Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE GENESIS OF SPORTS AND RECREATIONALS ACTIVITIES IN THE MODERN PRESCHOOL EDUCATION

Voloshina L.N. 1 Panasenko K.E. 1
1 Belgorod National Research University
In article results of research of modern trends of development of sports and recreational activities in preschool education. The algorithm for the analysis of parameters characterizing the sports and recreational activities, classification of tendencies of its development. To identify trends of development of sports and recreational activities in a modern pre-school education an analysis of the essence of the category «sports and recreational activities»; analysis of the factors characterizing the state of sports and recreational activities in preschool education – health status of preschool children, the directions of modernization of preschool education, the process of socialization-individualization preschoolers; identified qualitative indication of orientation sports and recreational activities in the modern preschool education.
sports and recreational activities
preschool education
trends of development of sports and recreational activities

Перед образовательной организацией сегодня стоит сложная и важная задача, заключающаяся в обеспечении права каждого человека на образование, приоритет жизни и здоровья человека, свободное развитие личности.

Среди факторов, способных улучшить здоровье населения, особое место отводится физкультурно-оздоровительной деятельности. В современном дошкольном образовании физкультурно-оздоровительная деятельность проявляет себя неотъемлемым компонентом организации жизни детей в целом и развития личности каждого ребенка. При этом внимание педагогов дошкольных образовательных учреждений акцентируется на использовании целостного потенциала физической культуры. Однако, как показали исследования Т.Д. Волосниковой, О.В. Демидович, Л.В. Кривошей и собственные, современная ситуация развития дошкольного образования отрицательно сказывается на реализации мер по охране и укреплению здоровья детей. Авторы отмечают несогласованность действий участников педагогического процесса в комплексном сопровождении дошкольников, их недостаточную компетентность в выполнении функций здоровьесбережения; декларативность провозглашения принципа гуманизации; недостаточное обеспечение психоэмоционального комфорта и двигательной активности ребенка в образовательном учреждении и семье [6].

На необходимость совершенствования физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании указывали в своих исследованиях Т.Д. Волосникова [3], М.С. Леонтьева [7], В.Г. Макаренко [8] и др.

Поэтому весьма актуальным является выявление инновационных тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании, сущности, механизмов и концептуальных оснований, вызывающих эти изменения.

Цель исследования

Выявить и научно обосновать современные тенденции развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании.

Методы исследования

Теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия.

Обсуждение результатов исследования

Для обстоятельной аргументации тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании рассмотрим понятие «тенденции».

В Большом энциклопедическом словаре тенденция - это направление развития какого-либо явления, мысли, идеи [2]. В работах отечественных педагогов (Е.П. Белозерцева, И.Ф. Исаева и др.) тенденция в образовании понимается как направление преобладающего его развития, ее основой служат положения о соотношении объекта и субъекта, стихийного и сознательного в социально-педагогических процесса, о противоречиях как источниках развития системы образования и саморазвития человека [1, 4].

Классификация тенденций включает следующие виды тенденций: по масштабности - глобальные и страновые; по длительности - краткосрочные и долгосрочные; по фазам развития - зарождающиеся, установившиеся, завершающиеся [4].

С целью выявления тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании нами был проведен анализ сущности категории «физкультурно-оздоровительная деятельность», а также анализ параметров, характеризующих состояние физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников; выявлены качественные признаки направленности физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании.

Анализ сущности категории «физкультурно-оздоровительная деятельность» позволил нам выделить несколько основных подходов:

1) форма человеческой деятельности, которая направлена на формирование здорового индивида;

2) деятельность, направленная на улучшение физического состояния и здоровья;

3) сознательно регламентированная двигательная активность, которая направлена на развитие и совершенствование собственного здоровья и бережного отношения к нему [5].

При этом физкультурно-оздоровительная деятельность дошкольников может быть рассмотрена как форма активности, направленная на преобразование субъектом собственного здоровья, здоровья окружающих и достижение позитивных результатов, реализующей потребности субъектов в движении, в здоровом образе жизни.

Анализ параметров, характеризующих состояние физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников, показал, что современные тенденции развития физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании определяются рядом факторов. Во-первых, резким ухудшением здоровья дошкольников. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и показатель общей заболеваемости детей (0-14 лет) увеличился на 8%. При этом на первом месте - болезни органов дыхания (53,8%), на втором - болезни органов пищеварения (6,0%) [5].

Во-вторых, на них влияют изменения, происходящие в процессе модернизации дошкольного образования: личностно-ориентированный характер образовательной деятельности, гуманизация, фундаментализация, индивидуализация, непрерывность, гармонизация, многоуровневость и др. [5].

В-третьих, интенсивно идет процесс воссоединения изначальных гуманитарных и утилитарных начал в физической культуре, когда к блоку физических качеств, двигательных способностей и знаний добавляются потребности, мотивы, интересы, особенности, на основе которых должна происходить социализация-индивидуализация ребенка.

Рассмотрим их влияние на физкультурно-оздоровительную деятельность в современном дошкольном образовании.

Реализация идей гуманизации в физкультурно-оздоровительной деятельности предполагает учет интересов личности. Ее деятельностный характер предполагает необходимость соединения теоретических знаний с практическими потребностями, ценностными ориентациями.

Условием реализации идей фундаментализации является необходимость внедрения инноваций, современных научных открытий в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения. Фундаментализация знаний о физическом развитии ребенка и развитии его личностных качеств в области охраны и укрепления здоровья должна быть заложена в основу организации физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании.

Условиями реализации идей индивидуализации являются постановка оптимальных целей, выбор средств, отвечающих возможностям и состоянию здоровья ребенка-дошкольника. Практическая реализация данной тенденции находит отражение в индивидуальных картах - прогнозах физического воспитания и развития ребенка.

Гармонизация в дошкольном образовании предполагает отбор физических упражнений с учетом их эффективности для комплексной реализации задач образовательного процесса.

Условиями реализации идей многоуровневости в физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении являются создание многоуровневых образовательных программ для дошкольных учреждений, предшкольного, школьного и дополнительного физкультурного образования, разработка технологии реализации физкультурно-оздоровительной деятельности на разных уровнях.

Процесс воссоединения гуманитарных и утилитарных начал отражается в качественных признаках направленности физкультурно-оздоровительной деятельности. Их анализ показал, что в настоящее время ориентиром для практической деятельности дошкольного образовательного учреждения является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию [9].

В соответствии с ФГОС ДО в структуру образовательной программы дошкольного образования входит образовательная область «Физическое развитие». Содержание образовательной области направлено на совершенствование функциональных возможностей детского организма; приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующего правильному формированию опорно-двигательной системы организма (выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений; приобщение к некоторым доступным видам спорта; овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)). В обобщенном виде можно констатировать, что комплексная реализация этих задач обеспечивает целостный процесс социализации-индивидуализации личности ребенка в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Современные образовательные программы («Детство», «От рождения до школы», «Истоки» и др.) приведены в соответствии с ФГОС ДО, и их изучение позволяет выделить общие тенденции изменений в образовательной области «Физическое развитие»:

1) изменение содержательного смысла физического развития, его направленность на ребенка как на целостную личность, субъект образовательного процесса;

2) направленность программ на формирование потребности в здоровом образе жизни, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;

3) осуществление всех сторон воспитания в единстве с физическим; интеграция видов деятельности, комплексно-тематические, технологические принципы реализации образовательных областей;

4) соответствие форм, методов и средств физического развития психофизиологическим особенностям и своеобразию развития ребенка в разные периоды дошкольного детства;

5) организация обучения физическим упражнениям в рамках специфических для дошкольников видов деятельности, ориентация в этом направлении на ведущую игровую деятельность;

6) предоставление права педагогическому персоналу на совершенствование традиционных, создание новых методик оздоровления, физического развития с учетом региональных особенностей и традиций, отвечающих требованиям гуманизации и демократизации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Как показали наши исследования, стремление в современном дошкольном образовании сформировать ребенка как субъект социального мира побуждает ученых, педагогов-практиков искать возможные механизмы развития у ребенка-дошкольника позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности. Физкультурно-оздоровительная деятельность объединяет интересы мира взрослых и детей, имеет четкую структуру, которая включает в себя информацию, модели взаимодействия в освоении техники, модели организации игрового пространства.

Осваивая физические упражнения, спортивные игры, ребенок знакомится с двигательными образцами как сверстников, так и взрослых, осваивает двигательный опыт, вступает в межличностные взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, овладевает техникой, проявляет активность, интерес, инициативу. Все это создает предпосылки развития позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности.

Для представителей субъект-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн) развитие личности дошкольника связывается с активностью самого ребенка и способах его общения в системе «взрослый - ребенок - сверстники», «взрослый - развивающая среда - ребенок». На наш взгляд, именно в физкультурно-оздоровительной деятельности, освоение которой начинается в период дошкольного детства, создаются благоприятные условия для такого взаимодействия.

Однако, как показывает анализ современных исследований, одной из сущностных проблем формирования позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности является то, что в условиях дошкольных учреждений компоненты деятельности оказываются разделенными между педагогом и ребенком. За педагогом - мотивационный и целевой компонент, за ребенком - освоение компонентов реализации, т.е. освоение способов действий.

Одной из проблем организации физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании является диагностика физического развития и физической подготовленности дошкольников. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены требования к освоению образовательной программы, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Однако целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей; они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; не могут служить непосредственным основанием для оценки качества образования. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для индивидуализации образования, т.е. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития; для оптимизации работы с группой детей [9]. До настоящего времени остается открытой проблема разработки показателей эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Педагогам дошкольных образовательных учреждений на практике сложно провести диагностику физической подготовленности детей, соотнести достигнутые результаты с нормой. Это вызывает необходимость разработки показателей мониторинга освоения детьми содержания образовательной области «Физическое развитие», результативности физкультурно-оздоровительной деятельности в целом. Кроме того, в современном дошкольном образовании идет постепенное смещение акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки достижений ребенка. На наш взгляд, сегодня педагогу крайне необходим инструментарий, чтобы выстраивать индивидуальную траекторию физического воспитания и развития ребенка, позволяющий объективно оценить характер и результативность педагогических воздействий. В оценке результатов физического воспитания и развития, на наш взгляд, нецелесообразно совсем отказываться от традиций стандартизированного теста, поскольку он позволяет получить объективную информацию о развитии каждого ребенка и определить индивидуальные перспективы развития.

Выводы

Таким образом, современные тенденции развития физкультурно-оздоровительной деятельности обусловлены рядом факторов: резким ухудшением здоровья дошкольников, изменениями, происходящими в процессе модернизации дошкольного образования, воссоединением изначальных гуманитарных и утилитарных начал в физической культуре. Представленные тенденции по масштабности охватывают всю систему дошкольного образования в России, имеют долгосрочный характер, по фазе развития их можно отнести к установившимся. Они обусловлены противоречиями, имеющими место в современной системе физического воспитания дошкольников, и общими направлениями модернизации образования в стране.

Современные тенденции развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании вызывают необходимость поиска новых средств, методов, форм взаимодействия, обеспечивающих формирование у растущего человека позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности: умения принимать и ставить цель деятельности, планировать и поэтапно осуществлять целостный процесс деятельности до получения результата и оценки его качества, овладение культурой деятельности.

Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ № 15-06-10569 «Социализация-индивидуализация детей дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности»

Рецензенты:

Бусловская Л.К., д.б.н., профессор, профессор кафедры педагогики и методики начального образования факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород;

Кондаков В.Л., д.п.н., профессор кафедры физического воспитания факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.