Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFICIENCY OF AESTHETIC EDUCATION OF DEAF CHILDREN IN THE MUSICAL-RHYTHMIC ACTIVITY

Evtushenko E.A. 1 Chernyshkova E.V. 1
1 Sholokhov Moscow State University for the Humanities
One of the problems of special education is the identification and testing of pedagogical conditions of efficiency of aesthetic education of deaf students in musical and rhythmic activities aimed at overcoming the existing deaf students elementary school of mental, emotional, motor development, preventing the successful socialization. The author believes that in the process of purposeful musical-rhythmic activity, specifically by implementing pedagogical conditions (use of aesthetic ideas and concepts in the daily activities of deaf students; modelingeducative situations, aimed at the production of aesthetic acts and fixing them as habits of behavior in the deaf students, the creation of an aesthetic developing environment in class collective of deaf students; an individual approach in the formation of aesthetic culture of the deaf students; enhance the aesthetic and professional competence of teachersandspecial education teacher), appropriate corrective principles can be achieved successful formation of positive personal qualities of a deaf child, aesthetic education and its further safe socialization. The article presents the results of experimental work on the aesthetic education of students of special school for deaf children.
aesthetic education
musical and rhythmic activity
deaf students elementary school
Педагогические условия эффективности эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) изучались различными авторами (Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. [1]; Евтушенко И.В. [2,3]; Яхнина Е.З., Авдеенко Е.С. [4]; Яхнина Е.З. [5]). Так, в исследованиях Евтушенко И.В. говорится о необходимости «учета специальных условий, заключающихся в понимании коррекционно-образовательной системы как особой среды», приоритет которой направлен на исправление имеющихся нарушений, расширение потенциальных возможностей, интересов, готовности к творческой деятельности, становление социальной активной личности средствами эстетического воспитания [3]. Также автор считает необходимым создание образовательных программ и учебных пособий; постоянный учет в процессе эстетического воспитания динамики уровня эстетической воспитанности каждого ребенка; использование коррекционно-эстетических приемов с учетом неоднородного состава коллектива обучающихся; включение в процесс эстетического воспитания всего педагогического коллектива образовательной организации и родителей [2]. Для успешной социализации лиц с ОВЗ необходимо выделение трех иерархически взаимосвязанных групп педагогических условий: 1) общие условия эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, влияющие на результативность социализации детей с ОВЗ; 2) частные условия, непосредственно влияющие на эффективность социализации воспитанников с ОВЗ; 3) специфические условия социализации воспитанников с ОВЗ, предопределяемые психологическими особенностями коллектива детей с ОВЗ [1].

Проведенная нами работа по экспериментальному обучению в специальной (коррекционной) школе для глухих детей №7 г. Волгограда с 1995 года по настоящее время выявила, методологически и практически обосновала комплекс педагогических условий, включение которых повысило эффективность процесса эстетического воспитания неслышащих младших школьников во внеурочной музыкально-ритмической деятельности. Под понятием «педагогические условия» мы понимаем различные обстоятельства, в которых реализуется воспитательный процесс, влияющие на его реализацию и результаты.

В ходе исследования были выделены следующие педагогические условия эффективности эстетического воспитания глухих детей: 1) применение эстетических представлений и понятий в повседневной деятельности глухих обучающихся; 2) моделирование воспитывающих ситуаций, направленных на выработку эстетических поступков и закрепление их как привычки в поведении глухих обучающихся; 3) создание эстетической развивающей среды в классном коллективе глухих обучающихся; 4) индивидуальный подход в формировании эстетической культуры глухих обучающихся; 5) повышение эстетической и профессиональной компетентности педагогических работников и учителей-дефектологов в вопросах эстетического воспитания и использования возможностей внеурочной музыкально-ритмической деятельности в эстетическом воспитании глухих школьников.

Дадим определение выделенных педагогических условий.

1. Применение эстетических представлений и понятий в повседневной деятельности глухих обучающихся.

В экспериментальных классах, в которых нам удалось достичь лучших результатов в изучаемом процессе, была реализована следующая последовательность формирования эстетических представлений и понятий у глухих обучающихся - влияние на эстетическое сознание школьников с применением различных средств музыкально-ритмической деятельности, направленных на формирование у них эстетических представлений, чувств, интересов и доступных для данного возраста умений. Эстетическое сознание глухого школьника - это проявление особой внутренней активности детей, благоприятствующей восприятию ими объектов окружающей действительности, а также детскому творчеству, повседневной деятельности с учетом «законов красоты, прекрасного». Структура эстетического сознания глухих школьников состоит из трех взаимосвязанных элементов: эстетического идеала, ценностной ориентации и эстетического вкуса. Эстетическое сознание глухого школьника имеет следующие особенности: склонность к подражанию (оценка конкретных эстетических объектов и явлений формируется на основе оценок родителей, педагогов, авторитетных родственников); зависимость эстетического сознания от мнения и ценностных ориентаций детского коллектива; спонтанность, непредсказуемость, часто стихийность творческого самовыражения; живость эмоций; детский прагматизм, проявляющийся в оценке утилитарного назначения произведений искусства.

В основу эстетического сознания положены знания, накопление которых у глухих школьников в процессе наблюдений с опорой на зрительное восприятие ведет к созданию образов, представлений, превращающих затем их в понятия. Эстетические представления возникают на основе эстетического восприятия. Подобный компонент эстетического воспитания предполагает способность к фиксации свойств эстетического объекта (величина, пропорции, расположение отдельных частей в их взаимосвязи и взаимообусловленности). Разнообразие и богатство ощущений, зависящих в первую очередь от сохранности анализаторов, влияет на объем воспринимаемых глухим ребенком цветовых и звуковых оттенков, метро-ритмических показателей, пространственно-временного соотношения параметров различных предметов и других средств выразительности.

Во внеурочной музыкально-ритмической деятельности экспериментальных классов организовывались занятия по развитию музыкально-эстетической грамотности (история отдельных жанров, форм, музыкальных инструментов, творческий путь композиторов и др.). Цель этих занятий заключалась в формировании у глухих обучающихся представлений о существующих эстетических ценностях, регламентирующих жизнь общества. В ходе проводимых занятий обеспечивалась творческая активность самих детей с помощью приемов, стимулирующих собственные высказывания учащихся; участие в обсуждении различных эстетических ситуаций, поступков; использование примеров, подтверждающих справедливость тех или иных эстетических норм. На занятиях по развитию эстетической грамотности обучающиеся инсценировали различные жизненные ситуации, характеризовали эстетически одобряемые или неодобряемые поступки, приводили примеры из собственной жизни, разыгрывали ролевые игры. Особое внимание уделялось формированию у глухих детей представлений о гармонии, красоте, мере, равновесии. Значительные потенциальные возможности в формировании эстетических понятий и представлений у глухих обучающихся заключаются в собственных действиях творческого характера (выступления на концертах, праздниках, конкурсах, фестивалях). Обучающиеся, участвующие в формирующем этапе эксперимента, становились победителями Московского фестиваля детского творчества «Надежда» (1996), Волгоградского областного фестиваля детского творчества «Мы - вместе!» (2014); Волгоградского областного конкурса «Памяти пылающих лет» (2015) и других.

2. Моделирование воспитывающих ситуаций, направленных на выработку эстетических поступков и закрепление их как привычки в поведении глухих обучающихся.

Наши данные подтвердили положение о том, что внеурочная музыкально-ритмическая деятельность может выступать фактором формирования эстетической культуры глухих обучающихся, лишь систематически сочетаясь с другими факторами, составляющими единый образовательный процесс. В частности, для обеспечения его эффективности принципиальное значение имеет моделирование воспитывающих ситуаций, направленных на выработку эстетических поступков и закрепление их как привычки в поведении глухих обучающихся.

Воспитывающие ситуации - это специально моделируемые педагогом обстоятельства, включающие определенные трудности для обучающихся, противоречия между коллективными, общественными требованиями и уровнем притязаний личности, а также между предъявляемым требованием ситуации и наличием готовности глухого обучающегося к осуществлению эстетического выбора, оптимизирующие поиск допустимых вариантов поведения. В воспитывающих ситуациях осознается и формируется устойчивая связь между ситуацией и способами эстетически закономерных поступков. В них также представлены возможности для приобретения личностью глухого ребенка опыта эстетически обусловленных действий в различных ситуациях, частотность которых высоко вероятна.

Противоречие между необходимым соблюдением эстетических нормативов и достигаемым уровнем готовности личности к их соблюдению является силой, способствующей формированию эстетической культуры глухого ребенка. Сложные воспитывающие ситуации не всегда могут быть решены учащимися при помощи имеющегося опыта, что вызывает затруднения, которые выражают противоречие между эстетическими требованиями и имеющимися эстетическими представлениями и понятиями. Стремление к преодолению подобного противоречия стимулирует глухого обучающегося к обогащению имеющегося опыта, к усвоению новых эстетических понятий и представлений. Вновь возникающие ситуации частично нивелируют ранее приобретенные знания, становящиеся недостаточными для нахождения решения новых противоречий. Завершение цикла становится началом новых противоречий. Воспитывающие ситуации являются наиболее приемлемыми для формирования эстетической культуры личности глухого ребенка. Противоречия воспитывающих ситуаций не обязательно конфликтны, хотя данная возможность имеется. Воспитывающие ситуации достаточно часто встречаются во внеурочной музыкально-ритмической деятельности и обладают достаточно широкими формирующими возможностями. Задачей педагога в данных случаях является воспитание готовности у глухих обучающихся к поиску компромиссных решений проблемных эстетических ситуаций. Правильность выбора модели поведения детей в воспитывающих ситуациях определяется наличием эстетических убеждений, когда приоритет отдается эстетическим идеалам и ценностям. Устойчивость эстетической позиции основана на включении субъективных представлений о красоте, гармонии, которые актуализируют выбираемое решение. Именно с помощью эстетических убеждений глухой обучающийся может занять ту или иную позицию относительно эстетических объектов, действий, явлений.

Мониторинг воспитывающих ситуаций, встречавшихся во внеурочной музыкально-ритмической деятельности, подтвердил возможность активизации эстетического выбора личности. Ведущую роль при этом играет устойчивость выбора, что предполагает наличие привычки в принятии эстетических решений, создает предпосылки убежденности в правильном векторе поступка. Оптимизация выбора, интенсификация процесса усвоения эстетических ценностей, эффективность овладения глухими обучающимися эстетическими действиями, которым в воспитывающих ситуациях предоставляются благоприятные условия, требуют уточнения взаимосвязи между проблемой и принятием решения. Существующие в настоящее время представления предполагают, что причиной возникновения противоречий является конфликт между известным и неизвестным в определенной эстетической ситуации. Отсюда вытекает последовательность мыслительных операций, продуцируемых в процессе принятия решений и оказывающих существенное влияние на эстетически обусловленное действие. Установление взаимосвязи между известной информацией и неизвестной вызывает трансформации в осознании проблемы, чтобы эстетически закономерный выбор соответствовал эстетическим ценностям. При этом происходит переосмысление как самой проблемы, так и связанной с ней ситуации, вызывающей изменение отношения личности к ней.

3. Создание эстетической развивающей среды в классном коллективе глухих обучающихся.

Результаты экспериментального обучения показали прямую зависимость уровня эстетической воспитанности обучающихся от готовности педагога к созданию эстетической среды в классном коллективе. Было выявлено, что для воспитания эстетических качеств важно: эстетическая среда и педагогическая поддержка, детерминирующие адекватные оценочные суждения, принятие эстетических норм, самостоятельный поиск эстетических идеалов, а также практическую эстетическую деятельность.

В обиход образовательной организации были введены элементы эстетического оформления помещения и повседневной жизни. У обучающихся стимулировалась потребность в красоте в школе, дома, на улице, где они проводили свободное время, участвовали в какой-либо продуктивной деятельности, либо отдыхали. Педагог особо внимательно относился к собственному внешнему виду, одежде, обуви, прическе; раскрывал красоту в самом себе, в поведении, в мыслях, эмоциях, речи, движениях, общении, обращал внимание учащихся на красоту природы, объектов окружающей действительности. Особое внимание уделялось умению детей следить за собой, за своей внешностью, костюмами, школьно-письменными принадлежностями, учебным местом и т.п. Перерастая в привычку, эти качества становились автоматизированными действиями, поэтому для нас важным было их формирование в младшем школьном возрасте.

4. Индивидуальный подход в формировании эстетической культуры глухих обучающихся.

Экспериментальное обучение показало, что реализация индивидуального подхода является важной составляющей обеспечения эстетического воспитания глухих обучающихся во внеурочной музыкально-ритмической деятельности. Индивидуализация обучения предполагает учет психолого-педагогических особенностей личности глухого школьника. Под психолого-педагогическими особенностями личности мы понимаем качества, присущие каждому индивиду, состоящие в своеобразии, неповторимости общих проявлений, единстве общего и особенного. Индивидуальность предполагает наличие целостной системы, включающей в себя общие черты (представитель человеческого рода), особенные признаки, соответствующие определенному социальному статусу (ребенок с инвалидностью, обучающийся), единичные признаки, обусловленные уникальной физиологической природой и условиями развития (уровень слухового восприятия, владение речью, успешность в обучении). Поэтому в процессе внеурочной музыкально-ритмической деятельности важно изучение личности каждого глухого обучающегося, выявление его персональных особенностей, моделирование благоприятных условий для развития, опора на сохранные положительные качества в процессе эстетического воспитания, создание ситуации успеха. Индивидуальный подход реализуется в учете возрастных и гендерных особенностей обучающихся, прогнозировании индивидуального образовательного маршрута, включающего наиболее эффективные организационные формы, методы, приемы, средства эстетического воспитания глухих обучающихся во внеурочной музыкально-ритмической деятельности. Все это предоставляет возможность определения объема своевременной индивидуальной помощи. При организации индивидуальной работы с глухими обучающимися важна опора на такие принципы, как: формирование и развитие детских деловых и межличностных контактов; уважение достоинства обучающегося; вовлечение его в предметно-практическую деятельность; поэтапное, в зависимости от возраста ребенка, усложнение и повышение требовательности к обучающемуся в деятельности, активизация готовности к самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию. В ходе экспериментального обучения нами использовались также и индивидуальные формы внеурочной музыкально-ритмической деятельности, обусловленные поведенческими расстройствами, ограничивающими участие детей во фронтальных формах работы, либо были связаны с потребностью в дополнительных занятиях для детей, более способных в музыкально-ритмической деятельности.

5. Повышение эстетической и профессиональной компетентности педагогических работников и учителей-дефектологов в вопросах эстетического воспитания и использования возможностей внеурочной музыкально-ритмической деятельности в эстетическом воспитании глухих школьников.

Особое значение в эстетическом воспитании глухих школьников приобретает профессиональная компетентность педагога, владеющего современными педагогическими технологиями и инновационными средствами воспитания детей. Поскольку педагог сам по себе выступает для детей эстетическим ориентиром, являясь образцом личности, его поведение должно соответствовать идеалу. Система специального образования испытывает острейшую необходимость в педагогах, способных к творчеству, имеющих художественно-эстетическое и дефектологическое высшее образование. Большинство воспитателей, педагогов, обучающих глухих детей учебным предметам эстетического цикла или организующих занятия эстетической направленности, в специальных коррекционных организациях для глухих детей имеют либо общее педагогическое профессиональное образование и не имеют дефектологической подготовки, либо, напротив, являются педагогами-дефектологами, но не имеют специальной подготовки в области эстетического воспитания и внеурочной музыкально-ритмической деятельности. На решение этой проблемы направлено создание системы повышения квалификации или переподготовки педагогов специальных (коррекционных) школ I вида. В качестве элементов предлагаемой системы профессиональной подготовки могут выступить: введение раздела «Эстетическое воспитание глухих детей», темы «Внеурочная музыкально-ритмическая деятельность глухих обучающихся» в подготовку сурдопедагогов; проведение курсов повышения квалификации для педагогов специальных (коррекционных) школ I вида по темам «Инновационные технологии эстетического воспитания глухих детей», «Музыкально-ритмическая деятельность в системе эстетического воспитания глухих обучающихся младшего школьного возраста».

Рецензенты:

Левченко И.Ю., д.псх.н., заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Ткачева В.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.