Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PRESENT-DAY STUDENTS AND THEIR MOTIVATION OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES

Arkhipova M.V. 1
1 State University of Nizhniy Novgorod, The Institute of International Relations and World History
Статья посвящена исследованию проблемы мотивации изучения иностранного языка современными школьниками. Данная работа выполнена в рамках общей темы научного диссертационного исследования, посвященного построению концепции развития творческих иноязычных способностей учащихся в процессе обучения иностранным языкам. Разработка названной концепции предусматривает экспериментальное изучение и выяснение психологических механизмов развития мотивации современных школьников в процессе изучения иностранного языка. В исследовании анализируется эмоциональное отношение, интерес, эмоциональное самочувствие, преобладающий мотив изучения иностранного языка. Рассматриваются особенности иностранного языка как учебной дисциплины, психофизиологические особенности учащихся, способствующие снижению мотивации. Определяется понятие мотивации изучения иностранного языка, предложена структура, критерии и уровни развития мотивации изучения иностранного языка у школьников.
The article is devoted to the research of students’ motivation to learn foreign languages nowadays. The article presented is written within the framework of the extended scientific research devoted to the concept aimed at developing students’ creative skills in learning foreign languages. The concept verification supposes the experimental organization of teaching foreign languages at school. The deep investigation of this idea needs the analysis of motivation, its psychological mechanisms and development in the process of education.The research analyses emotional attitude, interest, emotional state, dominating motives to learn a foreign language. The features of foreign language as a school subject, psycho physiological students’ characteristics contributing to motivation decrease are described. The term «motivation of learning foreign languages» having been defined, the structure, criteria and levels of developing students’ motivation to learn a foreign language are offered.
interest
emotional state
studying process
motivation
foreign languages
education
Изучение иностранного языка является важнейшим способом эффективного саморазвития человека, который способствует развитию способностей, социальному самопознанию и самообразованию. Кроме того, ведущие специалисты в области языка и межкультурной коммуникации рассматривают языковое образование как важный резерв социально-экономических преобразований в стране, основной инструмент, способствующий эффективной профессиональной реализации человека. Таким образом, эти факторы ставят задачу перед современной школой по привитию интереса к изучению иностранных языков уже на школьном этапе образования, развитию познавательной мотивации, которая обеспечивает осознание ценности деятельности для личности, направленность на ее осуществление.

Однако, как показывает практика, сегодня большой процент школьников не выражают активного желания изучения иностранного языка. В исследованиях В.А. Аитова, И.Н. Андреевой, М.В. Архиповой, О.В. Горбушиной, О.В. Кудравец, И.А. Зимней, И.Б. Минаевой, В.В. Рыжова, Н.А. Саланович, Н.В. Шутовой и др. отмечается, что у современных подростков присутствуют неоднозначное отношение к иностранному языку как учебному предмету, недостаточная мотивированность к его усвоению. На наш взгляд, это рождает противоречия между возрастающими требованиями общества, когда хорошее владение иностранным языком повышает конкурентоспособность специалиста любого профиля, и традиционной системой обучения иностранному языку, существующей в большинстве российских школ, где репродуктивный характер обучения остается доминирующим. Одной из причин подобного явления, по нашему мнению, является недостаточная теоретическая и экспериментальная разработанность проблемы развития мотивации изучения иностранного языка школьниками, вследствие чего организация психолого-педагогических условий в образовательных учреждениях не отвечает потребностям образования. Поэтому комплексное исследование особенностей развития мотивации к изучению иностранного языка у школьников является целью нашей работы. Объектом исследования выступает развитие мотивации изучения иностранного языка у подростков. Предмет исследования - структура, критерии и уровни развития мотивации изучения иностранного языка у школьников.

Мотивация изучения иностранного языка школьников представляет целостный процесс, включающий ряд взаимосвязанных компонентов:

- мотивационно-эмоциональный - выражает эмоциональное отношение подростков к изучению иностранного языка, учебным заданиям, динамику эмоционального состояния, степень эмоциональной насыщенности;

- мотивационно-ценностный - характеризует цель, к которой стремится подросток, изучая иностранный язык;

- мотивационно-результативный - проявляется в настойчивости преодоления трудностей, степени заинтересованности в положительном результате деятельности, удовлетворенности полученным результатом.

