Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE STRUCTURE AND CONTENT OF HIGHER EDUCATIONAL ADAPTED PROGRAMS FOR PEOPLE WITH LIMITED POSSIBLE HEALTH AND DISABLED

Martynova E.A. 1
1 Chelyabinsk State University
Рассмотрен один из наиболее существенных организационно-педагогических аспектов проблемы реализации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательных организациях высшего образования. Это – разработка структуры и содержания адаптированных образовательных программ высшего образования с целью повышения уровня доступности и качества высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов посредством создания специальных условий, необходимых для получения ими высшего образования. В работе рассмотрены критерии адаптированной образовательной программы, принципы ее построения, даны рекомендации по содержанию структурных составляющих программы с тем, чтобы ее освоение могло обеспечить полноценное овладение общекультурными и профессиональными компетенциями по соответствующему направлению подготовки бакалавриата (специальности) выпускниками с ограниченными возможностями здоровья и выпускниками инвалидами. Результат имеет большое социальное и личностное значение – возможность интеграции этих выпускников высшей школы в социальную и профессиональную сферу.
Considered one of the most significant organizational-pedagogical aspects of the problem of inclusive education implementation at the educational organizations of higher education for people with limited possible health and disabled people is discussed in the article. It – development of higher educational adapted programs structure and content with the aim of improving the access and the quality level for people with limited possible health and disabled people through the creation of conditions necessary to pursue their higher education. The paper considers educational adapted program criteria, principles of its construction, gives recommendations on structural elements content in order to its development could provide a complete mastery of common cultural and professional competence in the relevant field of study bachelor’s (specialists) with limited possible health and disabled. The result is of great social and personal value – the integration of these graduates in social and professional sphere.
people with limited possible health
adapted programs
inclusion
higher education
disabled people
competences

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) и  инвалидов осуществляется на основе обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, то есть посредством инклюзивного образования. Основным организационно-педагогическим условием инклюзии является внедрение в образовательную практику адаптированных образовательных программ, то есть программ, адаптированных для обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [5].

Адаптированная образовательная программа высшего образования  (далее - АОПВО) представляет собой комплекс учебно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников с ОВЗ и инвалидов по направлению подготовки (специальности) высшего образования,  включая учебный план, календарный учебный график, рабочие программы модулей (дисциплин), определяет объем и содержание образования по направлению подготовки, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной деятельности, необходимые для обучающихся с ОВЗ и инвалидов. АОПВО должна обеспечить формирование у обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов компетенций, установленных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС ВО) по соответствующему направлению подготовки бакалавриата  (специалитета) [2].

Разработка и реализация АОПВО ориентированы на решение следующих задач: повышение уровня доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидов;   повышение качества высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидов; создание в образовательной организации высшего образования специальных условий, необходимых для получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидов, их адаптации  и социализации;  возможность формирования для них индивидуальной образовательной траектории; создание  в образовательной организации высшего образования толерантной социокультурной среды.

АОПВО, как и все другие образовательные программы, должны  разрабатываться образовательной организацией самостоятельно на основе интеграции ФГОС ВО, базовой образовательной программы высшего образования по соответствующему направлению подготовки (специальности), но  с учетом специальных условий инклюзивного образования. Детальное уточнение требуемых специальных условий инклюзивного образования и внесение их в стандартную структуру базовой   образовательной  программы по  направлению подготовки (специальности) и является основным и наиболее существенным аспектом разработки АОПВО [3].

К таким условиям необходимо отнести следующие положения, которые касаются обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов и которые можно назвать критериями адаптированной программы:

  • наличие адаптационных модулей (дисциплин) в вариативной части образовательных программ, позволяющих индивидуально корректировать нарушения учебных и коммуникативных умений;
  • выбор методов обучения, обусловленный особенностями восприятия информации обучающимися, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения;
  • обеспечение обучающихся печатными и электронными учебными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;
  • выбор мест прохождения практики с учетом рекомендованных медико-социальной экспертизой условий труда, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида;
  • проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений их здоровья;
  • разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и графиков, позволяющих обучаться при различных вариантах проведения занятий: в образовательной организации (в академической группе или индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
  • установление особого порядка освоения дисциплины «физическая культура» на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры;
  • создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидам.

Эти условия должны быть конкретизированы в АОПВО и, как показывает опыт, их  следует варьировать с учетом реальных условий деятельности образовательной организации  в соответствии с образовательными потребностями и ограничениями здоровья обучающихся  с ОВЗ и обучающихся инвалидов. Вариативность АОПВО определяется  необходимостью предоставления возможности обучающимся с ОВЗ и инвалидам учиться по общему учебному плану или индивидуальному учебному плану (и в связи с этим - или  в общие сроки или с удлинением срока обучения в соответствии с ФГОС ВО);  возможности выбора для освоения тех или иных предлагаемых  адаптационных модулей; обеспечения требуемых специальных учебно-методических и компенсаторных технических средств для данного обучающегося с учетом его ограничений здоровья; учета необходимых для него учебно-процессуальных особенностей; а также  использования дистанционных образовательных технологий.

Далее мы рассмотрим  принципы построения структуры и содержания АОПВО, основанные на  предлагаемых дополнениях в разделы базовой образовательной программы подготовки по направлению (бакалавриату, специалитету), которые будут определять ее адаптационные свойства, удовлетворяющие требованиям инклюзии [4].

В части характеристики профессиональной деятельности, обозначаемой в АОВПО, за основу следует брать принцип равноправия, то есть по окончании обучения выпускники с ОВЗ и инвалиды должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в ФГОС ВО видов профессиональной деятельности и к решению всех указанных в них профессиональных задач. Вводить какие-либо дифференциации или ограничения в АОПВО в отношении компетенций и видов профессиональной деятельности выпускников  инвалидов и выпускников  с ОВЗ не допускается. В результате освоения образовательной программы подготовки у выпускника с ОВЗ или выпускника инвалида должны быть сформированы те же общекультурные и профессиональные компетенции, что и у всех выпускников. Исключение каких-либо компетенций из общего перечня в отношении данной категории обучающихся не допускается. Поэтому такие подразделы, как область,  объекты, виды, задачи профессиональной деятельности - полностью включаются в АОПВО из соответствующей базовой образовательной программы высшего образования по направлению подготовки (специальности) высшего образования. Планируемые результаты освоения образовательной программы, оформляемые в форме таблицы соответствия компетенций дисциплинам учебного плана и карты компетенций, также полностью включаются в АОПВО из соответствующей базовой программы высшего образования.

Из документов, определяющих содержание и организацию образовательного процесса, следует внести  изменения в учебный план, который для реализации АОПВО разрабатывается на основе учебного плана соответствующего направления подготовки (специальности) путем включения в вариативную или факультативную часть учебного плана адаптационных модулей (дисциплин), предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ при формировании общекультурных и профессиональных компетенций.

Адаптационные модули предназначены для устранения или минимизации  влияния ограничений здоровья обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов на формирование общекультурных и при необходимости профессиональных компетенций с целью достижения запланированных результатов освоения образовательной программы.

При этом модули (дисциплины), относящиеся к базовой части учебного плана, и  практики являются обязательными для освоения всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидами. Не должно допускаться изъятие из АОПВО каких-либо дисциплин или модулей, практик и процедур итоговой аттестации из числа базовых в отношении обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Адаптационные модули в зависимости от конкретных обстоятельств (количество обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов, их распределение по видам и степени ограничений здоровья - нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания) могут вводиться в учебные планы (как общие, так и индивидуальные учебные планы)  не только как вариативные, но и как факультативные. При этом каждый модуль, в свою очередь, может варьироваться для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, сгруппированных в зависимости от видов ограничений их здоровья.

Педагогическая направленность адаптационных модулей - содействие полноценному формированию у лиц с ОВЗ и инвалидов совокупности компетенций, необходимых для успешного освоения программы подготовки по выбранному направлению. Эти модули «поддерживают» изучение базовой и вариативной части образовательной программы, направлены на адаптацию и социализацию обучающихся с ОВЗ и инвалидов, способствуют их адекватному профессиональному самоопределению, возможности самостоятельного построения индивидуальной образовательной траектории.

Коррекционная направленность адаптационных модулей - совершенствование самосознания, развитие личностных эмоционально-волевых, интеллектуальных и познавательных качеств у обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Существенна и направленность адаптационных модулей на  компенсацию недостатков предыдущих уровней обучения, коррекционную помощь со стороны педагогов специального образования и специалистов сопровождения.

Перечень, количество и содержание адаптационных модулей определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов и их образовательных потребностей. Адаптационные модули не могут быть обязательными, их выбор надо предоставить обучающимся с ОВЗ и инвалидам в зависимости от их индивидуальных потребностей, что и должно быть зафиксировано в индивидуальном учебном плане.  Обучающийся может выбрать любое количество адаптационных модулей - как все, так и ни одного. Но  при этом образовательная организация должна оказать квалифицированное содействие адекватному выбору из числа модулей,  разработанных и предлагаемых на выбор обучающимся с ОВЗ и инвалидам, с учетом оценки особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.  С целью освоения этих модулей целесообразно создание  сводных групп обучающихся с ОВЗ и инвалидов, выбравших тот или иной адаптационный модуль, и соответственная организация расписания занятий для каждой такой группы.

К рекомендуемому перечню  адаптационных модулей можно отнести  модуль «Технологии интеллектуального труда», формирующий способность самоорганизации учебной деятельности с использованием современных образовательных и информационных технологий; модуль  «Средства коммуникации в учебной и профессиональной деятельности», формирующий способность к коммуникации, в том числе с использованием ассистивных и компенсаторных информационных и коммуникационных технологий с учетом ограничений здоровья обучающихся;  модуль «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», формирующий способность адаптироваться к различным жизненным и профессиональным условиям с учетом ограничений здоровья обучающихся (и другие по усмотрению организации).

С целью организации практики обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидам в АОПВО должны быть внесены указания на необходимость учета рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда, а также условие  доступности мест прохождения практики.

При составлении АОПВО необходимо учитывать  особенности их реализации для обучающихся с ОВЗ  и инвалидов, а образовательные технологии использовать с учетом их адаптации для этих обучающихся. Все образовательные технологии рекомендуется применять как с использованием универсальных, так и специальных информационных и коммуникационных средств, в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

В работе преподавателей рекомендуется уделять внимание индивидуальной работе с обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ. Конкретные формы и виды их   самостоятельной работы устанавливаются преподавателем, при этом выбор следует осуществлять с учетом  способностей и особенностей восприятия обучающихся  с ОВЗ и инвалидов. Формы  самостоятельной работы устанавливаются в АОПВО с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге или на компьютере, в форме тестирования, электронных тренажеров и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для консультаций и выполнения заданий.

В рамках АОПВО должна быть реализована дисциплина «Физическая культура». Образовательной организации рекомендуется устанавливать самостоятельно порядок и формы освоения данной дисциплины для обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Рекомендуется в программу дисциплины включать определенное количество часов, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни, технологиям здоровьесбережения с учетом ограничений здоровья обучающихся.  

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливаются в АОПВО образовательной организацией самостоятельно с учетом индивидуальных ограничений их здоровья. Образовательная организация определяет и требования к процедуре проведения государственной итоговой аттестации с учетом особенностей этих процедур для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Текущий контроль результатов обучения рекомендуется регламентировать в АОПВО в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ обучающимися с ОВЗ и инвалидами, выполнения ими индивидуальных работ и домашних заданий или в режиме тренировочного тестирования. Текущий контроль для обучающихся с ОВЗ и инвалидов имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание и внести коррективы в учебную деятельность. Рубежный контроль является контрольной точкой по завершении изучения модуля, дисциплины, раздела, его тем, практики и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и сроки проведения рубежного контроля при разработке АОПВО определяются преподавателем с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рубежный контроль может проводиться в несколько этапов. 

В специальные условия государственной итоговой аттестации, устанавливаемые в АОПВО, могут входить предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, выбор формы предоставления инструкции по порядку проведения государственной итоговой аттестации, формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, письменно на языке Брайля, с использованием услуг ассистента (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), использование специальных технических средств, предоставление перерыва и др. Государственная итоговая аттестация в соответствии с АОПВО для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ может проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий.    

Педагогические кадры, участвующие в реализации АОПВО, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ и инвалидов и учитывать их при организации образовательного процесса, должны владеть педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе с инклюзивными группами обучающихся. К реализации АОПВО рекомендуется привлекать тьюторов, психологов (педагогов-психологов, специальных психологов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения и при необходимости сурдопедагогов, сурдопереводчиков, тифлопедагогов [1]. 

АОПВО должна содержать требование по обеспечению учебно-методической документацией по всем дисциплинам и модулям, обеспечению доступа к информационным и библиографическим ресурсам в сети Интернет для каждого обучающегося с ОВЗ или инвалида. В соответствии с АОПВО каждому из них должно быть предоставлено учебное, методическое печатное и (или) электронное издание по каждому модулю (дисциплине), в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (включая электронные базы периодических изданий).  АОПВО обеспечивается учебно-методической документацией  по всем учебным модулям. Содержание адаптационных модулей рекомендуется размещать в информационно-коммуникационной сети Интернет и (или) локальной сети образовательной организации. В случае указания в АОПВО на применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся с ОВЗ и инвалид  в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде с использованием специальных технических и программных средств, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах модулей (дисциплин), практик. При использовании в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий для обучающихся  с ОВЗ и инвалидов в АОПВО предусматривается возможность приема-передачи информации в доступных для них формах. Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Поэтому в АОПВО следует вносить указание на их обеспеченность печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т. д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации. Для лиц с нарушениями зрения - в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, в форме аудиофайла, в печатной форме на языке Брайля. Для лиц с нарушениями слуха - в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата - в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла. Данный перечень может быть конкретизирован в АОВПО в зависимости от контингента обучающихся.

В АОПВО должны быть отражены требования к ее материально-техническому обеспечению, которое должно отвечать не только общим требованиям, определенным в ФГОС ВО, но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся с ОВЗ и инвалидов. В связи с этим в структуре материально­технического обеспечения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидов должна быть отражена специфика требований к организации архитектурной среды образовательной организации; к организации рабочего места обучающегося; к техническим и программным средствам общего и специального назначения.

Учебные аудитории, специализированные лаборатории должны быть оснащены специальным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья (с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

В характеристику условий реализации АОПВО следует внести дополнительные рекомендации по сопровождению учебного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидов (организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, профилактически-оздоровительное, социальное сопровождение). Также в АОПВО рекомендуется указывать возможности по созданию толерантной социокультурной среды образовательной организации - возможности участия обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в студенческом самоуправлении, в работе общественных организаций, спортивных секциях и творческих клубах; возможности участия обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства.

Таким образом, проведенное нами исследование раскрывает основные критерии адаптированной образовательной программы, принципы ее структурного построения, рекомендации по содержанию структурных составляющих программы с тем, чтобы ее освоение могло обеспечить полноценное овладение общекультурными и профессиональными   компетенциями по соответствующему направлению подготовки (бакалавриата, специальности) выпускниками с ограниченными возможностями здоровья и выпускниками инвалидами. Это способствует их успешной учебе, достижению запланированных компетенций наравне с остальными студентами, а затем и трудоустройству и интеграции в социум в качестве равноправных членов общества, создает предпосылки успешности личностной и жизненной перспективы.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по проектам № 3308 «Научно-методическое сопровождение разработки ПООП по областям образования, в том числе научно-методическое обеспечение разработки и внедрения специальных программ высшего образования, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Рецензенты:

Репин С.А., д.п.н., профессор, декан факультета психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск;

Яковлев Е.В., д.п.н., профессор, проректор по информационным технологиям, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.