Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

DEVELOPMENT OF HEALTH-ORIENTED PROJECT AS A CONDITION OF AS ELF-EXPRESSION’S CULTURE OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY’S STUDENTS

Zverkova A.Yu. 1 Omelchenko E.A. 2, 1
1 FSEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University»
2 LLC «Center for promotion of scientific research», Novosibirsk
Проведен анализ особенностей разработки здоровьеориентированных проектов бакалаврами, обучающимися в педагогическом вузе по профилю «Дошкольное образование». Авторы обобщают особенности становления культуры самовыражения студентов на примере разработки учебных проектов, содержательным контекстом которых являются актуальные в современном образовании вопросы здоровьесбережения. Основной акцент сделан на соответствующих этой идее здоровьеориентированных проектах, направленных на формирование у детей основ здорового образа жизни в дошкольной образовательной организации. Здоровьеориентированный проект, алгоритм его разработки студентом, выступают системой условий, обеспечивающих со стороны педагогов содействие сохранению здоровья ребенка во время реализации образовательной программы дошкольного образования в группе. Его разработка способствует формированию у будущих педагогов профессиональных компетенций, определенных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, и культуры самовыражения, позволяющей будущим воспитателям полноценно и успешно реализовать себя, раскрыть свой потенциал в профессиональной деятельности. Материал статьи можно использовать для дальнейшего изучения вопросов, связанных со здоровьесбережением и становлением культуры самовыражения личности.
The aim of our work ‒ search the conditions for a self-expression’s culture of pedagogical university’s students. We have analyzed the method of projects. We found that, future teachers follow the steps of the algorithm development projects and activities in the required conditions. We have demonstrated the ability to develop these projects on the material preserving the health of preschool children. Such projects are called health-oriented. We emphasize the author´s definition of such projects and the author´s view on the culture of self-expression, the process of its formation. We focus on the process of formation of self-expression’s culture of the future teachers in the designated conditions. We have shown that during the development of health-oriented’s projects of students (future teachers) there are conditions for the development of a self-expression’s culture as: the teacher demonstrates the possibilities and ways, self-expression forms in pedagogical activity; students perform self-organizing activity, resulting in a high level of subjectivity; there is a variation of action within the project development; the student carries out self-organizing activity, the result is a high level of subjectivity; there is a variability of actions in development of the project; there are a variety of meaningful context of educational programs pre-school education, based on which the health-oriented project is developed; planning of pedagogical activity based on personal preferences in the profession; there is a presentation the results of the development of projects for discussion, consideration in group (public defense of the project); reflexive activity after protection of the project is carried out. Material of articles can be used as a theoretical basis for further research of a phenomenon of self-expression’s culture. The author´s approach to the development of health-oriented projects can be useful for university teachers to work with students. Future teachers can use it in their professional activities for the organization of health preservation of preschool children in kindergarten.
formation of self-expression’s culture.
the culture of self-expression
health-oriented project
health
students of pedagogical high school

Студенты, обучающиеся в педагогических вузах, в настоящее время разделяют с профессорско-преподавательским составом риски непрерывного реформирования образования. Происходящее с 2007 года активное внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) привело сначала к незначительной, а затем и существенной трансформации методов, используемых в учебно-воспитательном взаимодействии.  Среди них на одном из первых мест оказался метод проектов, внедряемый во всей системе общего и профессионального образования.

Например, воспитатели дошкольных образовательных организаций (ДОО) последние десять лет активно реализуют его в своей практической деятельности во время участия в конкурсах, при оформлении календарно-тематического планирования, проведении разнообразных мероприятий с детьми. Учитывая массовое применение метода проектов в жизнедеятельности ДОО, возникла потребность в дополнительном анализе алгоритма его разработки и, соответственно, в подготовке будущих воспитателей к его грамотному использованию. Это связано также с заказом работодателя на достижение бакалаврами педагогики уровня максимальной профессиональной компетентности сразу по завершении обучения.

Рассматриваемый метод предусматривает контекст, т. е. присутствие ситуации, взятой из реальной жизни и определяющей смысл будущей педагогической деятельности. В нашем исследовании оптимальным контекстом для студенческих проектов выступает вопрос о формировании в ДОО у детей основ здорового образа жизни. Этот выбор был обусловлен тем, что система условий, обеспечивающих здоровье ребенка во время реализации образовательной программы дошкольного образования в группе, является первой задачей, зафиксированной в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

Кроме описанной «нормативной» заданности целесообразности применения в работе со студентами разработки названных проектов, обратим внимание на следующий важный в нашем исследовании аспект. Вся жизнедеятельность личности, в том числе профессиональная, во многом зависит от имеющихся возможностей и условий для поведения в соответствии с индивидуально-личностными особенностями, стремлениями, предпочтениями, желаниями. Если они существуют, педагог комфортно и уверенно чувствует себя в ситуациях, складывающихся во взаимодействии с детьми, их родителями, коллегами.

Однако нужно учесть значительные ограничения поведения, возникающие в случае работы человека в сфере образования (например, требования соблюдения профессиональной этики). Поэтому перед преподавателями вузов возникает вопрос о том, как осуществлять подготовку студентов так, чтобы содействовать, с одной стороны, формированию требуемых ФГОС высшего педагогического образования компетенций, а с другой - не блокировать стремления обучающихся поделиться с Другими тем, что важно, ценно, значимо для них. В психолого-педагогических исследованиях это стремление называют потребностью в самовыражении. Она присутствует у каждого человека и должна быть обязательно удовлетворена, иначе наступают такие негативные последствия, как снижение самооценки, мотивации, появляется стресс, переходящий в депрессию [4; 6].

Следовательно, в процессе разработки описанных выше проектов у будущих педагогов должны быть возможности для реализации названной потребности. Более того, молодым людям, готовящимся воспитывать, развивать, обучать представителей подрастающего поколения, недостаточно выражать себя исключительно для удовлетворения потребности в спонтанном самовыражении. Им при этом нужно помнить о том, что дети во взаимодействии с ними станут воспринимать, принимать и перенимать способы, средства, формы, модели самовыражения, предъявляемые педагогом. В нашем исследовании это предполагает соответствующее поведение в ходе использования в педагогической деятельности метода проектов.

Сказанное подчеркивает важность ориентации обучения в вузе на приобретение будущими педагогами положительных и профессионально значимых характеристик самовыражения, которые постепенно сформируют основу их профессионального поведения - культуру самовыражения.

Нами установлено [2; 3], что культура самовыражения - особенности, способы, результаты самоорганизуемой деятельности субъектов самовыражения, которые они обретают или создают в соответствии с собственными индивидуальными, личностными характеристиками и в результате взаимодействия с культурой сообщества.

Здесь под субъектом самовыражения мы понимаем человека, который выражает себя. В рамках данной статьи речь идет о студентах педагогического вуза. Самоорганизуемую деятельность рассматриваем как деятельность, которую самостоятельно планирует, организует, реализует и анализирует будущий педагог. В частности, речь идет о разработке студентами здоровьеориентированных проектов на содержании дошкольного образования.

«Здоровьеориентированный проект в дошкольном образовании - это способ конструирования организационно-педагогических условий реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации в течение короткого промежутка времени, обеспечивающей интеграцию содержания дошкольного образования, оздоровления, просвещения родителей в вопросах педагогики здоровья» [1].

Здоровьеориентированный проект содержит способы организации деятельности детей с помощью метода проектов как средства воспитания у дошкольников представлений о здоровом образе жизни с одновременным процессом оздоровления и обеспечением психолого-педагогической поддержки семьи, повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития потенциала здоровья и образования, охраны и укрепления здоровья.

В современной педагогической литературе можно найти разные подходы к разработке здоровьеориентированных проектов. Для целей настоящей статьи мы воспользуемся одним из обобщенных соответствующих алгоритмов. Он состоит из следующей последовательности шагов: а) общая разработка концепции проекта: включает такие разделы, как аннотация проекта, постановка проблемы. Студент выбирает образовательную программу дошкольного образования, возраст дошкольников, затем осуществляет классификацию проекта, определяется с общим сюжетом игрового взаимодействия; б) стратегическое планирование проекта: формулировка цели и задач проекта (управленческих и педагогических), выработка стратегии достижения поставленных в проекте целей. Деятельность студентов состоит в применении фактических знаний из дошкольной педагогики в проекте, разработка режима жизнедеятельности дошкольников, например, на неделю; в) тактическое планирование проекта: составление плана мероприятий и формулировка ожидаемых результатов, их оценка. Разработка учебно-технологических карт сценария дня и копилки игр по видам детской деятельности на каждый день недели; г) рефлексия эффективности проекта: оценка потенциала дальнейшего развития проекта в образовательной программе группы.

Выполнение каждого из перечисленных шагов подразумевает вовлечение студентов педагогического вуза в самоорганизуемую деятельность, особенности, способы, результаты которой складываются постепенно под влиянием множества факторов, ведущая роль среди которых принадлежит обучению в вузе. Описанный процесс называется становлением культуры самовыражения будущих педагогов. Он представляет собой непрерывные, циклично и спиралевидно разворачивающиеся во времени качественные и/или количественные изменения, происходящие с особенностями, способами, результатами самоорганизуемой деятельности студентов педагогического вуза. Рассмотрим более подробно его протекание в условиях разработки будущими педагогами здоровьеориентированных проектов.

На первом месте здесь находится организационная деятельность преподавателя вуза, подбирающего темы, направления и т. д., по которым будут разрабатываться проекты. Здесь важно, чтобы решения, принимаемые студентом в рамках выполнения алгоритма разработки здоровьеориентированного проекта, с одной стороны, были максимально типичны для любой ДОО и повседневного функционала воспитателя, что позволяет обеспечить выполнение сформулированного ранее требования о необходимости формирования профессиональных компетенций педагогов. С другой стороны, в контексте нашего исследования, это должно сопровождаться демонстрацией преподавателем для обучающихся возможностей самовыражения в профессиональной деятельности. Иначе невозможно говорить об изменениях или совершенствовании самоорганизуемой деятельности будущих педагогов, следовательно, о становлении их культуры самовыражения.

Положительно влияет на возможность выразить себя вариативность предлагаемых студентам здоровьеориентированных проектов. Она легко достигается при выборе в качестве его содержательного контекста различных примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования (ПООП ДО), разработанных в соответствии с ФГОС ДО. В этом случае будущие педагоги выражают себя через выбор удобной и принимаемой ими как наиболее приемлемая в профессиональной деятельности ПООП ДО.

Затем на подходах, реализуемых в выбранной программе, и на ее содержании студенты начинают разворачивать самоорганизуемую деятельность по разработке здоровьеориентированных проектов. Они учатся планировать выполнение профессиональных обязанностей с учетом своих предпочтений и ориентацией на других субъектов педагогического процесса - детей, коллег, родителей.

Постепенно особенности, способы, результаты самоорганизуемой деятельности начинают приобретать все более определенные черты, характеризуя культуру самовыражения педагога. Иными словами, осуществляется ее становление. Этот процесс активно происходит в силу того, что разработка здоровьеориентированных проектов требует высокой субъектности студентов, позволяя обеспечить самостоятельное приобретение знаний в области дошкольной педагогики и детской психологии в процессе решения профессиональных задач, требующих интеграции не только теоретических знаний из различных учебных дисциплин (модулей), предусмотренных учебными планами вуза, но и демонстрации владения соответствующими практическими навыками на защите проекта.

В этом мы также видим широкий спектр возможностей для самовыражения будущих воспитателей. Ведь им нужно предъявить аудитории продукты своего интеллектуального и практического творчества, без чего сложно говорить о выполнении профессиональной педагогической деятельности. Они видят реакции на способы и результаты своего самовыражения, что создает условия, в которых есть возможность соотнести представления о себе как личности и себе как субъекте педагогической деятельности с соответствующими образами, складывающимися у других людей. В данном случае - у одногруппников и преподавателей. Это способствует появлению рефлексивной деятельности, активному присвоению моделей самовыражения в работе с детьми или совершенствованию этих моделей. Таким образом создаются условия для изменения особенностей, способов, а в дальнейшем и результатов самоорганизуемой деятельности, определяя становление культуры самовыражения студентов педагогического вуза.

Студент, разрабатывающий здоровьеориентированный проект, может использовать документооборот ДОО для погружения в квази-профессиональную деятельность и для первоначальной ориентировки в возможностях, способах самовыражения при выполнении алгоритма создания здоровьеориентированного проекта. Этот алгоритм позволяет соединить, например, в недельный проект три традиционных направления здоровьесбережения (образовательное, оздоровительное, социальное) в соответствии с выбранной ПООП ДО, принятым в детском саду календарно-тематическим планированием и максимально учитывать индивидуальные особенности развития детей, что способствует успешному формированию профессиональных компетенций будущих педагогов. Основным критерием «формальной» оценки преподавателем выполненного проекта является возможность его реализации в детском саду, например, во время производственной практики. Для качественной оценки сделанного будущим воспитателем, важно исходить из того, как он смог выразить себя в этой деятельности, какие использовал средства, формы, способы, как оценил свою работу. Иными словами, как происходило становление его культуры самовыражения в процессе разработки и реализации здоровьеориентированного проекта.

Далее остановимся на образовательном модуле, разрабатываемого студентами здоровьеориентированного проекта, реализующем первое из названных направлений здоровьесбережения. Этот модуль обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста представление о здоровом образе жизни. Он может включать серии занятий для дошкольников по общей теме «Уроки здоровья», разнообразные игровые виды деятельности, элементы арт-терапии и сказкотерапии, психогимнастику, технологии музыкального и цветового воздействия, интегрированные физкультурные занятия. Выбор конкретных форм работы с детьми - еще одно условие самовыражения, ведущее к становлению культуры самовыражения будущих педагогов. Ведь здесь они имеют возможность продемонстрировать то, что важно и значимо для них в профессиональной деятельности, поделиться этим с другими.

Для студентов в процессе разработки здоровьеориентированного проекта наибольший интерес и трудности представляет конструирование содержания входящего в него образовательного модуля. Здесь и предпосылки для выстраивания своего «пути в профессии», и необходимость соблюдать требования ФГОС ДО, и следование принципам построения выбранной за основу разработки здоровьеориентированного проекта ПООП ДО, и стремление выразить себя. Программы дошкольного образования, разработанные с учетом ФГОС ДО, во второй части «2. Содержательный раздел ООП ДО» (п. 2.6 ФГОС ДО [5, с. 240]) предусматривают обязательную составляющую - образовательную область «Физическое развитие», в которой содержатся направления двигательной деятельности и формирования здорового образа жизни ребенка.

Методика физического развития и воспитания детей дошкольного возраста является хорошо проработанной в российской дошкольной педагогике. Студент, разрабатывающий здоровьеориентированный проект, может использовать все многообразие традиционных форм организации образовательного взаимодействия с детьми по обеспечению двигательной детской деятельности: утреннюю и бодрящую гимнастику; физкультминутки; динамические паузы; игры и упражнения с речевым сопровождением (стихи, песенки, потешки, считалки и др.); игры и упражнения под музыку; подвижные дидактические игры; подвижные игры с правилами; игры с элементами спорта; соревнования (эстафеты); досуги здоровья. Этим обеспечивается, с одной стороны, формирование профессиональных компетенций будущих педагогов, а с другой - появляются возможности для становления культуры самовыражения через выбор форм самовыражения, способов осуществления профессиональной деятельности.

Кроме того, необходимость вовлечения детей в разные виды двигательной активности позволяет будущим воспитателям постепенно осознавать важность не только собственного самовыражения, но и самовыражения дошкольников, что существенно в педагогической деятельности. Ведь, как мы отмечали ранее, потребность в самовыражении присутствует у каждого человека и требует своего удовлетворения.

Одним из результатов самоорганизуемой деятельности будущих педагогов является разработка уникальной для здоровьеориентированного проекта сетки непосредственной образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности воспитателя и детей, культурных практик в режимные моментах. Все это позволяет студентам выражать себя, ориентируясь, с одной стороны, на требования грамотного выполнения профессиональной деятельности. В частности, это касается ориентированных на здоровьесбережение сюжетных, игровых, тематических, комплексных, тренировочных, контрольно-диагностических форм образовательной деятельности с дошкольниками. С другой стороны, самовыражение происходит на основе их взглядов на организацию работы по здоровьесбережению детей в определенной возрастной группе детского сада.

Подводя итог всему изложенному, подчеркнем, что в ходе разработки здоровьеориентированных проектов у студентов - будущих воспитателей имеются следующие условия для становления культуры самовыражения: выполнение самоорганизуемой деятельности, следствием чего является высокий уровень их субъектности; вариативность действий при разработке проекта; разнообразие содержательного контекста ПООП ДО, на основании которых разрабатывается здоровьеориентированный проект; планирование педагогической деятельности на основе собственных предпочтений в профессии; публичная защита проекта; рефлексивная деятельность после защиты проекта. Следовательно, процесс разработки здоровьеориентированных проектов является одним из условий, в которых будет проходить успешное становление культуры самовыражения будущих педагогов.

 

Рецензенты:

Абаскалова Н.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры анатомии, физиологии и гигиены, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»,                       г. Новосибирск;

Силкина Н.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения, педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск.