Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HERMENEUTICA-ORIENTED APPROACH TO SOLVING PROBLEMS OF QUALITY OF EDUCATION IN THE SYSTEM OF SOCIAL MANAGEMENT

Akvazba E.O. 1 Akvazba S.O. 2
1 Tyumen State Oil and Gas University
2 MAEC sch. № 59 Tyumen, Tyumen, Russia
Mainstreaming new approaches to solving the problem of quality management of education in the modern educational organizations due to the presence of specific features, characteristic for the system of management of the educational organization, in particular, secondary school. Research subject: contents, methods, techniques and forms of hermeneutic-oriented management process to improve the quality of education, evaluation criteria of its effectiveness. Design methods, simulation activities and formative experiment were used; and methods of observation, interview, testing, processing, and analyzing the data, etc. The main principles, stages, criteria of estimation of efficiency of the implemented model, the conditions of successful implementation of hermeneutic-oriented quality management education in the modern educational organizations were identified when implementing the model hermeneutica-oriented quality management of education were highlighted. The development of subject-subject relations is one of the strategic tasks of development of modern education system. Hermeneutica-oriented approach to the management of the quality of education within a modern educational organization, in our opinion, allows all participants to be aware of oneself as a subject of educational process and to take full responsibility for the final result of co-work, co-management; teaches critical and creative thinking, to find their own answers.
managerial hermeneutics
social management
subject-subject relations
principles of hermeneutic-oriented management
improving the quality of education
pedagogical hermeneutics
the model of management of an educational institution
quality of education
hermeneutic-oriented management
hermeneutic-oriented approach
hermeneutic act
Новые подходы к проблеме управления качеством образования в настоящее время обусловлены наличием специфических особенностей, характерных для системы управления образовательной организацией, в частности, общеобразовательной школой. Руководитель отдельно взятой образовательной организации несёт персональную ответственность за работу своей организации, однако ее деятельность регулируется государственными структурами на местном и федеральном уровнях. Решение задач, которые ставит перед собой педагогический коллектив, обеспечение миссии образовательной организации зависит от человеческого потенциала: умения руководителя и педагогических работников образовательной организации творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта [2].

Управление образовательными организациями в системе социального управления представлено в работах С.Я. Батышева, О.С. Виханского, Н.П. Глотова, В.В. Гончарова, В.И. Зверева, А.Т. Глазунова, А.П. Егоршина, Е.Н. Кишкель, Ю.А. Конаржевского, B.C. Лазарева, А.Б. Лейбович, A.M. Моисеева, Н.Н. Моисеева, А.В. Молодчика, Е.Б. Моргунова, К. Морозовой, Д.А. Новикова, А.М. Новикова, М. В. Никитина, М.М. Поташник, П.И. Пидкасистого, В.П. Пугачева, Е.И. Рогова, В.А. Сластенина, И.П. Смирнова, П.И. Третьякова, Э.А. Уткина, Л.В. Фаткина, Г.Л. Фриш, Т.И. Шамовой, В.Г. Шипунова.

Целью настоящего исследования было определить теоретические основы и разработать процедуру управления процессом повышения качества образования на основе идей педагогической герменевтики.

В качестве объекта исследования избран процесс управления качеством образования в общеобразовательной школе, где под качеством образовательного процесса нами понимается: качество содержания образования; качество образовательных технологий; качество процесса обучения (деятельности педагогического коллектива в целом и каждого его субъекта в частности); качество условий (научно-методических, управленческих, организационных, психологических, материально-технических и др.); качество педагогов (квалификация, педагогические умения и навыки, компетентность).

Качество образования мы рассматриваем как интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Предмет исследования - содержание, методы, приемы и формы герменевтико-ориентированного управления процессом повышения качества образования, критерии оценки его эффективности.

Наша гипотеза состояла в следующем. Если в образовательном процессе использовать основные идеи педагогической герменевтики, соотносить прогностические данные с реальными, стимулировать среди субъектов образовательного пространства школы поиск личностных смыслов, создавать при этом педагогические ситуации смысловой перестройки у субъектов образовательной деятельности, то будет активизирован образовательный потенциал процесса управления, что выразится в развитии личной заинтересованности всех субъектов образовательного пространства в конечном результате; будет обогащен творческий, методологический, психолого-педагогический, нравственно-этический потенциал личности всех субъектов образовательного пространства; изменится отношение субъектов образовательной деятельности к школе, окружающему миру, к себе; будут сформированы предпосылки для дальнейшего личностного роста всех субъектов образовательной деятельности.

Согласно поставленной цели, предмету и гипотезе были определены следующие задачи: выявить закономерности изучаемых явлений и процессов для более полного и глубокого понимания проблемы; получать знания о том, при каких условиях данная цель будет решаться оптимальным образом; разработать, теоретически обосновать и внедрить герменевтико-ориентированную модель управления качеством образования в современной общеобразовательной школе. В качестве основных были использованы методы проектирования, моделирования деятельности и формирующего эксперимента; в дополнение к ним применялись методы наблюдения, опроса, тестирования, обработки и анализа полученных данных и пр.

Взаимосвязь этих групп методов исследования управленческих процессов закономерна в силу того, что, с одной стороны, теоретические модели, составленные в результате описания и объяснения существующей практики управления, служат основой для создания новых моделей управления. С другой стороны, результаты реализации новых моделей, подвергнутые всестороннему анализу, становятся мощным фактором совершенствования существующей управленческой практики.

