Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS BY MEANS OF ETHNIC TOURISM ROUTES

Fedorova S.N. 1 Konstantinova V.V. 1 Alekseeva E.V. 1
1 Mari state university
В современной российской системе образования в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов особое внимание обращается на формирование различного рода компетенций обучающихся, в том числе и этнокультурных. Значительным потенциалом в формировании этнокультурных компетенций обучающихся обладает этнический туризм, который предполагает ознакомление обучающихся с бытом, традициями, обычаями, духовной и материальной культурой народа посредством организации этнотуристических маршрутов. Республика Марий Эл обладает огромным потенциалом для организации этнического туризма для обучающихся. В городах и районах сохранились исторические объекты, музеи под открытым небом, открыты мастерские по изготовлению изделий старины. Знакомство с прошлым народа мари способствует осмыслению обучающимися уникальности обычаев и традиций предков, что, несомненно, влияет и на формирование этнокультурной компетенции школьников. Погружение в стихию обычаев и традиций влияет и на формирование национального самосознания молодого поколения.
Issues related to the formation of ethno-cultural competence of students in view of initiation of the federal state educational standards are the most actual in modern conditions of Russian education system. An ethnic tourism has a considerable potential in the formation of ethno-cultural competence of students, which involves acquaintance of students with the life, traditions, customs, spiritual and material culture of the people by organizing of ethnic tourism routes.Mari El Republic has great potential for the organization of ethnic tourism for students. In cities and regions many historical sites are preserved, museums at open-air, workshops for the manufacture of products of antiquity are opened. Meeting with the past of Mari people contributes to understanding of students the unique customs and traditions of their ancestors, which certainly affects the formation of ethno-cultural competence of students. Dive into the elements of customs and traditions influences also on the formation of national consciousness of the younger generation.
students
ethno-cultural competence
ethno-tourism
ethnic tourism routes
the Republic of Mari El
Федеральные государственные образовательные стандарты меняют систему требований к результату образования. Эти требования не связаны жестко с той или иной дисциплиной, предметом, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Подобные требования одни авторы называют базовыми навыками (В.И. Байденко), другие - надпрофессиональными, базисными квалификациями (А.М. Новиков), третьи - ключевыми компетенциями (Э.Ф. Зеер).  Формируемые компетенции как совокупность взаимосвязанных качеств личности подразделяются на несколько групп.

1. Ценностно-смысловые компетенции - связаны со способностью обучающихся  ориентироваться в окружающем мире, выбирать верные смысловые установки для своих действий, принимать правильные решения.

2. Общекультурные компетенции - предполагают хорошую осведомленность в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и отдельных народов.

3. Учебно-познавательные компетенции - включают элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

4. Информационные компетенции - предусматривают наличие  умений самостоятельно находить необходимую информацию, использовать материал, содержащийся в учебных предметах и окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции - включают знание разных языков, эффективных способов взаимодействия с окружающими, навыки продуктивной работы в группе на основе общения.

 6. Социально-трудовые компетенции - означают владение знаниями в гражданско-общественной, социально-трудовой сфере, умения действовать в соответствии с социальными нормами, владеть этикой трудовых отношений.

7. Компетенции личностного самосовершенствования - направлены на освоение способов саморазвития (физического, духовного и интеллектуального) [4].     

В условиях Российской Федерации, сущность которой есть объединение ее народов и их культур, особенно в многоэтничных и многоконфенсиональных, а стало быть, заведомо поликультурных российских регионах, поликультурность выступает среди других координат образовательного пространства в качестве одной из системообразующих [1]. В многонациональной стране важно и необходимо формировать у  обучающихся систематизированный опыт этнокультурного самовыражения, т.е. этнокультурную компетенцию. «Под этнокультурной компетентностью можно понимать определенное социально-психологическое свойство личности, обладающей определенным уровнем ее подготовленности к вступлению в межэтническое общение, т.е. такую этносемиотическую осведомленность, которая позволяет личности легко и раскованно включаться в национально окрашенные ситуации общения, обеспечивает различную степень оптимизации взаимоотношений с представителями иных этнокультурных традиций» [3].

В условиях глобализационных процессов именно школа должна быть местом социализации воспитанников как носителей национальной культуры, выработки у них посредством этнокультурных взаимодействий опыта реализации национальной памяти. Исходя из вышесказанного можно выделить следующие направления этнокультурного развития обучающихся:

1)  формирование знаний об истории, культуре своего народа, своего края, осознание своей этнической принадлежности;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, ценностям других народов;

5) освоение этносоциальных норм, правил поведения;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве с представителями разных национальностей;

7) развитие этноэстетического сознания через освоение художественного наследия народа и т.д.

Результатом реализации задач данных направлений должно стать формирование у обучающихся следующих этнокультурных  компетенций:

1) владеет этнокультурными нормами и основами нравственного поведения;

2) владеет родным литературным языком, навыками устной и письменной речи;

3) владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки этнокультурологических знаний;

4) способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий.

Эффективной формой работы по формированию у  обучающихся этнокультурных компетенций является этнотуризм. В переводе с французского туризм (tour) - это прогулка, поездка. Туризм рассматривается как путешествие, как временные выезды в иную местность, отличную от места постоянного жительства, в спортивных, развлекательных, оздоровительных целях. Объектами туристического маршрута могут выступить природные, социокультурные, архитектурные объекты, обладающие оригинальностью, уникальностью, эстетической привлекательностью, позволяющие получить объективную информацию.

Туризм имеет следующие функции: оздоровительную, просветительную, удовлетворение потребностей в смене места пребывания, обогащение социально-экономической инфраструктуры и др. Данные функции предопределяют цели туризма; исходя из них выделяют спортивный, культурно-оздоровительный, религиозный, экологический, образовательный, социальный и этнотуризм. Этнотуризм является одним из направлений культурно-познавательного туризма. Он позволяет удовлетворить духовные потребности человека, познающего традиции и культуру различных народов [7, с. 262].    

Прежде всего отметим, что при всей его привлекательности этнотуризм, в том числе и такое его направление, как этнотуризм для детей и юношества, не получил широкого распространения в нашей стране [5; 4].     Этнотуристические маршруты для взрослых пока организуются преимущественно предпринимателями, а для детей - педагогами-энтузиастами. Сложившаяся ситуация отсутствия масштабности и медленного  темпа развития этнотуризма объясняется рядом причин.

1. Развитие этнотуризма требует значительных финансовых вложений: этнотуристическая индустрия предполагает организацию проживания туристов в этническом поселении, обеспечение питания на основе национальной кухни, организацию национальных вечеров отдыха, развлечений, создание условий для оздоровления организма в соответствии с народной медициной, перевозку на национальных видах транспорта, ознакомление с национальными ремеслами, изделиями художественного промысла, знакомство с представителями национальной интеллигенции, экскурсии к местным достопримечательностям, участие в создании предметов декоративно-прикладного творчества и т.д. А все это требует денег.

2. Не разработана концепция этнотуристической индустрии как системы взглядов на его роль в мире, природе, обществе.  Действительно, на настоящий момент недостаточно проанализирована значимость этнотуристического направления. Между тем этнотуризм является важнейшим фактором  повышения образовательного и общекультурного уровня населения, трансляции и сохранения национальных ценностей. Этнотуризм важен и как фактор поддержания здоровья людей (физического и психического), это пространство для развития этнотолерантных характеристик личности, воспитания уважительного отношения к представителям разных национальностей, стабилизации межэтнических отношений.

3. Во многих регионах не развита инфраструктура этнотуристических услуг: недостаточен комплекс этнических сооружений, этнокоммуникационных сетей, отсутствуют качественные дороги между районами и регионами, обеспечивающие нормальный доступ этнотуристов к этнотуристическим достопримечательностям, и т.д.

4. Отсутствуют специалисты, способные на профессиональном уровне обеспечивать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение этого направления, и т.д. [6].   

В нашей стране целенаправленное  развитие этнотуризма детей и юношества осуществляется в основном в области дополнительного (внешкольного) образования: на станциях юных туристов, в туристических базах, в отделах туризма и краеведения домов творчества детей и юношества.

Для того чтобы доказать перспективность этнотуризма в развитии этнокультурных компетенций обучающихся, нами было проведено исследование в рамках проекта N14-16-12003, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом.

Цель исследования - выявить эффективность использования этнотуризма в развитии этнокультурной компетенции обучающихся.

Объект исследования - формирование этнокультурной компетенции.

Предмет исследования - этнотуризм как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся.

Первоначально нами был изучен исходный уровень сформированности этнокультурных компетенций 250 обучающихся образовательных организаций Республики Марий Эл. В качестве диагностического материала были выбраны тестовые задания открытого и закрытого типа на знание истории, языка, культуры своего народа, основных этнических достопримечательностей республики, освоение этносоциальных норм, правил поведения, сформированность этнической идентичности. Подведение итогов осуществлялось с помощью  следующей шкалы: 85-100% - высокий уровень, 55-84% - средний уровень, ниже 55% - низкий уровень.

Анализ результатов показал, что высокий уровень сформированности этнокультурных компетенций был выявлен у 10% испытуемых (25 человек), средний уровень - у 60% (150 человек) и низкий уровень - у 30% (75 человек).

Полученные результаты свидетельствовали о необходимости разработки программы формирующего этапа по использованию этнотуризма в развитии этнокультурных компетенций обучающихся. Экспериментальная программа предполагала апробацию этнотуристических маршрутов по районам Республики Марий Эл [1]:

- маршрут № 1  - город Йошкар-Ола, Медведевский, Оршанский районы Республики Марий Эл;

- маршрут № 2 - Параньгинский, Мари-Турекский, Ново-Торъяльский, Сернурский, Куженерский, Советский районы Республики Марий Эл;

- маршрут № 3 - Звениговский, Волжский, Моркинский районы Республики Марий Эл;

- маршрут № 4 - Горномарийский, Килемарский, Юринский районы и г. Козьмодемьянск Республики Марий Эл.

Маршрут № 1 начинается  с посещения музея города Йошкар-Олы, а далее  продолжается автобусной экскурсией «Йошкар-Ола: прошлое и настоящее» с посещением исторических мест: дом купца Наумова, дом с мезонином купца Корепова, дом лесопромышленника  Чулкова, дом И. Пчелина и др. Вторым этапом маршрута № 1 является экскурсия в краеведческий музей п. Медведево, где представлена очень интересная информация о  быте и культуре марийцев, живущих вокруг г. Йошкар-Олы. В музее организуется встреча с родными марийского драматурга Н. Арбана, автора многих драматических произведений, которые ставятся на сцене театра им. М. Шкетана. Третий этап маршрута - посещение «Родника дружбы народов», который находится недалеко от Мироносецкого женского монастыря с. Ежово. Четвертый этап - посещение Оршанского района - родины классика марийской литературы  М. Шкетана. В рамках этнопутешествия по району предполагается встреча с обучающимися МБОУ «Великопольская СОШ Оршанского района».  Завершающим, пятым этапом данного маршрута является посещение Музея труда в п. Оршанка.

Маршрут № 2 - Советский, Ново-Торъяльский, Сернурский, Куженерский, Параньгинский, Мари-Турекский районы Республики Марий Эл.

Первый этап  маршрута начинается  с обзорной экскурсии по Советскому и Ново-Торъяльскому районам и продолжается в с. Марисола и деревне Купсола Сернурского района. В Купсоле родился Иванов Кирилл Иванович (Йыван Кырля), артист первого звукового фильма «Путевка в жизнь». В данном фильме он сыграл роль беспризорника Мустафы.  Второй этап маршрута проходит через Куженерский район, который в народе любовно называется Марийской Швейцарией. Родником народного таланта является деревня Йывансола, где проживает семья Каменщиковых. Для любителей этнотуризма они за считанные минуты дадут мастер-класс по изготовлению марийских блюд и народных инструментов шувыр, тумыр, а также  женских свадебных нарядов и украшений. Большую популярность среди любителей этнического туризма обрела деревня Визимбирь, где находится база отдыха на лоне удивительного ландшафта - волго-вятского увала. Туристов привлекает пещера, которая таит в своих туннелях древнюю историю народа мари. На территории района можно увидеть удивительный цветок - венерин башмачок, который занесен в Красную книгу. Оставляя Куженерский район, туристы попадают в Параньгинский - третий этап маршрута. Уникальность района состоит в том, что бок о бок здесь проживают мари и татары. В районе в первозданном виде сохранена марийская традиционная религия. Подтверждением этому являются многочисленные священные рощи, в которых и по сей день происходят моления всевышнему - Ош Кугу Юмо. В деревне Олоры для любителей традиционных ремесел есть возможность познакомиться с кузнечным делом, а для тех, кто интересуется духовной культурой марийского народа, есть возможность посмотреть традиционную марийскую свадьбу. Завершающим, четвертым этапом маршрута является Мари-Турекский район, который граничит с республиками Татарстан, Удмуртия и Кировской областью. Мари-Турекский район - это родина первого марийского ученого, академика Василия Мосолова. Для юных этнотуристов интерес представит «Костер дружбы», который каждый год зажигается обучающимися трех субъектов Российской Федерации.

