Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

MUSEUM OF THE UNIVERSITY AS A FACTOR MULTICULTURAL EDUCATION OF YOUTH

Melnikova G.F. 1 Gilmanshina S.I. 1
1 Kazan Federal University
Анализируется роль университетских музеев в поликультурном воспитании молодежи. Доказано, что в современных условиях музеи продолжают оставаться центром сохранения культурных традиций, формирования моральных ценностей и являются показателем развития цивилизации в целом. Особая категория – музеи университетов. Выявлено, что университетский музей реализует свои функции как определенный механизм социокультурной коммуникации, способствует воспроизводству культуры и взаимодействию различных культурных общностей. Музейная педагогика рассматривается как эффективный подход к воспитанию в условиях многонациональности. Выделены и описаны характерные особенности воспитательной и образовательной деятельности музеев университета в поликультурном образовательном пространстве на примере музея Казанской химической школы Казанского федерального университета. Установлено, что специфика образовательной деятельности в университетском музее заключается в реализации ценностного отношения личности и расширении чувственного опыта. Сделан вывод о том, что педагогический потенциал музеев университета в поликультурном воспитании молодежи, предполагающий включение в содержание педагогического процесса курсов по выбору в области музейной педагогики, заключается в воспитании ценностных ориентиров через расширение чувственного опыта в процессе общения с музейными предметами, создании благоприятного образовательного пространства для студентов всех этнических групп.
The role of university museums in multicultural education of youth. It is proved that in modern social and economic conditions continue to be the center of museum preservation of cultural traditions, the formation of moral values and are an indication of the development of civilization in general. A special category of the museum is a museum of universities. It was revealed that the university museum realizes its function as a specific mechanism of social and cultural communication, contributes to the reproduction of culture and interaction of different cultural communities. Museum pedagogy is considered as an effective approach to education in a multinational. Identified and described the characteristics of educational and educational activities of the University of museums in a multicultural educational environment on the example of the Museum of Kazan School of Chemistry of the Kazan Federal University. It is established that the specific educational activities in the University Museum is the realization of the valuable relation of the individual and the expansion of sensory experience. It is concluded that the pedagogical potential of the university museums in multicultural education of young people, involving the inclusion of the contents of the pedagogical process of elective courses in the field of museum pedagogy, is values education through the expansion of sensory experience in the process of communication with museum objects to create a favorable educational environment for Students of all ethnic groups.
multicultural educational space
museum education
multicultural education
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. современному обществу требуются не только предприимчивые люди, но и специалисты, способные понимать ценность общечеловеческого достояния культуры. Центром этой системы является человек, который воспитывается и развивается в поликультурном пространстве. Наблюдающийся в последние годы резкий подъем национального самосознания, стремление к этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов как к своей национальной культуре, так и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения.

В этой ситуации актуальной проблемой становится поиск и использование эффективных подходов к воспитанию молодежи в условиях многонациональных общностей. Одним из таких подходов можно считать поликультурное воспитание, целью которого является устранение противоречий между системами и нормами воспитания доминирующих наций и этнических меньшинств, формирование позиций и установок, способствующих толерантному восприятию и взаимодействию представителей различных этнических групп.

Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен тем, что происходит расширение международного сотрудничества. Становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Особая роль в этом процессе принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.

Цель исследования

Выявить педагогический потенциал музеев университета в поликультурном воспитании молодежи.

Материал и методы исследования

В литературе термин «поликультурное образование» определяется как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований [6].

Поликультурное воспитание предполагает адаптацию одной этнической группы к  другой, пробуждение интереса к культуре соседей. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создает почву для осознания им себя как субъекта культуры. В современных социально-экономических условиях поликультурное воспитание мы рассматриваем как одну из основных задач университетского образования, в решении которой заметная роль отводится музеям университета. А музейная педагогика рассматривается нами как эффективный подход к воспитанию молодежи в условиях многонациональности.

Результаты исследования и их обсуждение

Современный музей занял особое место в изучении истории зарождения, становления и развития культуры, в распространении ретроспективной информации, в обогащении содержания и форм образовательной деятельности.

Отличительной особенностью всех форм работы музейного учреждения на современном этапе развития, как справедливо отмечается в [6], является то, что музей уже не просто научное учреждение, как это было в XIX в., или научно-просветительное учреждение, каковым он являлся в 1960-70-х гг. Сегодня музей реализует свои функции как определенный механизм социокультурной коммуникации, способствующий воспроизводству культуры и взаимодействию различных культурных общностей. Специфика музейного учреждения обладает многообразием способов воздействия на аудиторию. Процесс обретения знаний стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями благодаря приобщению индивида к реальным свидетелям истории, к раритетам отечественной и мировой культуры. Музеи играют ключевую роль в жизни современного общества, оставаясь центром сохранения культурных традиций, формирования моральных ценностей и показателем развития цивилизации в целом.

Особой категорией музеев являются музеи университетов (высших учебных заведений). Обратимся к истории музейного дела в России, где можно увидеть роль и значение университетских музеев в образовательном и воспитательном процессе.

Университеты России, являвшиеся средоточием огромных интеллектуальных богатств, занимали особое место в отечественной науке и культуре. Учебные, научные, воспитательные задачи университеты решали во многом через свои музеи. Интегральный и отраслевой характер высших учебных заведений предопределил создание и развитие в вузах музеев различных научных направлений и профильных групп. Многие из них благодаря поддержке правительства, а также участию в формировании фондов различных пожертвований стали крупнейшими не только в России, но и в Европе [1].

Знаковым событием для России стало распоряжение Петра I об основании Академии наук в Санкт-Петербурге указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. В этот же период в Санкт-Петербурге впервые появился публичный музей [7].

Немецкий философ, математик и президент Берлинской академии наук (1700 г.) Готфрид Вильгельм фон Лейбниц в 1696-1716 гг. по просьбе Петра I разрабатывал план создания Академии наук в Петербурге, сети университетов и других учебных заведений в стране. Лейбниц наметил три главных направления деятельности: собирание всего, что относится к наукам, ремеслам и искусствам; распространение наук, искусства и ремесел вширь и развитие вглубь. Кунсткамера (первый публичный музей в России) должна была стать частью большой научно-учебной программы [7].

Именно тогда и образуется прочная взаимосвязь образовательной деятельности университетов с культурно-просветительской деятельностью, которую выполняет музей.

В дальнейшем музеи создавались в соответствии с государственной политикой при различных министерствах, ведомствах, учреждениях, в том числе при университетах. Кроме того в России существовали музеи, принадлежавшие различным коллекционерам и общественным деятелям. Таким образом, в дореволюционном периоде сформировались музеи двух видов (существующие и в настоящее время) - правительственные и частные.

Конец 1950-х - начало 1960-х гг. был ознаменован серьезными изменениями в социально-политическом развитии России. Это привело к учреждению нового университетского устава в 1863 г., в котором предусматривалось наличие музеев (кабинетов), апробированных в других высших учебных заведениях и доказавших свое право на существование. В этот период появились специализированные музеи, демонстрирующие успехи в отдельных областях науки [1]. Во второй половине XIX в. музеи были неотъемлемой структурой физико-математического, медицинского и историко-филологических факультетов. К середине XIX в. в России было образовано семь университетов: кроме Московского, были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты.

Несколько подробнее остановимся на Казанском Императорском университете, основанном в 1804 г. По Уставу 1804 г. в университете были образованы кабинет естественной и натуральной истории, минеральный кабинет, положившие начало современным геологическому, зоологическому и ботаническому музеям. В 1815 г. образованием университетского кабинета редкостей закладываются основы организации этнографического и археологического музеев. На основе кабинета А.М. Бутлерова в 1863 г. был создан музей Казанской химической школы.

Казанскому федеральному университету (КФУ) принадлежит единственное в вузах России уникальное сочетание разнопрофильных музеев под названием «Музей истории КФУ». Музей истории КФУ является бесценным достоянием  университета, которое служит его интересам и поликультурному воспитанию молодежи. Данный музей - один из центров культурной жизни г. Казани. Он включает экспозиции по развитию математики, физики, астрономии, химии, биологии, медицины, физиологии, юриспруденции, филологии, истории, востоковедения в Казанском университете.

Сегодня в музейном комплексе Казанского федерального университета имеется 10 музеев. Один из них - музей Казанской химической школы, образованный в 1963 г. как музей при химической лаборатории (руководителем согласно уставу был ординарный профессор, создатель теории химического строения органических соединений, глава Казанской химической школы А.М. Бутлеров). Первым хранителем древностей согласно [2] был назначен лаборант Ломан. Затем эту должности занимал В.В. Марковников и др.

В те годы были заложены традиции музея Казанской химической школы, сохранившиеся до наших дней. Химическая лаборатория, территориально совмещенная с музеем, никогда не останавливала свою работу. В помещении музея велись как лекционные занятия со студентами, так и публичные лекции, экспериментальные работы, научные дискуссии. Слушателями и сотрудниками были люди различных наций и вероисповеданий, сплоченные одной большой образовательно-воспитательной целью и гуманными взглядами. Причем, как отмечается в [3], территория Казанского учебного округа охватывала полиэтничные регионы империи, и национальный состав учащихся был разнообразным.

По своему статусу музеи университетов дореволюционной России являлись самостоятельной учебно-научно-просветительской структурой. Отличие университетских музеев от невузовских состояло в том, что они имели более широкий спектр деятельности: активно участвовали в педагогическом процессе, на базе музейных коллекций проводились научные исследования и были доступны широкой публике. Часто университетские музеи, особенно на периферии, являлись единственными очагами культуры.

Согласно приказу № 725 Минвуза СССР от 05.11.1984 о типовом положении музеев музей университета является идеологическим, учебно-научным, научно-просветительным подразделением вуза и государственным хранилищем памятников истории, естественной истории, материальной и духовной культуры. Его основной задачей является участие в подготовке высококвалифицированных специалистов, в совершенствовании форм и методов учебной, идейно-воспитательной и научно-просветительной работы. Особенность университетского музея заключается в том, что он - часть системы образования и поддается таким же изменениям, как и учебные заведения, в которых музеи учредили.

Например, после разработки концепции непрерывного образования в России (1989 г.) университетский музей официально включен в систему непрерывного образования, предусматривающего получение знаний в течение длительного времени.

Образовательный процесс в музее имеет свою специфику. Университетское образование дает системные, рациональные знания и профессиональные компетенции, которые формируются через активную работу сознания. Музейное образовательное пространство привлекает эмоции и чувства посредством погружения в определенную эпоху или историческую ситуацию. В результате, как метко отмечено в [8], человек переживает общие чувства с изображенным в музее сюжетом или любым другим музейным экспонатом.

Таким образом, музейное образовательное пространство позволяет сохранить и, что особенно важно, культивировать патриотические чувства молодежи. Этот чувственный процесс сложно осуществить в интенсивном потоке современной визуальной информации.

В многонациональном социуме важность воспитания в духе дружбы, терпимости и взаимопонимания людей разных национальностей очень актуальна. Татарстан - многонациональная и поликонфессиональная республика с вековыми традициями мирного и добрососедского проживания большого числа наций и народностей, что в значительной степени повышает чувствительность населения республики к любым проявлениям ксенофобии и этнической нетерпимости. Важная роль в предотвращении ксенофобии и этнической нетерпимости, создании благоприятного образовательного пространства для студентов всех этнических групп отводится музеям Казанского федерального университета.

Например, сегодня музей Казанской химической школы КФУ ведет культурно-просветительскую работу и является частью учебно-воспитательного процесса. В мемориальной аудитории музея проходят лекции и практические занятия для студентов по таким дисциплинам, как «Развитие химии в Казани», «Роль химии в развитии естественнонаучных знаний», «Казанская школа химиков», «История и методология химии». Проводятся круглые столы, семинары и публичные лекции российских и зарубежных ученых в области химии и химического образования. С целью формирования потребности в саморазвитии преподаватели знакомят студентов с историей познавательных противоречий в химии, послуживших толчком к рождению новой теории (подробнее в [4]). Более того, студенты - будущие учителя химии выполняют проектные работы по истории химии [5], а ряд заданий по химическим дисциплинам представлен в виде кейсов, содержащих исторический материал.

Например, в кейсах по термодинамике описывается исторический факт взрыва при попытке раздробить слежавшуюся смесь нитрата и сульфата аммония и предлагается на основе термодинамических расчетов оценить меру опасности разложения нитрата аммония. В другом кейсе ставится вопрос термодинамического обоснования невозможности самопроизвольного разложения хлората калия. Приводится историческая ссылка влияния степени чистоты данной соли (присутствие примесей горючих веществ, таких как фосфор и сера) на ее чувствительность к трению, указывается на ее применение в истории производства спичек, предлагается описать соответствующий мысленный эксперимент.

Таким образом, кейсы по химии, содержащие исторический интернациональный материал, можно рассматривать как сложную интегрированную систему активного обучения в поликультурном образовательном пространстве университета.

В целом музей Казанской химической школы является базой научно-исследовательской и поисковой деятельности студентов. Студенты участвуют в мероприятиях, конкурсах, круглых столах, посвященных историческим событиям России, Татарстана, Казанского университета. Погружаясь в фондах музея в историю становления науки и химического образования, студенты по-новому открывают историю региона и развития науки в России. Это позволяет современному студенту ощутить связь поколений, культур и традиций в поликультурном образовательно-воспитательном пространстве.

Итак, специфика образовательной деятельности в университетском музее заключается в реализации ценностного отношения личности и расширении ее чувственного опыта.

Заключение

Педагогический потенциал музеев университета в поликультурном воспитании молодежи, предполагающий включение в содержание педагогического процесса курсов по выбору в области музейной педагогики, заключается в воспитании ценностных ориентиров через расширение чувственного опыта в процессе общения с музейными предметами, создание благоприятного образовательного пространства для студентов всех этнических групп. В результате в современном поликультурном образовательном пространстве реализуются условия, обеспечивающие защиту и поддержку развития каждой личности. Следовательно, музеи университета можно рассматривать как одно из важнейших средств образования и воспитания современной молодежи.

Рецензенты:

Хузиахметов А.Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой методологии обучения и воспитания ФГАОУ ВПО «Казанский  (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;

Ярмакеев И.Э., д.п.н., профессор, заместитель директора Института филологии и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВПО «Казанский  (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.