Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODS OF ANALYSIS ADAPTATION PROCESSES IN ROTATIONAL MODE OF WORK OIL WORKERS

Berestneva O.G. 1 Zharkova O.S. 1 Shevelev G.E. 1 Urazaev A.M. 2
1 National research Tomsk polytechnic university
2 Tomsk State Pedagogical University
The article is devoted to the actual problem hronofiziologichesky human adaptation in terms of replacement schedules and changes the temporal organization of the vital processes. Body interaction with environmental factors considered in close connection with its cyclic endogenous processes , the main ones are circadian rhythms Considerable interest for understanding the mechanisms of interaction of endogenous cyclic and DC components of the functional state of the dynamics of adaptation are the conditions under which together with a phase shift or a violation of the periodicity of submission of external sensors time there is a change to the contents or conditions of the organism during the period of wakefulness. Such conditions occur in life of work and leisure characteristic shift workers in the oil industry. It is shown that adaptation to constantly changing environmental conditions is ensured not by individual authorities and coordinated in time and space and subordination between a functional systems. Endogenous mechanisms of regulation of circadian rhythms of vital processes provide cyclical changes of human performance.
hronofiziologichesky adaptation
endogenous processes
circadian rhythms
adaptive dynamics
При выполнении трудовой деятельности механизированным способом на открытом воздухе человек подвергается влиянию различных по качеству и интенсивности факторов окружающей среды и трудового процесса. В зависимости от этапа технологического процесса, режима труда и отдыха и сезонно-климатических условий их действие может осуществляться одновременно и последовательно. При этом адаптация организма к природным факторам может в той или иной степени «захватывать» механизмы, участвующие в осуществлении деятельности, а адаптация к деятельности - включать механизмы, обеспечивающие адаптацию к окружающей среде [5]. Анализ этих явлений представляется важным для закономерностей физиологической, психофизиологической адаптации человека к факторам различной природы при вахтовых и традиционных режимах труда. На современном этапе развития технологии работ по бурению скважин и добыче нефти для рабочих основных профессий неизбежным является выполнение производственных операций, требующих напряженной мышечной деятельности на открытом воздухе. Условия жизнедеятельности данной категории работников в Западно-Сибирском нефтегазовом комплексе выступают как достаточно специфические по режимам адаптации к факторам природной среды и трудового процесса при вахтовых методах организации труда. Выделение приоритетных профессий работников в исследуемом производстве, изучение условий их труда, а также демографической и социальной-психологической структуры являются необходимым этапом исследований по физиологии труда [8]. Это позволяет оценить наиболее значимые факторы, детерминирующие развитие адаптационного процесса, а также возрастные и стажевые различия работников исследуемого труда. При интегральной оценке «человеко-машинных» систем психофизиологический уровень формирования среды характеризуется физическими и нервно-психическими нагрузками, рабочими позами, монотонностью труда, режимами труда и отдыха (РТО) и травмоопасностью. При бурении скважин и добыче нефти выполнение сложных, трудоемких и многообразных технологических операций требует от человека различных по содержанию, продолжительности и повторяемости активных действий [10]. Периодическая перебазировка бригад эксплуатационного бурения, текущего и капитального ремонта нефтяных скважин приводит к тому, что после периода отдыха начало вахты может совпадать с различными этапами технологического цикла. В связи с ацикличностью трудовых нагрузок для исследования зависимости функционального состояния рабочих-нефтяников от РТО можно ограничиться изучением усредненных показателей содержания труда. Их оценка должна основываться на результатах хронометражных наблюдений, учитывать мышечную работу в изучаемом труде, работу сенсорных систем, сложность трудовой деятельности и эмоциональную насыщенность труда [8].

Для бурильщиков ЭРБ, КРС и их помощников, операторов ПРС и ПДНГ трудовая деятельность характеризуется высокой плотностью нагрузок с преобладанием мышечной работы. Наиболее напряженными для бурильщиков и их помощников являются работы, связанные с выполнением спуско-подъемных операций (укладка и смена труб весом 60-100 кг, их свинчивание и развинчивание и т.п. с использованием средств малой механизации), в которых участвуют все члены бригад ЭРБ и КРС. У операторов ПДНГ напряженная мышечная деятельность характерна для работ по монтажу и демонтажу наземного оборудования, очистке от парафина подъемных труб, выкидных линий, коллекторов и др. Наибольших физических усилий у операторов ПРС требуют работы по подъему на скважины и спуску различного инструмента и оборудования, а также погрузочно-разгрузочные работы (перенос труб, штанг).

