Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

AESTHETIC EDUCATION SENIOR ARTISTIC IMAGE

Kulaeva Z.S. 1
1 North Ossetian State University of K.L. Khetagurov
Due to the diversity of their capabilities, aesthetic education is considered to be a favorable condition for the formation of students´ social position, introduction to humanistic values, enhance their creativity. The Company paid attention to art, to understand the need of humanization. The main objectives should be: to improve art education and aesthetic education of students; the development of a sense of beauty, the formation of high aesthetic taste, the ability to understand and appreciate works of art, historical and architectural monuments, the beauty and richness of native wildlife. It is better to use these opportunities to each school subject, especially literature, music, visual arts, aesthetics of great cognitive and educational force. An invaluable source of aesthetic education are artistic images, art, which in the human mind creates the image of the ideal of beauty, are free and available for interpretation.
creativity.
art
artistic image
secondary school aesthetic education
students

Обращение государства и, прежде всего, системы общего образования к идее нравственно-эстетического воспитания школьников как важнейшего условия возрождения современного российского общества в целом и каждого отдельного человека в частности не случайно. Эстетическое воспитание способствует объединению эмоциональной, нравственной, духовной сферы личности, обогащению чувственного опыта, повышению познавательной активности, физическому развитию ребенка. Теория эстетического воспитания личности развивается на стыке гуманитарных и общественных наук, поэтому для выявления степени разработанности данной проблемы нами была проанализирована психологическая, педагогическая, историческая и философская литература.

Эстетическое воспитание большинством ученых (Л.П. Гадзаова, Д.А. Гусев [2], И.Ф. Исаев [7], А.Ю. Козырев, Б.В. Лопаткин [3], В.П. Рубаева [6], В.А. Сластенин [7], В.А. Сухомлинский, Н.В. Ушкова [8], Е.Н. Шиянов [7] и др.) определяется как целенаправленный процесс формирования эстетического отношения человека к окружающей действительности.Методологические подходы к проблеме определения сущности, содержания, целей, задач, форм, средств и методов эстетического воспитания молодежи в образовательном процессе нашли свое место в исследованиях А.И. Бурова, И.Ф. Гончарова, Н.А. Дмитриевой, В.М. Кузнецова, С.И. Макулова [4], И.Ф. Харламова [9],Ч. Цзюй [10], Н.В. Шайдуровой [11], Н.А. Шмыревой [12] и др., в которых излагаются основные принципы и направления совершенствования системы эстетического воспитания и нравственного становления личности. Проблема органического единства эстетического воспитания и нравственного развития личности рассматривается в работах С.И. Бортник, Э.В. Бурмакина, С.Г. Ваниевой, В.И. Кузнецова, О.В. Розиной [5], В.Д. Шадрикова и др. Психологическим аспектам эстетического образования и развития личности студента посвящены исследования И.А. Бесковой, Н.Н. Блонского, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Н.К. Гончаренко, В.И. Кузнецова, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, Б.Т. Теплова и др. Вопросам выявления эффективных педагогических условий эстетического воспитания и нравственного становления личности в учебно-воспитательном процессе посвящены труды Ш.А. Амонашвили, Е.А. Ануфриева, М.И. Бекоевой [1], О.А. Зоровой, З.К. Каргиевой, Н.А. Кормима, Е.Л. Кудриной, И.С. Марьенко, С.Т. Махлиной, В.П. Михалева, Л.С. Сысоевой и др. Деятельности преподавателя в эстетическом воспитании и образовании молодежи посвящены работы Е.И. Бурдиной, А.В. Кудрявцевой, Г.А. Петровой, Л.Н. Столович и др. Работы этих авторов позволяют выявить основные закономерности формирования эстетического чувства, сознания, эстетического отношения к окружающему миру.

Современная система общего образования, являясь ведущим институтом воспитания и обучения, ориентирована на нравственное становление наиболее образованных граждан, способных не только совершенствовать избранные сферы будущей профессиональной деятельности, но и принимать активное участие в развитии общества. Личность обучающегося формируется и развивается под влиянием различных факторов: природных и общественных, объективных и субъективных, внутренних и внешних, зависимых и независимых от воли и сознания личности, действующих согласно определенным целям или хаотично и т.д. В педагогической науке ведущие направления воспитательной деятельности изучаются не изолированно от эстетического воспитания, а в единстве с ними как целостный педагогический процесс. Нельзя представить, например, умственное воспитание человека без осмысления красоты изучаемых явлений, трудовое воспитание без осознания прекрасного в целях, содержании и процессе труда; формирование нравственных качеств личности без восприятия манеры поведения и красоты поступка; физическое развитие без представления о совершенстве человеческого организма. Эстетическое воспитание также невозможно осуществить оторвано от жизни, от творческой деятельности, физического труда, нравственного и духовного совершенства.

Обучение и воспитание в современной школе должны быть направлены на максимальное использование характерного эстетического потенциала в процессе преподавания учебных дисциплин. В такой модели образования формирование эстетической культуры у школьников осуществляется системно, непрерывно и методично в единстве целостного образовательного процесса. Почти в каждой теме любой дисциплины преподаватель способен найти область, которую можно заполнить информацией о прекрасном из области литературы, искусства, музыки, живописи. Например, изучая по математике тему «Симметрия», занятие можно начать с утверждения практической значимости данного материала, демонстрации изображения различных симметричных фигур, орнаментов, фасадов зданий, ваз, птиц, бабочек и т.д. Секрет красоты этих предметов и сооружений - в скрытой геометрической форме, ее точности и строгости. Говоря языком эстетики, они выполнены с учетом закона осевой симметрии, который можно обозначить как математический закон красоты. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру, и к знаниям. В той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить и о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Основной задачей эстетического воспитания старшеклассников является формирование способности к восприятию и пониманию эстетических ценностей будущей профессиональной деятельности, развитие эстетического вкуса. Оно связано с восприятием и осмыслением ими прекрасного и оригинального в действительности, удовольствием им, эстетическим творчеством в познавательной деятельности. Успешность данного процесса в значительной степени зависит от деятельности образовательной организации, где формируются познавательные потребности, общие и профессиональные компетенции, эстетические представления, мировоззренческие основы и характер поведения старшеклассников при их подключении к различным видам образовательной, общественной и профессиональной деятельности [6].

Показателем сформированности эстетического развития и воспитания старших школьников служит эстетическая культура, через которую человек, по своей сущности, призван творить красоту и реализовать себя. Эстетическую культуру человека некоторые ученые (В.И. Андреев, Ю.Б. Борев, Э.Ф. Володин, С.А. Герасимов, В.М. Соловьев, Н.А. Шмырева и др.) рассматривают как определенный уровень нравственного потенциала, духовного наслаждения, целенаправленности и насыщенности эмоционально-чувственным переживанием, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности [12]. Эстетическая культура развивает и гармонизирует все духовные способности ученика, необходимые в различных областях творчества, и может выражаться в слове, поступке, поведении, или жесте, в умении ценить прекрасное в окружающей действительности, в человеческих отношениях с позиций эстетического идеала.

Типичной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Происходит укрепление таких качеств, как: решительность, самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, инициативность. Повышается интерес к нравственным, моральным проблемам: образу жизни, любви, верности, долгу и т.д.

Эстетическое воспитание способствует формированию социальной позиции, прогрессирует развитие самосознания, основанного на гуманистических позициях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу личности; у людей с повышенной эмоциональной чувствительностью снижает остроту реагирования на стрессовые ситуации, то есть стабилизирует их поведение, делает более комфортными условия совместной деятельности всех членов образовательного процесса. В процессе эстетического воспитания старшеклассников происходит приобщение их к ценностям, перевод во внутреннее содержание путем интериоризации. Эстетическое отношение к действительности, по мнению И.Ф. Харламова, специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой обществом и его специализированными институтами по отношению к личности, индивиду, группе или коллективу с целью выработки у них способности к ориентации в мире художественных и эстетических ценностей в соответствии со сформировавшимися в данном обществе представлениями об их назначении, значимости и характере [9].Такое отношение к действительности требует более активного общения ученического коллектива с высокими образцами художественно-эстетического произведения искусства в его современных и классических проявлениях, так как только в непосредственном соприкосновении с выраженной в произведениях искусства художественно-эстетической реальностью осуществляется ее понимание и принятие.

Узловым компонентом эстетического воспитания выступает художественное воспитание, которое в качестве воспитательного воздействия использует прогрессивные средства искусства, культуры, художественных образов ит.д. Художественное воспитание вырабатывает специальные способности в конкретных его видах - музыкальном, изобразительном, сценическом, хореографическом, театральном, вокальном, декоративно-прикладном и др. Как отмечает Ч. Цзюй, стремление передать жизнь в ее многообразных проявлениях, сделать понятным и доступным для широкого зрителя авторский замысел являются основными задачами художника-реалиста. Внешнее сходство с объектом изображения является не самоцелью, а средством общения художника со зрителем и средством выражения внутренней сущности объекта [10, с. 4]. На этой платформе происходит становление и развитие способности человека к эстетическому восприятию, осмыслению и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к созданию эстетических ценностей, к творчеству, к профессиональной деятельности, развивает эстетический вкус в целом. Эстетический вкус как способность судить о прекрасном или безобразном на основе чувственной оценки удовольствия или неудовольствия весьма субъективен, что соответствует современному релятивистскому взгляду на мир. Мировоззрение релятивиста не предполагает наличие абсолютного идеала ни в чем, для него истина относительна и урегулирование взаимоотношений индивидуумов происходит на основе правовой (внешней) нормы [5, с. 51-59].

Структура эстетического воспитания старших школьников содержит все эстетические явления действительности. Однако особое внимание при этом уделяется восприятию и пониманию прекрасного в учебно-познавательной деятельности, развитию у студента способности привносить красоту в процесс и результаты обучения и воспитания. Прекрасное в жизни - это и стимул, и средство, и идеал, и результат эстетического воспитания и нравственного становления личности. Оно неразрывно связано с общественной и трудовой деятельностью, окружающим миром, природой, взаимоотношениями и концентрируется в произведениях искусства, в художественных образах, различных литературных жанрах, в проявлении любви и т.д.

В связи со значимостью эстетического воспитания и развития художественных представлений, понятий и суждений у школьников большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Этот процесс требует широкого непосредственного общения молодого поколения с высокими образцами художественно-эстетического творчества в его классических и современных проявлениях, ибо только в прямом чувственном соприкосновении с воплощенной в произведениях искусства художественно-эстетической реальностью обретается ее понимание. Для этого в познании искусства, художественных средств изображения и преобразования действительности, большое значение имеет осмысление и усвоение учениками таких понятий, как художественный образ, метафора, эпитет, композиция произведения, его сюжет, фабула, сравнение, минор и мажор в музыке и др.

Художественность основана не только на эстетических принципах автора произведения искусства, но и на социально-культурных особенностях определенной исторической эпохи. Эстетическая оценка сопутствует всему художественному пути рождения произведения, включая в себя многообразный спектр эстетического восприятия содержания и формы. Как показывает практика преподавания в общеобразовательной школе, без акцента на нравственно-эстетическое воспитание нередко случается одностороннее понимание школьниками природы творчества, что приводит не к познанию реального воспринимаемого творческого продукта, а к его субъективной формулировке.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь сложным интегративным процессом в образовательном пространстве, развивает у современных школьников творческий потенциал, гармонизирует их эмоционально-коммуникативную сферу, расширяет горизонты в познании мировой культуры, отразившей факт многоплановой, интенсивной устремленности человека к абсолютной гармонии. Ведущими направлениями эстетического воспитания школьников в современной общеобразовательной системе являются: расширение совокупности эстетических взглядов; формирование нравственно-эстетических качеств; развитие эстетических отношений, необходимых для восприятия духовно-нравственных ценностей общества; воспитание творческих потребностей и эстетических интересов; формирование эстетического отношения к явлениям действительности; раскрытие нравственно-ценностных основ эстетической культуры обучающихся; художественное воспитание в его теоретическом и практическом выражении; формирование потребности в эстетическом самообразовании, самовыражении личности; формирование системы культурных предметно-практических ценностей; активизация творческого начала в будущей профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Каргиева З.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ;

Чеджемов С.Р., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.