Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE REALIZATION OF THE MORAL AND ECOLOGICAL FUNCTIONS OF THE STUDENTS FORESTRY ENGINEERING UNIVERSITY EDUCATION OF ON THE MATERIAL OF HUMANITIES AND ART DISCIPLINES

Maslennikova S.F. 1
1 Ural state forestry engineering university
In the article the questions of development of ecological and humanistic values among students of technical universities on the basis of the disciplines of the Humanities and artistic cycle. Highlights the problem of ecological and humanistic education of young people as a problem of formation of a new social ideal of personality, in harmony with the socio-natural environment. The ways and methods of development of students spiritually-the value of information on the lessons of culture and art. Criteria of ecological and humanistic values among students on the material of the disciplines of the Humanities and artistic cycle: cognitive-reflective motivational sense, action-practical. Results of experimental-research work, confirming the effectiveness of the developed methodical system within the Humanities and the arts in the implementation of ecological and humanistic role of education of students of forestry engineering University.
ecological and humanistic function of education for students of forestry engineering University
the educational potential of art
Реализация нравственно-экологической функции воспитания студентов актуализируется в свете современной образовательной политики в сфере высшего профессионального образования, нацеленной на подготовку не только высококвалифицированного, ответственного, компетентного работника, способного выдержать конкуренцию на рынке труда, но и высоконравственной, духовно развитой личности, обладающей чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Студенты лесотехнического университета в силу профессиональной специфики связаны в будущем с проблемами защиты окружающей среды, с принятием административных решений по экологизации технических производств, с профессиональной деятельностью в различных природоохранных структурах. 

В условиях лесотехнического вуза реализация нравственно-экологической функции воспитания связана с опорой на духовно-практические способы освоения информации об окружающем мире. Задачи содействия формированию личности нельзя решать аналогично задачам обучения. Знаниям можно научить, но смыслу жизни, духовности научить нельзя, их можно взрастить в каждой индивидуальности. Процесс формирования личностной позиции по отношению к окружающему миру, становления ценностных ориентиров, установок, правил поведения требует усиления гуманитарного компонента, интеграции блока гуманитарно-художественных дисциплин (философии, культурологии, этики, мировой художественной культуры и т.д.) на основе акцентирования в их содержании анализа ценностных доминант современного общества, глобальных проблем современности, духовного мира личности и противоречий, возникающих в нравственных, этических аспектах его взаимодействия с окружающим миром. Именно гуманитарно-художественные дисциплины, обладающие ярко выраженной аксиологической направленностью, способны дать студенту системное представление о ценностях современного мира, о месте человека в нем, сориентировать в представлениях о смысле жизни, в обоснованных и правильных жизненных выборах.

Учитывая это обстоятельство, в образовательном процессе технического вуза необходимо пересмотреть отношение к гуманитарно-художественным дисциплинам: они должны мыслиться не только как основные формы учебно-воспитательного процесса (по аналогии с другими вузовскими предметами), но прежде всего как предметы, связанные с освоением духовно-ценностного опыта человечества новыми поколениями. Кроме этого, следует преодолеть существующую практику в преподавании данных дисциплин, основанную на репродуктивном воспроизведении знаний о культуре и искусстве, «сухом» изложении фактов, описательности при анализе артефактов, что мешает созданию в сознании обучающихся целостного образа художественно-исторических эпох, идеалов и мировоззренческих представлений, заключенных в культуре и искусстве прошлого и современности. 

С целью реализации нравственно-экологической функции воспитания студентов в Уральском государственном лесотехническом университете подготовлен учебно-методический комплекс, который включает разработки тематических направлений и отдельных тем по этике и духовно-нравственной проблематике в рамках дисциплин «Мировая культура и искусство», «История декоративно-прикладного искусства», подготовку сквозных тем, интегрирующих предметы естественно-научного и художественно-гуманитарного циклов, практические рекомендации по организации воспитательной и культурно-просветительской работы со студентами, творческие задания, тесты и анкеты. В рамках традиционных форм обучения (лекций, семинаров, практических занятий) на занятиях используются различные методы активного обучения: проблемные лекции, в которых поощряются размышления и самые противоречивые высказывания студентов на заявленную тему; бинарные лекции, проводимые в диалоге преподавателей и раскрывающие многообразные грани нравственной проблематики с позиции разных дисциплин; лекции-визуализации, связанные с демонстрацией и анализом видеофильмов; творческие задания в форме групповых проектов, стимулирующих анализ различных решений в ситуации нравственного выбора личности.

Мы разработали содержание сквозных тем, раскрывающих с различных позиций содержание эколого-гуманистических ценностей, для дисциплин художественно-эстетического цикла, преподаваемых студентам лесотехнического вуза («Мировая культура и искусство», «Народные промыслы Урала», «История декоративно-прикладного искусства» по направлению подготовки 250400 «Технология деревообработки»).

Одна из сквозных тем - «Эколого-гуманистические ценности в современном искусстве» - объединяет материал, связанный с современной культурой, всех трех дисциплин. Анализ конкретных примеров современного искусства (в частности, произведений таких новых жанров, как художественная фотография, дизайн, коллаж, инсталляция, документальное кино, мультипликация и др.) позволил выявить экологическую проблематику как одну из важнейших тем художественной практики современности. Поэтому уместным оказался анализ исследований в области культурологии и искусствознания по данной проблеме. Приведем в качестве примера развернутый план вступительной лекции, задающей направление анализа феноменов современного искусства на занятиях в рамках сквозной темы.

В 1980-х гг. наблюдается всплеск интереса представителей культурологии, эстетики и искусствознания к экологической проблематике, появляются исследования о роли культуры и искусства в гармонизации взаимоотношений человека с обществом и с природой (Н.Н. Вересов, Г.Д. Гачев, Э.В. Гирусов, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, В.А. Лось, Т. Тийттайнен).

В 1980-е гг. академиком Д.С. Лихачевым выдвинуто понятие «экология культуры», базирующееся на принципах, близких этической концепции А. Швейцера. Человек культуры в ее современном понимании, по мнению Д.С. Лихачева, это «человек, у которого чрезмерно развито чувство другого - чувство благоговения перед тайной чужой жизни... Культура помогает человеку подниматься, стремиться ввысь, преодолевать все сорное, что есть в душе» [3, c. 1]. Предметом экологии культуры является вещественно-культурные и мировоззренческие ценности, исследование культурной среды обитания (аудиовизуальной, ландшафтной, архитектурной и т.п.), принципов ее формирования и воздействия на людей. Методологической основой экологии культуры являются исследования современной экофилософии.

В современной экофилософии проблема воспитания у человека непрагматического отношения к природе, уважения к ее естественному ландшафту, ко всем природным сообществам и видам на основе признания их самоценности рассматривается в культурологическом и эстетическом аспектах. Так, А.Ф. Коимбра-Филхо выдвигает понятие «искусство природы», сопоставляя творения природы с шедеврами искусства: «исчезновение любого вида представляет собой большую эстетическую потерю для всего мира... Это сравнимо с разрушением великого произведения искусства знаменитого художника или скульптора, с той лишь разницей, что, в отличие от произведений искусства, созданных человеком, эволюция одного вида является процессом, который занимает много миллионов лет и никогда не может быть продублирован» [Цит. по: 5, с. 97-98]. В работе «Красота окружающей среды» И. Сепанмаа замечает, что человечество нуждается в институтах, подобных тем, что существуют в искусстве, для того, чтобы обучаться способности воспринимать красоту окружающей среды. На необходимость обновления «общественного эстетического чувства» во взаимодействии с природой указывает К.М. Майер-Абих. Через живопись, скульптуру, музыку человек развивает эстетическую сенсорность как необходимое условие для того, чтобы отличить естественные и неестественные проявления в природе: «отличить с определенной уверенностью сад и культурный ландшафт от разрушенного индустриального» [Цит. по: 5, с. 40].

Закономерности гармонизации отношений между человеком и природой в контексте культуры исследует новая область знаний - экологическая эстетика, зародившаяся во второй половине ХХ в. Одно из главных достижений экоэстетики - построение модели эстетики природы, ценностно-смысловую основу которой составляют императивы новой экологической этики в отношениях человека и природы. Так, в структуре понятийного аппарата экоэстетики содержится новый термин - «экологическая красота», суть которого заключается в понимании структуры, функциональности, целесообразности экологической системы. Природа как эстетический объект с позиции экоэстетики является самоценностью. Естественные объекты природы следует не оценивать, а одобрять как природную данность [2]. При этом категория «безобразного» исчезает в контексте естественной природной среды. К безобразным можно отнести те природные феномены, в которых нарушены жизненные процессы в результате антропогенного вмешательства.

Эстетические ценности природной и социальной среды в рамках экоэстетики носят синтетический характер: они неотделимы от моральных, экономических, политических, научных, социальных ценностей. Существенной чертой этих синтетических ценностей является гуманистичность, позволяющая видеть глубинную красоту окружающего мира. Восприятие прекрасного в природе трактуется экоэстетикой как общественно важная функция, поскольку противостоит односторонности и бесцеремонности в использовании природы, способствует организации достойной человека и необходимой для его полноценного существования среды. По определению исследователя проблемы эколого-эстетического воспитания Н.Г. Куприной, эколого-эстетические ценностные ориентации личности выражаются в  ее «направленности на восприятие и осознание красоты и гармонии мира природы в качестве духовной ценности и выражения универсального закона жизни. Эколого-эстетические ценностные ориентации связаны со сферой личностно значимых отношений в системе "человек - природа - общество" и проявляются в ответственном, жизнеоберегающем поведении в различных сферах бытия» [1, с. 22].

Таким образом, в рамках экоэстетики наиболее ярко проявляется обобщенный характер понимания эколого-гуманистических ценностей современным общественно-историческим сознанием. Эколого-гуманистические ценности на современном этапе признаются в качестве основы общей культуры человека и его нравственной воспитанности.

Данные выводы, сформулированные в теории современной культурологии и искусствознания, ярко проявляются в художественной практике наших дней. Анализ данных художественных явлений, их эмоциональное переживание и составляет содержание занятий со студентами по дисциплинам «Мировая культура и искусство», «Народные промыслы Урала», «История декоративно-прикладного искусства», объединенных темой «Эколого-гуманистические ценности в современном искусстве».

Мы выделили следующие критерии сформированности эколого-гуманистических ценностей у студентов на материале дисциплин гуманитарно-художественного цикла: 

1) когнитивно-рефлексивный, включающий знания студентов об этических категориях, экогуманистических ценностях, понимание содержания эколого-гуманистических ценностей, обобщенно представленных в произведениях искусства - носителях образов красоты природы и позитивного, ответственного взаимодействия с ней человека;

2) мотивационно-смысловой, связанный с приобретением духовно-нравственного опыта в общении с искусством, присвоением моральных норм и общественных требований как внутренних нравственных регуляторов в личностном и профессиональном саморазвитии;

3) деятельностно-практический, связанный с освоением опыта нравственного поведения, отраженного в произведениях искусства, и решения на этой основе разнообразных задач личностной и профессиональной самореализации, начиная от организации личного досуга и заканчивая выбором путей культурного и профессионального развития.

Избранные нами методы контроля и диагностики включали: анкетирование, опрос, тестирование (тест М. Рокича), защиту творческой работы, реферата, практические задания. Опытно-поисковая работа проводилась в условиях естественного педагогического процесса на базе Уральского государственного лесотехнического университета со студентами дневной формы обучения (направление подготовки 250400.62 «Технология деревообработки»). Результаты опытно-поисковой работы показали положительную динамику у студентов экспериментальной группы в формировании эколого-гуманистических ценностей.

По когнитивно-рефлексивному критерию: знания студентов об этических категориях, экогуманистических ценностях приобрели разносторонний и систематизированный характер. У студентов выработалась устойчивая потребность в самостоятельном приобретении знаний по этической проблематике на основе культурологической, искусствоведческой, философской литературы.

По деятельностно-практическому критерию: активизация воспитательной работы со студентами, включение их в разнообразные формы внеаудиторной деятельности, применение методов активного освоения искусства дали возможность воплощения полученных знаний на практике. У студентов сформировались навыки оценки художественных произведений с точки зрения их воспитательного потенциала, воплощения в них эколого-гуманистических ценностей. Развились умения ориентироваться в разнообразных явлениях современного искусства, анализировать их и решать на этой основе разнообразные задачи личностной и профессиональной самореализации. Студенты овладели различными способами просветительской, волонтерской деятельности, что проявилось в процессе их активного участия в разнообразных мероприятиях вуза по данному направлению воспитательной работы.

По мотивационно-ценностному критерию: разнообразные творческие задания на практикумах обеспечили для студентов возможность реализовать широкий спектр личностных смыслов, интересов и потребностей через различные виды художественной деятельности, что привело к пониманию значимости освоения воспитательного потенциала искусства. Процесс приобщения к художественным образам - носителям эколого-гуманистических ценностей стал осознаваться студентами как необходимый компонент и в их личностном становлении, и в их профессиональной деятельности.

Результаты исследования показывают, что разработанный учебно-методический комплекс в рамках гуманитарно-художественных дисциплин достаточно эффективно обеспечивает в лесотехническом вузе реализацию эколого-гуманистической функции воспитания студентов. Предложенный подход может стать основой в организации воспитательной работы на основе дисциплин гуманитарно-художественного цикла со студентами других технических вузов.

Рецензенты:

Куприна Н.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург;

Вербицкая Н.О., д.п.н., профессор, профессор кафедры автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.