Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

MULTIMEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGY AS PART PERSONALITY-ORIENTED APPROACH TO LEARNING

Petryakova S.V. 1 Duseva N.Yu. 1
1 Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia
В статье рассматриваются понятия «мультимедийные технологии», «личностно-ориентированный подход в обучении». Возможности современных мультимедийных образовательных технологий позволяют реализовать основные принципы личностно-ориентированного подхода в образовании, воспитании и развитии обучающихся. Проведенный анализ мультимедийных образовательных ресурсов выявил их высокий личностно-развивающий потенциал. Авторы указывают, что в качестве структурных элементов личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо выделить саморазвитие и самоопределение обучающихся. Работа в роли автора мультимедиа-проектапозволяет обучающимся освоить компьютерные мультимедиа-технологии, что приводит к накоплению базового набора знаний по информатическим дисциплинам и формированию информационной компетентности.Мультимедийные экранные среды, проектируемые обучающимися, также обладают диагностическими свойствами: по их структуре, содержанию и форме можно судить об уровне рефлексивно-творческого развития будущего специалиста.
The article discusses the concept of "multi-media technology," "student-centered approach to learning." Features modern multimedia educational technology can realize the basic principles of student-centered approach to education, training and development of students. The analysis of multimedia educational resources identified their high personal-developing potential. The authors point out that, as the structural elements of a student-centered approach to teaching is necessary to allocate self-development and self-determination of students.Working as author multimedia project allows students to learn computer multimedia technology, which leads to the accumulation of a core set of knowledge in informatics disciplines and the formation of information competence. Multimedia screen environment, the projected trainees also have diagnostic properties of their structure, content and form, you can judge the level of reflexive and creative development of future specialist.
student-centered approach to learning.
multimedia educational environment
information technology

Мультимедийные образовательныетехнологии  как элемент личностно-ориентированного подхода в обучении

Интенсивные процессы информатизации образования обусловлены современными требованиями общества к специалистам, которые заключаются, в первую очередь, в умении ориентироваться в огромных информационных потоках, самостоятельно получать необходимую информацию, то есть обладающих определенным уровнем информационной культуры.  Информационная культура современного специалиста складывается из знаний о структуре, функционировании информационной среды, а также умений и навыков взаимодействия с ней. Подготовить к профессиональной деятельности информационно-грамотного специалиста невозможно без учета  потребностей и возможностей самого обучающегося в саморазвитии и самоопределении,  развития уникальных качеств личности, которые будут отвечать  запросам  современного общества.

Возможности личностно-ориентированного подхода в обучении при активно внедряющихся современных технологиях во все сферы деятельности человека реализуются совместно с глобальной информатизацией образования, заключающейся в разработке и использовании информационно-коммуникационных технологий для достижения целей обучения, воспитания и развития. Используемые информационные образовательные технологии оказывают существенное влияние на форму организации, содержания и методики реализации всех учебных дисциплин и процесса обучения в целом. Выбор используемых в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий зависит, в первую очередь, от особенностей учебной дисциплины, специфики учебного материала и иных факторов. Однако существуют технологии, обладающие высоким потенциалом эффективного использования в обучении, независимо ни от учебной дисциплины, ни от категории обучающихся. К данному классу универсальных информационных образовательных технологий относятся мультимедийные технологии.

Использование мультимедийных технологий в обучении обусловлено данными многолетних исследований (И.В. Роберт, М.А. Гуриев) о влиянии аудиовизуального ряда на усвоение и воспроизведение полученной информации. Мультимедиа-технологии, обогащая процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия информации большинство чувственных компонент обучающегося, являются одним из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Успешность применения современных технологий в образовании напрямую зависит от уровня программного и методического обеспечения учебного процесса, а также от уровня квалификации преподавательского состава. Примером компьютерного программного обеспечения, поддерживающих технологию мультимедиа, являются PowerPoint, MovieMaker, iMovie. Современная система образования подразумевает оснащение учебных помещений средствами интерактивного мультимедийного оборудования и информационными системами для активного выступления преподавателя и эффективного восприятия изложенной информации обучающимися.

Мультимедиа-технологии представляют собой комплекс взаимодействующих визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения, т.е. единое представление текста, звука, графики, фото-, видеоматериалов. Самыми  распространенными мультимедийными средствами в обучении  являются: презентации (линейные и интерактивные), анимационные и видео-ролики, интерактивные доски, гипертексты, интерактивные игры, мультимедиа-галереи, интерактивные тренажеры, виртуальная реальность[3]. Применение мультимедиа-технологий  на занятии через визуализацию и интерактивность активизирует познавательную деятельность обучаемого и развивает алгоритмический стиль мышления.  Проведение занятия с использованием технических средств, поддерживающих мультимедиа технологии, позволяет рассматривать проблемные вопросы в интерактивном режиме. Грамотно подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на  понимание  содержания учебного занятия, положительно влияет на эмоциональный фон занятия (мероприятия)[1]. Образовательные ресурсы данного вида информационных технологий способствуют формированию среды, которая позволяет обеспечить условия для достижения целей современного образования, заключающихся в формировании ключевых компетенций (в первую очередь информационной).

Помимо указанных преимуществ, необходимо отметить высокое значение мультимедиа-технологий при реализации принципов личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где на первое место ставится личность обучающегося, ее самоопределение, самоценность, субъектный (личностный) опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием учебной дисциплины [1]. Под личностно ориентированным подходом понимается такой тип образовательного процесса, в котором личности ученика и учителя выступают как его субъекты, ибо целью обучения провозглашается развитие личности учащегося, его индивидуальности и способностей; при этом учитываются ценностные ориентации учащегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его внутренняя модель мира [2].

Личностно-ориентированное обучение предполагает ориентацию образовательного процесса на способности отдельного обучающегося. Именно в личностно-ориентированном подходе в обучении основными мотивами являются саморазвитие и самореализация обучающегося. Обучающийся меняет статус «бездумного» объекта, принимающего готовую информацию или инструкцию преподавателя, на субъект, активно участвующий в каждом этапе обучения (анализ проблемной ситуации, самостоятельный выбор способов и форм решения учебной задачи, определение причин ошибок и неудач).  Личностно-ориентированный  подход  подразумевает  отказ  педагога  от  привычной  методики проведения занятия - равнение на «среднего ученика». При личностном подходе в образовании принцип индивидуализации - основной элемент создания образовательной среды, в которой не происходит нивелирования обучающихся. В рассматриваемом подходе задача преподавателя создать ситуацию, в которой есть место самореализации, раскрытию своих способностей, оптимизации самооценки в правильности выбора способа решения задачи.

Основной из главных характеристик личностно-ориентированного подхода в обучении  выделяютсаморазвитие. Использование мультимедийных технологий в обучении подразумевает работу в качестве автора электронных ресурсов как преподавателя, так и обучающегося. В результате работы над мультимедиа-проектом происходит освоение компьютерной мультимедиа-технологии, что приводит к накоплению базового набора знаний по информатическим дисциплинам и формированию информационной компетентности. Обучающийся получает возможность личностного саморазвития, что подразумевает приобретениеличностного опыта.

Одним из признаков развития личностного опыта является умение предоставить результаты своей деятельности в доступной и понятной форме, путем эффективного использования мультимедийных технологий. Следовательно, самостоятельная разработка обучающимся одного из видов мультимедиа-средств обучения влечет всестороннее изучение темы, структурирование подобранного материала, концентрированного представления материала в виде мультимедиа-продукта.

Кроме того, мультимедийные экранные среды, проектируемые обучающимися, обладают диагностическими свойствами: по их структуре, содержанию и форме можно судить об уровне рефлексивно-творческого развития будущего специалиста [5].  В данном случае предметом оценки является как правильное выполнение задания, так и творческий и рациональный подход к поиску способов решения поставленной задачи. 

На основании вышеизложенного можно резюмировать, что применение мультимедиа-продуктов в рамках личностно-ориентированного обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса в целом, формированию целостной,  интеллектуальной и информационно-грамотной личности.

Рецензенты:

СтолярчукЛ.И.,д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград;

Сафронова Е.М., д.п.н.,профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград.