Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Шатохина С.И.

В журналистской практике одной из значимых проблем является проблема начала интервью. Первый вопрос может во многом определить характер всей беседы, расположение героя к общению с журналистом. Необычное начало интервью - это, во-первых, своеобразный катализатор, обеспечивающий мгновенное появление интереса к разговору у интервьюируемого, во-вторых, один из самых эффективных приемов создания интриги, а значит - возбуждения любопытства читателей и привлечения их внимания к персоне журналистского материала. Данная проблема актуальна во всех средствах массовой информации: как в печатных, так и в электронных.

Составление вопросов для интервью, как любой другой творческий процесс, субъективен (а потому загадочен и таинственен), однако он обладает определенными закономерностями, которые мы попытаемся понять, обратившись к материалам нового, но уже достаточно популярного журнала «Gala Биография». Пилотный номер журнала вышел в ноябре 2004 года. В 13 номерах этого ежемесячного издания опубликовано 28 интервью. Рассмотрим, каким образом проблема первого вопроса решается журналистами этого издания. Страницы журнала открывают невидимую нами частичку реальной, обыденной жизни звезд шоу-бизнеса, актеров, модельеров, писателей, кинозвезд, ведущих популярных программ. Мы узнаем о самом сокровенном любимцев публики: об их детстве и детских мечтах, о семье и любимых занятиях, о секретах профессионального мастерства и планах на будущее. Благодаря такому оригинальному способу раскрытия образа героя, «звезды» в глазах читателей становятся обычными людьми со своими достоинствами и недостатками, вредными и полезными привычками. Однако успех проведения интервью, а затем востребованность материала среди широкой аудитории в основном зависит от его начала, то есть от первого вопроса журналиста.

Теория журналистской коммуникации не устанавливает жестких правил, каким должен быть первый вопрос. Есть только общие рекомендации, суть которых сводиться к комплексному учету условий, обстоятельств, целей и задач интервью, характера и личностно-профессиональных особенностей интервьюируемого. Поэтому каждый журналист, опираясь на собственный профессиональный и жизненный опыт, определяет содержание и последовательность вопросов для свого собеседника, а также вопрос, который станет первым. Такой подход используют в своей практике и журналисты рассматриваемого издания.

Проанализировав интервью, опубликованные в номерах журнала «Gala Биография» за ноябрь 2004 - январь 2006 годов, мы выяснили, что первые вопросы можно классифицировать по трем основным группам.

К первой группе относятся вопросы об обыденных вещах, как говорится, полезных для души и для тела. Отдых, развлечения, образ жизни, внешний вид - вот основные предметы содержания таких вопросов.

- Катя, что такое для вас настоящий отдых? (Право на отдых. Интервью с Екатериной Гусевой //Gala Биография. 2005. № 7-8. С.96).

- Вспоминая свое детство, можете сказать, какие у вас были любимые игрушки, игры? (Территория Туты. Интервью с Туттой Ларсен //Gala Биография. 2005. № 11. С.54).

       Во вторую группу можно определить вопросы личного характера, цель которых - узнать о каких-либо переживаниях героя, о волнующих его проблемах, об отношении к высоким чувствам.

- Лариса, изменилось ли у вас с возрастом отношение к любви? («Хочешь, чтобы тебя любили, - люби!». Интервью с Ларисой Гузеевой //Gala Биография. 2005. № 6. С.86).

- Катерина, насколько для вас важно само понятие семьи? Что значит для вас ваша семья? (Баронесса мюзикла. Интервью с Катериной Фон Гечмен-Вальдек //Gala Биография. 2004-2005. №2. С.22).

Вопросы первой и второй групп моментально притягивают внимание аудитории. Таким образом, социальные и статусные расстояния между героем интервью и читателем сжимаются. Мы сравниваем свое видение, свои приоритеты с видением и приоритетами наших кумиров.

Третья группа содержит индивидульно-профессиональные вопросы. Поскольку герои интервью - люди разных профессий, то к каждому из них журналист находит особый подход. Первый вопрос индивидульно-профессионального характера предоставляет читателю самую значимую информацию о том, каким родом деятельности занимается персона интервью. Таким образом, эти вопросы - вызов аудитории. Представители различных социальных слоев, профессий, возрастных категорий, учитывая свои предпочтения, решают, что интереснее для чтения: биография актера или спортсмена.

- Анна, так вышло, что в своей профессиональной деятельности вы пошли по стопам родителей. Ведь ваш отец тоже актер? («Я - человек увлекающийся». Интервью с Анной Тереховой //Gala Биография. 2005. № 3. С.128).

- Дмитрий Александрович, ваш изумительный баритон - это прежде всего природный дар или плод упорного труда? (Дон Жуан из Сибири. Интервью с Дмитрием Хворостовским //Gala Биография. 2005. № 5. С.80).

- Актер Чадов, кто он, откуда? (Легкий человек. Интервью с Алексеем Чадовым //Gala Биография. 2005. № 2. С.20)

- Как началось ваше увлечение модой? (Леди Фуксия. Интервью с Зандрой Роудс //Gala Биография. 2005. № 10. С.74).

- Женя, ваши многочисленные поклонницы называют вас «Ледовым принцем». Вы действительно родились в необычной семье? («Болейте за меня. Я не подведу». Интервью с Евгением Плющенко //GalaБиография. 2005. № 12. С.76).

Совершив исследовательскую экскурсию в начало интервью, опубликованных в журнале «Gala Биография», мы пришли к следующим выводам. Первые вопросы всех проанализированных нами интервью выполняют свою главную функцию - заинтриговать аудиторию. Однако вопросы, отнесенные нами к первой и второй группам, более эффективны, поскольку они сокращают дистанцию между знаменитым человеком и читателем и в свою очередь позволяют журналисту успешнее раскрыть образ своего героя. Интервью, будучи одним из ведущих жанров среди публикаций журнала, благодаря удачно выбранным первым вопросам вносят, на наш взгляд, значительный вклад в рост его популярности в среде читающей публики.