Российская система высшего образования обладает фундаментальной научной базой, позволяющей готовить всесторонне развитого выпускника, однако наступившая информационная эра и глобализация в образовании требуют ее модернизации, применения новых подходов к организации деятельности высшей школы. Современные исследователи неоднозначно трактуют определение «модернизация образования». Так, Э.Д. Днепров понимает под модернизацией образования «комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования» [6].
В свою очередь, М.В. Богуславский полагает, что модернизация образования – это «процесс формирования в системе образования способности постоянно и успешно адаптироваться к меняющимся условиям и задачам, создавать новые образовательные институты, модифицировать старые, формируя каналы для эффективного диалога между обществом и государством, развивая новый демократический тип взаимодействия в сфере образования» [2, с.10]. В.С. Аванесов дает более лаконичное определение модернизации образования, считая, что она представляет собой деятельность, направленную на «приведение сферы образования к современным требованиям личности, граждан, общества и государства» [1]. Таким образом, характер развития института образования должен быть максимально инновационным, что в значительной степени обуславливается тем, что он остается базовым инструментом для трансляции знаний в различные сферы человеческой деятельности.
Сочетание мощных и доступных информационных технологий, компьютеризация населения развитых и развивающихся стран обусловили появление новых, специфических технологий в образовании, позволяющих студентам обучаться на расстоянии от основного вуза, что в результате привело к формированию дистанционного образования. Дистанционное образование является предметом активной научной дискуссии [4]. В Российской Федерации оно начинает приобретать официальный статус с начала 1990-х гг.
В 1995 году была принята «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России» для повышения доступности и качества учебных программ и обусловленная «высокой социальной значимостью дистанционного образования, сформировавшихся потребностей в нем и наличия у России необходимого кадрового педагогического, научно-технического и научно-методического потенциалов и финансовых возможностей» [8, с.4]. В действующем Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» присутствует определение «электронное обучение», которое не в полной мере является синонимом дистанционного обучения (и тем более дистанционного образования) [12]. Для дистанционного обучения принципиально не важно, каким образом образовательные материалы будут доставляться от вуза к студенту. Электронное обучение подразумевает доставку всего образовательного материала в электронном виде с использованием компьютерных сетей (прежде всего глобальной сети Интернет). Следовательно, дистанционное обучение может использовать электронное обучение для достижения поставленных целей, а может и не использовать.
В.Г. Домрачеев понимает дистанционное обучение как «новую ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видеотехники, аудиотехники, космической и оптоволоконной техники» [7, с.11]. Е.С. Полат полагает, что «дистанционное обучение – это организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций)» [9]. Так, А.Н. Тихонов определяет дистанционное обучение как «важное направление поддержки потенциала высшей школы. Роль и значение дистанционного обучения заключается в том, что оно предоставляет возможность получения широкими слоями населения России качественного и мобильного образования» [11, с.51]. По мнению авторов, приведенные определения понятия «дистанционное обучение» не раскрывают его сущность в полной мере, страдают односторонностью подхода.
Наиболее полное определение категории «дистанционное обучение» определяют исследователи Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, утверждая, что «дистанционное обучение – это «целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [10].
Представляется важным охарактеризовать учебные формы дистанционного обучения. Лекции в дистанционном обучении могут проводиться в реальном и нереальном времени, для групп студентов и индивидуально. Для групповых лекций может применяться телевидение, которое является основой для телеобучения. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения занятий. Лекции, применяемые в дистанционном обучении, облегчают процесс усвоения материала, поскольку позволяют транслировать студенту мультимедийную информацию (видео, фото, презентации). В дистанционном обучении используются «электронные семинары» или «вебинары», проводящиеся в режиме реального времени, позволяющие обеспечить максимально полное взаимодействие между преподавателем и студентом. Подобное взаимодействие усиливается благодаря возможности обмениваться не только текстовыми, но и голосовыми сообщениями, а также характеризуется возможностью передачи файлов. Традиционные консультации служат для оказания помощи студентам при выполнении самостоятельной работы [5]. Данная форма активно применяется в процессе дистанционного обучения при помощи средств электронной почты, телефона (особенно актуальна IP-телефония), видеоконференций и т.д. В системе дистанционного обучения получили распространение виртуальные лабораторные работы, доступ к которым осуществляется через компьютерные сети. Следует отметить, что разработка подобных виртуальных лабораторных работ требует значительных финансовых затрат на первоначальном этапе, и особенно это актуально для технических специальностей. Самостоятельная работа студентов приобретает особую важность в системе дистанционного обучения, а их консультирование может осуществляться с применением сети Интернет как в текстовых режимах (чат, форум), так и при помощи видеосвязи (Skype, видеоконференции) [11]. Таким образом, в силу специфичности образовательной среды, дистанционное обучение имеет свои особенности, позволяющие студентам получать знания на расстоянии в любое удобное для них время. Как видим, наиболее адекватными технологиями в условиях модернизации высшей школы являются электронные образовательные среды, функционирующие в сети Интернет, поскольку они обладают уникальными характеристиками.
Для выявления основных факторов, влияющих на эффективность развития дистанционного образования в высшей школе, был проведен экспертный опрос. Отбор экспертов для участия в опросе проходил по принципу их непосредственной включенности в процесс развития дистанционного образования в высшем учебном заведении на руководящей должности. Всего было опрошено 90 экспертов, их средний возраст составляет 48 лет. По половому признаку среди экспертов преобладают мужчины (55,6 %), все эксперты имеют научные степени (кандидата или доктора наук).
В ходе анализа полученных результатов исследования стало очевидно, что все опрошенные эксперты отмечают важность технологий дистанционного обучения в вузе, в том числе 77,7 % считают, что оно имеет высокую значимость уже сегодня, а 22,3 % говорят о росте значимости дистанционных технологий обучения уже в скором будущем. Оценивая важность технологий дистанционного обучения на современном этапе развития высшего образования, эксперты отмечают, что «данные технологии важны, поскольку расширяют границы образовательного взаимодействия»; «важны, поскольку дают возможность обучаться вне зависимости от расположения вуза и занятости обучающегося»; «дают больше возможностей для вузов в условиях глобализации».
Эксперты, считающие, что технологии дистанционного обучения будут важны в будущем, обосновали свой ответ следующим образом: «сейчас информационная инфраструктура систем дистанционного обучения в университетах не достаточно развита, хотя спрос на дистанционные образовательные услуги возрастает с каждым годом».
Рис. 1. Важность дистанционного обучения для современных вузов
Так, 61,1 % экспертов полагают, что программы дистанционного обучения в высших учебных заведениях востребованы уже сейчас, еще 33,3 % респондентов считают, что подобные программы будут востребованы в ближайшие годы (рис. 2).
Рис. 2. Востребованность программ дистанционного обучения в современных университетах
Большая часть экспертов (88,8 % опрошенных) полагают, что в их вузах идет первоначальный процесс внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс и лишь 11,2 % респондентов отметили, что в их высших учебных заведениях технологии дистанционного обучения студентов находятся на высоком уровне (рис. 3).
Рис. 3. Уровень внедрения технологий дистанционного обучения в вузах
Низкий уровень внедрения в образовательный процесс технологий дистанционного обучения в университетах объясняется тем, что руководители вузов лишь недавно осознали всю важность дистанционного обучения студентов для роста экономических показателей и уровня конкурентоспособности высших учебных заведений.
Несмотря на понимание важности дистанционного обучения для сохранения конкурентных преимуществ вузов в условиях модернизации системы образования, преподаватели университетов достаточно настороженно относятся к перспективам преподавания дистанционным студентам (так считают 50 % экспертов, рис. 4).
Рис. 4. Готовность преподавателей вузов к обучению дистанционных студентов
Авторы считают, что подобный ответ экспертов прямо пропорционально зависит от текущего уровня развития технологий и общего состояния дистанционного обучения в университетах, поэтому значительное количество настороженно относящихся к дистанционному преподаванию сотрудников вузов свидетельствует о начальном этапе внедрения технологий дистанционного обучения в образовательную деятельность высших учебных заведений. Одновременно, результаты экспертного опроса показывают, что 16,7 % опрошенных экспертов полагают, что преподаватели их вузов не готовы к дистанционному преподаванию. Таким образом, полученные результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что в основном вузы осознают трудности преподавателей при внедрении технологий дистанционного обучения в образовательный процесс. В то же время они нацелены на необходимость подготовки преподавателей для такого образовательного процесса и готовы тратить силы и средства на самостоятельную подготовку педагогических кадров для дистанционного обучения студентов.
Итак, эксперты отмечают важность дистанционного обучения для повышения конкурентоспособности вузов в условиях глобализационных процессов, и университеты готовы развивать технологии дистанционного обучения. Однако важно определить мнение экспертов о тех факторах, которые на их взгляд замедляют процесс внедрения дистанционного обучения. Результаты высказанного экспертами мнения таковы:
- высока стоимость разработки, внедрения и поддержки систем дистанционного обучения. При этом считают, что их использование позволит высшим учебным заведениям обучать большее количество студентов с меньшими издержками и в перспективе можно будет говорить о высокой окупаемости затрат на внедрение технологий дистанционного обучения в образовательный процесс;
- отсутствие необходимой технической поддержки для внедрения в учебный процесс дистанционного обучения. Учитывая тот факт, что 88,8 % опрошенных экспертов отмечают только первоначальный процесс внедрения дистанционного обучения в образовательную деятельность университетов, то определение временного отсутствия технической поддержки и основы дистанционного обучения в качестве ведущего фактора сдерживания развития данных технологий в вузах совершенно объективно;
- отсутствие специально подготовленных к работе в дистанционном режиме квалифицированных преподавателей. Однако, учитывая готовность вузов осуществлять обучение преподавателей для работы с удаленными студентами, негативное влияние данного фактора в ближайшем будущем может быть снижено или полностью устранено;
- отсутствие в вузах полноценных электронных курсов дистанционного обучения. В настоящее время разработка качественных электронных курсов является одним из наиболее востребованных направлений на рынке образовательных услуг, учебные заведения имеют возможность заказывать готовые курсы у сторонних разработчиков. Заказ электронных курсов у профессиональных разработчиков позволит сэкономить время в процессе внедрения дистанционного обучения в вузе, что немаловажно в условиях роста конкуренции на рынке образовательных услуг;
- низкий уровень качества дистанционного обучения. Авторы считают, что проблема обеспечения качества дистанционного обучения является одним из важнейших условий для его успешного внедрения в образовательный процесс.
Следовательно, мнение экспертов о влиянии пяти отмеченных факторов, сдерживающих развитие дистанционного обучения в высшей школе, объективно, поскольку от их успешного преодоления зависит в первую очередь распространение современных образовательных технологий в российских университетах.
Рецензенты:
Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г.Тюмень;
Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г.Тюмень.