Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL APPROACHES OF STUDY NATIONALISM

Omelaenko N.V. 1
1 Tyumen State Oil and Gas University
There is a variety of theories in the national and foreign sciences, which consider nationalism from the point of view of original, functional, narrative and modern approaches. However, opinions differ and there is no universal theory, which is able to explain such a sociocultural phenomenon, because multinational societies have various forms of nationalism - large and small nationalism. This article is devoted to different types and forms of nationalism, which can depend on historical, social, political and economic conditions. Sometimes nationalism has a positively influence on the development of society, for example, civil, Risorgimento, large nationalism. In some cases nationalism (integral, small, radical, irredentism) can contribute to the spit of society. The author comes to a conclusion: 1) various forms of nationalism exist in society, they can be dominating or marginal; 2) it is impossible to formulate an universal theory of nationalism, explaining all processes in society; 3) to understand the reasons of nationalism, it is necessary to use modern transformation theories of elites, power and human institutions, which result in beginnings and spread of nationalism. The article has a theoretical and methodological character and allows to generalize the existing science conceptual approaches to this issue.
marginal nationalism.
dominating
irredentism
radical
integral nationalism
Risorgimento
civil nationalism
small nationalism
large nationalism
forms of nationalism
a sociocultural phenomenon
modern approaches
narrative
functional
original

В настоящее время опубликовано много исследований, посвященных национализму, отечественных и зарубежных авторов. И это неслучайно, поскольку национализм  распространяется по всему миру, проявляется в идеологии,  социальных движениях,  в политике и создании новой истории  государств на постсоветском пространстве.

Несмотря на наличие разных дефиниций  и теорий, не существует единого мнения о сущности данного социокультурного феномена. Предлагаемая статья посвящена анализу наиболее  влиятельных теорий национализма, которые позволят выделить основные формы, типы и подтипы национализма, а также определить, какую роль играет национализм в  нашем обществе.

В советской литературе под национализмом имели в виду идеи или проявления политики, отдельные поступки людей, системы установок, связанных с представлениями об исключительности своего народа, нетерпимостью, нежеланием смешиваться с другими этносами, действиями, неправлеными на дискриминацию по национальному признаку [5, С.37].

Однако в мировой науке и политике сложилось иное понимание национализма. Так, по мнению, Джона Бройи национализм следует рассматривать как доктрину, политику и массовое чувство. Какие факторы и условия  способствуют  распространению национализма? Одной из  причин появления националистических идей в обществе, по мнению, В.А. Ачкасова, является конструирование или реинтепритации национальной традиции, «национализации прошлого», вычленение «поворотных моментов» в истории, «переформатирования» коллективной исторической памяти для легитимации национального строительства и возникших политических режимов» [1, С.119].

Политические и интеллектуальные  элиты, для конструирования новой национальной идентичности, проводят историческую политику, которая  направлена на «укрепление, удаление или переопределение отдельных фрагментов общественной памяти»   [1, С.112 ]. Она осуществляется  путем создания новых учебных программ по истории,  новых праздников, строительства новых памятников и разрушения старых,  изменение информационной политики.

Занимаясь исследованием национализма, ученые выделяют четыре подхода: «первоначальный», функциональный, повествовательный и современный [3, С.207].

Сторонниками первоначального подхода являются сами националисты. Они считают, что их нация существует очень давно и её историю можно проследить через века. Проблема заключается в том, что их теория не соответствует реальным фактам, хотя они монополизируют мифы и символы, унаследованные из прошлого, и используют их в своих аргументах, пытаясь закрепить  национальную идентичность. Во многих случаях националисты сами придумывают мифы, которые легко опровергнуть, поскольку  практически все основные институты, которые создают, сохраняют и передают национальную идентичность, относятся к современной эпохе: это парламенты, массовая литература, школы, рынки труда и т.д.  Два единственных досовременных института, которые, возможно, играли такую роль - правящая династия и церковь. Джон Бройи считает, что национальная идентичность в существе своём современна, и именно, с такой предпосылкой должен начинаться  всякий осмысленный подход к данной теме [3, С.211]. 

Согласно функциональному подходу национализм выполняет ряд функций. Во-первых, у него есть функции психологические.  Часто звучат утверждения, что людям необходимы идентичности, и национализм удовлетворяет такую потребность. Подобный аргумент часто привязывают к объяснению кризисов идентичности, к которым приводит крушение религиозных верований или крах традиций. Люди, оторванные от своих корней, расставшись со своими родственниками, перемещенные в большие города, могут найти нечто весьма комфортное для себя в такой идентификации, которую  им обеспечивает национальная принадлежность.

