Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRUCTURE AND CONTENT OF COMPETENCE IN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES OF FUTURE MUSIC TEACHERS

Lavina T.A. 1 Kosolapov E.G. 1
1 FGBOU VPO « Chuvash State Pedagogical University I.Y. Yakovlev»
This article details the structure and content of ICT-competencies that should be formed in the preparation of music teachers in secondary educational institutions. Analyzed teacher professional standard, approved by the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation; highlighted areas in which to apply the potential of information and communication technologies; based on the scientific work of leading scientists in the field of informatization of education is derived detailed definition of the concept of ICT - competence; described direction and professional activities to be considered in the preparation of teachers of music; affected by the modernization of teaching systems, teacher training, as part of the informatization of education; considered the criteria of formation of the ICT competence of the teacher of music.
information and communication technologies
informatization of education
competence in the field of information and communication technologies
training in information and communication technologies
training of music teachers
Информатизация образования декларируется сейчас как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования, она ведет к изменению роли учителя, к появлению новых методов и организационных форм осуществления образовательного процесса. Кроме того, стремительно развиваются и сами информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), среди которых особое место занимают программы, позволяющие обрабатывать аудио-информацию, а также музыкальные инструменты, сопрягаемые с компьютером. Поэтому в настоящее время особое место в образовательном процессе педагогического колледжа уделено процессу формирования у будущего учителя  (в том числе и учителя музыки) компетентности в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности). Это позволяет реализовывать поставленные перед учителем музыки цели и задачи современного образования, такие как: личностно-ориентированное обучение музыке, формирование и развитие творческих, исследовательских способностей, развитие образного мышления, формирование компетенций в области ИКТ и т.д.

В стандарте педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [4], выделено особое внимание проблеме формирования ИКТ-компетентности учителя.

В общественном обсуждении концепции и содержания профессионального стандарта учителя профессиональная ИКТ-компетентность  понимается как квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо. В приложении № 1 данного общественного обсуждения приведены подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций, которыми должен владеть педагог.

Проанализируем  данный профессиональный стандарт с точки зрения подготовки учителей музыки в среднем учебном заведении.

Учитель музыки, музыкальный руководитель, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050130 Музыкальное образование [5], должен обладать компетенциями, соответствующими направлениям своей профессиональной деятельности. Музыкальный руководитель должен определять задачи и цели уроков музыки и музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях, составлять их план; устраивать организацию и проведение музыкальных занятий и музыкального досуга в учреждениях дошкольного образования. В данные компетенции входит определение и оценка результатов музыкального образования детей и обучения музыке, анализ  уроков музыки и досуговых мероприятий. Он должен осуществлять грамотное составление и ведение документации, обеспечивающий высокий уровень процесса подготовки дошкольников в области музыки. Помимо этого, музыкальный руководитель выявляет одаренных детей и оказывает им педагогическую поддержку.

Подготовка учителя музыки в педагогическом колледже предполагает обучение таким видам профессиональной деятельности, как [2]:

  • Исполнение произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
  • Аккомпанирование детскому составу исполнителей.
  • Аранжировка произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся.

С точки зрения методической составляющей профессиональной деятельности учителя музыки в период обучения  должен научиться:

  • Составлять учебно-тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом вида образовательного учреждения, особенностей возраста, группы/класса, отдельных детей.
  • Создавать в кабинете предметную развивающую среду.
  • Систематизировать педагогический опыт, обосновывать выбор методов и средств собственной педагогической практики.
  • Выбирать учебно-методический комплект и разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом типа и вида образовательного учреждения, особенностей возраста, группы/класса и отдельных воспитанников/обучающихся.

Можно сделать вывод, что выпускник педагогического колледжа, обучающийся по основной образовательной программе «Музыкальное образование», должен быть готов к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности:

  • Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях.
  • Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных учреждениях.
  • Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность.
  • Методическое обеспечение процесса музыкального образования.

Неотъемлемой частью информатизации образования является модернизация учителем методических систем обучения на основе возможностей информационных и коммуникационных технологий [3].  В данных условиях важным является обучение студентов навыкам пользования информационными и коммуникационными технологиями в своей предметной области; использование электронных образовательных ресурсов и экспертной оценки их качества;  использование средств автоматизации  информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением; реализацию потенциала распределенного информационного ресурса; самостоятельного освоения методик применения информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе; осуществление психолого-педагогической диагностики и тестирования, оценки знаний и умений учащихся с использованием средств автоматизации.

Опираясь на научные работы таких ученых, как Босова Л.Л., Зимняя, И.А. Хуторский А.В., Роберт И.В., Байденко В.И., Шилова О.И. и др., нами определено понятие компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий.

Компетентность учителя в области информационных и коммуникационных технологий  - это сложная личностно-профессиональная характеристика, включающая мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный и рефлексивно-проектировочный компоненты, обеспечивающие гибкость и готовность учителя адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, а также перемещать идеи из области информатики и информационных технологий в другие области знаний и стремиться к творческому самовыражению с использованием возможностей ИКТ.

Опишем более подробно критерии (мотивационный, когнитивный и процессуальный) сформированности ИКТ-компетентности учителя музыки.

Мотивационным  критерием сформированности ИКТ-компетентности будут выступать потребности к получению знаний, умений и навыков, к непрерывному образованию и самообразованию в области ИКТ, интерес к изучению возможностей применения ИКТ для: автоматизации процессов преподавания музыкальных дисциплин, ведения учета успеваемости учащихся, подготовка учебных материалов в цифровом виде и др.

Когнитивный критерий предполагает наличие знаний возможностей использования стандартного и специализированного программного обеспечения в соответствии с целями и стратегией подготовки будущих учителей музыки.

Процессуальный критерий определяется умениями и навыками использования ИКТ в образовательной деятельности в зависимости от выполняемых профессиональных задач учителя музыки.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что процесс подготовки будущего учителя музыки в области ИКТ в педагогическом колледже должен быть направлен на формирование [1]:

  • заинтересованности, осознанной значимостью к изучению и использованию различных ИКТ с целью повышения качества своей профессиональной деятельности;
  • устойчивых потребностей в непрерывном образовании, в том числе с применением дистанционных технологий, самообразовании в области использования ИКТ;
  • устойчивого интереса к изучению возможностей ИКТ и применения их для автоматизации процессов преподавания музыкальных дисциплин, ведения учета успеваемости учащихся, подготовка учебных материалов в цифровом виде и др.;
  • знаний возможностей использования стандартного и специализированного программного обеспечения в соответствии с целями и стратегией музыкального образования;
  • знаний о возможностях использования различных цифровых аудиоредакторов («Sony Sound Forge», «Adobe Audition») для создания и редактирования звуковых файлов, цифровых нотных редакторов («GNU LilyPond», «NtEd») для набора нотного текста;
  • знаний о возможностях стандартного программного обеспечения, в том числе  текстовых, табличных, графических редакторов для различной обработки профессионально-значимой информации в аспекте эффективной подготовки учителей музыки;
  • знаний о возможностях использования специализированного программного обеспечения («Sony Sound Forge», «Adobe Audition», «NtEd») в своей профессиональной деятельности;
  • умения и навыки использования ИКТ в образовательной деятельности в зависимости от выполняемых профессиональных задач учителя музыки;
  • навыками работы с  различными цифровыми аудиоредакторами («Sony Sound Forge», «Adobe Audition») для создания и редактирования звуковых файлов, цифровыми нотными редакторами («GNU LilyPond», «NtEd») для набора нотного текста;
  • умений работать со стандартным программным обеспечением, в том числе, текстовыми, табличными, графическими редакторами для различной обработки профессионально-значимой информации в аспекте подготовки будущих учителей музыки;
  • умений работать со специализированным программным обеспечением («Sony Sound Forge», «Adobe Audition», «NtEd»).

Таким образом, в процессе обучения в педагогическом колледже будущий учитель музыки должен прийти к осознанию того, что в современных условиях компьютеризация музыкальной деятельности - это объективный социокультурный процесс.

В содержание подготовки должны быть включены вопросы, затрагивающие универсальные принципы и способы цифровой записи (оцифровки) и обработки музыкального звука, отображения и моделирования информации, в том числе музыкальной: акустических и интонационных параметров звука, нотного текста, особенностей исполнительской манеры. Студент должен знать технические возможности современного электронного оборудования.

Кроме того, в процессе формирования ИКТ-компетентности студент обучается использованию компьютера для музыкальной аранжировки и сочинения музыки, применению ИКТ в теории музыки (статистические методы музыкального анализа, психоакустические исследования). Будущий учитель музыки обучается созданию и применению электронных учебников, постигает основы дистанционного обучения, учиться применять ИКТ на всех стадиях проведения учебных и внеучебных занятий в образовательном учреждении.

Рецензенты:

Смирнова Н. Б., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой изобразительного искусства и методики его преподавания Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары;

Павлов И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары.