Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INCLUSION OF PRESCHOOL CHILDREN TO THE MUSICAL CULTURE OF THE PEOPLES OF SIMBIRSK-ULYANOVSK VOLGA REGION

Tikhonova A.Yu. 1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University
The article reflects the experience of the author in creating and testing the program of introducing preschoolers to music multi-ethnic folk culture of the region. The program is developed on the material of musical culture of the peoples of the Middle Volga region and calls for the active development of children´s musical cultures, numerically prevalent in the region (as in the country as a whole): Russians, Tatars, Chuvashes, Mordvins. The implementation of the program is organized in senior and preparatory school groups, preschools with children 5 – 7 years in the following sections: listening and singing, musical – rhythmic movements, folk games, folk festivals and entertainment on a rich local history material. The program has been tested in pre-school institutions of the Ulyanovsk region and has received high ratings from teachers. Developed by the author, the program can serve as the basis for the creation of similar programs in other regions.
the peoples of the Simbirsk-Ulyanovsk in the Volga region
multi-ethnic region
multicultural education
early childhood education
folk culture
musical culture
Введение. Музыкальная культура народов Симбирско-Ульяновского Поволжья обладает богатым педагогическим потенциалом развития личности ребенка, который проявляется в ее особых возможностях влиять на чувства, эстетические вкусы, творческие потребности, мотивы саморазвития и достижений и формировать личностные новообразования через искусство. Ее роль сегодня возрастает как никогда ранее, в связи с тем, что современное образование ориентировано преимущественно на формирование интеллектуально-познавательного аспекта деятельности, и все больше оставляет в стороне - собственно мотивационно-потребностный, личностный. Образование оказывается перед необходимостью развития принципиально новых подходов, моделей, форм и методов обучения и воспитания, направленных на личностное и творческое становление детей. Одним из таких перспективных путей является, на наш взгляд: определение места и роли музыкальной культурой народов полиэтнического региона (например, Симбирско-Ульяновского Поволжья) в формировании мотивационной сферы ребенка; а также создание программы приобщения дошкольников к народным традициям своей малой родины.

Цель исследования: подтвердить необходимость и доказать практическую возможность создания и реализации программы приобщения дошкольников к музыкальной народной культуре полиэтнического региона.

Материалы и методы исследования: педагогический эксперимент, анализ практики дошкольного образования.

Целесообразность и необходимость приобщения детей к музыкальным народным традициям своего края подтверждали педагоги прошлого Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж Руссо, А. Дисверг и другие классики. Важность данного направления образования в России доказывалась В.Н. Татищевым, М.В. Ломоносовым, Н.И. Новиковым. Педагогическую целесообразность приобщения детей к народной культуре обосновал К.Д. Ушинский. В дальнейшем идея «народности» в воспитании детей получила распространение в трудах В.А. Сухомлинского, А.П. Усовой, Н.Ф. Виноградовой, Э.К. Сусловой и др. Классические образцы научного подхода к народным традициям воспитания. По мнению В.А.Сухомлинского «без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры» [5, с.304]. Музыкальное народное творчество является значимой составляющей региональной культуры. Невозможно знакомить детей с культурой своего края без изучения и разучивания песен, хороводов, танцев народов, проживающих на данной земле. И.В. Курышева подчеркивает особую значимость «музыки для восприятия, ее огромными возможностями для создания, сохранения и распространения культурных ценностей, отвечающих задачам совершенствования, как отдельного человека, так и социума в целом» [3, с.8].

Однако проблема приобщения детей к музыкальной народной культуре рассматривается большинством исследователей (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, А.Н. Красев, М.И. Миропольский, С.В. Смоленский, К.В. Тарасова, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.) с позиции познания музыкальных особенностей культуры одной конкретной национальности, вне зависимости от места проживания данного народа. Между тем, произведения народной культуры создавались и создаются в конкретных географических условиях, отличающихся своеобразием. Одновременно, большинство субъектов Российской Федерации являются полиэтническими. Все перечисленные обстоятельства накладывают отпечаток и на народное музыкальное творчество. Именно поэтому нельзя изучать музыкальную культуру каждой национальности, проживающей на данной территории, изолированно, как самостоятельно развивающуюся, без влияния и проникновения других культур, без учета природных особенностей местности как среды бытования народного творчества.

Симбирско-Ульяновское Поволжье является полиэтническим регионом средней полосы России. Здесь происходят соприкосновение и взаимопроникновения культур разных национальностей: русских, татар, чуваш, мордвы, украинцев и других народов. На поволжской земле названные культуры существовали рядом друг с другом долгие годы, и веками формировали самобытную культуру данного края. Культура Симбирско-Ульяновского региона богата и разнообразна по своему содержанию, в ней находит отражение устное и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, обычаи, традиции и народные праздники.

Следует отметить, что региональная музыкальная народная культура - не застывшая форма, отображающая когда-то происходившие процессы. Это не окаменевшие обряды и не оцепеневшие на века песни, танцы. Это живой, развивающийся, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен. Преемственность поколений позволила сохранять самобытную народную музыкальную культуру, следовать ее лучшим образцам. И в настоящее время развивается естественный процесс творческой трансформации народного музыкального искусства, основанный на обращении к первоистокам.

Использование произведений музыкального народного творчества полиэтнического региона в общеобразовательной работе с детьми дошкольного возраста способствует претворению в практику воспитания основных педагогических принципов педагогики, реализации регионального и национального компонентов образования. Компонентов. По свидетельству И.Н. Вохмяковой: «Музыкальная деятельность обеспечивает развитие эмоционально-творческой культуры старших дошкольников, включающей интеллектуальную активность, устремления, переживание среды и выражающейся в самостоятельности мышления, в мотивации творческой деятельности, в уровнях усвоения средств невербальной коммуникации, в избирательности предпочтений, в эмоциональной восприимчивости» [1, с.5]. Обогащенная народной мудростью музыкальная культура народов любого субъекта страны обладает богатым педагогическим потенциалом, для реализации которого необходимы соответствующие образовательные программы в каждом регионе.

Отсутствие программы по ознакомлению дошкольников с музыкальной народной культурой полиэтнического региона послужило основанием для ее создания. Программа приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре своей малой Родины создавалась в МБДОУ №111 г. Ульяновск на основе изучения особенностей становления и развития музыкального творчества народов данной территории, определения их общности, многослойности содержания и путей взаимообмена. Основным критерием такого анализа стало требование не разрушать самоценности культуры каждого народа. Программа строится на единстве развития и существования основных культур Среднего Поволжья и России в целом: русской, татарской, чувашской, мордовской. Программа реализуется в данном дошкольном учреждении с 1999 г. и получила распространение в дошкольных учреждениях Ульяновской области.

Цель данной программы - обеспечить процесс приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Симбирско-Ульяновского Поволжья через развитие у малышей национального самосознания, уважения к себе и к своему народу, толерантного отношения к культурам других национальностей.

 Задачи программы:

1. Воспитательные

  • Воспитание у будущего гражданина чувства сопричастности к истории и культуре родного края через самоидентификацию его личности.
  • Формирование базиса личностной культуры дошкольника на основе освоения музыкальных ценностей народов своего региона.
  • Углубление интереса детей к поликультурной музыкальной культуре своего края как духовного, этического, многовидового и многожанрового комплекса, включающего в себя региональные и интернациональные компоненты.
  • Обеспечение процесса осознания детьми собственной творческой индивидуальности и стремления проявить её в разнообразной музыкальной деятельности в соответствии с собственными интересами и склонностями.

2. Образовательные

  • Развитие активного восприятия музыкального фольклора народов Симбирско-Ульяновского Поволжья.
  • Становление специальных музыкальных способностей (чувства ритма, ладового чувства, музыкально-слуховых представлений).
  • Формирование исполнительских навыков в области народного пения, народной хореографии.
  • Развитие самостоятельности, инициативы, импровизационных музыкальных способностей у детей.

Работа по программе ведется при активном участии всех специалистов дошкольного учреждения, родителей, членов семей воспитанников. Для достижения поставленных задач необходимо создать условия, помогающие и взрослым и детям погрузиться в музыкальный мир поликультурой среды:

  • создание музыкальной среды и обеспечения возможности детям слушать музыку разных народов Симбирско-Ульяновского Поволжья;
  • организация фольклорных ансамблей детей и взрослых, отбор соответствующего репертуара;
  • наличие национальных костюмов и атрибутов для проведения музыкальных обрядов для детей и взрослых;
  • организация мини-музея народной культуры;
  • оформление соответствующего интерьера групповых комнат и всего учреждения;
  • подготовка педагогов ДОУ к активному освоению и трансляции музыкальных народных традиций.

Реализация программы организуется в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного образовательного учреждения с детьми 5 - 7 лет по следующим разделам: слушание и пение, музыкально-ритмические движения, народные игры, народные праздники и развлечения.

Представленные разделы программы отличаются от общепринятых компонентов дошкольного музыкального воспитания (по видам музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах). Данные различия объясняются особенностями народной культуры. Прежде всего, слушание и пение в народной культуре неразделимы в ходе усвоения. В народной педагогике овладение певческими навыками происходит в процессе слушания чужого исполнения и подпевания ему по мере освоения музыкального рисунка и текста. На данную особенность указывали искусствоведы и этнографы, в том числе исследователи народной музыкальной культуры Симбирско-Ульяновского Поволжья (например, М.А. Енговатова, И.П. Кошелев и др.). Кроме того, многие песни являются хороводными, обрядовыми, поэтому пение их сопровождается музыкально-ритмическими движениями.

Игра на народных инструментах как разновидность народного творчества, своеобразный вид детской музыкальной деятельности. С одной стороны, дошкольникам доступны общие для многих народов простейшие народные инструменты, в основном шумовые (программы по ним уже разработаны и не вызывают вопросов у педагогов). С другой стороны, специфические национальные инструменты сложны для детей, используются в основном во взрослом исполнительстве (балалайка, домра и т.п.). Для активной музыкальной деятельности детей, основанной на изучении традиций народной инструментальной культуры, необходимо изготовление специальных детских инструментов. И пример такого изготовления имеется. Д.А. Рытов (кандидат педагогических наук, победитель конкурса «Учитель года России - 97») создал около 50 наименований инструментов для оркестра «Дар». Все инструменты в стиле русской культуры были изготовлены с учетом возрастных особенностей физиологии и психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обучение игре на данных инструментах организовывалось автором на протяжении шестилетнего курса [4]. Данный опыт свидетельствует - необходимо создавать специальную программу по обучению детей игре на народных музыкальных инструментах после создания самих детских инструментов (татарских, чувашских, мордовских и т.п.). Но это уже другая, не входящая в программу «Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Симбирско-Ульяновского Поволжья», деятельность.

Каждый основной раздел программы (слушание и пение, музыкально-ритмические движения, народные игры, народные праздники и развлечения) имеет блочную подструктуру, соответствующую основным национальностям, проживающим на территории Поволжского региона: русская, мордовская, чувашская, татарская культуры.

Система работы по выполнению данной программы предусматривает два этапа:

1. Этап - приобщение ребёнка к народной музыкальной культуре разных национальностей Поволжского региона и деятельностное освоение старшими дошкольниками элементов народного музыкального творчества.

Цель: формирование у дошкольников эмоционально-личностного отношения к произведениям народной музыкальной культуры и развитие исполнительского интереса у детей в процессе практического освоения музыкального мастерства разных народов.

2. Этап - творческое самовыражение каждого ребёнка на основе усвоения способов и приёмов исполнения через дифференцированную персонализацию.

Цель: воспитание у старших дошкольников стремления и умений творчески использовать опыт народного музыкального творчества в собственной деятельности на основе развития индивидуальных устойчивых интересов к отдельным видам народного творчества.

Первый этап реализуется на музыкальных занятиях, в процессе проведения самостоятельной деятельности детей в группах в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулках. Первоначально музыкальный материал осваивается дошкольниками на музыкальных занятиях, где музыкальный руководитель включает сведения о музыкальной народной культуре как структурную составляющую занятия. Затем он закрепляется в ходе совместной работы музыкального руководителя и воспитателя в группах: в утренние и вечерние отрезки времени. Деятельность педагогов с воспитанниками организуется на основе субъект-субъектных отношений.

Второй этап осуществляется в процессе подготовки и проведения народных праздников и развлечений. Развлечения в стиле народных традиций организуются в группе один раз в месяц (четыре культуры: русская, мордовская, чувашская, татарская - у каждой одно развлечение в квартал). Развлечения проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателями и родителями. Развлечения могут проходить в одной конкретной группе или в двух и более группах. Причем одна из них может выступать в качестве организатора, другие в качестве гостей. Например, подготовительная к школе группа готовит «Кузьминки», а старшую группу приглашает в гости.

Народные праздники - итог работы по музыкальной народной культуре за квартал. В ходе их проведения дети реализуют те знания и умения, которые накопили за предшествующее время. Праздники посвящаются единению народов, демонстрируют взаимопроникновение культур и самобытность каждой национальности. Они могут быть посвящены общему календарному событию (подготовка к севу и т.п.), бытовому обряду (например, именины).  

Выводы. Таким образом, многолетний опыт работы по программе «Музыкальная культура народов Симбирско-Ульяновского Поволжья в воспитании дошкольников», созданной на базе МБДОУ №111 г. Ульяновск, доказал практическую возможность создания и значимость реализации программы приобщения дошкольников к музыкальной народной культуре полиэтнического региона в других субъектах РФ. Также необходимо развитие непрерывного этнокультурного музыкального образования. Мы согласны с мнением Л.М. Кашаповой, что непрерывное этномузыкальное образование обеспечит «процесс личностного и профессионального развития человека в этнокультурном контексте, где непрерывность как закономерность и императив этномузыкального образования связана с диалектической природой национального музыкального искусства, с этнопсихологическими особенностями развития личности, с допрофессиональным этномузыкальным развитием» [2, с.11]. Концепция непрерывного культурологического образования на краеведческом материале разработана автором статьи и представлена в монографии [6].

Рецензенты:

Макаров Д.В., д. культурологии, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск;

Шубович М.М., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск.