Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE FORMATION OF READINESS OF PEOPLE WITH DISABILITIES AND PEOPLE WITH LIMITED POSSIBLE HEALTH TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE PROCESS OF PRE-UNIVERSITY TRAINING

Romanovich N.A. 1
1 Chelyabinsk State University
The article discusses one of the ways to create conditions to ensure access and quality of education of disabled people and people with limited possible health. Such a condition is a rational professional self-determination, exercised at the stage of pre-university training in the transition from secondary general or secondary vocational education to tertiary, to ensure continuity in the process of their formation. This paper describes the scientific study on the issue of formation of readiness of disabled people and people with limited possible health to professional self-determination, the proposed model of formation of readiness. Considers criteria for assessment of readiness for professional self-determination of disabled people and people with limited possible health, provides definitions of the basic concepts of the study, clarify the purpose, hypothesis and research methods, the main findings of this study.
people with limited possible health
disabled people
professional self-determination
Pre-university training
В настоящее время одной из задач, которая стоит перед системой образования, является создание условий для обеспечения доступности и качества образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, Законами «Об образовании в РФ», «О социальной защите инвалидов в РФ» и другими международными и российскими концептуальными и нормативными документами одним из общественных приоритетов является обеспечение права на образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее для краткости будем употреблять сокращенно - «лица с ОВЗ») путем адаптации системы образования к особенностям их развития и образовательным потребностям. Закрепляется право инвалидов и лиц с ОВЗ на инклюзивное образование на всех уровнях с тем, чтобы они могли иметь доступ к общему, профессиональному образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых без дискриминации и наравне с другими [5]. Все это не только означает необходимость изменения отношения в обществе к инвалидам и лицам с ОВЗ, но и актуализирует исследования, посвященные разработкам научных методов эффективного использования их профессионального потенциала. Одним из способов в реализации их права на инклюзивное образование является, на наш взгляд, рациональное профессиональное самоопределение [3].

Принципы и методы профориентационной работы с молодежью в педагогической науке основном освещены и описаны в работах Е.И. Головахи, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и других авторов [1, 2, 4]. Однако же теоретический анализ и практический опыт педагогов и психологов, работающих с инвалидами и лицами с ОВЗ, показал недостаточность теоретического и методического обеспечения процесса формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению и педагогических условий, способствующих формированию такой готовности. Это обусловливает наличие следующих противоречий: на социально-педагогическом уровне - между потребностью современного общества в интеграции и равенстве жизненных возможностей всех социальных групп и недостаточным уровнем готовности системы высшего образования к вовлечению инвалидов и лиц с ОВЗ в сферу социальных и профессиональных отношений; на научно-педагогическом уровне - между необходимостью формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению с учетом индивидуальных особенностей, связанных с ограничениями возможностей их здоровья, и недостаточной теоретической и практической разработанностью путей ее формирования в условиях образовательных организаций высшего образования; на научно-методическом уровне - между актуализацией решения проблемы формирования готовности к профессиональному самоопределению инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе довузовской подготовки и недостаточной ее разработанностью в научно-методическом плане.

Решение проблемы профессионального самоопределения абитуриента-инвалида или абитуриента с ОВЗ мы видим в создании условий, обеспечивающих непрерывность процесса их образования на этапе довузовской подготовки при переходе от среднего общего или среднего профессионального образования к высшему посредством реализации вузом годичной профориентационной программы дополнительного образования, разработанной для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Говоря о довузовской подготовке, мы имеем в виду педагогический процесс, направленный на восполнение пробелов в развитии и социализации инвалидов, поступающих на учебу в вуз, на облегчение процессов адаптации к вузу, а также на их оптимальное профессиональное самоопределение.

Актуальность проблемы и указанные противоречия определили цель нашего исследования, которая заключалась в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и педагогических условий ее эффективной реализации.

Готовность инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению рассматривается нами как интегративное качество личности, сформированное в процессе профессионального самоопределения и представляющее собой совокупность когнитивного, мотивационного, деятельностного компонентов, основанное на осознанном, самостоятельном и адекватном решении о выборе будущей профессиональной деятельности с учетом ограничений своего здоровья. Указанные компоненты явились предпосылкой для выделения соответствующих критериев по оценке готовности к профессиональному самоопределению.

Когнитивно-образовательный критерий характеризуется совокупностью необходимых теоретических знаний по дисциплинам предметно-образовательного (предметы вступительных испытаний в вуз) и адаптационного циклов.

Когнитивно-профессиональный критерий характеризуется совокупностью необходимых знаний о предполагаемой профессии: информированность инвалидов и лиц с ОВЗ о содержании и практической стороне профессии, труда, профессиональных, функциональных обязанностей специалиста, осознание своего особого статуса и ограничения профориентационных возможностей, их влияние на выбор профессии.

Мотивационный критерий характеризуется целенаправленным и сознательным характером действий, подразумевает потребность инвалидов и лиц с ОВЗ иметь высокую учебную успеваемость, интерес к будущей профессии, мотив сохранения здоровья, потребность в самопознании, саморазвитии, удовлетворенность совершенным профессиональным выбором.

Деятельностный критерий характеризуется совокупностью необходимых умений инвалидов и лиц с ОВЗ для овладения предполагаемой профессией, обусловленных свойствами его личности, здоровья, позволяющих успешно выполнить поставленную задачу в новых для него условиях обучения в вузе, а также способность на основе оценки своих индивидуальных психофизиологических особенностей, ограничений здоровья и требований со стороны профессии совершить обоснованный профессиональный выбор.

В процессе исследования была сформулирована гипотеза, которая заключалась в том, что формирование готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки будет продуктивным, если:

1) разработана и внедрена в процесс довузовской подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ модель формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению, ориентированная на построение индивидуальной траектории формирования их готовности к выбору профессии;

2) эффективность реализации модели будет обеспечена выполнением следующих педагогических условий: реализацией учебного курса «Психология личности и профессиональное самоопределение» для довузовской подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ в сочетании этого курса с дисциплинами адаптационного и предметно-образовательного циклов довузовской подготовки; дифференциацией профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ по виду и степени ограничений их здоровья, уровню начальной подготовки и мотивации профессионального самоопределения; обоснованием и реализацией системы взаимодействия субъектов довузовской подготовки, принимающих участие в процессе профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ.

В исследовании использовались следующие методы: теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и нормативной литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование, аналогия, сравнение; эмпирические - накопление фактов (наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, изучение документации и продуктов деятельности), диагностические методы (тестирование, экспертное оценивание), качественный и количественный анализ, синтез, аналогия, обобщение, констатирующий и формирующий эксперимент, статистические методы обработки экспериментальных данных, интерпретация результатов эксперимента.

Экспериментальная работа велась на базе Регионального учебно-научного центра инклюзивного образования Челябинского государственного университета в три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий.

Констатирующий этап (диагностический) экспериментальной работы предполагал разработку программы диагностики уровня готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению (критерии, показатели, методы диагностики и математической разработки результатов); обоснование выбора базы опытно-экспериментальной работы, выбора участников экспериментальной работы; выявление исходного уровня готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению на момент зачисления на довузовский год подготовки. На формирующем этапе (поисково-практическом) экспериментальной работы осуществлялось внедрение модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и условий ее реализации. На контрольном (обобщающем) - заключительном этапе эксперимента были даны анализ и сравнительная оценка качественных и количественных изменений уровней готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки.

Итак, по результатам констатирующего этапа эксперимента в соответствии с критериями и уровнями (низкий, средний, высокий) готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению и их показателями был определен начальный уровень готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению. В целом они показали недостаточный уровень такой готовности. Актуальность проблемы формирования готовности к профессиональному самоопределению инвалидов и лиц с ОВЗ и результаты констатирующего этапа эксперимента еще раз подтвердили, что такую готовность необходимо специально формировать, внедряя модель формирования готовности к профессиональному самоопределению инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе с педагогическими условиями ее эффективной реализации.

Формирующий эксперимент протекал в естественных условиях образовательного процесса. Для его осуществления были сформированы ежегодно в течение четырех лет четыре группы: одна контрольная и три экспериментальные. В контрольной группе профориентационная работа осуществлялась целенаправленно, но с применением традиционных методов довузовской подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ и без реализации положений гипотезы.

В первой экспериментальной группе - ЭГ1 - наряду с моделью реализовывалось первое педагогическое условие. Во второй экспериментальной группе - ЭГ2 - наряду с моделью и первым условием было реализовано второе условие гипотезы. В третьей экспериментальной группе - ЭГ3 - модель и все три педагогических условия реализовывались в полном объеме.

Основная цель формирующего этапа экспериментальной работы - изменение ситуации в сторону повышения готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению с помощью внедрения модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и условий ее эффективной реализации. Внедрение разработанной нами модели и педагогических условий ее реализации проходило в несколько этапов: нормативно-правовой, научно-методический, организационный, внедренческий, коррекционный, результативно-оценочный.

Содержанием нормативно-правового этапа является формирование нормативно-правового поля организации экспериментальной работы. На научно-методическом этапе разрабатывалось научно-методическое обеспечение внедрения модели и комплекса педагогических условий, как то: анкета для изучения готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению, учебная образовательно-реабилитационная программа по дисциплине «Психология личности и профессиональное самоопределение», профессиограммы направлений подготовки вуза. На организационном этапе осуществлялась подготовка к внедрению модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и эффективных условий ее реализации: составлен план по внедрению модели и педагогических условий ее реализации; разработана обобщенная методика диагностики выделенных критериев и показателей готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению, а также критериально-уровневая шкала сформированности готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению, позволяющая оценивать показатели; отобраны формы и методы профориентационной работы, способствующие развитию качественных новообразований, в совокупности приводящих к готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению. На этом же этапе определялись функции и формы направлений работы основных специалистов ­- субъектов довузовской подготовки, участвующих в процессе профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ОВЗ. Внедренческий этап предполагал внедрение модели и осуществление всей совокупности выделенных педагогических условий. На пятом - корректировочном этапе - при необходимости осуществлялась корректировка профессионального выбора инвалидов и лиц с ОВЗ. В случае, если профессиональный выбор на данном этапе не выявлял осознанности, самостоятельности, адекватности, в период довузовской подготовки проводилась его корректировка. Результативно-оценочный этап завершал внедрение модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и педагогических условий ее реализации, производилась оценка результатов. На заключительном этапе формирующего эксперимента был проведен итоговый покритериальный срез.

Представим результаты изменений, произошедших в процессе экспериментальной работы по числу инвалидов и лиц с ОВЗ (в процентном отношении к их общему числу), достигших высокого уровня показателей готовности. В таблице пред­ставлена сравнительная характеристика изменений уровней готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе экспериментальной работы (КО - когнитивно-образовательный критерий, КП - когнитивно-профессиональный критерий, М - мотивационный критерий, Д - деятельностный критерий).

Обобщенная характеристика изменений уровней готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе экспериментальной работы

Уровни

Низкий (в %)

Средний (в%)

Высокий (в%)

Крите­рии

КО

КП

М

Д

КО

КП

М

Д

КО

КП

М

Д

нулевой срез

45,6

59,6

29,6

63,3

35,9

26,3

33,7

23,1

18,5

14,1

36,7

13,6

 

КГ

19,0

50

11,1

57,7

38,8

25

42,7

15,4

42,2

25

46,2

26,9

 

ЭГ-1

16,7

33,3

11,1

27,8

44,4

44,4

33,3

50

38,9

22,3

55,6

22,2

 

ЭГ-2

12,5

25

6,3

12,5

43,7

43,7

24,9

50

43,8

31,3

68,8

37,5

 

ЭГ-3

11,8

0

0

5,9

35,3

47,1

29,4

35,3

52,9

52,9

70,6

58,8

Покритериальный анализ динамики формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению за период формирующего эксперимента показывает, что в процессе опытно-экспериментальной работы уровень готовности к профессиональному самоопределению у инвалидов и лиц с ОВЗ становился выше, и его повышение находилось в прямой зависимости от соблюдения выделенных педагогических условий. Без реализации предложенной модели уровень готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению менялся незначительно. Введение дополнительных условий существенно повысило результаты. Причем в период реализации всех предложенных нами условий результаты выше, чем в период проверки каждого условия в отдельности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что экспериментальная проверка модели формирования готовности инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки и предложенных педагогических условий подтверждает эффективность проведенной экспериментальной работы и правильность основных положений гипотезы.

Рецензенты:

Мартынова Е.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.

Репин С.А., д.п.н., профессор, декан факультета психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.