Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PROBLEM OF FORMATION IN RUSSIA HUMANISTIC CULTURE IN EARLY XXI CENTURY

Dolinina I.G. 1 Polyakova N.A. 2
1 Perm national research polytechnic university
2 Perm State Academy of Art and Culture
Статья посвящена проблеме определения путей формирования гуманистической культуры студентов в условиях трансформации ценностных ориентаций современного российского общества. Авторы размышляют над созданием принципиально нового образовательного пространства за счет привлечения достижений русской классической и современной культуры, а также апробацией новых форм и методов развития современного гуманистического сознания обучающихся (студентов). Решение проблемы предусматривает диагностику, коррекцию и моделирование ситуации в сфере современного гуманитарного образования с точки зрения нравственных ценностных ориентиров современной российской молодежи. Описываются факторы, влияющие на гуманистическую культуру молодежи.
The article is devoted to the definition of ways of forming the humanistic culture of students in the conditions of transformation of value orientations of modern society. The authors are working on the creation of fundamentally new educational space by bringing the achievements of Russian classical and modern culture, as well as testing of new forms and methods of modern humanistic consciousness of young people. The study provides a diagnosis, correction and simulation of the situation in the sphere of modern liberal education from the standpoint of moral value orientations of modern Russian youth. It describes factors affecting the humanistic culture of youth.
humanistic culture
contemporary literature
values formation
education levels
criteria
Преобразование общества связано с активизацией деятельности по развитию духовного облика человека, по формированию его социально значимых нравственных качеств. Не решив этой задачи, невозможно рассчитывать на достижение позитивных результатов в решении экономических, социальных, межнациональных, экологических, внешнеполитических проблем. В настоящее время существует недостаточно, на взгляд авторов, осознаваемая острая социальная потребность в высокоразвитой нравственной культуре людей, которая призвана стать важной частью духовного возрождения общества.

Целью осуществляемых социальных преобразований и необходимым условием благополучия граждан является гуманизация общества, то есть его направленность на осуществление духовно-нравственных потребностей человека. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости начала нового этапа нравственной истории общества, формирования новой концепции морали, суть которой заключается в практическом осознании той истины, что среди ценностей человека самой важной является право на достойную жизнь.

В современных философских работах Л.П. Буевой, Т.П. Фролова, Э.Н. Егоровой, М.А. Кирьязевой, Э.А. Бирюковой подчеркивается значимость гуманизации личности, обосновывается изменение содержания внутренней духовной культуры человека вместе с развитием общества, видоизменением этического идеала; утверждается, что если ранее основой нравственной культуры в нашей стране провозглашалось марксистско-ленинское мировоззрение, то теперь ее основу составляют общечеловеческие ценности; подчеркивается ценность формирования нравственной культуры для развития самой личности.

В научных исследованиях, начиная с середины 90-х годов, гуманизация образовательного процесса рассматривается с позиции формирования культуры личности как качественной характеристики социального субъекта на той или иной стадии его развития (Е.В. Боголюбов, Э.В. Соколов, Н.В. Фролова), основанной на прочном фундаменте гуманистического мировоззрения (В.М. Коротов, В.М. Рогова).

Опираясь на философские, социологические и психологические исследования, педагогическая наука все активнее ищет пути формирования гуманного человека. При этом она использует многовековые традиции прогрессивной зарубежной и русской классической педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев, Л.Н. Толстой). Их усилиями созданы концепции целей и средств воспитания гуманного человека в детстве; они были едины в стремлении защитить и утвердить человеческое достоинство, свободу, индивидуальность, найти пути гуманизации общества и условий человеческого существования. Представители прогрессивной зарубежной и русской классической педагогики стремились воспитать гуманного человека в деятельности, видели возможность приобщения к общечеловеческим ценностям новых поколений в процессе воспитания.

Значительный вклад в решение проблемы гуманизации подрастающего поколения внесли труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого. Их исследования заложили фундамент теории и практики основ нравственного воспитания школьников, раскрыли сущность и особенности формирования чуткого к человеческой жизни человека, придавая особое значение в этой работе активной позиции личности ребенка. Труды В.А. Сухомлинского, соединившего теорию и практику гуманистического воспитания, являются важным руководством в формировании нравственных качеств подрастающего поколения, в том числе гуманистической культуры личности. Также теория и методика гуманизации личности ребенка опирается на научные труды Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, И.А. Каирова, И.С. Марьенко, Т.Е. Конниковой, И.Ф. Харламова. Эти ученые разработали теоретические и методологические основы нравственного воспитания подростков в различных видах деятельности.

Работы педагогов 60-70-х годов методологически ориентированы на реализацию принципа гуманизма в советской школе в контексте идей всестороннего формирования личности в коллективе и классового подхода к воспитанию (Н.И. Болдырев, С.Ф. Збандуто, Т.Е. Конникова и др.). Выдвинув задачу гуманизации личности ребенка, эти педагоги представили диагностические методики по выявлению развития такого морального качества, как гуманность, развили технологию его формирования, но не показали систему работы в целом.

Представление об отдельных сторонах сложного процесса воспитания гуманности у учащихся дают диссертационные исследования: если в 50-е годы особо исследуется идеологическая и политическая стороны ее содержания (А.Д. Митрофанова, С.Ф. Збандуто); в 60-70-е годы - гуманистические отношения, чувства, убеждения детей разных возрастов и процессы организации их воспитания в различных типах школ и коллективов (К.М. Аргеткина, Т.Е. Конникова, А.В. Тихонова, JI.В. Руднева). В 80-е годы идет поиск эффективных путей и средств воспитания социалистической гуманности у учащихся на примере деятельности общественно-политических организаций (Н.Ф. Буганова, Г.М. Трифачева).

Принципиальное значение для разработки проблемы формирования гуманистической культуры личности имеют работы 3.И. Васильевой, В.Г. Иванова, Ф.К. Мухаметзянова, в которых устанавливается тесная зависимость между гуманистическими взглядами, представлениями, чувствами, убеждениями, гуманным поведением и качествами личности. В педагогических исследованиях выявляются общие условия воспитания гуманности как сложной личностной характеристики, состоящей из совокупности компонентов и качеств.

«Чрезмерный государственный акцент на политизацию педагогики привел (по мнению известных ученых Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского) к нарушению гуманистического характера воспитания. Они обращают внимание на необходимость дальнейшего осмысления проблемы гуманистического воспитания детей» [5].

В 90-е годы в связи с кардинальными общественными изменениями образовательная деятельность начинает оцениваться с позиции общечеловеческих ценностей.

Анализ специальных работ последних лет показывает, что исследовались различные аспекты проблемы формирования гуманности как качества личности: сущность, содержание, методы, принципы и формы ее воспитания (К.В. Гавриловец, А.В. Кикнадзе, Н.И. Гуслякова, Н.М. Трофимова).

Большую роль для характеристики процесса гуманизации личности имеет теория зависимости между нравственным поведением и сознанием (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.Г. Якобсон, Д.Б. Эльконин), учет возрастных особенностей в этом процессе (Л.И. Божович, Н.Д. Левитов, Б.С. Брагусь).

Проблема формирования гуманистическрй культуры имеет, помимо педагогического, и культурологический аспект. В исследованиях 2010-х годов  делается попытка определения специфики современной культуры в связи с изменившейся картиной мира: «В последнее время, в связи со стремлением постиндустриального общества к потреблению и удовлетворению в первую очередь материальных нужд, актуализировалось представление о культуре, связанное с ее духовной функцией. Речь, таким образом, идет об интеллектуальной и эстетической сферах человеческого бытия, причем в их «высоком» варианте, предложенном еще Цицероном, который понимал культуру как возделывание души человека. В ХХ веке эту концепцию развивали М. Арнольд, О. Шпенглер, Ф. Теннис, Д. Андреев.

С другой стороны, с точки зрения позднее развившейся цивилизации понятие культура является гораздо более широким и включает в себя совокупность моделей поведения, форм искусства, ценностей, убеждений, институций и других продуктов труда и мысли, передаваемых социально. В таком понимании культура равна, по сути, образу жизни (Н. Данилевский, Э. Маркарян)» [3].

