Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ADVANCED TRAINING OF TOURISM STAFF WITH THE USE OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES: FROM THE EXPERIENCE OF NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY «BELGOROD STATE UNIVERSITY»

Besedina O.A. 1 Verzunova L.V. 1 Kurilenko N.N. 1
1 National Research University «Belgorod State University»
The article is devoted to the pedagogical support experience of listeners of additional professional programs in conditions of distance and e-learning at Belgorod State University. Pedagogical support is considered as complete system which basis is purposeful, specially organized interactive interaction of lecturer and listener directed to timely, qualified maintenance, assistance throughout all educational process of additional professional programs. Peculiarities of interaction between «listener – learning content», «listener – lecturer » and «listener – listener» are shown in this work. The authors show methodological provision of pedagogical support system at Belgorod State University. The article presents review on University structures, which play an important role in organization and realization of pedagogical support system in conditions of distance learning.
distance educational technologies
advanced training
tourism industry
pedagogical support
listener
lecturer
interaction
Ускорение научно-технического прогресса, развитие новых технологий, а также увеличение объема и разнообразия информации побуждают людей, ориентированных на самореализацию и личностный успех, постоянно учиться, переучиваться и повышать квалификацию. Нацеленность на приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, ориентация на их обновление и развитие, способность к самоизменению и самосовершенствованию  являются важными характеристиками современного человека, а его девизом становится не «образование на всю жизнь», а «образование в течение жизни».

Менеджеры туриндустрии не являются исключением. Постоянные изменения в области законодательства, технологий, туристских формальностей, географии турцентров обуславливают необходимость постоянного пополнения знаний, умений и навыков кадров туриндустрии, повышения их квалификации.

На современном этапе одной из самых эффективных и перспективных форм удовлетворения образовательных потребностей людей является дистанционное обучение с его опорой на новейшие педагогические, информационные и телекоммуникационные технологии. Использование данной образовательной модели позволяет не только решать проблемы обеспечения широкого доступа к образовательным услугам, индивидуализации обучения, но и повышать уровень вариативности и интерактивности образовательного процесса, осуществлять адекватное обновление содержания образования в ответ на требования общества. Но при всех достоинствах дистанционного обучения, всё ещё сохраняется ряд вопросов технического, экономического и педагогического плана, которые нуждаются в дальнейших исследованиях и обсуждении.

Так, при организации повышения квалификации кадров туриндустрии с применением дистанционных образовательных технологий значительное увеличение доли самостоятельной работы, широкое применение технических средств, особенности общения на расстоянии обуславливают необходимость помощи преподавателя, а именно - организацию им соответствующего педагогического сопровождения (Д. Киган, А. Тейт, Д. Сьюарт; В.И. Овсянников, Е.С. Полат). Под педагогическим сопровождением дистанционного обучения мы понимаем целостную систему, базисом которой выступает целенаправленное, специально организованное интерактивное взаимодействие преподавателя и слушателя, направленное на оказание своевременной, квалифицированной поддержки, помощи обучающемуся на протяжении всего учебного процесса по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации [2].

На этапе модернизации системы дополнительного профессионального образования закономерным представляется целенаправленное изучение, объективный анализ и выявление позитивного опыта в области организации педагогического сопровождения слушателей программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализуемых с применением дистанционных образовательных технологий. В рамках данной статьи целесообразно обратиться к опыту Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») как одного из ведущих вузов не только Белгородской области, но и России [1].

Кроме этого, в университете наработан значительный опыт по применению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в системе высшего образования. Еще с 2003 года в университете реализуется программа развития дистанционного обучения, что позволило за этот период создать локальную нормативно-правовую базу, внедрить в процесс подготовки заочников модель организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, создать специализированное структурное подразделение, обеспечивающее техническую и методическую поддержку внедрения дистанционных образовательных технологий, организовать сеть учебно-консультационных центров и т.д. [3].  Если в 2007 году только 5000 студентов обучались по заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, то сейчас это более 24 000 человек.

В настоящее время дистанционные образовательные технологии и электронное обучение активно внедряются в образовательный процесс по дополнительным профессиональным программам. Так, в мае 2015 года завершилось обучение по программе повышения квалификации «Инновации в сфере туризма и гостиничного бизнеса», которая была направлена на совершенствование профессиональных компетенций сотрудников туриндустрии, работников сферы услуг по четырем модулям: инновации в туризме, инновации в гостиничном бизнесе, зарубежный опыт внедрения инновационных технологий обслуживания, финансирование инновационных проектов в туризме и гостиничном бизнесе. Особый интерес у слушателей вызвал последний модуль программы «Финансирование инновационных проектов в туризме и гостиничном бизнесе», рассматривающий следующие вопросы: роль и характер инвестиций в инновационных процессах, бизнес-модели в принятии решений об инвестициях в инновационные проекты туриндустрии, виды бюджетов, показатели эффективности инновационных проектов в туризме и гостиничном бизнесе, продвижение и коммерциализация туристического продукта и гостиничных услуг, инновационное адресное управление туристическим предприятием и т.д.

Рассмотрим более подробно опыт НИУ «БелГУ» по организации педагогического сопровождения слушателей дистанционного обучения на примере данной программы. В основе системы педагогического сопровождения дистанционного обучения НИУ «БелГУ» находится организация самостоятельной интерактивной работы обучающихся со специальными учебными материалами и выполнение ими различных заданий. В университете особое внимание уделяется учебно-методическому обеспечению процесса обучения, его качеству и доступности для каждого слушателя, т.к. эффективность и успешность деятельности преподавателя по реализации системы педагогического сопровождения во многом зависит от организации учебного материала (А.А. Андреев, Е.С. Полат, С.А. Щенников и др.). При отборе и структурировании учебного материала дистанционного курса «Инновации в сфере туризма и гостиничного бизнеса» в НИУ «БелГУ» учитываются следующие аспекты: целевое назначение курса, специфика предмета изучения, уровень подготовки обучаемых, возрастная ориентация обучаемых, особенности технологической базы, на которой будет использоваться учебный курс и т.д. Следует отметить, что в настоящее время ведущими преподавателями, учеными университета разработано более 2500 электронных учебно-методических комплексов, которые доступны обучающимся не только по программам высшего образования, но слушателям дополнительных профессиональных программ [6].

На этапе зачисления на программу повышения квалификации вся система педагогического сопровождения направлена на развитие и максимальное удовлетворение личностных и профессиональных интересов, потребностей каждого обучающегося. На первом очном организационном собрании проводятся следующие мероприятия:

  • непосредственное знакомство обучающегося с группой, профессорско-преподавательским составом, обмен контактной и иной информацией;
  • введение в среду дистанционного обучения: ознакомление с особенностями дистанционного обучения, организацией и структурой программы повышения квалификации, а также самим образовательным учреждением;
  • информирование о способах доставки учебных материалов, технической поддержке, предоставляемой образовательным учреждением, необходимом оборудовании и уровне подготовки обучающегося в области информационно-коммуникационных технологий и др.

После зачисления каждому слушателю предоставляется учебный набор, включающий: пароль доступа к виртуальной образовательной среде, график учебного процесса, расписание аудиторных занятий и консультаций, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, компоненты мультимедийной поддержки, дополнительные учебные и методические материалы и др.

Все перечисленные составляющие нацелены на диалог с обучающимися и способствуют организации их эффективной самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Вместе с тем  оперативное и систематическое взаимодействие обучающихся с преподавателем и друг с другом является фундаментом системы педагогического сопровождения дистанционного обучения в НИУ «БелГУ».

Для организации и поддержания системы педагогического сопровождения дистанционного обучения слушателей дополнительных профессиональных программ в университете применяется интерактивная образовательная среда «Пегас», обладающая широкими информационно-образовательными возможностями и построенная на платформе всемирно известной системы управления образовательным контентом LMS Moodle [5]. С одной стороны, система «Пегас» соответствует мировым стандартам, предъявляемым к системам дистанционного обучения, с другой стороны, она адаптирована к особенностям российского образования. Так обеспечивается доступ к электронным учебно-методическим комплексам, дополнительным образовательным ресурсам, учебно-методической документации; возможность работать с мультимедийными материалами, проходить тестирование, а также взаимодействовать с субъектами системы педагогического сопровождения дистанционного обучения (администратором курса, администрацией вуза, преподавателями, другими обучающимися).

Использование портала дистанционного обучения «Пегас» позволяет максимально удобно для слушателей получать консультации по всем возникающим вопросам, проверять уровень усвоенного материала, осуществлять общение не только с преподавателем, но и другими обучающимися на протяжении всего учебного процесса. Преподаватель проводит лекционные/семинарские занятия/консультации в режиме форума или чата, разрабатывает интерактивные задания и тесты, оценивает выполненные задания, а также получает через сервер необходимую информацию от обучающегося. Иными словами, система «Пегас» основана на постоянном взаимодействии между слушателями и преподавателями и позволяет максимально удобно осуществлять опосредованное общение с преподавателем-консультантом и другими субъектами педагогического сопровождения на протяжении всего образовательного процесса. Помимо опосредованного общения важной составляющей системы педагогического сопровождения дистанционного обучения в НИУ «БелГУ» выступает непосредственное взаимодействие обучающегося с преподавателями и другими слушателями во время очных занятий (семинарских, лабораторных занятий, консультаций). Все формы очных встреч направлены на закрепление теоретического материала, тренировку практических навыков, а также компенсацию недостатка живого общения и др.

Следует отметить, что слушатели программ повышения квалификации имеют доступ к широкому диапазону возможностей, услуг и ресурсов, предлагаемых университетом. Важную роль в системе педагогического сопровождения дистанционного обучения НИУ «БелГУ» играют подразделения, деятельность которых направлена на организацию всесторонней помощи обучающимся.

В структуре университета выделяется специальное подразделение - управление заочного обучения и электронных образовательных технологий, в состав которого входит 3 отдела (отдел дополнительного профессионального образования, электронных образовательных технологий и отдел заочного, электронного обучения) [6]. Специалисты управления занимаются организацией, координацией и содействием деятельности структурных подразделений НИУ «БелГУ», реализующих дополнительные профессиональные программы, разработкой нормативно-правовых и организационно-методических документов, обеспечивающих реализацию системы педагогического сопровождения; координацией взаимодействия структурных подразделений системы ДО; развитием основы (единая информационно-образовательная среда) для функционирования системы педагогического сопровождения дистанционного обучения; реализацией и контролем за системой педагогического сопровождения дистанционного обучения; подготовкой педагогических кадров; осуществлением кооперации с другими образовательными учреждениями для повышения эффективности системы педагогического сопровождения дистанционного обучения и др. [4]. Кроме этого, слушатели могут обратиться за помощью к специалистам научной библиотеки, управления информатизации и центра компьютерного обучения, занимающиеся развитием и поддержкой обучения в режиме он-лайн, а также подготовкой и оказанием помощи в технических вопросах педагогам и обучающимся и др.

Таким образом, все перечисленные составляющие системы педагогического сопровождения слушателей программ повышения квалификации, реализуемых с применением дистанционных образовательных технологий, нацелены на диалог с обучающимися и способствуют организации их эффективной самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Основной целью в организации системы педагогического сопровождения дистанционного обучения в НИУ «БелГУ» - это вера каждого слушателя в том, что он не один со своими вопросами и трудностями, а в любой момент может обратиться за помощью к преподавателю, администраторам курса, ответственным за техническую и организационную поддержку. Кроме этого, у менеджеров туристской сферы появляется уверенность, что повышение квалификации на базе НИУ «БелГУ» - это один из способов обеспечения их карьерного роста, конкурентоспособности на существующем рынке труда, соответствия их профессиональной подготовленности уровню развития науки, техники и экономики.

Исследование выполнено при поддержке гранта Департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области (договор №23-ГВН от 25.11.2014).

Рецензенты:

Исаев И.Ф., д.п.н., профессор кафедры педагогики НИУ «БелГУ», г. Белгород;

Ирхина И.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики НИУ «БелГУ», г. Белгород.