Сторонники повествовательного подхода воспринимают подъём национализма как данность. Исходя из этого, они могут просто рассказывать историю его возникновения. Повествование, по мнению Джона Бройи, нуждается  в теоретизации, чтобы осмыслить трактовку происходящего для понимания национализма [3, С.216]. 

Среди современных теорий национализма следует выделить следующие подходы:

1) изучение трансформаций, происходящих в сфере элит и ведущих к созданию и восприятию националистических идей;

2)  трансформация власти, ведущая к появлению и восприятию националистической политики;

3) трансформация общественных институтов, которая приводит к возникновению и распространению националистических чувств.

Главное внимание в изучении национализма обращено к  анализу  различных форм его проявления. Так, например, П. Олтер выделяет: 1) тип рисорджименто и 2) интегральный национализм. Первый  связан с освободительным движением, который  является протестом либо против власти, либо против  правящей элиты. Это - либеральный национализм, который появляется с формированием наций и национальных государств и направлен против всех форм угнетения. П. Олтер делит его на такие подтипы как политический, экономический и культурный, в зависимости от целей борьбы.

В свою очередь, внутри культурного национализма  иногда можно выделить лингвистический и религиозный подтипы  [3, С. 6]. 

Интегральный  национализм, по мнению П. Олтера,  отличается  радикализмом,  экстремизмом и воинственностью.  Интегральный национализм стремился подчинить волю индивида одной идее - идее нации.

Национализм типа рисорджименто основывается на равенстве всех этнических групп, а интегральный  национализм требовал исключительного превосходства одной нации над другими и проводил насильственную ассимиляцию и истребление других этносов. На эти идеи опирался фашизм в Италии и Германии.

Дж. Холл, в свою очередь, разделяет: 1) национализм западных прединдустриальных обществ; 2) националистическую реакцию на наполеоновские завоевания («национализм сверху»); 3) оппортунистический национализм в Южной Америке; 4) национализм рисорджименто в Европе XIX в.; 5) интегральный национализм; 6) экономический; 7) посткоммунистический; 8) постколониальный [3, С.7].

Отечественные ученые, рассматривая разновидности национализма, указывает  на такие формы, как либеральный и нелиберальный, имперский и социальный, «хороший» и «плохой»,  западный и восточный, новый и старый, оценочный и проектный [6, C.262].

Так, Л.М. Дробижева подразделяет национализм на гражданский и этнический-этнонационализм. Гражданский национализм направлен на консолидацию всего населения государства с помощью общегражданских прав, юридических институтов, идеологии и культуры.

Этнонационализм, в свою очередь, может быть политическим, экономическим и культурным. Целью политического национализма является мобилизация государственных институтов, ресурсов, образования для достижения и удержания своей государственности.

Культурный национализм направлен на поддержку языка, культуры, исторического наследия.

Особой критике подвергается политический национализм, который стремится к достижению преимуществ одного народа во власти, идеологии, культуре. Главным источником политического национализма в полиэтнических государствах является национальное неравноправие и стремление народов получить независимость. Другой причиной может являться боязнь потерять свою автономию и природные ресурсы.

В зависимости от источника и содержания требований, Л.М. Дробижева пишет о   классических формах национализма.

Классический политический национализм - это движение за независимость или большую долю самостоятельности внутри государства. Такой тип национализма проявлялся в СССР в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии и других союзных республиках.

Экономический национализм - стремление к самостоятельности в экономической сфере с конечной целью достичь большего политического статуса (Республика Саха (Якутия), Татарстан, Башкортостан).

Культурный национализм - стремление к культурному доминированию (украинцы на Украине).

Защитный национализм  предполагает защиту территории (Осетия, Ингушетия), языка, культуры (Карелия, Коми) [5, С.39]. 

Внутри многонационального государства  могут одновременно существовать разные формы национализма. Это - национализм этнического большинства  (народа или этноса, на основании языка и культуры которого была выстроена национальная идентичность) и национализм этнических меньшинств, которые стремятся создать свои нации, выделившись из состава существующего государства.

Национализм этнического большинства называют «большим национализмом».  Большой национализм стремится укрепить единство нации политическими  методами и настаивает на абсолютизации суверенитета государства, поддержании и укреплении его территориальной целостности. Иногда это сопровождается укреплением вертикали власти и политической централизации.

Большой национализм делится на консервативный и радикальный. Они призваны решать одни и те же задачи, но используют различные методы. Консервативный национализм  сохраняет полный контроль над  интеграцией в обществе в  руках политического руководства и правящего класса.  Он часто сочетается с либеральной идеологией, рынком, буржуазной демократией.

Смысл радикального национализма состоит в углублении интеграционных процессов в национальном обществе, в искоренении этнических культур, языков, обычаев и традиций. Цели радикального и консервативного национализма едины - сплочение граждан национального государства, укрепление его степени однородности, но методы у них разные.

Консервативный национализм добивается этого методами унификации правового поля и экономического пространства, путем административного контроля, а радикальный национализм подавляет локальную и региональную самобытность, вводит дискриминационные практики против этнических меньшинств и мигрантов.

Консервативные националисты действуют правовыми методами, используя демократические процедуры, а радикальные националисты прибегают к экстремистским методам, к насилию и террору. Радикальный национализм часто проявляется в форме ксенофобии, шовинизма и расизма.

Целью радикальных националистов является - повышение уровня социально-культурной и политической однородности общества с помощью национального фактора. Часто радикальный национализм используют для решения политических задач, но чаще он занимает маргинальное положение в обществе. В некоторых случаях радикальные националисты объединяются в политические партии.

Рассмотрим малый национализм.  Это явление свойственно малым этническим и культурным группам, которые находятся внутри национального государства с унитарной национальной политикой и сопротивляются в той или иной форме большому национализму.

В традиционном государстве такого явления нет, так как традиционное общество относится к этнической самобытности достаточно терпимо. Благоприятные условия для малого национализма возникают во времена государственного кризиса либо под влиянием внешних условий. Малый национализм является политическим явлением, которое ставит своей задачей - построение независимого и суверенного национального государства. Данная задача может быть решена в два этапа: получение относительной административно-политической автономии и окончательный выход из состава данной нации и образование новой нации с полностью независимой государственностью. Проявление малого национализма во всех его формах всегда представляет угрозу территориальной целостности национального государства.

Другой разновидностью национализма является ирредентизм. Это явление означает, что одно государство имеет претензии на контроль над территориями другого государства на основании предположительной «этнической» однородности населения этих территорий с «этническим большинством» этого государства или на основании действительных или мнимых исторических прецедентов вхождения этих территорий в состав данного государства [2, С.311].

Ирредентизм может стать предлогом для формирования сепаратистских тенденций и малого национализма. В отдельных случаях он становится поводом для военной агрессии одного государства против другого.

Рассматривая национализм, следует также отметить такое явление, как колониализм. В основе колониализма лежит принцип оптимизации экономики, расширение зоны торговли и конкуренции. Идеологической основой колониализма является либерально-демократический расизм, оформленный в культурно-просветительском духе.

Европейцы рассматривали колониализацию как модернизацию и гуманизацию мира.  «Смысл колониализма состоял в том, чтобы присоединить к национальному  государству дополнительные «ничейные» земли, населенные «недочеловеческими» существами второго сорта, с которыми можно было не считаться» [2, С.312].

Колониализм является неотъемлемой чертой национализма, свойственной первой стадии формирования наций. Колониализм можно рассматривать как большой национализм, а антиколониализм, национально-освободительную борьбу как проявление малого национализма, который имеет националистическую программу.

С национализмом связано такое явление, как «этнические чистки». Примером этнических чисток является создание системы резерваций - концентрационных лагерей, этноцид или геноцид, т.е. «физическое уничтожение людей на основании их социокультурной, религиозной и этнической принадлежности. Цель этноцида - установление полного контроля над национальной территорией и усиление степени однородности нации за счет уничтожения чужеродных социокультурных элементов» [2, С.312].

Таким образом, анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной  социокультурному феномену национализма, позволил автору данной работы сделать следующие выводы:

1) национализм следует рассматривать как доктрину, политику и массовое чувство;

2) в одном и том же обществе могут существовать существуют разные формы национализма - доминирующие и маргинальные;

3) невозможно сформулировать единую универсальную теорию национализма, охватывающую все политические, экономические и культурные процессы  в обществе. 

4) для понимания причин возникновения национализма следует использовать современные теории трансформации элит, власти и общественных институтов, которые приводят к возникновению и распространению национализма.

Рецензенты:

Гаврилова Н.Ю., д.и.н., профессор кафедры гуманитарных наук «Тюменского государственного нефтегазового университета», г. Тюмень;

Мехришвили Л.Л., д.соц.н., доцент, профессор кафедры социологии «Тюменского государственного нефтегазового университета», г. Тюмень.