Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE RESEARCH AREAS OF THE LABORATORY OF DIDACTICS OF RURAL SCHOOLS

Gusev D.A. 1 Frolov I.V. 1 Artyukhin O.I. 1
1 Arzamas branch of the NNGU
В статье представлены материалы исследования по проблемам образовательной деятельности сельской школы России конца XX начала XXI веков, которые нашли своё отражение в работе научной лаборатории дидактики сельской школы Арзамасского филиала ННГУ. Раскрыты сущность и содержание основных научных направлений деятельности лаборатории в исторической ретроспективе. Приведены результаты работы лаборатории, освещаемые на проводимых ею научно-практических конференциях и семинарах различного статуса. Более подробно описывается одно из научных направлений лаборатории, раскрывающее педагогический потенциал народного прикладного творчества в образовательно-воспитательном пространстве сельской школы. Статья посвящается основателю и до последних лет жизни заведующему научной лабораторией дидактики сельской школы, Заслуженному работнику высшей школы Российской Федерации, доктору педагогических наук, профессору М.И. Зайкину.
The article presents the study on educational activities in rural schools of Russia in the late XX early XXI centuries, which are reflected in the work of the scientific laboratory of didactics of rural schools, Arzamas branch of Nizhny Novgorod state University. The essence and content of the main research directions of the laboratory activity in a historical retrospective. The results of the laboratory covered in its ongoing scientific and practical conferences and seminars of different status. Described in more detail one of the scientific directions of the laboratory, revealing the pedagogical potential of folk applied arts in educational space of a rural school. The article is devoted to the founder and to the last years of his life the head of the research laboratory of didactics of rural schools, Honored worker of higher school of Russian Federation, doctor of pedagogical Sciences, Professor M.I. Zaykin.
folk crafts
results of operations
research areas
laboratory of didactics of rural schools
Научно-практическая лаборатория дидактики сельской школы была открыта в 1987 году при Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П. Гайдара (ныне Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского) и Горьковском отделении педагогического общества Российской Федерации.

Основателем и руководителем лаборатории до последних лет жизни являлся Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор Михаил Иванович Зайкин. За двадцать семь лет преданного труда, на благо сельской школы, он подготовил целую плеяду учеников, состав которых позволил со временем основать научную школу. Научные направления, заложенные в свое время профессором М.И. Зайкиным, продолжает реализовывать новый состав научной лаборатории дидактики сельской школы, большую часть которого составляют его ученики.

Результаты работы научной лаборатории дидактики сельской школы были многократно представлены в ходе организации и проведения семинаров для сельских школ различных регионов Российской Федерации (Архангельская обл., Кировская обл., Нижегородская обл. и др.). Успешная реализация в лаборатории научных направлений по актуальным проблемам сельской школы сопровождалась организацией и проведением на базе ВУЗа таких Всероссийских научно-практических конференций как: «Совершенствование преподавания математики и физики в сельской малокомплектной школе», «Вариативное образование на селе: Актуальные проблемы организации, содержания и технологии обучения», «Сельская школа как региональный образовательно-культурный центр» (2000); «Профильная сельская школа: модели, содержание и технологии обучения» [16], «Сельская школа: вопросы профилизации образования» [17], «Сельская школа в контексте интеграционных процессов в образовании» [18], «Современный учитель сельской школы России» [19] и др.

Результаты исследования и их обсуждение

За время функционирования лаборатории дидактики сельской школы сложились определенные научные направления ее деятельности. С момента основания и до 1991 года лаборатория проводила научные исследования по направлению «Подготовка учителя к работе в сельской малокомплектной школе». В эти годы членами лаборатории разработаны научно-педагогические основы подготовки будущих учителей к работе в специфических условиях малокомплектных сельских школ; разработана система спецкурсов по актуальным проблемам обучения и воспитания сельских школьников [8].

Направление «Технология обучения в малочисленных классах сельских школ» реализовывалось лабораторией в период с 1990 по 1994 годы. По этому направлению были созданы научные основы гибкой технологии обучения в классах с малой наполняемостью, разработаны концептуальные и методические основы дифференцированного обучения сельских школьников [10; 11].

Следующий период деятельности лаборатории (1994-1999 гг.) был связан с таким направлением, как «Углубленное изучение предметов на основе внутриклассной дифференциации». По данному направлению члены лаборатории особое внимание уделяли концептуальным и методическим аспектам организации углубленного изучения предметов на основе внутриклассной дифференциации. Практическим выходом этого направления является разработанный и внедренный в учебный процесс многих сельских школ учебно-методический комплекс для углубленного изучения математики и физики в русле обозначенного подхода [9].

Очередное направление научной деятельности лаборатории было связано с реализацией идеи многоуровневого подхода к регионализации содержания образования в сельской школе. Разработана экспериментальная программа начального музыкального образования, созданы основы художественно-эстетического воспитания сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства, что стало результатом деятельности лаборатории по направлению «Регионализация содержания образования в сельской школе» в период (1998-2002 гг.) [4; 5; 7; 14; 20; 22; 23].

Направление «Профильное обучение учащихся сельских школ на основе внутриклассной дифференциации» реализовывалось в лаборатории в период с 2002 по 2006 гг. В процессе реализации этого направления лабораторией: разработаны концептуальные основы ресурсного обеспечения профилизации образования на селе, предложена модель сельской школы с профильным обучением на основе внутриклассной дифференциации, разработано и внедрено в учебный процесс сельских школ методическое обеспечение для профильного обучения математике и физики на основе внутриклассной дифференциации [12; 13; 15; 25; 26; 27; 29].

Разработка дидактических основ обучения учащихся в виртуальном классе,  создание методического обеспечения для подготовки сельских школьников к выпускным экзаменам по математике с использованием информационно-коммуникационных технологий в рамках оригинальной информационной среды дополнительного образования сельских школьников явилось результатом работы лаборатории в направлении «Технологии дистанционного обучения учащихся сельских школ» в период (2007-2010 гг.) [3; 21; 24].

С 2011 года и по настоящее время лабораторией ведется работа по направлению «Технологии профессиональной подготовки будущих учителей сельских школ» [1; 2; 28]. Исследования по данному направлению проводятся тремя научно-исследовательскими коллективами лаборатории, каждый из которых ведут работу по индивидуальным направлениям научных исследований в рамках общей темы, это:

- «Информатизация образовательной среды сельской школы» (в рамках данного направления ведется работа по созданию методической базы для осуществления подготовки сельских школьников к ЕГЭ по математике на базе виртуального класса; разрабатывается инструментарий для работы в формате виртуальной школы по подготовке сельских школьников к математическим олимпиадам);

- «Технологии профильного обучения в сельской школе» (разрабатывается дидактическая система по формированию специфических профессиональных компетенций у будущих учителей физики сельской школы посредством курсов по выбору);

- «Подготовка студентов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами регионального декоративно-прикладного творчества».

В данной статье остановимся более подробно на последнем из выше представленных направлений. За время реализации направления «Подготовка студентов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами регионального декоративно-прикладного творчества» созданы электронная медиатека и электронный каталог декоративно-прикладного творчества сельских школьников, раскрывающие системное представление о наличии народного прикладного творчества и его педагогическом потенциале в образовательно-воспитательном пространстве сельских школ Арзамасского и Дивеевского районов Нижегородской области. Разработанные материалы позволили прийти к выводу о том, что во многих образовательных организациях, расположенных в сельской местности, ведется работа в области декоративно-прикладным творчеством, но только она носит в большинстве своем ситуативный характер. Опыт сельских школ с народным художественно-эстетическим уклоном позволил систематизировать работу в данной области и подготовить выше описанные методические материалы в помощь сельскому завучу, учителю и учащемуся, что в дальнейшем позволило усовершенствовать учебно-воспитательный процесс многих сельских школ, в результате чего значительно изменилось их отношение к занятиям народным прикладным творчеством.

В целях повышения значимости народного прикладного творчества в воспитании сельских школьников, а также в целях стимулирования учащихся, проживающих в сельской местности, к занятиям прикладным искусством лабораторией в течение пяти лет реализуется проект - Открытый фестиваль-конкурс декоративно-прикладного творчества сельских школьников «Возвращение к истокам».

