Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL WORK OF THE SOCIAL EDUCATOR IN A RURAL SOCIETY

Zaytseva V.P. 1 Gorbunova T.V. 1
1 Yakovlev Chuvash State Pedagogical University
В статье дается обзор информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), используемых социальным педагогом при осуществлении профессиональной деятельности в условиях сельского социума. В процессе модернизации системы образования одной из важнейших проблем является повышение социальной активности специалиста и готовность к инновационной деятельности. В связи с этим применение ИКТ в социально-педагогической деятельности становится одним из главных условий успешной работы социального педагога в условиях сельского социума. Современный социальный педагог должен соответствовать нынешним требованиям информационного образовательного пространства. В нашем исследовании проанализированы основные направления и возможности использования ИКТ в профессиональной деятельности социального педагога. В статье также раскрываются такие понятия, как индивидуальная виртуальная образовательная среда, виртуальная психолого-педагогическая служба, дистанционная консультация, которые могут быть использованы в качестве инструмента для формирования нового социокультурного опыта и социализации личности.
The article provides an overview of information and communication technologies (ICT) used by a social educator in the exercise of his or her professional activities in the conditions of a rural society. In the process of modernization of the education system one of the major problems is to increase the social activity of the specialists and their willingness to innovate. Thereby, the use of ICT in the social-pedagogical work is becoming one of the main conditions for the successful work of a social educator in a rural society. Modern social educator should meet the current requirements of the information educational space. In the research, the main directions and possibilities of application of ICT in the professional activities of a social educator are analyzed. The article also deals with the concept of individual virtual learning environment, virtual psycho-pedagogical service and remote consultation, which can be used as tools for the formation of a new socio-cultural experience and socialization of a personality.
online community.
Moodle system
webinar
remote consultation
virtual psycho-pedagogical service
individual virtual learning environment
distance learning
social-pedagogical work
rural society
social educator
information and communication technologies

В нашей стране за последнее время много средств было вложено в создание информационно-образовательной среды школ. Закуплены компьютерное оборудование, программное обеспечение и электронные образовательные ресурсы. Улучшается пропускная способность каналов сети Интернет в школах. В процессе модернизации системы образования одной из важнейших проблем является повышение социальной активности специалиста и готовность к инновационной деятельности. В связи c этим применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в социально-педагогической деятельности становится одним из главных условий успешной профессиональной деятельности социального педагога в условиях сельского социума. Поэтому современный социальный педагог в процессе осуществления социально-педагогической деятельности должен обладать компетентностью в области информационных и коммуникационных технологий, уметь использовать ИКТ для успешной работы и соответствовать нынешним требованиям информационного образовательного пространства. Практика показывает, что социальный педагог в сельской школе выполняет большой объем работы, так как его клиентами являются как ученики, так и их родители [4]. Использование ИКТ позволило бы намного облегчить его работу.

Анализ практической работы социального педагога позволил нам выделить следующие основные направления использования средств ИКТ для осуществления их профессиональной деятельности:

1. Программы, входящие в пакет MS Office.

2. Интернет и сетевые технологии.

3. Специально разработанные программы и информационные системы для социально-педагогической деятельности.

Вначале рассмотрим, как полученные теоретические знания и сформированные умения и навыки работы в стандартных офисных программах (MS Word, MS Excel MS PowerPoint, MS Access) в процессе вузовской подготовки социальных педагогов, могут быть использованы в их профессиональной деятельности.

MS Word. С использованием MS Word социальный педагог может быстро и наглядно составить план работы, конспекты внеклассных воспитательных мероприятий, отчетную документацию. Также эти средства могут быть использованы при оформлении карточек учета различных категорий клиентов, составлении методических рекомендаций и памяток для учащихся и их родителей, другого раздаточного материала. Данная программа в профессиональной деятельности социального педагога позволяет привести все формы документации в электронном виде, тем самым помогая осуществлять электронный документооборот. Необходимо отметить, что электронный документооборот намного облегчает работу социального педагога.

MS Excel помимо автоматической обработки данных и построения диаграмм позволяет создавать базу данных. Например, с использованием MS Excel можно создать базу данных, позволяющую разделить клиентов на следующие категории: «дети, с ограниченными возможностями в здоровье», «дети, находящиеся под опекой», «дети из многодетных, неполных семей», «дети, требующие индивидуального внимания», «одаренные дети» [3]. Введение такой базы позволяет конкретизировать сведения о группах детей, требующих психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении, быстро обрабатывать имеющуюся информацию (выполнять фильтрацию, сортировать, подводить итоги, сгруппировать и т.д.). Также данная программа помогает быстро выполнить статистическую обработку результатов анкетирования и тестирования [8].

