Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL MODELS COMBINING DIFFERENT FORMS OF ORGANIZATION OF THE PEDAGOGICAL PRACTICE OF STUDENTS OF UNDERGRADUATE AND GRADUATE (AREAS OF TRAINING: «PEDAGOGICAL EDUCATION", "PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION»)

Lyubchenko O.A. 1 Lvova A.S. 1 Popov Yu.A. 1
1 Moscow City Pedagogical University
The article proposes a theoretical model of professionally-oriented practice for undergraduate and graduate programs with the definition of goals, objectives, conditions, content and result in a modular educational process on the basis of network interaction of educational institutions of different types and levels. The modeling was based on the integration of professionally-oriented practice with theoretical training, based on common regulatory frameworks, common approaches, principles and conditions of organization of educational process, which allows to obtain the result for all participants: graduates of the undergraduate and graduate programs, University and educational partner organization of network interaction. The differences between the results of the practice-oriented teaching at the undergraduate and graduate levels are mastering labour functions (labour action) forming professional competence contributing to formation of professional identity.
master.
bachelor
networking
library modules
the variability of the educational process
distributed) and trainee practice
training (concentrated
forms of pedagogical practice
theoretical models
The professional standard of the teacher
Модернизация российского образования нацелена на усиление практической подготовки будущего педагога, что требует инновационного построения образовательного процесса. Важность и необходимость педагогической практики в системе двухуровневого образования определены существующей нормативно-правовой базой. Пособие разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»; Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования; Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н; иными нормативными правовыми актами.

В условиях двухуровневого образования образовательный процесс проектируется и реализуется с учетом:

-                        вариативности, охватывающей различные адресные группы обучающихся при наличии в образовательных программах дисциплин по выбору;

-                        модульности, позволяющей оптимизировать образовательный процесс и выстроить результативную практическую подготовку в разрезе модулей по четырем блокам:

·  результатом ориентировочного блока, который состоит из концентрированной учебной практики, является выявление проблем обучающегося, определяющих построение его индивидуальной образовательной траектории с учетом выбора различных дисциплин;

·  результатом формирующего блока, состоящего из рассредоточенной практики, является овладение обучающимися трудовыми функциями (действиями), необходимыми знаниями и умениями;

·  результатом корректирующего блока, состоящего из рассредоточенной практики, может явиться уточнение и/или изменение образовательной траектории обучающегося;

·  результатом функционального блока, состоящего из концентрированной учебной и стажерской практик становится овладение трудовыми функциями;

-сетевого взаимодействия образовательных организаций различного типа и уровня, объединяющего деятельность педагогов-кураторов и педагогов супервизоров и позволяющего будущему педагогу интегрироваться в профессиональное сообщество еще на стадии практико-ориентированного теоретического обучения.

Соотнесение ФГОС с профессиональным стандартом педагога позволило по-новому спроектировать педагогическую практику в системе двухуровневого образования по схеме: функция – действие – компетенция (знание, умение, владение) – обобщений (интегрированный) результат. При этом профессиональный стандарт явился связующим звеном при проектировании и реализации практической подготовки в бакалавриате и магистратуре, базирующейся на освоении одинаковых трудовых функций и действий с выделением своего конечного результата для каждого уровня высшего образования.

При разработке теоретических моделей сочетания различных форм педагогической практики в бакалавриате и магистратуре учитывались подходы:

·  Гуманистический – обеспечивает личностное развитие в ходе реализации профессионально-ориентированной практической подготовки будущего педагога, осознание себя в роли учителя, определение личных возможностей в решении практических образовательных задач.

·  Деятельностный – предполагает организацию педагогической практики через осуществление комплексных практических действий, способов поведения, необходимых будущим учителям для решения реальных образовательно-воспитательных проблем.

·  Практико-ориентированный – направлен на укрепление связи содержания практической подготовки со спецификой содержания общего образования, тенденциями его обновления, конкретизацией основных целей и задач, проектированием и реализацией образовательной деятельности.

·  Компетентностный – предполагает овладение в ходе практики на базе освоенных трудовых функций (действий) набором ключевых компетенций, способствующих становлению профессиональной идентичности будущего педагога.

·  Модульный – базируется на проектировании и реализации различных типов и видов практики в рамках модуля с выделением двух форм ее организации: концентрированная и рассредоточенная.

·  Интегративный – направлен на проектирование и реализацию педагогической практики, как процесса, интегрирующего с теоретическим обучением, содействующего развитию интегративных качеств личности, их конкретизации и реализации в индивидуально-творческих формах.

·  Культурологический – содействующий освоению различных практико-ориентированных направлений культурно-просветительской деятельности как основы социально-культурной жизни общества.

Теоретическое моделирование сочетания различных форм педагогической практики в бакалавриате и магистратуре строилось на применении научных принципов:

-                         профессионализма, содействующего овладению специальными способностями (гностическими, проектировочными, конструктивными, коммуникативными, организаторскими);

-                         субъектности, формирующего профессиональную идентичность, способствующую интеграции будущего педагога в профессиональное сообщество;

-                        обратной связи, выполняющей две основные функции:

содержательную, которая определяет достижение результатов в соответствии с заданными целями и задачами;

эмоциональную, которая определяет профессиональный настрой участников практики и корректирует его в случае проявившихся негативных тенденций.

Важной задачей является разработка научных методов проектирования и реализации практической подготовки, которые обеспечивают единство личностных качеств, ценностных ориентаций и профессиональных знаний. При разработке теоретических моделей нами применялись следующие научные методы:

-                         стимулирование профессиональной деятельности;

-                         развитие профессионального самосознания;

-                         контроль содержания процесса профессионального становления будущего учителя.

Основываясь на единых методологических подходах, научных принципах и методах, были разработаны теоретические модели педагогической практики в условиях двухуровневой подготовки в высшем педагогическом образовании с учетом направлений подготовки: «педагогическое образование» и «психолого-педагогическое образование».

Отличительным моментом в теоретическом моделировании профессионально-ориентированной практики по направлениям подготовки и в бакалавриате, и в магистратуре будет набор компетенций, определяемых ФГОС.

Моделирование педагогической практики в бакалавриате в условиях двухуровневой подготовки в высшем педагогическом образовании с учетом направлений подготовки: «педагогическое образование» и «психолого-педагогическое образование» отражено на рисунке 1.

 

Рис. 1. «Теоретическая модель профессионально-ориентированной практики в рамках модульного образовательного процесса (бакалавриат)»

 

Обобщенным результатом практико-ориентированного обучения в бакалавриате по направлениям «педагогическое образование» и «психолого-педагогическое образование» будет готовность педагога ко всем видам профессиональной деятельности (в соответствии с ФГОС) на репродуктивном уровне.

Моделирование педагогической практики в магистратуре в условиях двухуровневой подготовки в высшем педагогическом образовании с учетом направлений подготовки: «педагогическое образование» и «психолого-педагогическое образование» отражено на рисунке 2.

Рис. 2. «Модель модульного практико-ориентированного образовательного процесса в магистратуре»

 

Результатом практико-ориентированного обучения в магистратуре по направлениям «педагогическое образование» и «психолого-педагогическое образование» будет овладение трудовыми функциями (трудовыми действиями), формирующими профессиональные компетенции, способствующие становлению профессиональный идентичности и позволяющие осуществлять проектную, исследовательскую и прочие виды профессиональной деятельности.

Теоретическое моделирование педагогической практики в условиях двухуровневого образования определило выводы.

Особое внимание в современном образовательном процессе уделяется практической подготовке будущего педагога, которая способствует его интеграции в профессиональное сообщество. При этом профессионально-ориентированная подготовка включена в каждый модуль образовательной программы и, таким образом, пронизывает весь процесс обучения.

Связующим звеном проектирования и реализации педагогической практики в условиях двухуровневого образования является Профессиональный стандарт педагога, базирующийся на освоении трудовых функций и действий с выделением своего конечного результата для каждого уровня высшего образования.

Едиными при моделировании педагогической практики в условиях двухуровневого образования остаются:

-                   подходы (гуманистический, деятельностный, практико-ориентированный, компетентностный, модульный, интегративный и культурологический);

-                   принципы (профессионализма, субъектности, обратной связи);

-                   условия:

·                     соотнесения ФГОС с Профессиональным стандартом педагога;

·                     вариативность практической подготовки;

·                     модульное построение практико-ориентированного теоретического обучения;

·                     сетевое взаимодействие различных образовательных организаций.

Сочетание различных форм практики, определяемых образовательными стандартами для каждого уровня образования, реализуется по каждому теоретическому модулю образовательного процесса с выделением двух инновационных видов практики (концентрированная и рассредоточенная) в разрезе блоков практической подготовки (ориентировочный, формирующий, корректирующий, функциональный).

Интеграция профессионально-ориентированной практики с теоретическим обучением, общая нормативно-правовая база (Профессиональный стандарт педагога), единые подходы, принципы и условия организации практико-ориентированного образовательного процесса позволили получить результат для всех его участников:

– для выпускника бакалавриата, магистратуры – конкурентоспособный педагог со сформированными на базе освоенных трудовых функций (действий) компетенциями;

– для вуза – узнаваемость бренда среди образовательных организаций, участников сетевого взаимодействия и абитуриентов;

– для образовательной организации – партнера по сетевому взаимодействию: возможность подбора педагогических кадров на стадии их обучения.

Рецензенты:

Богуславский М.В., д.п.н., профессор, заведующий лабораторией истории педагогики  и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Российской академии образования, г. Москва;

Алисов Е.А., д.п.н., профессор кафедры теории и истории педагогики института педагогики и психологии образования ГБОУ ВО МГПУ, г. Москва.