Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INDUSTRIAL PARKS: AN ANALYSIS OF TERRITORIAL ACTIVITY

Averkin M.G. 1 Kryukova T.M. 2 Mednikov O.A. 3
1 Academy of labour and social relations of the Nizhny Novgorod branch
2 Nizhny Novgorod state technical University named after R. E. Alekseev
3 Nizhegorodskiy state University. N. And. Lobachevsky
In the current study, the role of industrial parks in the development of industry and economy in General, as the basis for improving their competitiveness. The analysis of the activity of industrial parks in 2013 in the country. The main factors accelerating the development of industries in 2013. Determined the importance and necessity of industrial parks in the creation of attractive conditions for investors. Considered Brownfield and Greenfield projects, the successful functioning of which increases statistical indicators on commissioned and under construction of industrial parks. It shows that modern current trends of development of the branches are the result of market regulation to ensure its growth at the expense of the most cost-effective and commercially attractive business models and project types. Based on data presented concludes that the successful development of industrial parks is possible using administrative regulation and public – private partnerships.
public-private partnerstvo
regions
investors
placing industrial Park
Distrito Federal
industrial parks

Формат индустриальных парков являет­ся эффективным инструментом повышения конкурентоспособности региональной экономики, способствующим созданию новых рабочих мест, снижению импортозависимости, привлечению новых инвестиций, созда­нию стабильно комфортной деловой среды, повышению интеллектуального потенциала, а также увеличению налоговых поступле­ний в бюджеты всех уровней.

Если рассматривать индустриальный парк таким, каким он должен быть соглас­но западным критериям, то он обладает набором отличительных признаков, которые создают благоприятные условия для развития промышленности, а именно:

1. Земля принадлежит управляющей компании или арендуется ею, и существу­ет план развития территории;

2. Присутствует качественная инженерная инфраструктура, управляющая компания помогает резидентам подключаться к коммуникациям, обеспечивает охрану территории, пожарную безопасность и т.д.;

3. Управляющая компания помогает резидентам организовать свой бизнес, обладая определенными полномочиями по размещению объектов в пределах индустриального парка и выступая посредником между инвестором и региональной администрацией;

4. Управляющая компания оказывает инвесторам набор деловых услуг (секретарские, курьерские, логистические, бухгалтерские, поиск персонала и т.д.);

5. Управляющая компания согласовывает проекты зданий, управляет строительными проектами, предлагает в аренду собственные здания на территории парка [1].

Сегодня основная идея многих реализу­емых проектов создания индустриальных парков заключается в достижении эффек­та синергии от размещения в одном месте схожих или вертикально интегрированных производств, а также связанных сервисов и научно-исследовательских центров. Нали­чие у индустриального парка определенной специализации, размещения на его терри­тории предприятий из одной или смежных отраслей – одно из главных преимуществ проекта.

Промышленная политика должна быть нацелена на поддержание и стимулирование наиболее приоритетных направлений развития промышленного производства, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий региона на внешнем и внутреннем рынках и служащих своеобразными «точками роста» для остальных отраслей региональной экономики. Однако такие приоритетные направления первоначально должны быть определены каждым ведущим предприятием самостоятельно в процессе целенаправленной работы по поиску и выбору наиболее эффективной стратегии выхода на устойчивое развитие. Задачей же региональных органов власти является окончательное ранжирование приоритетных направлений в развитии промышленного производства, с целью их поддержки со стороны региона в соответствии с имеющимися возможностями на данный период времени и перспективу [3].

В течение 2013 года отрасль индустриальных парков демонстрировала мощный рост. За прошедший год были заявлены около 50 новых проектов в разных регионах Российской Федерации, больше половины из которых на сегодняшний день реализуются. Значительная часть новых проектов заявлена в регионах, прежде не имевших собственных индустриальных парков: на Дальнем Востоке (Приморский край, Хабаровский край, Республика Якутия), в Сибири (Республики Тува, Хакасия, Томская, Омская области), в Уральском федеральном округе (Челябинская, Оренбургская, Свердловская области), в Северо-Кавказском федеральном округе (Республика Дагестан, Чеченская Республика, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия).

Рис. 1. Динамика развития отрасли индустриальных парков по типам проектов

По данным Ассоциации индустриальных парков за 2013 год, значительно выросло количество как действующих проектов – с 36 до 45, так и находящихся в стадии строительства – с 44 до 56. Всего за прошедший год появился 21 новый индустриальный парк, а общее число парков увеличилось с 80 до 101. Вместе с количественным ростом заметно расширилась и география отрасли – с 33 регионов в 2013 году до 40 в 2014 году.

Рис. 2. Динамика роста ключевых показателей отрасли

Индустриальные парки появились как в новых регионах – «Черногорский» в Хакасии, «Авангард» в Хабаровском крае, «Узловая» в Тульской области, так и в регионах – лидерах по развитию отрасли – «Огорь» и «Обнинск» в Калужской области; «Пикалево», «М10», «Южные ворота», «Левобережный» в Ленинградской области; «Развитие» в Татарстане.

Другим подтверждением высокой динамики роста отрасли за прошедший год является сравнительная оценка валовых показателей развития индустриальных парков. По основным из них – земельные площади, размещенные компании-резиденты и созданные рабочие места – наблюдается рост, составляющий 10–20 %. Особенно впечатляющим выглядит увеличение количества созданных рабочих мест на территории индустриальных парков: с 56 тысяч до 71 тысячи.

Главным импульсом ускорения развития отрасли в 2013 году явилось широкое признание исключительной важности индустриальных парков в создании привлекательных условий для компаний-инвесторов. Повышенное внимание к индустриальным паркам со стороны бизнеса, а также федеральных и региональных органов государственной власти задало высокие темпы развития, для поддержания и наращивания которых необходима дальнейшая планомерная созидательная работа государства и общества.

В 2014 году, как и в 2013, среди индустриальных парков по форме собственности преобладают частные проекты. При этом динамика развития показывает, что государственные и частные парки сохраняют свои доли в общем количестве существующих проектов на рынке. Примерное соотношение, составляющее 60 % частных на 40 % государственных проектов, наблюдалось в 2013-м и сохраняется в 2014 году.

Без существенных изменений остаются также пропорции типов проектов индустриальных парков в текущем году.

Рис. 3. Форма собственности и типы индустриальных парков

Brownfield- и Greenfield-проекты сумели «нарастить» статистику по введенным в эксплуатацию и строящимся паркам. Обращают на себя внимание более быстрые темпы роста Greenfield-парков: из 21 нового проекта 17 являются парками Greenfield-типа.

Текущая тенденция развития отрасли является следствием рыночного регулирования, которое обеспечивает рост за счет наиболее рентабельных и коммерчески привлекательных бизнес-моделей и типов проектов.

Развитие и поддержка программ по реконструкции и реиндустриализации старых промышленных зон, в том числе в моногородах, позволит в будущем существенно увеличить долю парков Brownfield-типа в общей структуре отрасли.

На сегодняшний день из 101 действующего и проектируемого индустриального парка более половины (57 парков) являются членами Ассоциации индустриальных парков. По состоянию на июнь 2014 года 24 из них имеют сертификат действующего или проектируемого индустриального парка. Высокая доля вступивших в ассоциацию и получивших сертификацию парков позволяет НП «АИП» проводить комплексную работу с органами государственной власти, иностранными и отечественными инвесторами, институтами развития в интересах значительной части участников рынка, а также иметь наиболее полное представление о структуре и ключевых характеристиках существующих в Российской Федерации индустриальных парков.

В 2014 году индустриальные парки были созданы и создаются на территории 40 субъектов Российской Федерации. Чуть меньше половины из них (46) расположены на территории 4 регионов – в Московской (15), Ленинградской (12), Калужской (11) областях и в Республике Татарстан (8). В остальных 36 регионах число парков не превышает трех.

География размещения индустриальных парков в полной мере отражает рыночные тенденции развития обрабатывающих отраслей промышленности в постсоветский период.

Рис. 4. Индустриальные парки в федеральных округах

Около половины всех существующих парков сосредоточены в регионах Центрального федерального округа, а вместе с Северо-Западным и Приволжским федеральными округами на общей территории локально расположены 87 парков из 101. Слабое развитие отрасли в южных и восточных регионах требует специального подхода к экономическому и инвестиционному развитию этих территорий.

Локализация отрасли характеризуется высокой территориальной концентрацией и неравномерным развитием как на региональном уровне, так и на уровне федеральных округов. Несмотря на высокие темпы развития и расширение географии отрасли, выйти на уровень равномерного пространственного развития пока не представляется возможным.

К сожалению, на сегодняшний день форсированное развитие индустриальных парков вне пределов Европейской части России возможно только при активном участии и всесторонней поддержке государства.

Действующие Brownfield-парки равномерно представлены в диапазоне производственных площадей, составляющих от 20 до 650 тысяч м2. Наиболее многочисленная группа проектов (9) обладает площадями до 100 тысяч м2.

Рис. 5. Общая площадь Brownfield-парков (слева) и Greenfield-парков (справа)

Среднее значение по отрасли – 208 тысяч м2. Суммарные площади в действующих Brownfield-парках, по оценке ассоциации, составляют около 4 млн м2.

Парки Greenfield-типа демонстрируют четкое разделение в отрасли на три вида проектов – малые парки (10–250 га), средние парки (400–700 га) и парки-гиганты (1 000–2 000 га). Тенденция к такому разделению прослеживается как среди действующих парков, так и среди строящихся. По количеству проектов преобладают малые парки – 56 из 75 проектов. Среднее значение размера индустриального парка по действующим проектам составляет 553 га, по проектируемым – 265 га.

Рис. 6. Доля занятых площадей в действующих парках

С одной стороны, в сравнении с прошлым годом наблюдается более ровная заполняемость Greenfield-проектов, с другой стороны, средние значения по обоим типам проектов снизились на 5–10 %, что связано в первую очередь с появлением существенного количества новых действующих индустриальных парков. Несмотря на интенсивное развитие отрасли, сохраняется равномерное распределение индустриальных парков по величине заполненности. С учетом «возрастного» разделения, график заполняемости в полной мере подтверждает экономическое обоснование сроков реализации проектов индустриальных парков, составляющих от 7 до 12 лет.

На практике привлекательными для ин­весторов оказываются регионы, в которых местные органы власти проводят после­довательную политику, направленную на поддержку развития индустриальных пар­ков. В основе ее лежит понимание того, что налоговые льготы представляют собой не упущенную выгоду на фоне необходимости пополнения бюджета, а стимул для разви­тия в регионе промышленности, налоговые поступления от которой в результате будут во много раз больше объема первоначаль­ных бюджетных «потерь». За последние годы количество таких регионов возросло, поскольку очевидно, что нечеткая систе­ма льгот, бюрократические препятствия на пути к эффективной с налоговой точки зрения реализации инвестиционного про­екта и непрозрачность административных процедур отрицательно сказываются на ре­зультате любых многообещающих законо­дательных инициатив.

Проведенный анализ подтверждает, что сегмент индустриальных парков будет активнее развиваться там, где прилагаются энергичные системные усилия по формиро­ванию благоприятных административных, институциональных, организационных и финансовых условий. Именно такие реги­оны получат наибольший положительный экономический и социальный эффект от создания на своей территории индустри­альных парков, а также ощутимый прирост привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов [2].

Рецензенты:

Лаврентьев В.А., д.э.н., профессор кафедры экономики и управления Нижегородского государственного Лингвистического университета им. Н.И. Добролюбова, г. Нижний Новгород;

Богатырев А.В., д.э.н., доцент кафедры экономики Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.