Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PREPARATION OF STUDENTS FOR THE REGULATION SHOOTING WITHIN SPORTS COMPLEX «READI FOR LADORD AND DEFENSE»

Ziambetov V.Yu. 1
1 Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Orenburg State University"
This article discusses ways to improve the effectiveness of the implementation of standards Russian sports complex "Ready for work and defense." The study showed that the systematic training of students through physical exercise in shooting under the physical training can increase the level of readiness of young men to surrender the complex rules, to increase the degree of cognitive activity, civil and military and patriotic consciousness. These exercises are very military-applied physical preparation of students to perform military service, the ability to shape accurately produce a shot, but it is one of the main qualities of a soldier. The knowledge of military history, various types of fire increase motivation and interest in physical training, allow students to work together on the main medical groups and students with limited health.
physical training
patriotic education
preparation for military service
shooting

Введение. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) с момента его возникновения, становления, развития и на современном этапе имеет широкий спектр социально значимых целей и задач. Большое значение имеет его многоступенчатость и преемственность, и это наиболее ярко прослеживается в системе высшего профессионального образования. Выпускники высшего учебного заведения (вуза) должны быть готовы к профессиональной деятельности, а юноши – к военной службе. Военно-прикладной аспект комплекса ГТО наиболее ярко выражен в конкретных военно-прикладных упражнениях и в данном случае в выполнении нормативов комплекса по пулевой стрельбе. Умение точно производить выстрел не дается человеку от рождения и его формирование происходит постепенно, и нет приделов его совершенствования, а значимость для военной деятельности большая, потому что это один из основных навыков военнослужащего. Молодому человеку, который систематически не практикуется в стрельбе из оружия трудно показать хороший результат в стрельбе, поэтому при выполнении норм ГТО по пулевой стрельбе многие юноши имеют низкие результаты. Большое количество студентов испытывают трудности при выполнении данного упражнения, и это является проблемой.

В Оренбургском государственном университете решено провести работу по данной теме с целью формирования у юношей-студентов умения точно производить стрельбу из оружия, в рамках норм комплекса ГТО. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) формировать умения и навыки точной стрельбы из пневматического оружия;

2) осуществлять военно-патриотическое воспитание студентов; 3) популяризировать спортивное звание «Отличный стрелок» и обучение в «Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту» (ДОСААФ). В работе использовались различные методы исследования: наблюдение опрос, тестирование, а в обучении использовался весь комплекс методов: словесные, наглядные, практические.

Для подтверждения эффективности исследовательской работы и демонстрации ее результатов работа осуществлялась в двух группах студентов (контрольной и экспериментальной) по 50 человек. В контрольной группе никакой работы по совершенствованию умений студентов стрелять по мишеням не проводилось, студенты занимались в соответствии с рабочей программой по физической культуре. А в экспериментальной группе со студентами проводились тренировки по пулевой стрельбе с использованием пневматической винтовки в соответствии с положением комплекса ГТО. Результаты стрельб разных групп сравнивались на различных этапах работы, студенты выполняли контрольные стрельбы в октябре 2014 года, в феврале и мае 2015 года. Согласно требований Положения о физкультурно-спортивном комплексе ДОСААФ России «Готов к труду и обороне» стрельба ведется по мишени № 8, из положения стоя, расстояние 10 м, при этом участники выполняют 7 выстрелов, в зачет идут 5 лучших результатов. Необходимо отметить и то, что подобные упражнения выполнялись при строгом соблюдении требований безопасности.

Кроме работы по совершенствованию умений и навыков стрельбы со студентами проводилась работа по военно-патриотическому воспитанию. Проводились беседы и рассказы о значимости точной стрельбы при выполнении своего воинского долга, о примерах в военной истории, о снайперах Великой Отечественной войны Суркове М.И. (702 уничтоженных врага), Ахметьянове А.А. (502 уничтоженных врага), Сидоренко И.М. (более 500 уничтоженных врагов, 1 танк, 3 тягача), Зайцеве В.Г. (242 уничтоженных врага, из них 11 снайперов), о «Памятке снайперу» времен 1941-1945 годов. Так же кратко изучали материальную часть винтовки, принципы действия механизмов в оружии, устройство, патроны, основы баллистики. Кроме выполнения стрельб согласно условиям положения ГТО, для поддержания познавательной активности и интереса, стрельбы проводились из различных положений, расстояний, а так же с оптическим прицелом. Для расширения кругозора юношей в этой области студентам рассказывали о наличии стрелковых клубов в Оренбурге, а так же пейнтбольных и страйкбольных клубах, где можно проверить свои способности в деле, о возможности обучения в ДОСААФ, о возможности и особенностях получения спортивного звания «Отличный стрелок».

В конце экспериментальной работы мы получили и обобщили данные исследования, которые показаны в таблице. В таблице указана сумма очков, набранных группой по результатам стрельб на различных этапах контроля.

Результаты стрельб студентов

Группа

I этап

II этап

III этап

Контрольная группа

1263

1347

1409

Экспериментальная группа

1171

1535

2016

При выполнении последних контрольных стрельб разница в результатах стрельбы этих групп составила 607 очков, результат на лицо.

Динамика роста результатов наиболее наглядно изображена на диаграмме (рис. 1) и на графике (рис. 2).

Рис. 1. Показатели роста результатов стрельбы

Рис. 2. Динамика роста результатов стрельбы

С первого этапа по третий этап контрольных стрельб рост результатов экспериментальной группы составил 845 очков, а в контрольной группе – всего 156 очков, но и это объясняется тренировочным эффектом от самих контрольных стрельб. В экспериментальной группе в конце 1 юноша показал результат, соответствующий нормативам на «Золотой значок», и 3 юноши – на «Серебряный значок», а в контрольной группе никто не показал удовлетворительных результатов. Некоторые юноши из обеих групп выразили желание получить звание «Отличный стрелок», и заинтересовались получением военно-учетной специальности в рамках обучения в ДОСААФ.

Вывод. Таким образом, мы можем утверждать, что цель работы достигнута, у студентов, с которыми проводится целенаправленная работа по формированию умений точно производить стрельбу, уровень сформированности этого умения гораздо выше, чем у неподготовленных студентов, и мы уже можем говорить о навыке точной стрельбы из пневматической винтовки. Двигательное умение и навык подкрепляются осознанием необходимости и важности данных двигательных действий на основании военно-исторического опыта, и необходимостью данных умений в будущей деятельности студента, а именно при прохождении военной службы. Студенты получили полную информацию о возможностях военно-прикладной подготовки в ДОСААФ, как форме подготовки к военной службе. Пулевая стрельба наиболее точно соответствует целям и задачам комплекса ГТО и является яркой формой подготовки юношей к военной службе.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики, профессор, г. Оренбург;

Ольховая Т.А., д.п.н., ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, г. Оренбург.