Маршрут № 3 - Звениговский, Волжский, Моркинский районы Республики Марий Эл. Этнотуризм по данному маршруту начинается с Моркинского района - первого этапа. Исследователям истории и культуры народа мари известна фамилия классика марийской литературы С.Г. Чавайна, автора первого марийского стихотворения «Роща». В связи с этим юным этнотуристам предлагается побывать в музейном комплексе д. Чавайнур, погрузиться в то время, когда в данной деревне родился и жил будущий марийский писатель. После посещения музейного комплекса этнотуристам предлагается пешая экскурсия к горам «Карман курык» («гора Карман», «Овда курык» (гора Ведьмы). Второй этап маршрута проходит по Волжскому и Звениговскому районам. Волжская земля привлекает туристов своими озерами, реками, парками. В народе чудо-озером называют «Морской глаз», а самым привлекающим туристов - «Яльчик». Звениговский район известен деревней Какшамарий. В этой деревне родились  первый профессиональный музыкант-композитор И.С. Ключников-Палантай, композитор Яков Эшпай.

Маршрут № 4  проходит по Горномарийскому, Килемарскому, Юринскому районам и г. Козьмодемьянску. Килемарский и Юринский районы находятся на левом берегу Волги, а Горномарийский район и г. Козьмодемьянск - на правом.

На первом этапе для этнотуристов открывает свои двери база отдыха «Раздолье», которая находится в Килемарском районе. Для любителей дикой природы предлагаются конная прогулка по лесным тропам, а также горномарийские традиционные блюда и праздники. Каждое лето в районе проводится фольклорный праздник «Земля предков». Второй этап - Юринская земля, которая известна для туристов замком Шереметьева. На берегу Ветлуги, которая впадает в Волгу, поострен замок, являющийся шедевром архитектуры. На высоком берегу Волги ждет своих посетителей - этнотуристов музей этнографии под открытым небом в г. Козьмодемьянске.  В музее можно увидеть предметы быта, орудия труда, жилые постройки, типичные для горномарийской стороны, есть возможность познакомиться с национальной кухней, традициями, играми, песнями, танцами горных мари.  Здесь же предлагаются мастер-класс по лозоплетению и домашнему ткачеству, а также творческая встреча с детским ансамблем гусляров Горномарийского района.

 Полученные нами промежуточные результаты по апробации экспериментальной программы говорят о ее эффективности в развитии этнокультурных компетенций обучающихся. Количество испытуемых с высоким уровнем сформированности этнокультурных компетенций возросло с 10 % (25 человек) до 14 % (35 человек), со средним - с 60% (150 человек) до 70% (175 человек), а количество испытуемых с низким уровнем сформированности этнокультурных компетенций сократилось с 30% (75 человек) до 16% (40 человек). Окончательный итог будет подведен в октябре 2015 г. Но и промежуточные данные позволяют нам с уверенностью утверждать, что этнотуризм является эффективным средством формирования этнокультурных компетенций обучающихся, а, следовательно, необходимо всячески способствовать его развитию в каждом регионе нашей необъятной страны.

Статья выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-16-12003.

Рецензенты:

Комелина В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики, технологии и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;

Шкалина Г.Е., д. культурологии, профессор, зав. кафедрой культуры и искусств ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.