Учет мышечной работы в изучаемом труде наиболее часто проводится по средне рабочим (среднесменным) значениям энергозатрат и частоты пульса [8]. Для рабочих-нефтяников, занятых современными видами механизированного труда на открытом воздухе, проведение таких исследований является достаточно трудной задачей в связи с ацикличностью производственного процесса, взаимосвязанностью отдельных операций, существенными различиями в их напряженности и сложности. На результаты и возможность проведения таких исследований могут оказывать влияние атмосферные условия, а также наличие утепленной спецодежды в зимнее время года. Несмотря на то, что определение энерготрат и частоты пульса непосредственно на рабочих площадках имеет лишь оценочное значение, изучение этих параметров жизнедеятельности человека рассматривается [8] как необходимое для формирования представлений о тяжести физического труда.

Нервно-психические нагрузки при выполнении человеком трудовой деятельности оценивают по степени интеллектуального и эмоционального напряжения. Для их определения используют описательные и балльные характеристики. Отсутствие однозначных количественных критериев позволяет использовать профессиографические оценки для характеристики интеллектуальной и эмоциональной деятельности рабочих-нефтяников.

Возможность изучения психофизиологических закономерностей адаптации человека к комплексу факторов, связанных с трудовой деятельностью, непосредственно на производстве ограничивается рядом условий [8]. Проведение таких исследований не должно оказывать существенного влияния ни на сам трудовой процесс, ни на условия отдыха рабочих. Применяемые физиологические и психологические методики должны быть комфортными, совместимыми, не требовать больших затрат времени и не оказывать существенного влияния на функциональное состояние индивида. Для исследований, проводимых в вахтовых поселках и непосредственно на нефтяных промыслах, необходимо использование приборов и оборудования с высокой надежностью и минимальными габаритами.

Известно, что адаптоспособность человека к факторам окружающей среды и трудового процесса зависит от исходного функционального состояния организма и его конституциональных особенностей [3]. При одних и тех же условиях и содержании деятельности индивидуальные тактики последовательной реализации адаптивных состояний могут существенно различаться [6]. В связи с этим при изучении адаптационных процессов важно было предварительно оценить вариабельность индивидуальных психологических и биологических показателей и особенности их динамики в течение рабочего периодов.

При обследовании рабочих-нефтяников необходимо оценивать возможность динамического, продолжительного изучения структуры психосоматовегетативных взаимоотношений с одновременным использованием различных сочетаний методик, характеризующих состояние психической сферы, центральной нервной системы,  профессионально значимых сенсорных и мышечных функций, сердечно-сосудистой системы, дыхания, терморегуляции, а также ряда биохимических, гематологических, цитогенетических и иммунологических показателей периферической крови. Наряду с этим, с использованием известных [2] методик можно оценивать степень однородности контингента по весоростовым антропометрическим показателям, сопоставлять реактивность организма на тестовые физические нагрузки (степ-тест, велоэргометрия) с данными динамометрического тестирования силы и выносливости скелетных мышц.

Из концепции П.К. Анохина следует, что действие факторов, вызывающих конкурирующие реакции физиологических систем, должно способствовать развитию торможения ЦНС вследствие борьбы антагонистических программ адаптации. Отсюда как бы исключается целесообразность рассмотрения особенностей регуляции вегетативных систем организма и их влияния на высокие интегративные и соматодвигательные функции. Н.П. Бехтеревой при исследовании электрической активности мозга, реагирующего на альтернативные ситуации и при патологическом процессе, был сделан вывод о возможности существования антагонистических программ адаптации, протекающих в двух последовательно разделённых дискретных временных интервалах. Очевидно, что данный подход также не может быть использован для изучения механизмов сопряженной регуляции физиологических процессов, имеющих различные амплитудно-фазо-частотные характеристики. В связи с этим достаточно конструктивной применительно к целям проводимого нами исследования представляется концепция В.И. Медведева [5] об особенностях адаптационных реакций при сложных условиях трудовой деятельности. Согласно выдвинутой им гипотезе при одновременном действии на человека факторов различной природы реализуемая организмом программа адаптации является субоптимальной для каждого фактора и оптимальной для их сочетанного действия. По предположению автора такая программа, проявляющаяся в том или ином соотношении уровней функционально сопряженных физиологических систем, может формироваться при условиях частой переадаптации, в том числе при вахтовых условиях труда. Рассматривая вопрос о внутренних детерминаторах адаптации, В.И. Медведев [5] указывал на то, что изменение уровня функционирования любой физиологической системы, например повышение артериального давления, выступает в качестве фактора, вызывающего адаптационный процесс. Вышеизложенные представления позволяют оценить возможные методологические подходы к изучению физиологических закономерностей формирования сопряженных состояний высших интегративных, вегетативных и мышечных функций организма, а также самооценки состояния при периодическом сочетанном действии физических нагрузок и холода, характерных для вахтовых условий труда рабочих-нефтяников Западной Сибири. В данном случае внешними детерминаторами сопряженных состояний физиологических систем организма будут являться физические нагрузки, низкие температуры воздуха и факторы трудового процесса, вызывающие нервно-психическое напряжение человека. При этом степень напряжения и структура вегетативных компонентов (кровообращения, терморегуляции и т.п.) системной реакции организма будет зависеть от соотношения интенсивностей физических нагрузок, холодовых воздействий, а также уровня психоэмоционального напряжения. Известно, что при трудовой деятельности с преобладанием мышечных компонентов двигательная активность является фактором, вызывающим реакции кровообращения, дыхания и других вегетативных систем организма. Наряду с этим динамическая мышечная работа обеспечивает снижение психоэмоционального напряжения и уравновешивание процессов возбуждения и торможения в ЦНС [11]. Как уже отмечалось, двигательная мышечная деятельность является также фактором, модифицирующим системные реакции организма на холодовые воздействия, в том числе со стороны его высших интегративных и вегетативных функций, а также характер межсистемных взаимоотношений. Отсюда можно сделать вывод о том, что базовыми функциями организма практически здорового человека, определяющими закономерности формирования сопряженных состояний высших интегративных и вегетативных систем при периодической адаптации к сочетанному действию физических нагрузок и холодовых воздействий, будут являться функции, характеризующие уровень тренированности мышечной системы на силу и силовую выносливость. Исследования в области физиологии труда и спорта позволяют также выделить эти показатели как критерии, определяющие индивидуальные особенности самооценки состояния человека при самых различных условиях деятельности.

Таким образом, анализ литературных данных показывает, что функциональные изменения, приводящие к формированию системного структурного следа при адаптации человека к физическим нагрузкам и холоду в процессе трудовой деятельности, существенно зависят от интенсивности, продолжительности и периодичности действия этих факторов. Содержание и направленность физиологических реакций, развивающихся в процессе перекрестной адаптации, могут зависеть от исходного уровня тренированности человека к физическим нагрузкам. Исследования большинства авторов были направлены на изучение физиологических механизмов «изолированного» действия физических нагрузок и холода. Как правило, эти данные являлись основой для подтверждения известных представлений о быстрых и медленных адаптационных реакциях организма, его неспецифических «пластических» и «энергетических» функциях. Вместе с тем до сих пор актуальными являются исследования физиологических механизмов, лежащих в основе индивидуальной адаптации к сочетанному, одновременному и последовательному действию физических нагрузок и холода с учетом режима их «предъявления». Представленные в статье методы и подходы могут, по мнению авторов, быть успешно использованы при проведении подобных исследований.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, в рамках научного проекта № 14-07-00675.

Рецензенты:

Романенко С.В., д.х.н., зав. кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности Национального исследовательского  Томского политехнического университета, г. Томск;

Фокин В.А., д.т.н., профессор кафедры медицинской и биологической кибернетики Сибирского государственного медицинского университета, г. Томск.