Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF METHODICAL MAINTENANCE OF INNOVATIVE TRAINING OF TEACHERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Filatova O.N. 1 Prokhorova M.P. 1
1 The Nizhny Novgorod state pedagogical university of K. Minin
The purpose – to open features of development of methodical maintenance of innovative training of teachers in the conditions of modernization of pedagogical education. Work is performed within competence-based approach to innovative vocational training of future teachers. Results of work is the description of a complex of the methodical documents providing innovative training of teachers. A scope of results of research are the establishments of the higher and secondary education realizing programs of "a universal bachelor degree", network interaction and the academic mobility. Nizhny Novgorod state pedagogical university represents an example of methodology for educational process which has the following main aspects : Norms and methods of pedagogical process organization on bachelor degree Norms and methods for development of innovative bases for professional education Methodological background for practical students´ work, including networking cooperation Methodological background for academic mobility and approval of educational results within networking cooperation Norms and methodological support of assessment for quality of professional education of future teachers.
academic mobility.
network interaction
universal bachelor degree
innovative pedagogical education
methodical maintenance

Значительное изменение требований к качеству педагогического образования, переход от логики квалификационной характеристики к логике компетенций, возникновение сетевых форм организации профессиональной подготовки, усиление практикоориентированности и развитие академической мобильности студентов заставляют по-новому взглянуть на традиционно сложившиеся подходы к разработке методического сопровождения образовательного процесса. Это касается, прежде всего, увеличения степени самостоятельности студента в учебном процессе, подготовки его к инновационной деятельности в рамках образовательных программ.

Новые стратегические ориентиры и принципы развития педагогического образования, заложенные в проектах профессионального стандарта педагога и Концепции поддержки развития образования, ставят новые задачи перед научно-педагогическими коллективами образовательных учреждений. Одной из таких задач является разработка качественно нового научно-методического сопровождения педагогических образовательных программ[1,С.1187].

Методическое сопровождение образовательного процесса представляет собой систему нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для проектирования и реализации компетентностной модели специалиста.

Целью методического обеспечения образовательного процесса в широком смысле является создание условий для постоянного совершенствования образовательной деятельности, приведение его в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов для повышения качества профессиональной подготовки.

Методическое сопровождение образовательного процесса создает необходимые условия для инновационной профессиональной подготовки в соответствии с принципами и закономерностями обучения, для более качественного усвоения содержания образования и овладения необходимыми компетенциями, активизации их учебно-познавательной, проектной, инновационной деятельности и управления ею.

На основе целевых ориентиров, заложенных в стратегических документах развития педагогического образования, методическое сопровождение программ педагогической подготовки должно:

- обеспечивать уровень овладения выпускником компетенций, соответствующих ФГОС и профессиональному стандарту педагога;

- способствовать формированию у учащихся продуктивных способностей ориентироваться в ранее не встречавшихся ситуациях, формулировать проблему, самостоятельно составлять программу практических действий по её решению;

- позволять активно внедрять инновационные разработки ВУЗа, учреждений СПО и школ в образовательный процесс;

- формировать базу для развития творческих способностей учащихся с использованием технологий проектного и эвристического обучения;

- создавать основу для инновационной деятельности педагогов, в том числе с привлечением студентов;

- быть ориентированным на широкое использование информационных технологий в образовательном процессе, и овладение учащимися всех компонентов ИКТ-компетенции [4, с.4].

Для соответствия перечисленным требованиям методическое сопровождение образовательного процесса образовательного учреждения трансформируется в двух направлениях:

- развитие действующего методического обеспечения учебного процесса с усилением инновационной направленности всех его составляющих;

- разработка нового методического обеспечения, регулирующего принципиально новые механизмы и формы подготовки будущих учителей, в частности «универсального бакалавриата», сетевого взаимодействия и академической мобильности.

В настоящее время, когда контуры новой системы педагогического образования еще окончательно не сформированы, разработка конкретных механизмов, форм и процедур подготовки учителей нового типа ведется ведущими ВУЗами страны в форме различных проектов, в том числе в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Активная разработка нормативно-методической документации по разработке инновационного содержания педагогического образования, реализации совместных образовательных программ и обеспечению академической мобильности предполагает значительный объем научно-методической работы ВУЗов, учреждений среднего и общего образования.

Методическое сопровождение образовательного процесса целесообразно рассматривать на двух уровнях - уровне направления (специальности) и уровне конкретной дисциплины.

Первый уровень методического обеспечения образовательного процесса - это уровень направления подготовки.

В структуре методического обеспечения учебного процесса по направлению подготовки можно выделить три основных компонента.

1. Нормативно-методические материалы: ФГОС, основные образовательные программы, учебные планы, учебные программы, должностные инструкции, локальные акты образовательного учреждения.

2. Учебно-информационные материалы: учебники, учебные пособия, дидактические материалы, сборники, практикумы, рабочие тетради, другие источники информации.

3. Учебно-методические материалы: методические разработки, рекомендации, памятки и инструкции, учебно-методическое сопровождение дисциплины.

Поскольку механизмы и формы модернизации педагогического образования еще только формируются и в настоящий момент можно опираться только на контуры инновационной системы подготовки учителей, на уровне проектирования нормативно-методических материалов целесообразно перечислить новые задачи, возникшие перед учебно-методическими службами. Среди них разработка методического обеспечения:

А. Инновационных механизмов получения педагогического образования.

Подразумевается разработка программ «универсального бакалавриата», а также положений, регламентов, порядка получения педагогического образования после получения «универсального бакалавриата».

Б. Индивидуальных образовательных траекторий подготовки педагогов.

Предполагает разработку документов, регламентирующих академическую мобильность учащихся и преподавателей, разработку дополнительных модулей педагогической подготовки, возможности корректировки учебных планов подготовки педагогов, механизмы поддержки студента при выборе индивидуального пути получения образования.

В. Освоения дополнительных педагогических квалификаций в ходе получения основной педагогической квалификации или в период педагогической деятельности (управленческое звено системы образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги по работе с лицами с ОВЗ, педагоги по работе с детьми со специальными потребностями, девиантным поведением, педагоги системы дополнительного и дошкольного образования и т.д.).

Решение этой задачи предполагает:

- построение образовательных программ подготовки педагогов с возможностью включения дополнительных модулей (с возможным увеличением на один год продолжительности обучения),

- разработку дополнительных образовательных программ, предназначенных для работников системы образования, которые могут быть интегрированы с уже полученным ими образованием на основании кредитно-рейтинговой системы.

Г. Образовательных программ педагогической подготовки с учетом профессионального стандарта педагога.

Предполагает обновление содержательного, технологического и организационного компонентов подготовки в соответствии с новыми требованиями к результатам педагогического образования.

Д. Практической подготовки педагога в условиях развитого сетевого взаимодействия вуза с учреждениями общего образования, СПО и другими организациями.

При проектировании образовательных программ подготовки педагога практической подготовке в соответствии с новыми требованиями предполагается замена значительного объема теоретических курсов на практический компонент. Реализуемый в сетевом взаимодействии ВУЗов, организаций СПО и школ, практический компонент подготовки будущего учителя примет вид не только традиционных практик, но и оплачиваемых стажировок, что обеспечить возможность адресной подготовки учителей не только разных предметов, но и для разных категорий школ, учащихся [2, с.25].

Развитие сетевого взаимодействия также предполагается внесение изменений в действующие нормативно-методические документы, регламентирующие организацию практической подготовки студентов, а также научно-исследовательской работы студентов, если таковое имеется.

Проектирование учебно-информационных и учебно-методических материалов в свете реализации Концепции поддержки развития педагогического образования также видоизменяется и предполагает усиление  принципов:

- сознательности обучения, при реализации которого происходит смещение акцента с обучающей деятельности преподавателя на  самостоятельную деятельность студентов по формулировке проблемы, поискам  и реализации возможных путей её решения;

- практикоориентированности подготовки, проявляющегося в повышении доли самостоятельной работы студентов, ориентации на проектное обучение, использовании активных и интерактивных методов в учебном процессе;

- личностной ориентации в образовательном процессе, предполагающего использование личностно-ориентированного и ценностно-мотивационного подходов к развитию личности будущих учителей на основе создания соответствующей образовательной среды и условий для межличностного общения и самореализации личности, как студента, так и преподавателя;

- обеспечения внутрипредметной и междисциплинарной интеграции знаний, умений, навыков, норм, ценностей, составляющих фундамент содержательного и процессуального аспектов компетентностной подготовки студентов;

- обеспечения профессиональной мобильности студентов и преподавателей, предполагающего разработку методических материалов с учетом возможности выбора индивидуальной траектории в процессе профессиональной подготовки [3, с.55].

В условиях ВУЗа реализация задачи модернизации программ подготовки педагогов предполагает разработку комплекта нормативно-методического обеспечения, регламентирующего содержание, организацию, оценку и контроль качества подготовки будущих педагогов в условиях сетевого взаимодействия и академической мобильности [5, с.189].

Например, при внедрении инновационных механизмов подготовки учителей в НГПУ им. К. Минина был разработан комплекс методических документов, обеспечивающих реализацию вышеперечисленных принципов, в составе которого можно выделить:

А. Нормативно-методическое сопровождение организации образовательного процесса по направлениям подготовки бакалавров: положение о подготовке обучающихся в бакалавриате; положение о порядке перевода и восстановления студентов; положение о порядке предоставления академических отпусков студентам; положением о порядке предоставления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком и выплате пособий студентам;

Б. Нормативно-методическое обеспечения разработки инновационного содержания профессиональной подготовки: положение о учебно-методическом комплексе учебных дисциплин;

В. Нормативно-методическое сопровождение практической и самостоятельной работы студентов, в том числе при реализации сетевого сотрудничества: положение о практике студентов; положение о клинической базе практик; положение о курсовых работах (проектах).

Г. Нормативно-методическое сопровождение академической мобильности и признания результатов обучения при реализации сетевого сотрудничества: положение о балльно-рейтинговой системе оценивания уровня знаний студентов; положение об академической мобильности обучающихся и работников университета; положение об академическом консультанте.

Д. Нормативно-методическое сопровождение оценки качества профессиональной подготовки будущих педагогов: положение о выпускных квалификационных работах студентов; положение о промежуточной аттестации студентов; положение о государственной итоговой аттестации выпускников высшего образования.

Контуры системы педагогической подготовки, отвечающей современным требованиям, создаются положениями о подготовке обучающихся в бакалавриате, о балльно-рейтинговой системе оценивания уровня знаний студентов, о практике студентов по клинической базе практик, об академической мобильности обучающихся и работников университета, об академическом консультанте. Остальные представленные документы нормативно-методического обеспечения образовательного процесса также претерпевают изменения в соответствии с требованиями к уровню практической подготовки будущего учителя.

Рецензенты:

Петров Ю.Н., д.п.н., профессор, руководитель проектно-сетевого центра образования специалистов профессиональных образовательных организаций ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»,  г. Нижний Новгород;

Кручинина Г.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и управления образовательными системами Нижегородского государственного университет им. Н.И. Лобачевского,                  г. Нижний Новгород.