Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FROM EXPERIENCE OF ORGANIZATION THE MASTER CLASS ON PROJECT DEVELOPMENT OF THE PRINTED AND ELECTRONIC BOOK AT INITIAL SCHOOL

Vasileva E.S. 1 Fomicheva O.Yu. 2
1 Kazan (Volga region) Federal University, Kazan University, KFU
2 Federal State Institution of Culture Russian state art library
In this article experience of organization is described the master of classes at initial school, oriented to project development of the printed and electronic book. Realization of master of classes differs of using the volunteers, selected from a students, passing informative and designer pre-training and getting necessary pedagogical experience. The leading idea of this article is the single going near the stage-by-stage mastering by the different subjects of new methods and technologies for creation of update versions of well-known fairy-tales, and also own compositions published in a traditional and electronic form. To the article the analysis of methodical experience of realization of publishing projects schoolchildren is driven. In the examined experience flexible distribution of functions is realized between volunteers by students and junior schoolchildren in the number of that: guidance, authorship of idea, development of methodical materials, designer finds, and technical implementation of publishing activity.
project activity.
e-book
initial school
informative culture
students-volunteers
master-class

Выпуск и распространение печатной книги для детей - это достаточно сложный процесс, который требует объединения усилий людей разных профессий, возрастов и сфер деятельности, в том числе: писателей, редакторов, издателей, работников образования, библиотечных работников и др.  В данной статье описывается опыт проектной разработки печатной и электронной книги, в котором активными исполнителями являются ученики начальной школы.

В опытно-экспериментальной работе задействованы библиотеки разных уровней - районные, библиотеки колледжа, школьные библиотеки.  Привлечение школьников к издательской деятельности опиралось на опубликованные концептуальные идеи профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе [4] и прогнозные исследования в сфере использования и изучения информационно-коммуникационных технологий [5], а также разработки в сфере комплексного методического обеспечения  формирования информационной культуры на учебных занятиях [1].

Цель исследования

Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в поиске эффективных условий подготовки мастер классов  отличающихся привлечением студентов-волонтеров, владеющих информационными и дизайнерскими компетенциями и получивших необходимый педагогический опыт, а также условий их проведения в совместной издательской деятельности студентов и младших школьников.

Основными  авторами и организаторами описываемых в данной статье мастер классов были активные сотрудники библиотек, выступающих в роли проводников  традиционной и информационной культуры. Значимыми для данного изложения явились опубликованные труды, раскрывающие работу библиотечного сообщества по привлечению к чтению [9, 10]. Описанные условия привлечения к чтению в нашей работе дополняются применением системного подхода, описанного в научных статьях, раскрывающих обоснование применения и выбор подходов к моделированию педагогических систем [7, 8]. Системный подход раскрывается и дополняется обращением к совокупности основных субъектов образовательной, издательской и информационной системы. Проблемы моделирования проектной деятельности [3, 6] рассматриваются с учетом их специфики в условиях информационной и издательской среды.

Все это определило выбор цели опытно-экспериментальной работы по подготовке и проведению системы мастер классов, которая включала выработку совокупности достаточных педагогических условий проектной разработки печатной и электронной книги в начальной школе. 

Материал и методы исследования

Опишем процесс и основные методы экспериментальной работы над проектами по продвижению чтения. На первом этапе осуществлялась реализация  проектной мультимедийной деятельности волонтеров - студентов колледжа. Результаты этой деятельности были представлены на конкурсы и фестивали для студентов.

На втором этапе, который явился площадкой подготовки, отбора и стажировки наиболее подготовленных студентов для выполнения на последующих этапах роли волонтеров, помогающих в проведении мастер классов. Одним из заданий данного этапа было создание вариантов новых традиционных и электронных книг по теме мастер класса, в котором лучшие волонтеры участвовали в роли стажеров.

На третьем этапе ведущим методом явился формирующий эксперимент, на котором волонтеры выполняли самостоятельную педагогическую деятельность по проведению мастер класса для младших школьников, а опытные педагоги занимались сбором и анализом опытно-экспериментальных материалов. Авторы и идеологи мастер класса посчитали целесообразным предложить к предварительному изучению созданные ранее литературные, художественные и кинематографические произведения. Участникам заранее огласили тематику будущих проектов и предъявили возможные варианты их реализации, подготовленные студентами - будущими волонтерами.

В формирующем эксперименте установлено, что предварительное изучение и погружение в созданную ранее среду позволило быстрее начать непосредственную проектную работу и не утомлять детей, растягивая ее выполнение чрезмерно. Просмотр творческих проектов явился хорошей мотивацией для детей, которые наглядно представили возможные результаты своей предстоящей деятельности и постепенно включились  в творческий процесс.

На четвертом этапе анализировалась деятельность совместного коллектива студентов-волонтеров и младших школьников, который приступил к созданию новых традиционных и электронных книг. Данный этап проводился на примере предложенной тематики, выбранной  на основе сказки «Двенадцать месяцев» в обработке С. Я. Маршака. Выбор данной сказки был обоснован тем, что она сможет служить основой связи ряда поколений, так как ее читали еще дедушки и бабушки, папы и мамы.  Выбранное произведение за многие годы своего существования пробудило творческую активность многих творческих людей, по сюжету сказки сняты фильмы, в дошкольных учреждениях и в школах любительские театры регулярно ставят спектакли по этой сказке. Юным читателям было предложено сделать собственную рукописную  и электронную иллюстративно-художественную книгу.

В итоге наблюдения за процессом опытной работы и анализа ее результатов следует отметить, что богатый ранее созданный и изученный материал не явился ограничением для детского творчества, наоборот, на основе изучаемого материала у каждого ребенка возникало свое видение источников и рождались полезные идеи собственного проекта. Важным представляется, что школьникам в большинстве работ удалось проявить умение передавать характерные черты состояния природы в различные времена года и своё отношение к ним в создаваемых и конструируемых иллюстрациях и собственных подборках фотографий.

На пятом этапе в рамках ежегодного фестиваля «Молодые таланты - детям» был организован конкурс созданных рукописных книг и электронных ресурсов. Участниками были представлены не только книги и ресурсы, подготовленные во время мастер класса, но и проекты, подготовленные самостоятельно после его проведения.

Результаты исследования и их обсуждение

Свои новые проекты представили дети и студенты-волонтеры. Это были как их собственные версии разрабатываемых и новых книг, аналитические,  иллюстративные и видео ресурсы по материалам, накопленным в процессе подготовки и проведения мастер класса, так и новые методические разработки для продолжения волонтерской деятельности по другим тематикам и в других техниках.

В юношеской библиотеке 158 и в библиотеке колледжа  имени Карла Фаберже  в рамках завершения работы над проектами книги по сказке «Двенадцать месяцев» была организована необычная  выставка «Книги своими руками - от рукописной до электронной», в рамках которой маленькие читатели участники студии  «Мульти-Пульти» из школы 935 представили свой новый мультфильм «Прогулка» по произведениям С.Михалкова, и мультфильм по собственной сказке «Как зверюшки узнали о правилах дорожного движения». Ребята из  студии «Театральная гостиная» представили на выставку рукописную книгу по собственным сказкам и рассказам. Интерес вызвали представленные на выставке студенческие проекты и сборники, в числе которых красочная  электронная книга и лиричный и выразительный  компьютерный анимационный фильм «Вместе читаем». Кроме того, впервые были организованы персональные выставки участников проекта: выставка  рисунков «Рождение весны», фоторабот «Зимние пейзажи России» и выставка живописи «Вальс цветов».        

В целом в результате проекта с помощью современных  фотоколлажей и аппликаций по-новому удалось проиллюстрировать  известнейший сюжет  сказки. Даная работа является продолжением описанного ранее опыта привлечения студентов-волонтеров к проектам по созданию кукольных анимационных фильмов [2]. Мастер классы по созданию рукописной и электронной книги ориентировались на технику фото коллажа (предложенную Сарычевой С.В., руководителем фото студии «Мир в объективе») - новую для малышей и достаточно простую в реализации.  Архивы и аналитические материалы обогатились материалами решения этой трудной, но увлекательной задачи. Намечены новые технологии для их реализации в предстоящей работе, для реализации которой важным подспорьем послужат архивы, которые включают подготовленные книги, представленные на суд зрителей, рассказы об особенностях своих проектных работ и многое другое.

Заключение

В настоящее время младшие школьники - участники мастер класса, работая над новыми читательскими проектами, более активно повышают культуру устной и письменной речи, овладевают навыками выразительного чтения, смотрят фильмы, участвуют в литературных играх, викторинах. Издательские  мастер классы по привлечению к чтению, проведенные  в Год литературы, объединили  в своем увлечении литературой  участников разных возрастов и привлекли к чтению классической литературы и созданию электронных проектов много новых  маленьких читателей.

Примечательно, что в волонтерской активности прослеживается система распределения ролевых функций между руководителями, авторами идеи, разработчиками методических материалов, педагогами, активными студентами и целевой аудиторией младших школьников.


Рецензенты:

Кирилова Г.И., д.п.н., профессор, кафедра системного анализа и информационных технологий, Институт вычислительной математики и информационных технологий, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;

Власова В.К., д.п.н., педагогики и методики начального образования, заместитель директора по образовательной деятельности   КФУ, Институт психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.