MS PowerPoint. Данное средство позволит создавать социальному педагогу сопровождающие презентации для проведения педсоветов, семинаров, родительских собраний и других внеклассных мероприятий (например, по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма и т.д.). Компьютерные презентации, оформленные с мультимедийными эффектами в MS PowerPoint, позволяют создавать наглядные эффектные образы и акцентировать внимание клиентов на более значимых моментах информации. У социального педагога, компетентного в области информационных и коммуникационных технологий, есть возможность наглядно преподнести материал с помощью компьютерных презентаций, сопроводив его диаграммами, схемами, таблицами, рисунками, анимациями. К примеру, это могут быть результаты диагностик, социометрии, изображения динамики развития детей в том или ином направлении и т.д. Это может быть наглядная информация о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию детей в социальной сфере.

MS Access. Данная программа удобна тем, что позволяет создать и хранить большую базу, состоящую из нескольких взаимосвязанных таблиц. С использованием этого программного обеспечения можно быстро и легко организовать поиск информации в базе данных, создать любой запрос, формировать любую аналитическую информацию, разные виды отчетов, формы для удобства ввода данных. Например, с использованием MS Access можно создать базу «Социальный паспорт школы», которая позволит конкретизировать данные о каждом ученике, о составе его семьи, о жилищно-бытовых условиях, о материальном положении и воспитательном потенциале семьи и т.д.

Интернет. Нужно отметить, что Интернет является основой современной информационно-образовательной среды. Данная технология по сравнению с традиционными средствами предоставляет технические возможности для межличностного и массового общения, которые позволяют быстро найти людей со схожими интересами и взглядами на мир. В качестве примера хочется привести следующие интернет-ресурсы, предназначенные для социальных педагогов, выявленные путем исследования и анализа нами в сети Интернет:

Сайт социального педагога. Создан специально для социальных педагогов. Автором сайта является группа социальных педагогов, что определяет специфику оформления и наполнения ресурса. Предпочтение отдается практическим вопросам и проблемам, возникающим в профессиональной деятельности социального педагога [13].

Блог социального педагога, психолога. Портал предназначен для социальных педагогов и школьных психологов. Возможно также использование ресурса школьниками и их родителями. На портале присутствуют тесты, опросники, статьи, видео и аудиоматериалы [2].

Российский общеобразовательный портал. На данном сайте содержится общая характеристика деятельности социального педагога. Также доступна должностная инструкция социального педагога. Подробно изложены цели, задачи, функциональные обязанности социального педагога образовательного учреждения, а также его права [10].

Портал «Я родитель». Объемный интернет-ресурс, созданный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Содержатся материалы для социальных педагогов, школьных психологов, администрации и родителей. Среди особенностей портала можно выделить наличие консультаций специалистов различного профиля, службу психологической помощи, библиотеку, новости и материалы регионов [15].

Портал «Дорога в мир». Межрегиональная общественная организация помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям. Это портал родительской организации, объединившей семьи, в которых есть дети или взрослые люди с нарушениями развития [6].

Дистанционное обучение. А.А. Андреев и В.И. Солдаткин выделяют следующие характерные особенности, присущие дистанционному обучению [1], которые могут быть использованы в профессиональной деятельности социального педагога:

  • Дальнодействие. Расстояние от территориального местонахождения обучающегося до места нахождения образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
  • Асинхронность. В процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовать технологию дистанционного обучения независимо от времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и графику.
  • Социальность. Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места и условий проживания.

Перечисленные особенности определяют преимущества использования дистанционного обучения для социальных педагогов, работающих в условиях сельского социума. В процессе дистанционного образования каждым субъектом самостоятельно выстраивается индивидуальная виртуальная образовательная среда, которая становится фактором его саморазвития, средством формулирования и решения социально-педагогических проблем, инструментом формирования нового социокультурного опыта. Виртуальный образовательный процесс использует личностный образовательный потенциал человека, который развивается в тех областях, который субъект выбирает сам для себя [9].

