Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

SMARTBOARD – REVOLUTIONARY MEANS OF TEACHING AUDITION ON THE BASIS OF ENGLISH LYRICS MATERIAL

Blieva Zh.M. 1
1 North Oseetian State University after K.L. Khetagurov
В статье представлена идея формирования иноязычных коммуникативных навыков через аудирование на английском песенном материале в контексте мультимедийных технологий. Аудирование по характеру речевого общения, так же как и говорение, относится к видам речевой деятельности, реализующим устное непосредственное общение, и потому требует более эффективных мультимедийных технологий, среди которых достойное место занимает электронная интерактивная доска SMARTboard — неотъемлемый атрибут современного учебного процесса как поле информационного обмена между преподавателем и учащимися, как их живое взаимодействие. Применение интерактивной доски в преподавании иностранных языков в высшей школе для обучения аудированию, тесно связанному с другими видами речевой деятельности, позволяет достичь больших результатов. Работа направлена на повышение эффективности преподавания английского языка.
The paper deals with the idea of forming communicative competences through audition on the basis of authentic lyrics material in the context of the multi-media technologies. Audition, like speech communication, belongs to the kinds of speech activities which realize direct oral communication and, being very important, requires more effective interactive approaches among which SMARTboard takes a worthy place. It is an integrative attribute of contemporary teaching process as a field of information exchange between teacher and student, as their living cooperation of the contemporary educational process. SMARTboard using in teaching foreign languages at higher school for training audition is closely connected with other kinds of speech activities and allows to reach great success. The work is aimed at improving the effectiveness of English language teaching.
SMARTboard
lyrics material
authentic
audition
communicative competences

В российской высшей школе курс иностранного языка включен в образовательные стандарты и обязателен для изучения во всех вузах независимо от их профильной ориентации. Основной задачей обучения иностранному языку является решение коммуникативной задачи,  позволяющей осуществить формирование всесторонне развитой личности через воспитательную, образовательную и развивающую цели, поэтому в одобренной Правительством РФ Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. поставлены новые приоритеты. При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникативными технологиями. Поэтому жить в современном мире сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии. В этих условиях фундаментальное значение имеет процесс информатизации системы образования, в ходе которого происходит движение к современной модели учебного процесса, появляются возможности реализовать новые педагогические задачи, определяющие перспективу развития образования [1].

Поистине революционным изобретением в контексте вышесказанного является интерактивная доска — SMARTboard, использование которой позволяет  сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Больших результатов можно достичь, применяя интерактивные доски в преподавании иностранных языков в высшей школе для обучения аудированию, тесно связанному  с другими видами речевой деятельности. Аудирование и чтение направлены на восприятие и смысловую переработку информации, и этим объясняется общность речевых механизмов, обслуживающих рецептивные виды речевой деятельности. Аудирование и говорение представляют две стороны единого явления, называемого устной речью. Согласно Зимней И.А., одной из отличительных особенностей аудирования как вида речевой деятельности является то, что по характеру речевого общения аудирование, так же как и говорение, относится к видам речевой деятельности, реализующим устное непосредственное общение (хотя информация может передаваться техническими устройствами).

В своей работе мы опирались на теоретические исследования в области  методики обучения аудированию таких отечественных представителей, как  Е. Ильченко, Н.В. Елухина, М.П. Базина, Н.В. Слухина. Методологической основой исследования в области интерактивной доски являются работы С.Г. Коршунова, Л.А. Цветкова, В.П. Подковырова.

Современное коммуникативно-ориентированное обучение в высшей школе готовит учащихся к использованию  иностранного языка в реальной жизни, и в условиях поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования повышается интерес к инновационным мультимедийным технологиям, использование которых способствует эффективности усвоения учебного материала.

Мультимедийные технологии подразумевают использование разнообразных аудиовизуальных и интерактивных средств обучения и оборудования, среди которых достойное место занимает электронная интерактивная доска SMARTboard — неотъемлемый атрибут современного учебного процесса как поле информационного обмена между преподавателем и учащимися, как их живое взаимодействие, постоянный обмен информацией между ними.

Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий, выводя при этом процесс обучения на новый качественный уровень. Этот уровень соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение учащихся, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом [4].

SMARTboard — это альтернатива традиционной доске, которая трансформирует рутинное занятие в более креативное благодаря яркой картинке на экране как способу подачи материала,  повышает мотивацию обучающихся к изучению английского языка и формирует навыки тесного сотрудничества между преподавателем и учащимися. Процесс обучения, сориентированный на формирование навыков чтения, письма,  говорения и аудирования, строится по-новому. Диапазон цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет учителям использовать различные цвета, чтобы указать важные области объектов, выделить их, показать связи между объектами [5].  

Эффективность реализации поставленных задач требует правильного подхода к  подбору нужного материала и использования его в доступной для учащихся форме или использования методических разработок, созданных преподавателем.

Обучение иностранному языку требует реализации многих задач, одной из которых является аудирование. Е.Н. Соловова, А.Н. Щукин и И.Л. Колесникова утверждают, что практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общение на иностранном языке убеждают, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. И.Л. Колесникова, Е.Н. Соловова и О.А. Долгина акцентируют внимание на том, что учащиеся, которых специально не обучают слушанию устной речи, так и не приобретают этого умения. В практике обучения очень часто наблюдаются случаи, когда ученик не может ответить на вопрос потому, что не понял этого вопроса. Нетренированные учащиеся очень плохо понимают рассказ учителя или текст, который записан на кассете. Они обычно требуют многократных повторений, искусственно замедленного темпа речи, совершенно теряются, когда к ним обращается на иностранном языке незнакомый человек [2].

Специально для обучения аудированию и формирования коммуникативных навыков с использованием электронной интерактивной доски нами разработано учебное пособие «English Through the Hits of the 20th Century».

Учебное пособие ставит целью: сформировать навыки аудирования; служить дополнительным материалом для развития грамматических навыков; пополнить словарный запас; сформировать навыки восприятия песенного сленга; повысить мотивацию  к изучению английского языка; трансформировать рутинное занятие в более оживленный, интерактивный процесс.

Учебное пособие состоит из восьми тем (UNITS) и приложений и предназначено для студентов языковых и неязыковых специальностей на этапе бакалаврской подготовки. Песенный материал подобран с учетом изучаемой грамматики  на материале  хитов ХХ столетия, ставших классикой, что дает возможность услышать более чистую по звучанию и более правильную с точки зрения грамматики речь. В этой статье нам хочется поделиться своими идеями на примере песни «The Way You Look Tonight».

UNIT 3    GRAMMAR: SIMPLE TENSES/PRESENT SIMPLE

ROD STEWART  «THE WAY YOU LOOK TONIGT»

Слайд №  1.  Прочитайте информацию о певце и выполните первое задание.

Background Information

Birth name                            Roderick David Stewart.

Also known as                      «Rod the Mod».

Born                                      10 January 1945 North London, England. +

Genres                                   Rock, pop, blues rock, blue-eyed soul, folk rock, traditional pop.

Occupations                          Singer, songwriter.

Instruments                           Vocals, guitar, harmonica, banjo.

Years active                          1964-present.

Labels                                    Mercury, Warner Bros., J Records, Universal Music.

Associated acts                      Shotgun Express, The Steam Packet, The Jeff Beck Group, aces.

I. Заполните пропуски глаголами в соответствующей видовременной форме. Задайте вопросы.

Rod Stewart is a British singer, and songwriter. He was born on 10 January 1945, and  (to raise) _________ in North London. He  (to be) _______ of Scotland and English ancestry. With his distinctive raspy singing voice, Stewart (to come) _______ to prominence in the late 1960s and early 1970s with Jeff Beck Group and then Faces influenced heavy metal genres. He (to sell) _________ over 100 million records worldwide, making him one of the best selling artist of all time.

His family (to be) ______ neither poor nor affluent, and by all accounts Stewart was a spoiled child as the youngest of five children. Stewart (to call) ______ his childhood «fantastically happy» Stewart family (to focus) ____ mostly ____ on football, and Rod was the most talented footballer in the family.

Regarding possible career options, Stewart concluded, «Well, a musician’s life is a lot easier and I can also get drunk and make music, and I can’t do that to play football». He (to plump) ______ for music.

Слайд № 2. Заполните пропуски соответствующим словом из рамки.

By 2002, Stewart had sold over 100 million _______ during his career. Stewart then concentrated on singing 1930s & 1940s pop ______ from the «Great American Song Book» written by songwriters such as Irving Berlin, Cole Porter, and George and Ira Gershwin, with great popular _______. On October 11, 2005, Stewart _______ a Star on the Hollywood Walk of Fame for recording at 6801 Hollywood Boulevard (star number 2093) in Hollywood, California.

He is one of the ________ people in the British music industry having a _____ of $155 million in the Sunday Times Rich _____ of 2011.

 

 Richest, success, standards, received, list, records, fortune.

 

Слайд № 3. Послушайте песню и скажите, о чем она. Подчеркните одну из предложенных тем:1. Weather  2. Love  3. Appearance. Во время второго прослушивания запишите как можно больше знакомых слов.

Слайд № 4. Выберите единственно верную строчку из песни во время очередного прослушивания.

A. 1.Some day, when I am awfully low      

     2.Some day, when I’m awfully slow

     3.Sunday, when I am awfully low

B. 1.You are lovely with your smile so warm      

     2. You are lovely with your eyes so warm      

     3.You’re lovely with your smile so warm  

C. 1.Tear my feelings apart   

     2.Tear my feeling apart   

     3. Tearing  my fears apart

Слайд № 5. Заполните пропуски словами из песни.

1.You’re lovely with your smile________warm

2.And your ________ so soft

3.There is________ but to love you

4.And the way you _______tonight.

5.With each word your tenderness _________

6. Tearing my fears apart

7. And the laugh that ________ your nose

Слайд № 6. Заполните пропуски глаголами в нужной форме.

1.You are lovely never ever ______________                    CHANGED

2.__________ that breathless charm                                    KEPT

3.___________ won’t you please ____________ it            ARRANGED

4.‘Cause I ____________ love you                                      LOVING

5. Just the way you ____________ tonight.                          LOOKED

Слайд № 7. Ответьте на вопросы.

1.What is the weather like when HE’s awfully low?

2. What is soft?

3. What kind of heart does SHE  touch?

4. What does HE ask her to do?

5. What does it grow?

6. What kind of charm does SHE have?

7. What does HE like tonight and why?

Заканчивается прослушивание выполнением заданий:

VIII. Найдите в песне предложения в «Present Simple».

IX.Поделитесь с товарищами в группе своими впечатлениями о песне и манере исполнения певца.

В заключение хочется отметить, что благодаря интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала электронная интерактивная доска превосходит возможности реализации традиционных средств учебного процесса, таких как мел, тетрадь. Она позволяет сочетать разные виды деятельности: обучать аудированию c использованием Flash-анимации с озвученным текстом и многими другими инструментами; формировать грамматические компетенции, составляя различные типы вопросов и предложений, используя разноцветные карандаши, фокусируя внимание обучающихся  при дифференциации глагольных форм, при указании места вспомогательного глагола и т.д.; формировать речевые и письменные  компетенции с использованием наглядного и видеоматериала; сохранить весь материал методически разработанного занятия и выставить в системе Moodle, предоставляя возможность учащимся, пропустившим занятие или неэффективно справившимся во время занятия, поработать самостоятельно, а также использовать его преподавателем по мере необходимости, не создавая все заново.

Рецензенты:

Тахохов Б.А., д.п.н., профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

Райцев А.В., д.п.н., профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.