Для нашего исследования принципиальным является «современный подход к культуре, который исключает иерархию культур, хотя нельзя игнорировать, что особенно в России распространено представление о культуре как совокупности высших достижений, эталонов и образцов, это некий предел, которого нужно достичь. Нет ни хорошей, ни плохой культуры, ни высокой, ни низкой, есть культура, обладающая определенными признаками или свойствами, она всегда самобытна и не зависит от внешней оценки» [2].

Анализ результатов педагогических исследований последних лет свидетельствует о том, что педагогической наукой получены данные, раскрывающие сущность отдельных компонентов гуманистической культуры личности: гуманных отношений, гуманистических убеждений, гуманистических чувств, гуманистической направленности, гуманистических качеств. Изучены взаимосвязь этих компонентов между собой, своеобразие их развития на различных возрастных этапах, выявлены и обоснованы условия воспитания и формирования с учетом возрастных особенностей детей, но, однако, проблема формирования гуманистического сознания не является решенной. Одна из причин - недостаточное внимание к результатам воспитательного процесса в среде высшего образования. Обзор научных исследований по проблеме ярко демонстрирует их направленность на общеобразовательный процесс, при этом проблема нравственного воспитания в вузах остается недостаточно изученной.

Научные исследования, посвященные гуманизации образовательного процесса, рассматривают проблему с позиции формирования культуры личности как качественной характеристики социального субъекта на той или иной стадии его развития (Е.В. Боголюбов, Э.В. Соколов, Н.В. Фролова), основанной на прочном фундаменте гуманистического мировоззрения (В.М. Коротов, В.М. Рогова). Необходимость исследования вопросов гуманизации образования вызвана новой морально-психологической обстановкой в обществе, в развитии которой приоритетное значение в настоящее время отводится общечеловеческим ценностям, где гуманизм является ядром и связующим центром. Проблема превращения общечеловеческих ценностей в основу морали общества и норму нравственности его членов приобрела сегодня приоритетное значение.

Сейчас наблюдается резкая трансформация социально-нравственных и эстетических эталонов и ориентиров, которые по отношению к конкретному человеку выступают в качестве силы, оказывающей влияние на развитие личности. В обществе наблюдаются тревожные симптомы таких явлений, как дестабилизация экономики и падение жизненного уровня, обеднение морально-психологического облика, равнодушие. Они несут в себе опасный потенциал социальной и нравственной деградации личности юных граждан. На фоне попыток ревизии исторического прошлого просматривается неадекватная оценка отечественного культурно-исторического наследия.

Для современного российского общества в начале XXI века развитие гуманизма особенно актуально в связи c прогрессирующими негативными тенденциями:

  • Отсутствие устоявшейся системы индивидуальных и общественных ценностей;
  • «Гуманистический характер образования», декларированный в «Законе об образовании РФ», не наполнен теоретическим и практическим содержанием, нет системы гуманистического просвещения;
  • Разрыв между конституционно-правовым статусом гуманизма как ценностным ядром государственного строя и нерелизуемостью аксиологического подхода в образовании;
  • Воздействие нигилизма, абсентеизма, коммерциализации и других негативных процессов на образование;
  • Участившиеся нарушения принципов светскости государства и отделения церкви от государства и школы.

В этой связи степень охвата основных аспектов заявленной проблемы представляется недостаточно полной. Дальнейшая перспектива и углубление рассматриваемой проблемы могут быть связаны с исследованием путей и средств интеграции педагогической среды, разработкой федеральных стандартов, обеспечивающих формирование гуманистической культуры граждан, выработкой рационального компонента содержания образования, совершенствованием механизмов управлением процессов образования и воспитания молодежи.

Формирование гуманистической культуры предполагает развитие способности к сознательному принятию или отвержению требований социальной группы, с которой взаимодействует молодой человек на основе сопоставления с системой ценностей. При этом независимость и самостоятельность суждений и поступков должна сочетаться со способностью согласовывать позиции и организовывать на этой основе сотрудничество, а не в силу давления и ущемления интересов и прав.

Рецензенты:

Бурдина С.В., д.фил.н., профессор кафедры русской литературы ПГНИУ, г. Пермь;

Калашникова Е. М., д.фил.н., профессор кафедры философии и общественных наук, ПГГПУ, г. Пермь.