Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

FORMATION OF READINESS FOR POLYSUBJECT INTERACTION BACHELOR OF PHYSICAL EDUCATION

Makeeva V.S. 1 Tokareva K.E. 1 Polyakov D.O. 1
1 «State University – educational-scientific-industrial complex» Ministry of Education of Russia
В статье дается характеристика формирования готовности к профессиональной деятельности бакалавра физической культуры. Раскрываются особенности организации учебного процесса в соответствии с требованиями современного образования к подготовке специалистов нового формата: осознанности, полисубъектности, личностно-значимого поведения субъектов педагогического процесса, переноса накопленного опыта в собственную педагогическую практику. Дается характеристика сущности и структуры готовности бакалавра к эффективной организации оздоровительной тренировки. Раскрываются особенности участников и характер процесса оздоровительной тренировки. Раскрываются задачи, методологическая основа исследования, этапы и предполагаемые результаты. Обсуждаются основные функции бакалавра физической культуры, которые необходимы в организации оздоровительной тренировки.
The article describes the formation of readiness for professional activity of Physical Culture. The peculiarities of the educational process in accordance with the requirements of modern education to the training of the new format: awareness, polysubject, personal and meaningful behavior of the subjects of the pedagogical process, the transfer of experience in their own teaching practice. The characteristic of the spirit and structure of bachelor´s readiness to effective fitness training organization. The peculiarities of the participants and the nature of the process of improving training. Disclosed tasks methodological basis of research milestones and expected results. We discuss the basic functions of the coach needed to organize fitness training.
interaction.
awareness
subject polisubekt
bachelor of physical education
training
readiness
health
personality
professional education

Основу современной образовательной системы составляют педагогические, технологические, управленческие инновации, ориентированные на максимальное развитие личности‚ направленные на повышение потенциала самоорганизации обучения. Достижение эффективных результатов профессиональной деятельности обеспечивается уровнем самоосознания смысла своего существования в избранной профессии, как способность принимать решения и нести за них ответственность. В ХХI веке, веке образования,  ведущим приоритетом общественного развития выделяются человеческие ресурсы:  знания, всесторонняя образованность, интеллект и культура. Самопознание, самоутверждение, самоопределение, самореализация, самодеятельность - вот центральные понятия новой концепции развития  учащейся молодежи  [1].

В современном подходе от достаточно простого понимания смысла социальных и медицинских вмешательств, утверждающих, что здоровье, отсутствие болезней и нормально функционирующий организм - это благо, а ухудшение здоровья, болезни и смерть должны быть предотвращены, наблюдается переход к сложной более современной точке зрения, предполагающей, что хорошее состояние здоровья индивидуума и его жизненное благополучие - есть отражение удовлетворения потребностей человека и его адаптация к физической, социальной и психологической сферам жизнедеятельности человека [2]. Столь значительные преобразования индивидуального и общественного мировоззрения, целостного взгляда на мир обнаруживают принципиально новые перспективы развития различных аспектов культуры.

В изменении стереотипов жизни социума существенное применение находит категория качества жизни как образовательная и профилактическая составляющая науки, призванная формировать образ жизни, ориентированный на диагностику и повышение уровня здоровья. Показатели состояния здоровья являются важнейшими факторами социального благополучия и успешности, как отдельного человека, так и общества, и являются необходимым условием его дальнейшего прогрессивного развития.

В этой связи правомерно обратиться к физкультурно-оздоровительной сфере деятельности как основному средству достижения здорового статуса жизни. Физическая культура как одна из граней общей культуры человека во многом определяет поведение в учебной, профессиональной деятельности, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных, оздоровительных задач, выполняет специфические рекреативные, оздоровительно-реабилитационные, образовательные, прикладные и спортивные функции [2].

Особая роль в обеспечении адекватной социальной, материально-технической, организационной и научно-методической основ сохранения, укрепления и восстановления здоровья людей отводится физкультурно-оздоровительной работе инструкторов, методистов-тренеров по фитнесу, учителей и преподавателей в образовательных учреждениях, ориентированных на физкультурно-оздоровительную работу. В настоящее время услуги по оздоровительной тренировке предлагают фитнес-центры, различные студии аэробики, университеты, колледжи, система дополнительного образования детей и взрослых.

В построении и развитии образовательных систем под лозунгом «Образование на протяжении всей жизни» на первый план выходит важнейшая социальная деятельность - обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменения потребностей экономики и нового общественного устройства [4]. При этом растущий спрос на услуги, обусловленные новыми нормами жизни, вызывает  необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, способных компетентно и качественно решать профессиональные задачи, стоящие перед физкультурно-оздоровительной сферой, требует от них способности эффективно решать нестандартные проблемы, связанные с активными формами оздоровления и физической рекреации среди разных слоев населения.

Проявлением этого процесса стало также введение в перечень ООП бакалавриата направлений подготовки  49.03.01 «Физическая культура» и 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», по итогам освоения, которых присваивается квалификация «академический бакалавр». ФГОС определяет область профессиональной деятельности таких выпускников, в частности физическую (физкультурно-спортивную) рекреацию и реабилитацию, деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры, спорта и туризма, образование в сфере физической культуры и спорта и  иные услуги в сфере физической культуры, спорта, рекреации и туризма. Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», являются: лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта,  потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности; физические, психические и функциональные возможности человека; специальные двигательные режимы, ориентированные на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений; физическое воспитание личности. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники  по программе подготовки  бакалавра с присвоением квалификации «академический бакалавр»: педагогическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская. Именно эти направления подготовки реализуются в Госуниверситете - УНПК кафедрой «Туризм, рекреация и спорт». Перед выпускающей кафедрой встала задача разработки дисциплин, охватывающих сущность, специфику, разные направления деятельности в пространстве будущей профессиональной деятельности выпускника.

Предмет деятельности бакалавра физкультурно-оздоровительной тренировки лежит между двумя плоскостями: спортом высших достижений и лечебной (или адаптивной) физической культурой (таблица 1). На сегодняшний день наблюдаются дублирование и разрывы в содержании и технологии подготовки бакалавров для спорта, ЛФК и оздоровительной тренировки, решающих свои специфические задачи. В то время как важно обеспечить  выполнение характерных задач для каждого уровня и одновременно общих задач их подготовки к выполнению своих профессиональных функций.

Таблица 1

Целевые ориентиры сферы физкультурно-спортивной деятельности населения

Спорт высших достижений

Оздоровительно-профилактическая физическая культура

Лечебная физкультура

Достижение высоких результатов

Увеличение продолжительности жизни, уменьшение риска нарушения здоровья, улучшение телосложения и др.

Выздоровление, способность выполнять повседневную работу

 

Если для спорта высших достижений характерно достижение максимальных результатов, что требует от спортсмена максимальной выкладки и‚  зачастую‚  превышает его адаптационные возможности и‚  как следствие‚  ведет к потере его здоровья, то основной целью лечебной физической культуры является восстановление физиологических функций человека, утраченных в процессе болезни  до какого-либо оптимального уровня. В свою очередь физкультурно-оздоровительная деятельность, занимая промежуточную позицию, включает в себя процесс систематических целенаправленных занятий физическими упражнениями  в спорте и  ЛФК. Но здесь использование основного средства развития физических качеств - физических упражнений - направлено на улучшение и сохранение здоровья.

Для осмысления феномена профессиональной готовности бакалавра физической культуры к организации оздоровительной тренировки требует уточнения содержания понятий «готовность» и «профессиональная готовность» в контексте их педагогической трактовки. 

Термин «готовность» был введен в научный оборот в середине прошлого столетия Б. Г. Ананьевым, и, несмотря на значительный срок изучения и популярность использования, единого понимания данной категории в российской науке не выработано.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой отмечено, что готовность - это «1. Согласие сделать что-нибудь ... 2. Состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [3]. В электронном психологическом словаре предлагается следующая трактовка данного понятия: «готовность - активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи [6].

Толковый словарь Т.А. Ефремова содержит следующее определение: «психологическая настроенность на что-либо; желание угодить...» [5]. Несмотря на множественность изучаемых аспектов готовности, подавляющее большинство авторов отмечают взаимообусловленность явлений готовности и деятельности, связывают первую не только с определенным настроем на выполнение конкретной задачи, а также с качествами личности, детерминирующими возможность её выполнения. Анализ исследований  в сфере физической культуры позволяет утверждать, что данную педагогическую категорию целесообразно трактовать, прежде всего, в контексте феномена деятельности и определять как установку, направленную на её выполнение. При этом установку следует интерпретировать не как отношение к чему-либо, а как предрасположенность субъекта деятельности к детерминированному акту поведения, наличие у него всех необходимых для успешного осуществления этой деятельности ресурсов.

Таким образом, феномен готовности трактуется как активно-действенное состояние личности, имеющее сложную внутреннюю структуру, которое предполагает мотивацию к выполнению какой-либо деятельности и наличие личностного потенциала, способностей к её эффективному осуществлению.

Недостаточность готовности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, к несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией.

Анализ проблемы формирования готовности к профессиональной деятельности показал, что в исследованиях в основном отражаются вопросы  «готовности»  с   теоретической точки зрения. Показано, что готовность рассматривается как  внутренне свойство личности;  процесс формирования качеств (Ф. Н. Гоноболин, В. А. Сластенин); устойчивая структурно-функциональная  система интегративных качеств личности (О. Н. Гавришина);  результат профессиональной подготовки; условие успешного выполнения деятельности; стремление  к овладению  педагогической деятельностью (Е. А. Климов, В. А. Сластенин). Кроме категории «готовность», К. М. Дурай-Новакова, Н. В. Ипполитова, М. С. Кобзев, А. И. Мищенко, В. З. Тамарин, В. А. Сластенин и др. активно используют понятие «профессиональная готовность».  

Обобщая различные  подходы к определению  данного понятия, мы пришли к выводу, что готовность бакалавра физической культуры к организации оздоровительной тренировки выступает как открытая полифункциональная система профессионально-педагогической деятельности, включающая ряд структурных компонентов, имеющая собственную организацию избирательно взаимодействующих субъектов по созданию ситуаций,  направленных на улучшение и сохранение здоровья занимающихся. 

В современных условиях для бакалавра физической культуры значимо не только улучшение физических кондиций, здоровья и физической подготовленности его подопечных, а также формирование физической культуры личности занимающихся, создание предпосылок овладения ими знаниями о здоровом образе жизни и стимулирование их к физкультурной активности.

В межличностном взаимодействии субъектов оздоровительно-тренировочного процесса бакалавра и занимающихся создаются условия для всестороннего развития личности (в физическом плане и психологическом: мотивация на ЗОЖ), придания субъектному взаимодействию характера сотрудничества и на этой основе достижения целей и задач тренировки, связанных с питанием, психической регуляцией, формированием индивидуального стиля жизни, воспитанием активной жизненной позиции и т.п. 

Целевым ориентиром в деятельности бакалавра физической культуры являются сохранение и укрепление здоровья на основе двигательной активности у различных групп населения с учетом пола, возраста, функционального состояния и уровня подготовленности.

Всесторонний анализ теории и практики современного профессионального образования бакалавров оздоровительной тренировки позволяет констатировать, что формирование их готовности к выполнению широкого спектра профессионально обусловленных функций весьма актуальное и перспективное направление  педагогической науки и практики. Это направление выступает как специфическое отражение инновационных  социокультурных изменений общества, взаимоотношений поколений, возрастающей роли отдельного человека, как созидающей, творческой силы развития общества. В процессе профессиональной деятельности бакалавр физической культуры  должен быть готов к выполнению традиционно принятых в сфере физической культуры функций: организационной, экспертной,  психолого-педагогической,  гностической, коммуникативной, конструктивно-планировочной, а также в силу современных подходов к профессиональной деятельности современного этапа развития общественных отношений - представительской,  агитационной, контролирующей. 

Структурные компоненты профессиональной готовности бакалавра к организации оздоровительной тренировки определяются особенностями деятельности, которую предстоит ему осуществлять.

Высокий уровень профессионализма бакалавра оздоровительной тренировки достигается также развитием определенных морально-психологических качеств, необходимых для активного взаимодействие с людьми в процессе решения достаточно сложных в психологическом контексте, иногда болезненных вопросов по преодолению сложившихся устойчивых стереотипов недооценивания проблемы сохранения здоровья субъектов оздоровительной тренировки.

Все указанные способы организации осуществляются в той или иной мере в форме субъект-объектных, субъект-субъектных отношениях участников процесса, что  предполагают  необходимость определения понятия полисубъектность [1,4]. 

Такой подход позволил сформулировать стратегическую  задачу по формированию готовности к полисубъектной организации оздоровительной тренировки бакалавра физической культуры  и предполагающей:

 - становление нового взгляда общества с доминантой ориентацией на  личность тренера и участников оздоровительной тренировки как активно развивающихся субъектов педагогического взаимодействия, что определяет постоянную потребность в совершенствовании профессиональной компетентности‚ в первую очередь‚ тренера, его профессиональной квалификации, направленной на оздоровление и развитие участников процесса; 

- сложность и динамика изменений во всех сферах жизни общества и необходимость в сохранении здоровья всех членов общества вызывают необходимость выполнения тренером профессионально обусловленных функций и расширения ролевых функций в организации оздоровительной тренировке;

- возможность неадекватного выбора, противоречивость двигательного опыта  и физической подготовленности при дефиците межвозрастного общения на первое место ставится проблема организации социального партнерства, что требует от тренера  проявления толерантности и коммуникабельности, безоценочного отношения к занимающимся‚ с точки зрения особенностей  их личности,  умение сотрудничать;

- возможность проявления  непредсказуемого и нестандартного поведения участников тренировочного процесса в силу разных причин, уровня подготовленности, возрастных особенностей и пр., что требует от бакалавра активизации факторов, способствующих формированию умений самих участников процесса самостоятельно осуществлять  выбор форм, видов физических упражнений, принимать адекватные, ответственные решения в организации тренировочного процесса;

- ориентация на полисубъектность взаимодействия участников педагогического процесса акцентируют внимание на отказе педагогики воздействия  и обращенность  тренера к фасилитации.

Рецензенты:

Калашников А.Ф.,  д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс», г. Орел;

Бобылев Б.Г., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс», г. Орел.