Степень выраженности показателей, выделенных в структуре мотивации изучения иностранного языка у подростков, легла в основу градации уровней ее сформированности в направлении от I (высокого) к III (низкому) уровню (см. таблицу).

Уровни развития мотивации изучения иностранного языка у подростков

  Уровни  развития

Компоненты мотивации изучения иностранного языка подростками

Мотивационно-

эмоциональный

Мотивационно-ценностный

Мотивационно-результативный

Высокий

Интерес к изучению предмета и выполняемым заданиям ярко выражен. Эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности положительное. Благоприятное эмоциональное самочувствие.

Ведущий тип мотива - познавательный: стремление узнать новые факты, проникнуть в суть явлений, проявить интеллектуальную, творческую активность, преодолевать трудности.

Мотивация на получение позитивного результата деятельности

Средний

Интерес к предмету и выполняемым заданиям эпизодический. Положительное эмоциональное отношение к деятельности фрагментарно. Эмоциональное самочувствие амбивалентное.

Ведущий тип мотива - прагматический: изучение предмета как способ самоутверждения, получения личной выгоды, средство достижения личного благополучия и престижа.

Мотивация на успех или неудачу деятельности не выражена.

 

Низкий

Интерес к предмету и выполняемым заданиям отсутствует. Эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности негативное. Эмоциональное самочувствие неблагоприятное.

Ведущий тип -  мотив принуждения: стремление избежать нареканий, неприятностей.

Мотивация на неудачу деятельности.

 

Задачи исследования решались на базе средних общеобразовательных школ № 185,  45 г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 121 школьник 13-14 лет. Выбор возраста связан с тем, что данный возрастной период является одним из самых сложных для становления личности. Имеющиеся в науке сведения красноречиво говорят о том, что в структуре мотивов учения подростков познавательные мотивы не являются доминирующими, у подавляющего числа подростков они требуют стимуляции извне и характеризуются неустойчивостью, ситуативностью, недостаточной действенностью, слабой обобщенностью, ориентированностью на результат.

Обратимся к полученным результатам. Высокий уровень развития мотивационно-эмоционального компонента был выявлен у 22 % подростков, средний - 41 %, низкий - 37 %. Полученные результаты демонстрируют, что ярко выраженный интерес к изучению иностранного языка, положительное эмоциональное отношение к деятельности, благоприятное самочувствие характерны для 22 % подростков. Наиболее массовым для подростков оказался средний уровень развития данного компонента: интерес подростков к предмету и занятиям носит эпизодический характер, они не стремятся к продолжению деятельности по своей инициативе, положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности фрагментарно, эмоциональное самочувствие амбивалентно. Эксперимент выявил значительный процент подростков с низким уровнем развития мотивационно-эмоционального компонента (37 %). Анализ анкет и результатов беседы показал, что 90 % подростков выделяют иностранный язык как наименее привлекательный среди всех изучаемых предметов. Безусловно, отсутствие интереса является фактором, негативно влияющим на любую деятельность, в том числе и учебную. Соответственно, отсутствие интереса к иностранному языку со стороны учащихся негативно сказывается на процессе и результате учебной деятельности. Эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности у 34 % подростков негативное. 58 % испытуемых ощущают эмоциональный дискомфорт в процессе изучения иностранного языка. Подростки болезненно переносят критику в свой адрес, хотя могут на нее бурно не реагировать, предпочитают не высказывать свою точку зрения на уроке, будучи неуверенными в правильности суждений. Подростки осознают важность владения иностранным языком в современном мире, однако большинство из них испытывают негативные эмоции при изучении предмета.

Высокий уровень развития мотивационно-ценностного компонента был выявлен у 14 % подростков, средний - 67 %, низкий - 19 %. Данные позволяют констатировать, что в процессе изучения иностранного языка 14 % подростков стремятся узнать новые факты, проникнуть в суть явлений, преодолеть трудности, ориентированы на получение глубоких и прочных знаний, самостоятельную работу в ходе учебной деятельности. Значительная часть испытуемых оказалась на II уровне: они рассматривают изучение иностранного языка как способ самоутверждения, достижения собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. В изучении языка видят, прежде всего, возможность удовлетворить личные притязания. Для 19 % испытуемых при выполнении учебного задания доминирующим фактором являются негативные последствия в случае их невыполнения.

Высокий уровень развития мотивационно-результативного компонента был выявлен у 14 % подростков, средний - 44 %, низкий - 42 %. Направленность на получение позитивного результата своей деятельности характерна для 14 % подростков, мотивационный полюс не выражен у 44 % испытуемых. Остальные подростки в процессе изучения иностранного языка думают о путях избегания гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Подростки, мотивированные на неуспех, отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах, стараются избегать сложных заданий, а при необходимости их решения могут впадать в состояние, близкое к паническому, вследствие чего не достигают высоких результатов в деятельности. Наблюдаемая тенденция на неудачу, низкие результаты деятельности актуализируют задачи приоритетного формирования мотивации на успех и получение позитивного результата при изучении иностранного языка.

Анализ развития основных  компонентов мотивации изучения иностранного языка у подростков позволил распределить их по уровням. Полученные экспериментальные материалы свидетельствуют, что лишь 18 % подростков имеют I (высокий) уровень мотивации изучения иностранного языка. Их характеризует наличие интереса к предмету и учебным заданиям, желание дальнейшего изучения языка. Эмоциональное отношение к процессу деятельности положительное, подростки испытывают удовлетворение в случае правильности выполнения заданий. Эмоциональное самочувствие благоприятное, им свойственно хорошее настроение и состояние эмоционального комфорта в течение занятий. Получение глубоких знаний, возможность познать новое, стремление проявить интеллектуальную и творческую инициативу, преодолеть трудности являются для них ведущими мотивами изучения иностранного языка; для этих подростков характерна мотивация на успех деятельности, все это ведет к получению высоких результатов.

46 % подростков продемонстрировали II (средний) уровень. Подростки проявляют эпизодический интерес к предмету и выполняемым учебным заданиям, который угасает при появлении трудностей и достигается в основном за счет внеучебной стороны. Данные испытуемые отдают предпочтение коллективным формам работы, где существует возможность общения со сверстниками. Положительное отношение к процессу и результату деятельности фрагментарно, эмоциональное самочувствие оценивается как амбивалентное. Привлекательной является внешняя сторона учения, желание изучать иностранный язык связано с прагматическими целями получения личной выгоды. Подростки недостаточно внимательны в течение занятий, не всегда самостоятельны при выполнении заданий, допущенные ошибки исправляют с помощью наводящих вопросов учителя. Мотивация на успех или неудачу не выражена.

У 36 % подростков уровень развития мотивации изучения иностранного языка является III (низким). Подростки не выражают интереса к изучению иностранного языка. Они индифферентны к процессуальной стороне деятельности. Эмоциональное отношение к содержанию и к результату деятельности негативное. Эмоциональное самочувствие в процессе учебной деятельности неблагоприятное, подростки испытывают эмоциональный дискомфорт во время занятий. Ведущим типом мотива подростков при изучении иностранного языка является мотив принуждения - стремление избежать неприятностей, нареканий. Данная группа подростков считает, что английский язык можно было бы совсем исключить из учебного процесса, а его изучение связывают с боязнью наказания со стороны взрослых. Подросткам не интересна и сложна учебная деятельность, осуществляемая на уроках, они выбирают наиболее простые задания, выполнение которых сразу же прерывают при возникновении трудностей. Мотивированные на неудачу, они отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах, что также влияет на низкий результат деятельности.

Итоги данного этапа исследования привели нас к выводу о том, что большинство школьников имеет относительно низкий уровень развития мотивации изучения иностранного языка. В этой связи представляется актуальным и необходимым поиск эффективных средств и приемов обучения иностранному языку, удовлетворяющих физиологическим и психологическим потребностям современных школьников и способствующих повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Рецензенты:
Рыжов В.В., д.псх.н., профессор кафедры теории и методики прикладных и  технических видов спорта факультета физической культуры и спорта  ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород;

Шутова Н.В., д.псх.н., профессор  кафедры возрастной и педагогической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород.