Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE PROBLEM OF EMOTIONAL SATURATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS USING THE EXAMPLE OF INTEGRATIVE-INTENSIVE FOREIGN LANGUAGE COURSE

Shutova N.V. 1 Belyankina T.S. 1 Chevachina A.V. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
The article presents the theory methodological approaches to the consideration of emotions as complex psychological formations. It shows the relationship of emotions and cognitive processes, where emotions perform evaluation and incentive function of cognitive activity. To a great extent this involves emotions into effective regulation of educational activities. The article also describes the possibility of using music as one of the most emotional Arts in the learning process (using the example of integrative-intensive foreign language courses). It is shown that specially organized musical influence can help to control emotional state of students, improve their performance and optimized their attention, increase the memory capacity as well as the completeness and accuracy of the reproduction of training material, enhance creativity and cognitive interest.
emotions
learning activities
the influence of music
integrative-intensive foreign language course
Роль положительных эмоций в развитии психических процессов и формировании самой личности очень велика. В современной психологии эмоции рассматриваются как сложные многоаспектные психологические образования, выполняющие познавательные и регуляторные функции.

Известно, что чувства и эмоции имеют первостепенное значение, поскольку именно они обеспечивают ту энергию, которая делает возможным действие. Эмоции отражают мотив деятельности. Они являются ее результатом и механизмом ее движения. Эмоции имеют в отношении реального мыслительного процесса мотивационную, ориентировочную, целепобудительную, регулятивную и оценочную функции (Н.А. Гусляков, Б.А. Базыма).

Значение эмоций (как вида психического отражения) и эмоциональности (как индивидуально-устойчивого свойства) в регуляции деятельности определяется, прежде всего, тем, что ими (в зависимости от наличных потребностей, текущей мотивации и всего прошлого опыта субъекта) выполняется функция субъективной оценки высшей стимуляции, исходно воспринимаемой рецепторами беспристрастно. Эмоции выступают в качестве важнейшего фактора уже на этапе первичной ориентировки в условиях необходимой предпосылки деятельности.

Эмоции, появляющиеся вслед за актуализацией мотивов, до рациональной оценки человеком своей деятельности, выступают генетически исходными по отношению к интеллекту и воле. Образуя определенную надстройку над процессами познания, они не только сопровождают их, окрашивая и оценивая субъективное значение этих процессов, но и выступают существенными регуляторами их эффективности.

В соответствии с представлениями многих авторов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас и др.) одной из важнейших характеристик эмоций является их взаимосвязь с познавательными процессами. Как известно, Л.С. Выготский указывал на необходимость изучения взаимосвязи «аффекта и интеллекта» [2]. В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.К. Вилюнаса [2;5;6] и ряда других авторов сформулированы общие положения о неразрывном единстве эмоций и познания, согласно которым в различных видах познавательной деятельности, направленных на отражение объективной реальности, эмоции выполняют оценочную и побудительную функции, «отвечая» за пристрастность познавательной деятельности и ее целенаправленность. Таким образом, в любой познавательной деятельности - гностической, мнемической, интеллектуальной - эмоции, с одной стороны, выступают как мотивирующие, «запускающие» компоненты деятельности, с другой - как компоненты контролирующие, регулирующие ее протекание в соответствии с потребностью, на удовлетворение которой она направлена.

Наиболее точно взаимосвязь эмоций и процесса познания определена В.К. Вилюнасом: «Направляя эмоции на причины, сигналы и т.д. значимых событий, процессы познания тем самым определяют и свою судьбу, впоследствии сами направляясь эмоциями на эти причины и т.д. для лучшего ознакомления с ними и выяснения оптимального способа поведения. Только таким взаимодополняющим влиянием сфер интеллекта и аффекта, отвечающих соответственно за отражение объективных условий деятельности и субъективной значимости этих условий, обеспечивается достижение конечной цели деятельности... » [1].

Известно, что эмоции, отражая отношения между мотивами и возможностью успешной реализации цели деятельности, включаются в процесс целеобразования. В тех случаях, когда принятые намерения осуществляются чисто рациональным путем, т.е. в этом процессе не происходит встречи аффекта с интеллектом, не возникают и соответствующие функциональные новообразования, не осуществляется побудительная сила познания. Все это в значительной степени предопределяет участие эмоций в эффективной регуляции учебной деятельности.

В исследованиях О.В. Дашкевич, О.С. Копиной предпринимаются попытки выделить различные типы структур деятельности на основе соотношения мотивов и целей и описать при этом соответствующие качества и функции эмоциональных процессов. Условно авторы различают три структуры деятельности.

В первой структуре эмоции отражают соотношение внешних мотивов и успеха или неуспеха реализации стереотипных схем и действий, осуществляемых ради этих внешних мотивов. Характер эмоциональных переживаний здесь показывает состояние удовлетворения или неудовлетворения. В данной структуре может доминировать внешний результативный мотив с постановкой конкретных целей, где функционируют механизмы эмоционального закрепления. Здесь же возможно эмоциональное побуждение к цели.

Во второй структуре деятельности эмоции отражают отношения между внутренними мотивами и конечным результатом. Порожденные в этой структуре деятельности эмоции успеха-неуспеха, в отличие от удовлетворения-неудовлетворения, выполняют функции внутренних оценок адекватности-неадекватности промежуточных результатов деятельности.

В третьей структуре деятельности эмоции отражают отношения между внутренними мотивами как качественно развивающимися и предметным содержанием, включаются в процесс целеобразования и направляются не только на промежуточные результаты, но и на существенные связи, внутренние закономерности предметного содержания деятельности. Здесь функция эмоций состоит во внутренней сигнализации процесса формирования новообразований, ведущих к изменению предмета деятельности в соответствии с закономерностями его развития. В этой же структуре возможно образование целевых структур, включающих общие и конкретные цели, где механизмы эмоциональной регуляции выполняют функции наведения или эмоциональной оценки результатов деятельности [3;4].

В последнее десятилетие внимание ученых привлекает использование музыки в учебном процессе. Установлено, что музыка активизирует умственную работоспособность, оптимизирует интеллектуальную и творческую деятельность, повышает показатели вербального и невербального интеллекта, стимулирует воображение, делает процесс познания эмоционально насыщенным [8]. По мнению Н.В. Шутовой, одним из эффективных средств активизации учебной деятельности студентов может быть специально организованное музыкальное воздействие. Автор отмечает, что музыка - самый эмоциональный из видов искусства.

Специфика музыки - выражение содержания на уровне высокого обобщения и воздействие в первую очередь на сферу человеческих эмоций. Каждое событие, явление, впечатление вызывает в человеке отклик - радость, печаль, гнев и множество других эмоций, нюансы которых могут быть такими тонкими, что их трудно передать словами. Музыка может вызвать гамму самых разнообразных состояний человека, вызывая соответствующий отклик слушателя, благодаря возникающим у него ассоциациям с конкретными явлениями окружающего мира» [7].

В основе музыкального языка, чрезвычайно многогранно воздействующего на эмоциональную сферу человека, лежит система музыкальных интонаций. Музыкальные интонации представляют собой аналоги эмоциональных состояний человека. Экспериментальные факты свидетельствуют: в случаях решения той или иной познавательной задачи изменяется содержание и собственно интеллектуаль­ного процесса и эмоционального состояния.

Для оптимизации учебного процесса необходимы учебные ситуации с мотивами, которые не содержат внутреннего конфликта (интерес к занятиям, любознательность, стремление повысить культурный уровень и др.). В этом плане важны мотивы, определяемые такими потребностями человека, как потребность в активности и информации, потребность в знаниях, стремление к общественно ценным достижениям.

Положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность преподавателей и обучающихся, стимулируют познавательный процесс.

Музыка может выступать как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к излагаемому материалу, удивления, любопытства.

Особый интерес для нас представляло использование музыкального воздействия в циклах интегративно-интенсивного курса иностранного языка, разработанного по концепции И.В. Петривней [5]. В соответствии с этой концепцией обучение осуществляется в условиях интенсивного развития личности студента, когда он практически овладевает профессионально значимыми умениями и навыками, а также приобретает новые личностные качества.

При этом музыкальное воздействие представляет собой систему, элементы которой занимают вполне определенное место в технологии интегративно-интенсивного курса иностранного языка.

В интегративно-интенсивном курсе иностранного языка для интенсификации учебной деятельности студентов необходимо оптимальное использование психических механизмов восприятия, мышления, памяти, поведения с целью:

- увеличения объема предъявляемой для усвоения учебной информации;

- оптимизации процесса приема и переноса информации из внешней среды, формализации в память;

- рационального использования резервов памяти для увеличения объема запоминаемой информации и длительности ее хранения;

- активизации деятельности механизмов мышления, обеспечивающих логические операции анализа, синтеза, обобщения и др.;

- совершенствования поведения.

Наш опыт показывает, что все эти условия могут быть реализованы при музыкальном воздействии значительно эффективнее.

Интегративно-интенсивное обучение иностранному языку осуществляется в условиях совместной деятельности при хорошем психологическом климате, положительно влияющем на процесс познания. Важно добиваться стабильности положительного психологического настроения в группе, так как это необходимо для формирования у студентов позитивного отношения к учебному труду и солидарности в совместной деятельности.

Использование музыкальных произведений позволяет целенаправленно влиять на настроение каждого студента и на психологический климат в группе. Влияя на эмоциональное состояние студента, можно оптимизировать восприятие, обработку и запоминание необходимой учебной информации, способствуя тем самым успешности его обучения. Для этого нами использовались определенные музыкальные произведения.

1. Для коррекции негативных эмоциональных состояний (уменьшения раздражительности, тревоги, неуверенности, разочарования):

Бах: «Adagio» ля минор, Прелюдия ми бемоль мажор, Прелюдия фа минор, Прелюдия и фуга ре мажор, Прелюдия и фуга си бемоль минор, Кантата №2, Концерт ре минор для скрипки; Бетховен: «Лунная соната», «Пасторальная»,«Аппассионата», увертюра «Фиделио»; Глюк: «Мелодия» из оперы «Орфей»; Григ: «Песня Сольвейг», «Утро»; Моцарт: «Маленькая ночная серенада»; Чайковский: «Сентиментальный вальс», «Баркарола»,Квартет ре мажор - I часть; Шопен: Ноктюрн соль минор, Прелюдия №4, Прелюдия №13.

2. Для общего успокоения, умиротворения, снятия эмоционального перенапряжения:

Верди: «AveMaria, laudi»,«Stabatmater»; Вивальди:«Времена года», «StabetMater», концерт «Ночь»; Моцарт:«AveMaria», «Lacrimosa»;Равель:«Вальс»; Сен-Санс: «Лебедь»; Сибелиус: «Грустный вальс»; Рубинштейн: «Мелодия»; Шуберт: «AveMaria».

З. Для поднятия общего жизненного тонуса: улучшения самочувствия, настроения:

Бах: Итальянский концерт; Бетховен: увертюра «Эгмонт»; Лист: Венгерская рапсодия №2,Шопен: Прелюдия №1, Прелюдия №15; Штраус: «Утренний листок», вальс - ор 276; «Голубой Дунай», вальс- ор 316, «Сказки венского леса», вальс - ор 325; Чайковский: Шестая симфония (3 часть).

4. Для повышения сосредоточенности, внимания:

Гендель: Сюита №7; Дебюсси: «Лунный свет»; Шопен: Прелюдия №17; Шуман: «Грезы»; Чайковский: «Времена года», «Сентиментальный вальс».

5. Для активизации творческого воображения (создания определенных образов, ассоциаций):

Дебюсси: «Послеполуденный отдых фавна», «Отражения в воде»,«Паруса», «Туман», Прелюдия №8; Равель: «Игра воды», «Отражения», «Старинный менуэт»; Шуман: «Бабочки» - ор 2; «Арабески» - ор18.

Преподаватели, использовавшие систему музыкального воздействия в рамках данного курса, отмечают, что положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность студентов, стимулируют их познавательный интерес к учебному материалу.

При активизации мыслительной деятельности музыкальное воздействие используется ими для создания эмоционального настроя группы и отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, лучшего запоминания учебного материала в режиме «русский язык - иностранный язык».

Использование системы музыкального воздействия в технологии интегративно-интенсивного курса иностранного языка, как показала практика, способствует большей эмоциональности занятий, вызывает у студентов интерес к работе, обеспечивает лучшее усвоение учебного материала.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

- целенаправленное музыкальное воздействие усиливает эмоциональное равновесие, обеспечивающее адекватные эмоциональные реакции, что способствует лучшему самочувствию, вызывает уверенность, повышает работоспособность студентов;

- при специально организованном музыкальном воздействии можно вызывать увеличение положительных эмоций как базы для появления чувства радости от учения, его продуктивности;

- под влиянием специально организованного музыкального воздействия у студентов в процессе выполнения задания существенно увеличивается объем кратковременной памяти, полнота и точность воспроизведения учебного текста; активизируется творческая деятельность;

- использование системы музыкального воздействия в технологии интегративно-интенсивного курса иностранного языка способствует большей эмоциональности занятий, вызывает интерес к работе, обеспечивает лучшее усвоение учебного материала.

Рецензенты:

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, г. Нижний Новгород;

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры социальной психологии и педагогики Нижегородского института менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород.