Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE MUSEUM ENVIRONMENT IN THE TRAINING OF FUTURE BACHELORS OF BIOLOGY

Polyanskaya E.I. 1
1 Borisoglebsk branch "Voronezh State University"
В статье аргументирована необходимость восприятия экологических, природоохранных проблем в гуманитарной плоскости применительно к образовательному процессу студентов-биологов. Представлены образовательные возможности музейной среды, применительно к образовательному процессу бакалавров биологического профиля. Определены тематические разделы курса «Экология человека», реализуемые в рамках образовательного пространства музеев. Предложен вариант формирования общекультурных компетенций у будущих бакалавров-биологов при освоении курса «Экология человека» с использованием пространства музейной среды. Изложен педагогической опыт использования нетрадиционных музеев (музей-мастерская, музей-лаборатория, экомузей) различного профиля для освоения профессиональных дисциплин (на примере курса «Экология человека») в контексте современной экогуманитарной парадигмы педагогического образования.
The article argues the necessity of environmental perception, environmental issues in humanitarian plane in relation to the educational process of students in biology. Presents educational opportunities the Museum environment, in relation to the educational process of bachelors of biology. Defined thematic sections of the course "human Ecology", implemented in the educational space of museums. A variant of formation of common cultural competence of future bachelors in biology during the development of the course "Ecology of man" using the space of the Museum environment. Set out the pedagogical experience of non-traditional museums (Museum-workshop, Museum-laboratory, ecomuseum) in various fields for the development of professional disciplines (for example, the course "human Ecology") in the context of modern ecohumanism paradigm of teacher education.
non-traditional museums.
museum education
ecohumanitarian paradigm of teacher education
culture identity
educational process

Актуальность. Необходимость восприятия экологических, природоохранных проблем в гуманитарной плоскости порой вызывает определенные затруднения у студентов, профессионально ориентированных на естествознание. Однако в данный момент пришла необходимость синтеза социального и природного начал в культуре личности на основе глубокого понимания природы, в связи с тем, что в современном мире происходит вытеснение культуры общего обустройства среды обитания - культурой потребительской, что формирует негативные тенденции в общем контексте развития социума. Современная экогуманитарная парадигма педагогического образования требует осознания особой роли культуры в структуре личности и профессиональной деятельности учителя и предусматривает усиление процессов гуманизации педагогического образования на новой концептуальной основе. В этой связи назрел поиск новых педагогических технологий, методических приемов, которые позволили бы решить данную задачу.

В структуре требований, предъявляемых к результатам ООП ФГОС ВПО в области культурно-просветительской деятельности, существует необходимость формирования общекультурных компетенций, а именно - способность будущих бакалавров-биологов выявлять и использовать возможности региональной, культурно-образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

Перспективным направлением, на наш взгляд, для формирования компетенций, относящихся к разряду ценностно-ориентированных, является интегрирование педагогических возможностей музеев различного профиля в учебно-воспитательный процесс высшего профессионального образования бакалавров, обучающихся по профилям «Биология. Экология», «Биологическое образование».

Целью нашей статьи является выявление образовательных возможностей музеев разного профиля в формировании профессиональных компетенций студентов, осваиваемых в области культурно-просветительной деятельности, и, как следствие, становление экогуманитарного мировоззрения в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров биологического профиля.

Гипотеза. Мы предполагаем, что использование педагогических возможностей музеев в формировании экогуманитарного мировоззрения студентов будет эффективным, если определится сфера пересечения научно-методического содержания профессиональных дисциплин и музейной среды; реализуется возможность использования потенциала «нестандартного» музея.

Усиление роли музея в жизни современного общества подтверждается, прежде всего, активизацией научных исследований, связанных с их деятельностью. Научно-методическое обоснование роли музеев представлено в работах Б.А. Столярова [5], Л.Н. Хицовой [6], Г.В. Вишиной [1], Ю.В. Корниловой [2], перечисленные авторы рассматривают современные дидактические формы и методы музейной педагогики применительно к образовательному процессу школы и вуза. Образовательная функция музеев отражена в исследованиях Е.И. Полянской [3, 4], Т.В. Чумаловой [7] и др.

Однако существует потребность в поиске новых механизмов задействования музейной среды, методических приемов, способствующих формированию знаний региональной культуры у студентов-биологов и развитию способностей выявлять и использовать возможности региональной культуры в дальнейшей профессиональной деятельности.

Учебный план бакалавров направления «Педагогическое образование», обучающихся по профилям «Биология. Экология», «Биологическое образование», включает такие дисциплины, как: «Социальная экология», «Теория эволюции», «Экология человека», «Региональная экология», «Сохранение и восстановление биоразнообразия». Данные области наук характеризует высокая степень межпредметности.

Нами была определена сфера пересечения образовательного пространства на примере дисциплины «Экология человека» и музейной среды, и выделены содержательно-тематические «узлы» некоторых разделов данного курса, которые возможно реализовать на базе музеев (табл. 1).

Таблица 1

Тематические разделы курса «Экология человека», реализуемые в условиях музейной среды

Тематика экскурсий (образовательная среда вуза)

Место проведения (музейная среда)

1.                   

Общая картина антропогенеза

Ломовской природно-ландшафтный парк-музей (Воробьевский район Воронежской области)

2.                   

Исторические изменения семейного быта

музей-мастерская «Истоки» центра внешкольной работы (г. Борисоглебск)

3.                   

Образ жизни городских и сельских жителей

музей - лаборатория региональной лингвистики Борисоглебского филиала ФГБОУ ВПО «ВГУ»

4.                   

Крестьянское жилище и хозяйственные постройки

музей - кабинет художественного творчества Борисоглебского филиала ФГБОУ ВПО «ВГУ»

5.                   

Ландшафты природной и городской среды

эко-комплекс музей-усадьба Г.А. Корнаковского на территории Теллермановского опытного лесничества

(г. Борисоглебск)

6.                   

Социальные аспекты антропоэкологии

музей «Природа Приворонья» учебно-исследовательского экологического центра им. Е.Н. Павловского (г. Борисоглебск)

7.                   

Социально-экономический компонент антропоэкосистемы

Музей истории избирательного права и выборных кампаний России Борисоглебского технолого-экономического техникума

8.                   

Демографические проблемы локальной антропоэкосистемы (на примере села Третьяки)

Музей природы с. Третьяки (Борисоглебский городской округ)

Образовательно-воспитательная среда большинства использованных нами музеев является нетрадиционной (музей-мастерские, музей-лаборатории, экомузеи), но именно такие музеи, на наш взгляд, обладают наибольшими возможностями для неформального обучения. Как правило, специфика восприятия музейного предмета осуществляется в таких музеях через участие в тематических посиделках, развлекательно-познавательных капустниках, мастер-классах, выставок с использованием приема «можно потрогать руками» и т.д. Использование данных методик в условиях музейной коммуникации позволило интегрировать в образовательный процесс студентов-биологов гуманитарные знания, умения творческой деятельности, навыки адаптирования к социальной и природной среде.

В свете современной гуманизации экологического образования, обращение к истокам отношений «природа - человек - общество» через музейную коммуникацию способствует адекватному пониманию студентами структуры природных и социальных связей, целостности социоприродной среды, ее ценности и необходимости активного ее познания, начиная с локального уровня, опираясь на местные традиции.

Подводя итог изложенному в статье материалу, можно сделать следующие выводы:

1.        Музейная педагогика сегодняшнего дня обладает достаточным потенциалом для использования разнообразных форм и методов обучения (включая профессиональное) в музее, и что особенно важно для решения задач гуманитаризации образования, становления культуры личности и культуры эколого-общественных взаимоотношений применительно процессу профессиональной подготовки будущих бакалавров биологического профиля.

2.        Определенная нами сфера пересечения научно-методического содержания профессиональных дисциплин (на примере курса «Экология человека») и музейной среды способствовала формированию общекультурных компетенций.

3.        Информационные ресурсы образовательной системы многоканальны. Одним из важных источников информации являются музеи нетрадиционных форм (музей-мастерская, музей-лаборатория, экомузей). В перспективе посещение таких музеев студентами-биологами дает не только конкретные знания по дисциплине, но и способствует формированию экогуманитарного мировоззрения.

 

Рецензенты:

Губанова Е.Н., д.п.н., профессор кафедры дизайна ФГБОУ ВПО Воронежского государственного архитектурно-строительного университета в г. Борисоглебске,                       г. Борисоглебск;

Кодиров Б.Р., д.п.н., профессор кафедры прикладной математики, информатики, физики и методики их преподавания Борисоглебский филиал ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», г. Борисоглебск.