Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MOTIVES FOR CHOOSING THE MEDICAL PROFESSION AND THEIR RELATIONSHIP WITH SIGNIFICANT PROFESSIONAL QUALITIES OF MEDICAL WORKERS IN FIRST-YEAR MEDICAL STUDENTS

Chizhkova M.B. 1
1 Orenburg State Medical University
Doctor’s professional becoming is a complex integration process of individual level for choosing the medical profession, special knowledge, skills and abilities, as well as individual characteristics of a future specialist. The article provides evidence that leading motives for choosing the medical profession in first-year students (the desire to treat people and the ability to care for relatives’ health) are combined with definite imagination about significant professional qualities of medical workers. Such qualities are strong-willed (the ability to take responsibility in difficult situations), communicated (the ability to set contact with new people, to make good impression to people, to cause people to trust, to find the right tone and suitable form of communication with patients) qualities and work capacity properties (the ability to have fast adjustment and the ability to increase work capacity in final work stages). The study of motives for choosing the medical profession and important professional qualities gives the opportunity to reveal the structure and the level of professional competence and readiness of medical school candidates to the chosen medical profession.
the first-year students
important professional qualities
motives for choosing the profession
doctor

Особое место в структуре современного профессионального образования занимает подготовка специалистов здравоохранения. В связи с тем, что здоровье человека выступает главным объектом профессиональной деятельности врача, требования общества к его мотивационной сфере и профессионально-важным качествам предъявляются достаточно высокие.

Выпускник медицинского вуза должен быть готов к осуществлению профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной, психолого-педагогической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности [7]. Овладение указанными видами деятельности в процессе профессионального обучения невозможно без сформированных у студентов мотивов приобретения глубоких и прочных медицинских знаний, умений и навыков, без направленности на саморазвитие и самореализацию в выбранной сфере труда. Знание мотивов позволяет проникнуть во внутренний мир личности студента, понять, чем является для него сама выполняемая учебно-профессиональная деятельность, какой личностный смысл она имеет.

Абитуриенты, поступающие в медицинский вуз, опираются не только на те или иные мотивы овладения профессией врача, но и исходят из представлений об «идеальном образе», воплощающем в себе необходимые и наиболее значимые профессионально-личностные качества медицинского работника. Данные представления в совокупности со специальными знаниями, умениями и навыками интегрируются на личностном уровне индивидуальной смысловой системы мотивов и обусловливают успешность профессиональной и личностной подготовки будущего специалиста.

В научной психологической литературе проблема мотивов деятельности и поведения является одной из ведущих (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Ж. Годфруа, Е.П. Ильин, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик, Х. Хеккаузен и др.). При этом каждая концепция сущности мотива имеет своё «…рациональное зерно, отражающее одну из сторон мотива как основание действия, поступка, деятельности, поведения» [3, с.115].

Главную сущность мотива, на наш взгляд, выделил А.Н. Леонтьев: «Мотив – это объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребности или, естественно, удовлетворяя потребности» [5, с.432]. Исходя из этого, в нашем исследовании под мотивом понимается сложное интегральное (системное) психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием [3, с.344].

Учебно-профессиональная деятельность, как частный вид деятельности, характеризуется собственными мотивами, получившими в психолого-педагогической литературе наименование «учебная мотивация» и понимаемыми как «…частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность» [2].

Анализ работ отечественных (А.А. Вербицкий, О.В. Гаврилова, Т.О. Гордеева, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.Б. Козина, Т.В. Кудрявцев, М.В. Лях, А.К. Маркова, В.Э. Мильман, Л.М. Митина, Ю.М. Орлов, А.А. Реан, А.В. Сухарев, В.Г. Третьяк, В.Д. Шадриков, В.А. Якунин и др.) и зарубежных (А. Маслоу, C. Ames, G. Chambers, W. Lens, S. Sageder, B. Weiner и др.) авторов позволяет сделать вывод о том, что в самом общем виде мотивы учебно-профессиональной деятельности определяют то, как человек учится, зачем ходит в вуз, как относится к своему обучению, к педагогам и к себе как к студенту. При этом центральное место занимают мотивы выбора профессии, мотивы выбора учебного заведения, мотивы самореализации в будущей профессиональной сфере [1, с.51].

Изучение мотивов выбора профессии врача показало, что многим студентам медицинского вуза присущи внутренние мотивы при выборе профессии врача. Согласно исследованиям Н.А. Клоктуновой, превалирующим у студентов является внутренний социальный мотив – «возможность приносить пользу». Преобладание внутренних социальных мотивов, полагает автор, обусловлено отличительными особенностями профессии врача как профессии социономического типа, то есть выбор данной профессии обусловлен интересом молодого человека к характеру и результатам труда, существующим общественным отношениям и потребностям социума [4]. Однако, как отмечает А.А. Фитьмова, «…представление о выбранной профессии на данном этапе обучения во многом является иллюзорным. Не имея возможности сопоставления идеального образа профессиональной деятельности с реальными её аспектами, студенты идеализируют будущую профессиональную деятельность и, как следствие, представление о своем профессиональном соответствии» [9, с.64].

Представления о врачебной деятельности и личности врача имеют сложный характер (О.А. Алексеев, А.Д. Доника, Ю.А. Латенко, Е.Е. Руслякова, Н.В. Смирнова с соавт., Е.Н. Сухова, И.Л. Фельдман, Н.Д. Ющук с соавт. и др.). Традиционно принято считать, что «настоящий» врач является эталоном для широкой общественности в вопросах не только охраны здоровья (должен, к примеру, не курить, не употреблять алкогольные напитки, вести активный образ жизни, правильно питаться), но и морали. Наряду с этим врач должен быть всецело предан делу Медицины, милосерден, требователен к себе, скромен в быту и потребностях, трезв в оценках, проявлять силу духа и решительность в сложных жизненных ситуациях.

Экспериментальное исследование ряда авторов позволило определить обобщенный образ врача и особенности представлений о профессионально-важных качествах субъектов врачебного труда у студентов различных специальностей [8, с.44-47]. Результаты среди оцениваемых 12 групп свойств распределились следующим образом (по степени убывания средней арифметической оценки их значимости): имажитивные – 1,61; мыслительные – 1,58; работоспособность – 1,56; аттенционные (свойства внимания) – 1,53; коммуникативные – 1,52; эмоциональные – 1,51; волевые – 1,5; мнемические – 1,48; наблюдательность – 1,4; сенсорные – 1,3; речевые – 1,28; моторные – 1,19.

Таким образом, в обобщенном образе идеального врача у студентов-первокурсников приоритетными являются свойства познавательных процессов, представленные в группах мышления, воображения и работоспособности. В зависимости от ступеней обучения данные представления могут содержательно трансформироваться, свидетельствуя о динамике представлений обучающихся о своем профессиональном «Я» и о готовности к оказанию профессионально-компетентной эффективной медицинской помощи. На начальном этапе обучения в медицинском вузе подобный образ, аккумулируя в себе определенные характеристики самого студента, процесс усвоения медицинских знаний, умений и навыков в совокупности с имеющимися из предыдущего опыта представлениями о профессионально-значимых качествах врача, определяет вектор и содержание профессионального обучения и становления будущего специалиста.

Опираясь на вышесказанное и исходя из предположения о том, что мотивы выбора профессии врача у студентов-первокурсников необходимо должны сочетаться с определенными представлениями о профессионально-важных качествах медицинского работника, мы поставили перед собой цель: выявить особенности взаимосвязи мотивов выбора профессии врача с профессионально-важными качествами медицинского работника у студентов-первокурсников.

Выборку исследования составили 122 студента 1 потока 1-го курса лечебного факультета Оренбургского государственного медицинского университета (далее ОрГМУ). Средний возраст испытуемых 18,1 лет.

В качестве психодиагностического инструментария изучения мотивов выбора профессии врача выступила методика «Методика учения студентов педагогического вуза» (С.А. Пакулина, С.М. Кетько) [6]. В данной методике мы остановились на 1 блоке, отражающем доминирующие мотивы выбора профессии врача и поступления в вуз. Учитывая медицинскую направленность учебного заведения, мы скорректировали данный блок методики и уточнили его содержание. В частности, первый блок доминирующих мотивов поступления в вуз включил в себя интегрированный перечень утверждений из указанной методики и методики «Мотивация выбора медицинской профессии» (А.П. Василькова) [3, с.466]. Изучение профессионально-важных качеств медицинского работника осуществлялось при помощи анкеты, предложенной студентам для экспертной оценки профессионально-важных свойств субъекта в профессиях с преобладанием элементов умственного труда [8, с.44]. В нашем исследовании анкета подверглась уточнению содержания некоторых утверждений без изменения смыслообразующих компонентов, исключению отдельных утверждений и включению дополнительных утверждений. В окончательном виде бланк анкеты включал в себя 55 групп профессионально-важных качеств, объединенных в 11 групп (по 5 качеств каждая).

Обработка данных исследования проводилась в несколько этапов. На первом этапе были детально изучены каждая группа мотивов учебно-профессиональной деятельности и каждая группа профессионально-важных качеств медицинского работника. Для этого определялось среднее арифметическое (М) оценки значимости каждого мотива и каждого качества в имеющихся группах. На втором этапе, при помощи корреляционного анализа r-Спирмена были выявлены особенности взаимосвязи мотивов выбора профессии врача с профессионально-важными качествами медицинского работника (с учетом объема выборки значимыми считались корреляции при р≤0,01).

Результаты обработки данных у студентов-первокурсников (в средних баллах) по группе доминирующих мотивов выбора профессии врача показали, что самыми значимыми мотивами, побудившими юношей и девушек поступать в медицинский вуз, являлись интерес к профессии (4,81), возможность заботиться о здоровье своих близких (4,73) и желание лечить людей (4,65). Из числа опрошенных на максимальную оценку значимости (5 баллов) данных мотивов указали 86,1 %, 85,2 % и 77,9 % соответственно. Все указанные мотивы носят внутренний характер, составляют содержание самого процесса учебно-профессиональной деятельности и отражают понимание первокурсниками социальной значимости и гуманистического характера профессии врача. В меньшей степени оказали влияние на выбор данного учебного заведения совет друзей и знакомых (1,51) и случайность (0,71). На данные мотивы при выборе профессии и вуза не ориентировались 90,2 % и 64,8 % студентов.

Результаты изучения профессионально-важных качеств медицинского работника в представлениях студентов-первокурсников (в средних баллах) выявили наиболее высокую оценку респондентами волевых свойств (8,28), свойств работоспособности (8,23) и мнемических свойств (8,20). В данных группах качеств, по мнению большинства студентов, самыми необходимыми для профессиональной деятельности медицинского работника являются: способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях (80,3 %), высокий самоконтроль эмоций и поведения (77,1 %), выносливость и помехоустойчивость в процессе труда (74,6 %), эффективность труда в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха (73 %), готовность к оперативному использованию имеющегося в памяти материала (78,7 %) и способность точно, без искажения, воспроизводить ранее усвоенную информацию и использовать её на практике (75,4 %).

Высокую оценку будущими специалистами получили также коммуникативные (8,19), эмоциональные (8,12), аттенционные (8,07) и мыслительные свойства (8,04). Значительная часть принявших участие в исследовании студентов 1-го курса полагают, что врачу необходима эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений, уравновешенность и самообладание в кризисных ситуациях деятельности (82,8 %). Во взаимодействии с пациентом следует тщательно соблюдать этические и деонтологические нормы (74,6 %), уметь быстро находить нужный тон и целесообразную форму общения с ним (73,8 %). Осуществляя свою профессиональную деятельность, врач должен быть способен длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители (79,5 %), удерживать внимание на объекте (пациенте), несмотря на действие посторонних раздражителей (76,2 %), уметь принимать правильное решение при недостатке необходимой информации или отсутствии времени на её осмысление (72,1 %), а также уметь делать выводы из противоречивых данных (66,4 %).

Наряду с указанными, совершенно необходимыми для деятельности врача качествами, желательно, чтобы специалист обладал устойчивостью к статическим нагрузкам (50,8 %), высоким уровнем работоспособности за счет алгоритмичности действий (37,7 %), оптимизмом и позитивной жизненной направленностью (47,6 %), способностью передавать другим людям положительный эмоциональный заряд (40 %), наблюдательностью по отношению к внутреннему миру человека (57,4 %), способностью к переводу образа из одной модальности в другую (64,7 %), профессиональным чутьём к наличию проблемы там, где кажется, что уже всё решено (36,1 %), умел планировать на различные сроки свою деятельность (44,3 %), произвольно управлять вниманием в условиях монотонной деятельности (37,7 %), использовать в своей работе различные средства и способы запоминания материала (43,4 %), владеть иностранными языками (57,4 %) и согласовывать свои действия с действиями других лиц (45,1 %).

Не являются необходимыми, по мнению юношей и девушек, такие профессионально-важные качества, как: умение сознательно и осмыслено перемещать внимание с одного объекта на другой (6,5 %), подмечать изменения в окружающей обстановке, на сосредотачивая сознательно на них внимание (18,8 %), прогнозировать исход событий с учетом их вероятности (8,2 %), пользоваться компонентами невербальной коммуникации, мимикой, жестами, пантомимикой (10,7 %).

На втором этапе исследования в соответствии с поставленной целью мы провели корреляционный анализ, направленный на выявление взаимосвязей мотивов выбора профессии врача с профессионально-важными качествами медицинского работника у студентов-первокурсников лечебного факультета ОрГМУ (рис.1).

Прежде всего, обращает на себя внимание факт отсутствия в системе корреляционных взаимосвязей мотива «интерес к профессии», являющегося доминирующим в группе мотивов выбора профессии врача. Видимо, данный мотив представляет собой своего рода обобщенное отношение к указанной сфере труда, чем проявление истинного познавательного стремления первокурсников проникнуть в суть профессии врача с точки зрения профессионально-важных качеств.

Рис. 1. Корреляционная плеяда взаимосвязи мотивов выбора профессии врача с профессионально-важными качествами врача у студентов-первокурсников

Примеч. 1: мотивы по порядку: 1 – желание лечить людей; 2 – желание облегчить страдание тяжелобольных, стариков и детей; 3 – возможность заботиться о здоровье своих близких; 4 – престиж профессии, семейные традиции; 5 – желание решать научные медицинские проблемы; 6 – возможность заботиться о своем здоровье.

Примеч. 2: Профессионально-важные качества по порядку: 7 – способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители; 8 – умение подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте; 9 – умение выбирать при наблюдении материал, необходимый для решения данной проблемы; 10 – наблюдательность по отношению к внутреннему миру человека; 11 – способность подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая сознательно на них внимание; 12 – способность точно, без искажения, воспроизводить ранее усвоенную информацию и использовать её на практике; 13 – способность к быстрому запоминанию поступающей информации о свойствах и качествах воспринимаемого объекта; 14 – умение прогнозировать исход событий с учетом их вероятности; 15 – умение видеть дальше непосредственно данного и очевидного; 16 – оптимизм и позитивная жизненная направленность; 17 – способность к волевой мобилизации деятельности и поведения; 18 – планирование (долгосрочное и краткосрочное) своей деятельности; 19 – высокий самоконтроль эмоций и поведения; 20 – способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях; 21 – умение связно и логично излагать свои мысли в развернутой форме; 22 – умение пользоваться компонентами невербальной коммуникации; 23 – умение быстро находить нужный тон, целесообразную форму общения с пациентом; 24 – умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие; 25 – умение быстро устанавливать контакт с новыми людьми; 26 – умение согласовывать свои действия с действиями других лиц; 27 – быстрая врабатываемость и способность увеличивать работоспособность на завершающих этапах работы; 28 – эффективность труда в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха.

Примеч. 2: сплошные линии – прямые положительные взаимосвязи.

Как показывает корреляционная плеяда, наибольшее количество взаимосвязей имеет мотив «желание лечить людей». Следовательно, выбирая профессию врача, студенты-первокурсники ориентировались на представления о том, что для осуществления врачебной деятельности (или лечить людей) медицинскому работнику необходимы наблюдательность по отношению к внутреннему миру человека (r=0,237), умения подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте (r=0,184), способность точно воспроизводить и использовать на практике ранее усвоенную информацию (r=0,254) и на основе её отбирать те сведения, которые необходимы при решении той или иной проблемы (r=0,222). Желание лечить людей, в представлениях испытуемых, положительно взаимосвязано с эмоциональными и волевыми качествами медицинского работника, выражающимися в оптимизме и позитивной жизненной направленности (r=0,294), планировании (долгосрочном и краткосрочном) своей деятельности (r=0,248), способности брать на себя ответственность в сложной ситуации (r=0,266). Наряду с этим, юноши и девушки ОрГМУ отмечают значимость речевых и коммуникативных качеств при осуществлении деятельности врача. По их мнению, эффективность лечения напрямую зависит от умения быстро устанавливать контакт с новыми людьми (r=0,354), согласовывать свои действия с действиями других людей (r=0,221), располагать к себе людей и вызывать у них доверие (r=0,348), находить нужный тон, целесообразную форму общения с пациентами (r=0,313), в том числе, при помощи компонентов невербальной коммуникации (r=0,214). Учитывая напряженность деятельности врача, опрошенные подчеркивают роль работоспособности, быстрой врабатываемости, способности увеличивать работоспособность на завершающих этапах лечения пациентов и работы в целом (r=0,201).

Значительно уступает по количеству взаимосвязей другой ведущий мотив выбора профессии врача – «возможность заботиться о здоровье своих близких». Это стремление студентов положительно взаимосвязано с эмоциональными, речевыми и коммуникативными качествами врача. Из этого следует, что в представлениях первокурсников успешно заботиться о здоровье своих близких медицинский работник может в том случае, если обладает умением согласовывать свои действия с действиями других лиц (r=0,251), быстро устанавливать контакт с новыми людьми (r=0,179), располагать к себе людей и вызывать у них доверие (r=0,222), в том числе при помощи компонентов невербальной коммуникации (r=0,181). Все это обязательно должно подкрепляться наличием у врача выраженной способности брать на себя ответственность в сложных ситуациях (r=0,198).

Несмотря на то, что мотив «желание облегчить страдание тяжелобольных, стариков и детей» не вошел в тройку ведущих мотивов выбора профессии врача, тем не менее раскрывает представления первокурсников о тех качествах, которые способствуют реализации данной миссии медицинского работника. Стремясь облегчить страдания своих пациентов, врач должен обладать быстрой врабатываемостью и способностью увеличивать работоспособность на завершающих этапах работы (r=0,189), уметь быстро запоминать поступающую информацию о свойствах и качествах воспринимаемого объекта (r=0,192), брать на себя ответственность в сложных ситуациях (r=0,316), устанавливать контакт с новыми людьми (r=0,216), располагать к себе людей и вызывать у них доверие (r=0,181), находить нужный тон и целесообразную форму общения с пациентами (r=0,318).

Профессия врача дает возможность заботиться и о своем здоровье. Успех такой возможности прямо пропорционально взаимосвязан со способностью длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители (r=0,239), умением видеть дальше непосредственно данного и очевидного (r=0,229) и высоким самоконтролем эмоций и поведения (r=0,186).

Интересную картину мер совместной изменчивости продемонстрировал мотив «желание решать научные медицинские проблемы». На первичном этапе обработки данных было выяснено, что данный мотив положительно взаимосвязан с мотивом «наилучшие способности именно в этой области». Корреляционный анализ показал, что таковыми способностями, по мнению студентов-первокурсников, выступают: наблюдательность к внутреннему миру человека (r=0,199), способность подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая сознательное на них внимание (r=0,262), умение прогнозировать исход событий с учетом их вероятности (r=0,200), видеть дальше непосредственно данного и очевидного (r=0,197), волевая мобилизация деятельности и поведения (r=0,310), высокий самоконтроль эмоций и поведения (r=0,251), связность и логичность при изложении своих мыслей в развернутой форме (r=0,211), быстрая врабатываемость и повышающаяся работоспособность на завершающих этапах работы (r=0,277), эффективность труда в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха (r=0,204).

К сожалению, корреляционный анализ не выявил взаимосвязей с профессионально-важными качествами у мотива «престиж профессии и семейные традиции». Видимо, у студентов-первокурсников данные явления не соотносятся с каким-либо конкретным образом медицинского работника. С точки зрения престижа профессии это может свидетельствовать как о понимании престижа в контексте статуса, материальной обеспеченности и общественного признания, так и об отсутствии у опрошенных четкого представления о том, какой человек, с какими качествами и свойствами олицетворяет престижную профессию врача. Во втором случае, по нашему мнению, это отражает имеющиеся у первокурсников семейные традиции, отождествляемые, прежде всего, с родом занятий семьи и профессиональной деятельностью членов семьи, чем с профессиональными и личностными качествами того или иного члена семьи как ориентира при выборе профессии врача.

При анализе результатов корреляционного анализа нами были отдельно выделены внешние мотивы, не затрагивающие смысловые ориентации студентов-первокурсников на овладение профессией врача: совет друзей и знакомых, материальная заинтересованность и случайность (рис.2).

Рис. 2. Корреляционная плеяда взаимосвязи внешних мотивов выбора профессии врача с профессионально-важными качествами врача у студентов-первокурсников

Примеч. 1: мотивы по порядку: 1 – совет друзей, знакомых; 2 – материальная заинтересованность; 3 – случайность.

Профессионально-важные качества по порядку: 4 – способность удерживать внимание на объекте, несмотря на действие посторонних раздражителей; 5 – умение подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте; 6 – умение выбирать при наблюдении материал, необходимый для решения данной проблемы; 7 – готовность к оперативному использованию имеющегося в памяти материала; 8 – способность к быстродействию в условиях дефицита времени; 9 – быстрота и точность пальцев рук; 10 – умение прогнозировать исход событий с учетом их вероятности; 11 – умение видеть несколько возможных путей и мысленно выбирать наиболее эффективный; 12 – умение критически анализировать информацию, оперировать ею; 13 – умение видеть дальше непосредственно данного и очевидного; 14 – профессиональное чутье к наличию проблемы там, где кажется, что уже все решено; 15 – умение сохранять работоспособность в условиях повышенных эмоциональных нагрузок; 16 – планирование (долгосрочное и краткосрочное) своей деятельности; 17 – соблюдение этических и деонтологических аспектов во взаимодействии с пациентами; 18 – выносливость и помехоустойчивость в процессе труда.

Примеч. 2: пунктирные линии – обратные отрицательные взаимосвязи.

Как показывает корреляционная плеяда, все взаимосвязи данных мотивов с профессионально-важными качествами носят отрицательный характер. Следовательно, ориентация при выборе профессии врача на совет друзей и знакомых, материальную заинтересованность или случайность, сопровождается отсутствием целого комплекса профессионально-важных качеств: внимания (способность удерживать внимание на объекте, несмотря на действие посторонних раздражителей (r=-0,320)); наблюдательности (умение подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте (r=-0,193) и выбирать при наблюдении материал, необходимый для решения данной проблемы (r=-0,266)); памяти (готовность к оперативному использованию имеющегося в памяти материала (r=-0,302)); воображения (умение прогнозировать исход событий с учетом их вероятности (r=-0,256), видеть несколько возможных путей и мысленно выбирать наиболее эффективный (r=-0,210)); мышления (умение критически анализировать информацию и оперировать ею (r=-0,221), видеть дальше непосредственно данного и очевидного (r=-0,235), профессиональное чутьё к наличию проблемы там, где кажется, что все уже решено (r=-0,186)). Выбор профессии врача, по мнению студентов-первокурсников, может быть внешним по отношению к данной сфере труда только в том случае, если у человека не сформированы моторные (способность к быстродействию в условиях дефицита времени (r=-0,180), быстрота и точность пальцев рук (r=-0,265)); эмоционально-волевые (умение сохранять работоспособность в условиях повышенных эмоциональных нагрузок (r=-0,227), долгосрочное и краткосрочное планирование своей деятельности (r=-0,179)); коммуникативные (соблюдение этических и деонтологических аспектов во взаимодействии с пациентами (r=-0,229)) свойства и свойства работоспособности (выносливость и помехоустойчивость в процессе труда (r=-0,311)).

Выводы. Таким образом, полученные результаты дают основание заключить, что при выборе профессии врача студенты-первокурсники ориентируются на представления об «идеальном образе» медицинского работника, включающем в себя высокий уровень сформированности следующих профессионально-важных качеств: волевых (способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях), коммуникативных (быстро устанавливать контакт с новыми людьми, располагать к себе людей и вызывать у них доверие, находить нужный тон, целесообразную форму общения с пациентами) и свойств работоспособности (обладать быстрой врабатываемостью и способностью увеличивать работоспособность на завершающих этапах работы).

Доминирующий в группе мотивов выбора профессии врача мотив «интерес к профессии» представляет собой своего рода обобщенное отношение к указанной сфере труда, чем проявление истинного познавательного стремления первокурсников проникнуть в суть профессии врача с точки зрения профессионально-важных качеств.

В целом, полученные результаты позволяют констатировать, что при выборе профессии врача студенты-первокурсники ориентируются на функциональное содержание данной сферы труда. Как следствие, именно мотивы, отражающие это функциональное предназначение – желание лечить людей и возможность заботиться о здоровье своих близких – раскрывают представления будущих специалистов о тех качествах, которые необходимы в профессиональной деятельности медицинского работника.

Рецензенты:

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики дошкольного и начального образования ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Тавстуха О.Г., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.