Одним из новых Интернет-технологий, используемых в последнее время активно в профессиональной деятельности в образовательных учреждениях, является вебинар. Данная технология позволяет провести онлайн занятие, семинар или конференцию в режиме реального времени. Они проводятся следующим образом: есть ведущий вебинара, заранее определяются основные докладчики по заявленной теме, далее возможно обсуждение докладов, а также выступления и сообщения других участников в режиме реального времени через Интернет. Вебинары позволяют собрать виртуальную аудиторию единомышленников. Использование такой технологии в социально-педагогической деятельности может иметь большое практическое значение для проведения вебинара по теме «Современные технологии работы социального педагога», где ведущие специалисты будут делиться опытом использования новых методов, приемов и технологий в решении социально-педагогических проблем современного быстро меняющегося общества в режиме реального времени.

Дистанционное консультирование. Г.А. Федорова [14] рассматривает следующие виды дистанционных консультаций:

  • асинхронная дистанционная консультация - удаленное консультирование, при котором консультант и консультируемый взаимодействуют последовательно через определенное время. Для такого вида характерны Web-форум-консультация и E-mail-консультация.
  • синхронная дистанционная консультация - разновидность удаленного консультирования, при котором взаимодействие консультанта и консультирующегося осуществляется в режиме реального времени: чат-консультация и Skype-консультация.

Достоинствами дистанционного консультирования для социально-педагогической деятельности являются:

  • гибкость - учащиеся занимаются в приемлемом для него времени, в удобном месте и темпе;
  • дальнодействие - расстояние от места нахождения учащегося до места, где производится консультирование, не является препятствием;
  • оперативность. Чем быстрее учащийся или его родители услышат от социального педагога консультацию, тем эффективнее будет эта помощь.

На наш взгляд, для организации и проведения дистанционного обучения и дистанционного консультирования в работе социального педагога в условиях сельского социума в полном объеме отвечает модульная объективно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle. Данная система является бесплатной и свободной системой управления обучением, воспитанием и может быть ориентированной, прежде всего на организацию взаимодействия между социальным педагогом, учениками и их родителями. Система Moodle позволяет обеспечить интерактивное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса [7]. Систему отличают широкие возможности по организации дистанционного обучения, консультирования, анкетирования, организации форумов и чатов, что позволяет совершенствовать деятельность социальных педагогов и повысить их квалификацию, создавать разные виртуальные педагогические мастерские, виртуальную социально-педагогическую службу, призванной помочь ученикам и их родителям. Полноценное использование системы управления обучением Moodle позволит социальному педагогу выстраивать индивидуальную траекторию социализации каждого ученика и определить основные направления работы с этой личностью.

Сетевое сообщество. В настоящее время особую популярность приобрели так называемые социальные сайты (социальные сети), которые направлены на построение сетевых сообществ. Профессиональное сетевое сообщество - это формальная и неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной области в сети. Участие в профессинальных сетевых объединениях позволяет социальным педагогам, живущих в разных терриотиральных участках общаться друг с другом, решать вопросы, возникающие в ходе практической деятельности и повышать свой профессиональный уровень. В качестве примера можно привести следующие социальные сайты:

Сетевое сообщество «СоцОбраз». «СоцОбраз» - сетевое социально-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет». Является интерактивной площадкой для обмена опытом учителей, социальных педагогов, школьных психологов, классных руководителей, методистов, педагогов и специалистов дополнительного образования. Это - сетевое сообщество, где родители смогут получить консультации и необходимые рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей школьного возраста [11].

Сообщество социальных педагогов. Целью ресурса является создание среды социальных педагогов - организация их общения, обмен опытом, материалами и разработками [12].

Таким образом, информационные и коммуникационные технологии и информатизация образовательного пространства сельского социума открывают социальному педагогу большие возможности для разработки и внедрения новых методических разработок в социально-педагогическую деятельность. Помогают осуществлять взаимодействие всех субьектов образовательного пространства и дают возможность обогатить социально-педагогический процесс. Позволяют повысить мобильность, своевременность и эффективность работы социального педагога в условиях сельского социума. Высокий уровень профессионализма в работе социального педагога исключительно важен, так как эта деятельность относиться к типу профессий «человек-человек» [5], а использование информационных и коммуникационных технологий является одним из важных факторов эффективности социально-педагогической деятельности в условиях сельского социума.

Рецензенты:

Лавина Т.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных технологий ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»,                       г. Чебоксары;

Харитонов М.Г., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»,              г. Чебоксары.