Анализ результатов фестиваля-конкурса позволил сделать следующие выводы: с каждым годом расширяется география участников, представляющих различные районы Нижегородской области;  увеличивается число участвующих образовательных учреждений; число конкурсантов и их художественных руководителей с каждым конкурсом растет; качественнее и интереснее становятся детские работы; с каждым годом увеличивается число художественных техник, в которых выполняются детские работы [6].

Эти результаты наглядно представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сводная статистика результатов Регионального фестиваля-конкурса

декоративно-прикладного творчества сельских школьников «Возвращение к истокам»

Вахтеровский фестиваль-конкурс «Возвращение

к истокам»

I фестиваль-конкурс

II фестиваль-конкурс

III фестиваль-конкурс

IV фестиваль-конкурс

V фестиваль-конкурс

Сводный результат фестиваля-конкурса

Год проведения

2011

2012

2013

2014

2015

2011-2015

Кол-во учреждений Нижегородской области

21

24

25

33

46

149

Кол-во МБОУ СОШ Нижегородской области

19

21

22

29

38

129

Кол-во МБОУ ДОД Нижегородской области

2

3

3

4

8

20

Кол-во районов Нижегородской области

3

3

8

8

14

36

Кол-во творческих работ

160

142

52

82

106

542

Кол-во

конкурсантов

110

155

58

92

125

540

Кол-во худож. техник /

направлений

12/4

19/5

23/6

50/8

48/9

Более 50/9

Можно отметить также большую заинтересованность педагогов учреждений сферы основного и дополнительного образования Нижегородского региона в решении вопросов возрождения, сохранения и развития культурных национальных традиций отдельно взятых населенных пунктов, расположенных в сельской местности.

Представленные на конкурс детские творческие декоративно-прикладные работы подготовлены обучающимися совместно с родителями и педагогами. Этот триединый неразделимый тандем «обучающийся-родитель-педагог» нашел свое воплощение в научно-творческом проекте - фестиваль-конкурс декоративно-прикладного творчества сельских школьников «Возвращение к истокам», решающий многие просветительские задачи, заявленные, как в программах Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, так и в требованиях, определяемых «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025». Данные документы свидетельствуют о том, что полноценное воспитание личности связано с достижением высокого уровня развития культуры межэтнических отношений, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры; воспитанием бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, выражающемуся, в частности, в народном декоративно-прикладном творчестве.

Заключение

Таким образом, ретроспективный анализ результатов исследовании по проблемам образовательной деятельности сельской школы России конца XX начала XXI веков, которые нашли своё отражение в работе научной лаборатории дидактики сельской школы Арзамасского филиала ННГУ показывает, что выбор научных направлений был связан с основными изменениями, происходящими в образовательной системе сельской местности, а иногда опережавших их. Можно сказать, что их ценность связана также и с изначально верным предопределением, которое способен уловить только талантливый ученый, каким являлся профессор М.И. Зайкин.

Формат взаимодействия научной лаборатории дидактики сельской школы Арзамасского филиала ННГУ и организаций основного и дополнительного образования районов Нижегородской области по народному прикладному творчеству выбран правильно и пользуется в регионе большой популярностью. Привлечение внимания к декоративно-прикладному творчеству через организацию подобных проектов, несомненно, способствует сохранению и развитию русской народной культуры, а также мотивирует обучающихся и обучающих к дальнейшим творческим идеям, к массовому культивированию народного декоративно-прикладного творчества в сельских образовательных организация основного и дополнительного образования. Разработанные нами материалы, их анализ, внедрение в образовательно-воспитательную практику сельских школ, результаты фестиваля-конкурса «Возвращение к истокам» направлены на раскрытие педагогического потенциала народного прикладного творчества в образовательно-воспитательном пространстве школы и ВУЗа.

Рецензенты:

Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «НГПУ им К. Минина», г. Н. Новгород;

Быстрицкая Е.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «НГПУ им К. Минина», г. Н. Новгород.