Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE RIGHT OF EVERY PERSON TO HEALTH AND MEDICAL CARE

Pashina I.V. 1 Simonyan R.Z. 1
1 Kursk state medical University, Ministry of health of Russia
В статье рассматриваются права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, на оказание своевременной медицинской помощи, а также на получение достоверной информации о состоянии здоровья. Охрана здоровья граждан является одной из социальных ценностей современного цивилизованного общества, величайшим общественным и личным благом и богатством, одной из основ национальной безопасности страны. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
The article discusses the rights of citizens to health protection and medical care, the provision of timely medical care, and to obtain reliable information about the condition. Protecting the health of citizens is one of the social values of modern civilized society, the greatest public and personal benefit and wealth, one of the foundations of national security of the country. Everyone has the right to medical care in the guaranteed amount provided without charge in accordance with the programme of state guarantees of free rendering to citizens of medical care, as well as to receive paid medical services and other services, including in accordance with the contract of voluntary medical insurance.
health insurance
health system
medical care
health protection
citizens rights
Здоровье граждан является одной из социальных ценностей современного общества, величайшим общественным и личным благом и богатством, одной из основ национальной безопасности страны. Становление, развитие и реализация конституционного права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь объективно отражают конкретно-исторические процессы укрепления демократических основ государства. Сохраняя здоровье индивидуума в частности и популяции в целом, мы закладываем фундамент будущего нашей страны, его благополучия и процветания.

Цель нашей работы: выявление актуальных проблем по вопросам оказания полной и своевременной медицинской помощи, изучение права граждан на получение достоверной информации о состоянии здоровья.

В ходе исследования мы использовали аналитический подход в изучении Гражданского кодекса Российской Федерации, Декларации прав человека и Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь - общепризнанная норма международного законодательства, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12). Принципы и порядок осуществления охраны здоровья и медицинской  помощи определяются Основным Законом страны -  Конституцией РФ (ст. 41), Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 г., Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в РФ от 29 ноября 2010 г. и  постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [5]. Под охраной здоровья граждан понимается комплекс мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского характера, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В настоящее время происходит значительное увеличение части населения, нуждающейся в правовой и социальной поддержке со стороны государства, что требует сохранить, а вместе с тем существенно увеличить объем гарантий по реализации конституционных прав. Следует констатировать резкое ухудшение состояния здоровья населения, несмотря на достигнутый в последние годы прогресс в области медицины, что обусловлено снижением качества жизни населения, состоянием окружающей среды. Несомненным подтверждением нерешенности многих государственных задач в области здравоохранения являются: рост социально значимых заболеваний и болезней (наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, венерических заболеваний, онкологических и аллергических заболеваний), сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, деформация демографического и социального состава населения, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства. В связи с этим охрана здоровья граждан является одним из приоритетных направлений государственной политики [1].

Одним из приоритетных инструментов реализации права охраны здоровья граждан является  профилактика инфекционных, неэндемических и  профессиональных болезней. К группе основных профилактических мер относится программа формирования здорового образа жизни, в том числе программа снижения потребления алкоголя, лечение табачной зависимости, борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ, ранний скрининг хронических заболеваний, всеобщая диспансеризация населения.    

Одним из инструментов реализации профильных программ является организация центров здоровья [3]. Основная задача центров здоровья - выявление факторов риска заболеваний, разработка индивидуальной программы оздоровления, профилактическая разъяснительная работа и скрининг соматической патологии.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» [4] Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака [2].

Права на охрану здоровья обеспечиваются также охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта и отдыха, воспитанием и обучением граждан, производством и реализацией качественных продуктов питания.

Важной конституционной гарантией права на охрану здоровья является запрет на сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При утрате трудоспособности граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, и оплату пособия по временной нетрудоспособности. Гражданам предоставляется бесплатная медицинская помощь. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Законодательством Российской Федерации предусмотрено два вида такого страхования - обязательное и добровольное. Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Перечень некоторых видов оказываемой гражданам бесплатной медицинской помощи предусматривается Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», расширен перечень бесплатных видов медицинской помощи гражданам. Наряду с мерами федерального Правительства Закон предполагает утверждение и реализацию территориальных программ, гарантирующих оказание государством гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Согласно Закону гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания такой помощи.

Но рост патологий и очередей вынуждает людей обращаться к частнопрактикующим врачам. Об этом говорит рост частных кабинетов и медицинских центров. В частном звене люди сталкиваются с «проблемой выбивания денег». Например, врачи любого звена руководствуются при обследовании и лечении патологий стандартами медицинской помощи.

Зачастую больницам не предоставляется возможность реализовать полный объем медицинской помощи, прописанный в стандартах.

В частной клинике весь объем стандартов ложится на плечи самих пациентов. У пациентов складывается такое мнение, что частнопрактикующие врачи лечат и обследуют лучше, чем в государственных клиниках. Хотя зачастую это одни и те же врачи, работающие с утра в поликлинике, а вечером в частном кабинете.

Таким образом, назрела необходимость пересмотреть существующие стандарты с точки зрения их реализации в конкретных условиях, сделать их более эффективными и осуществимыми.

Вывод

 Несмотря на то что каждый имеет право на медицинскую помощь, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования,  основным приоритетом  должна  оставаться профилактика заболеваний и активная роль в ней  конкретного человека. Профилактика существенно сокращает прямые и косвенные затраты на лечение и реабилитацию населения и таким способом высвобождает значительный объем средств, необходимый для нужд здравоохранения.

Дальнейшее развитие активной социально-политической деятельности на национальном и региональном уровнях будет способствовать реализации прав граждан на сохранение и укрепление здоровья - главного богатства нашего общества.

Рецензенты:

Сидоров Г.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой «Общественное здоровье и здравоохранение» ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет», г. Курск;

Бровкина И.Л., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой спортивной медицины и лечебной физкультуры ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет», г. Курск.