ был закрыт.

После Второй мировой войны в СССР снова стали приезжать на учебу иностранные студенты -  представители стран Восточной Европы и Азии, а также Африки, Латинской Америки и Западной Европы. В 1960 году, в Москве открывается Университет дружбы народов, названный позднее в честь Патриса Лумумбы, первого премьер-министра независимой Республики Конго. Этот университет стал одним из крупнейших в мире учебных заведений по подготовке иностранных специалистов. За 40 лет (с 1950 по 1990 гг.) количество иностранных студентов в Советском Союзе увеличилось более, чем в 20 раз, достигнув, накануне распада СССР, 126,5 тысяч человек, что составило 10,8% от общемировой численности иностранных студентов и позволило советским вузам формально занять 3-е место в мире после американских и французских высших учебных заведений по количеству студентов-иностранцев (в США в 1990-м году, по данным ЮНЕСКО, обучалось 407,5 тысяч иностранных студентов, во Франции - 136 тысяч) [1].

Распад СССР разрушил сложившуюся в стране систему подготовки иностранных специалистов. В настоящее время перед российскими вузами опять встала задача занять достойное место на международном рынке образовательных услуг.

Как было заявлено в “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”, необходимо создавать условия для привлечения в Россию иностранных студентов. Это должно стать одной из приоритетных задач в деятельности Министерства образования и науки и самих российских высших учебных заведений, с тем, чтобы к 2020 году доля иностранных граждан достигла 5% в общем контингенте учащихся вузов, а доходы от их обучения составляли не менее 10% от объема финансирования системы образования» [2].

Стремление к достижению вышеуказанных показателей одновременно повысит международную конкурентоспособность российского образования, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

Можно, конечно, с уверенностью говорить о том, что основная доля иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, приходится на высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга, но, вместе с тем, и региональные учебные заведения высшего профессионального образования вносят свой вклад в общую картину интеграции Российской федерации в мировое образовательное пространство.

Например, по данным на 2011-2012 академический год в вузах Нижнего Новгорода обучалось, в общей сложности, 1635 иностранных студентов. (см. Таблицу 1.)

Таблица 1

Распределение иностранных граждан по программам очного обучения / формам подготовки в Нижнем Новгороде в 2011-2012 академическом году [3]

Наименование вуза

Общее число обучающихся иностранных

граждан

Подготовительное отделение

Бакалавры

Дипломированные специалисты

Магистранты

Стажеры

Интерны

Ординаторы

Аспиранты

Докторанты

Нижегородский государственный

архитектурно-строительный

университет

179

49

75

48

6

0

0

0

1

0

Нижегородский

государственный инженерно-

экономический институт

30

0

30

0

0

0

0

0

0

0

Нижегородский

государственный

лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова

44

0

3

41

0

0

0

0

0

0

Нижегородский

государственный

педагогический университет

125

34

32

54

3

2

0

0

0

0

Нижегородский

государственный технический

университет им. Р.Е. Алексеева

110

10

34

34

8

18

0

0

6

0

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

399

77

104

141

31

40

0

0

6

0

Нижегородская

государственная медицинская

академия

628

18

0

552

0

0

1

36

1

0

Нижегородская

государственная сельскохозяйственная

академия

4

0

1

2

0

0

0

0

1

0

Нижегородская

государственная

консерватория (академия) им.

М.И. Глинки

 

112

21

15

31

35

2

0

0

8

0

Нижегородская правовая

академия (институт)

4

0

0

4

0

0

0

0

0

0

По данным таблицы можно сделать вывод, что по количеству иностранных студентов лидирует Нижегородская государственная медицинская академия, второе место у Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, на третьей позиции -  Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (далее – ННГАСУ).

Обучение иностранных граждан в ННГАСУ началось в 1992 году, когда в университете был организован Центр предвузовской подготовки (далее - ЦППОИГ).

На протяжении более 22-х лет ЦППОИГ обеспечивает подготовку иностранных граждан к сдаче вступительных экзаменов и обучению по реализуемым в ННГАСУ образовательным программам.

В мае 1998 г. при ЦППОИГ был создан центр тестирования по программе обучения русскому языку как иностранному, работающий под руководством Головного центра тестирования при Министерстве образования РФ.В 2002/2003 учебном году приказом Министерства образования Российской Федерации №481 от 18.02.2003 года Центр предвузовской подготовки и обучения иностранных граждан при ННГАСУ включен в перечень образовательных учреждений российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан для вузов России [4].

Набор иностранных граждан в ЦППОИГ осуществляется при посредничестве Российских дипломатических представительств в зарубежных странах, а также путем заключения индивидуальных контрактов. Продолжительность обучения в ЦППОИГ один год. Центр может обеспечивать предвузовскую подготовку 100 слушателей ежегодно. Предвузовская подготовка осуществляется двумя кафедрами: русского языка как иностранного и кафедрой общенаучных дисциплин.

Подготовка в Центре ведется по направлениям «Строительство», «Архитектура», «Экономика» и «Туризм», «Теплоэнергетика и теплотехника», «Информационные системы и технологии», «Дизайн» [5].

На графике показано количество иностранных студентов, обучающихся в ННГАСУ с 1992 по 2013 годы. В 1992 г. на Подготовительное отделение ЦППОИГ было принято четыре гражданина Турции.

В 1993/1994 учебном году количество студентов из Турции возросло до 20 плюс 1 человек из Танзании, 2 – из Непала, 13- из Марокко (всего 36человек). В 1994/1995 на Подготовительное отделение ННГАСУ было зачислено 30 человек, 21 обучались на первом, втором и шестом курсах (всего 51). В 1995/1996 учебном году на Подготовительном отделении обучалось 5 иностранных граждан, всего 32 человека.

 В 1996/1997 набор абитуриентов проводился в неблагоприятных экономических и политических условиях, в результате на подготовительном отделении обучались 2 человека из Судана и Сирии. Общее количество студентов составляло 32 человека.

В начале 1997/1998 учебного года в ННГАСУ обучались 56 иностранных граждан, из них 28 на подготовительном отделении. По данным на начало 1998/1999 года в ННГАСУ обучалось 78 человек. Из них -58 на подготовительном отделении.

На начало 1999/2000 учебного года в ННГАСУ обучалось 58 человек. Из них на подготовительном отделении обучались 36 студентов из Марокко.

На начало 2000/2001 учебного года в ННГАСУ обучалось 32 студента, из них 18 на подготовительном отделении. На начало 2001/2002 учебного года в ННГАСУ обучалось 24 человека, из них 9 на подготовительном отделении.

В 2002/2003 учебном году при посредничестве компании «Российско-арабский центр образовательных услуг» было подготовлено 52 гражданина Сирии, направленных на учебу Министерством образования Сирии. Кроме граждан Сирии на подготовительном отделении обучались 10 граждан Китая, 2 гражданина Вьетнама, 2 гражданина Марокко, 2 гражданина Шри- Ланки, 1 гражданин Ирана, 1 гражданин Пакистана.

Подготовка в Центре велась по медико-биологическому, гуманитарному, естественнонаучному и техническому профилям подготовки. Всего в 2002/2003 учебном году в ННГАСУ обучалось 87 иностранных студентов, из них 71 на подготовительном отделении.

В 2003/2004 учебном году при посредничестве компании «Российско-арабский центр образовательных услуг» было подготовлено 13 граждан Сирии, направленных на учебу Министерством образования Сирии. Также этой компанией были направлены: 15 граждан Марокко, 7 граждан Китая, 1 гражданин Уганды, 2 гражданина Малави, 1 гражданин Вьетнама, 1 гражданин Туниса. В этом же учебном году, на трехмесячных курсах русского языка обучались 2 гражданина Франции и 1 гражданин Швеции. На начало 2003/2004 учебного года в ННГАСУ обучались 101 человек. Из них 74 на подготовительном отделении.

На начало 2004/2005 учебного года в ННГАСУ обучались 122 человека, из них 73 на подготовительном отделении.

На начало 2005/2006 учебного года в ННГАСУ обучались 158 иностранных граждан, из них - 95 на подготовительном отделении.

На начало 2006/2007 учебного года в ННГАСУ обучались 121 человек, из них 47 на подготовительном отделении.

В течение 2007/2008 учебного года в ННГАСУ обучались 109 иностранных граждан, из них 37 на подготовительном отделении.

В течение 2008/2009 учебного года в ННГАСУ обучалось 159 иностранных граждан, из них 78 на подготовительном отделении. Подготовка в Центре велась по направлениям «Строительство», «Архитектура», «Экономика» и «Туризм».

В течение 2009/2010 учебного года в ННГАСУ обучалось 184 иностранных граждан, из них 73 на подготовительном отделении.

В течение 2010/2011 учебного года в ННГАСУ обучалось 172 иностранных граждан из 38 стран, из них 51 на подготовительном отделении. Подготовка в Центре велась по направлениям «Строительство», «Архитектура», «Экономика» и «Туризм», «Теплоэнергетика».

В течение 2011/2012 учебного года в ННГАСУ обучалось 178 иностранных граждан из 38 стран, из них 49 на подготовительном отделении.

На июль 2013 года в ННГАСУ обучались 158 граждан из 34 стран; 47 слушателей подготовительного факультета (подфака), 100 студентов, 7 магистрантов, 4 аспиранта. Всего за период с 1992 года по 2013 год в Центре прошли предвузовскую подготовку 905 человек [6].

Диаграмма показывает, что 47% от общего числа иностранных студентов, обучающихся в ННГАСУ, составляют граждане стран Северной Африки. 32% составляют граждане стран СНГ, 18% - студенты из стран Азии, и 3% - граждане стран Европы.

Можно сделать вывод, что российское образование, в частности, обучение на профильных специальностях ННГАСУ, ценится за рубежом и иностранные выпускники ННГАСУ вполне конкурентоспособны и востребованы на мировом рынке образования и труда.

В целях содействия процессу модернизации российского образования многие российские вузы, в том числе – и нижегородские высшие учебные заведения, как   было показано в данной статье, на примере анализа отчетов ЦППОИГ Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета принимают активное участие в развитии международного сотрудничества.    

Таким образом, на основе приведенных выше статистических данных, охватывающих значительный временной период, можно заявить, что в условиях нарастающей академической мобильности, сотрудничество с зарубежными партнерами в сфере образования становится неотъемлемой частью российской образовательной системы, не только на столичном, но и на региональном уровнях.

И, снова, после длительного перерыва, можно говорить о том, что Российская Федерация обладает весомым образовательным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом сообществе.


Рецензенты:

Шамрей Л.В., д.п.н, профессор, заведующая кафедрой словесности и культурологии ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород;

Шестакова Л.А., д.п.н, профессор кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», г. Нижний Новгород.