В качестве эффективного способа управления качеством образования нами был избран герменевтически-ориентированный путь управления, базирующийся на саморегуляции, самоосмыслении и самосознании значимости качественного роста образовательного процесса всеми его субъектами. Герменевтический подход, положенный нами в основу модели управления образовательным процессом, предполагает освоение механизмов реализации «понимающих», «интерпретационных» принципов и методов управленческой деятельности с целью повышения эффективности качества образования, в управлении процессом профессионального роста педагогов школы, формировании целостной структуры мотивации учительского труда, создании творческой атмосферы для развития интеллектуально-познавательного потенциала всех субъектов образовательного процесса, гуманизации отношений между его членами.

Исследование образовательной организации проводилось в Тюмени и включало четыре этапа (в период с 2011 и по настоящее время). Организуя процесс управления качеством образования в общеобразовательной школе, мы ориентировались на необходимость вовлечения в процесс формирования качества образования всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.

В управленческой теории сформировалось несколько подходов к управлению: моноцентричный, когда различные школы управления выделяют только одну из сторон управления (научность, административность, человеческие отношения и др.); процессный подход; системный подход; ситуационный подход; экоантропоцентрический подход [5, 34-35]; гуманитарный подход; герменевтический подход (как разновидность гуманитарного подхода), в основу которого положено обращение к ценностно-смысловой и субъективно-эмоциональной стороне в анализе и оценке педагогических явлений.

Герменевтика (от греч. germeneuticos - разъясняющий, истолковывающий) возникла как искусство истолкования текстов: литературных текстов (филологическая герменевтика), священного писания (теологическая герменевтика), нормативно-правовых актов (юридическая герменевтика) и т.д. Как общенаучная теория и практика понимания и истолкования действительности, герменевтика определила ряд идей, положенных в основу развития и становления современной гуманистической педагогической мысли. И основная идея, взятая за основу гуманистической педагогики, - «постижение человека с помощью искусства, диалога, языка, с опорой на интуицию и веру, выполняющую теоретико-познавательные функции» [3, 120].

Управленческая герменевтика основывается на поливариантности подходов, предполагающая уход от логической однозначности, жесткой детерминированности.

В процессе реализации разработанной нами модели герменевтико-ориентированного управления качеством образования были выделены следующие этапы: аналитический (анализ педагогической ситуации образовательного учреждения); постановочный (выделение проблемы); прогностический (прогноз развития образовательного учреждения); моделирующий (создание комплексной прогностической модели, направленной на управление); практический (реализация программы по внедрению модели управления качеством образования); оценочный (мониторинг результатов деятельности ОУ, отслеживание пути продвижения); корректировочный (внесение поправок в деятельность образовательной организации по внедрению модели управления качеством образования).

В основу процесса управления качеством образования были положены следующие принципы: принцип полилогичности, способствующий формированию культуры толерантности, поскольку представляет образовательный процесс как спектр коммуникативных связей его участников; принцип полиинтерпретационности, определяющий основополагающей роль понимания в процессах познания; принцип поликонтекстуальности, заключающийся в определяющей роли контекста для смысла любого выражения, при этом императивом качества образовательной подготовки является включение этого принципа в различные функциональные контексты: информационный, научный, практический, региональный, прогностический; принцип единства объективного и субъективного, суть которого заключается в проблеме взаимопонимания и необходимости учитывать субъективное в процессе образовательно-деловых коммуникаций [4, 6-7].

В рамках реализации принципа поликонтекстуальности были выделены следующие контексты: информационный контекст подготовки педагогических, управленческих кадров, выпускника общеобразовательной школы, родителей (включение всех субъектов социального взаимодействия в информационный тип культуры); научный контекст (включение субъектов образовательного процесса в существующую научную модель образовательного процесса, в интеллектуальную культуру общества; практический контекст (практикоориентированность информации; региональный контекст (рассмотрение всех фактов и явлений с учетом региональной специфики); прогностический контекст (тотальный мониторинг потребностей востребованных образовательных продуктов и услуг).

Результаты реализации программы внедрения модели герменевтико-ориентированного управления качеством образования были систематизированы по следующим направлениям: прогнозный фон (изучение особенностей микросоциума и последующее использование его ресурсов); урегулирование нормативно-правовой базы школы; методическое и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса; организационно-управленческая деятельность (планирование методической работы школы; прогнозирование потребностей педагогов школы в методическом обеспечении образовательного процесса; мониторинг качества образования был направлен на организацию и проведение контрольных срезов, выявление эффективности изучения образовательных программ, посещение уроков, проводимых педагогами в рамках запланированного внутришкольного контроля; ежегодный анализ результатов образовательного процесса, проводимый образовательной организацией); профессиональное самообразование педагогов школы; целевая разработка образовательных проблем; организация работы научно-методического совета школы.

Установление субъект-субъектных отношений является одной из стратегических задач развития современной системы образования. Герменевтико-ориентированный подход к управлению качеством образования в современной образовательной организации, по нашему мнению, позволяет всем его участникам осознать себя в качестве субъекта образовательного процесса и нести полную ответственность за конечный результат со-деятельности, со-управления; приучает критически и творчески мыслить, самостоятельно искать решения.

Данный подход к системе управления качеством образования создает предпосылки для формирования и развития высокой степени толерантности педагогического общения в системе «педагог (учитель) - обучающийся»; личной (обучающийся) и профессиональной (педагог) свободы (в рамках допустимого); усиление ценностного аспекта обучения; обеспечивает переориентацию знаниевой образовательной парадигмы на субъектно-смысловую и мыследеятельностную, направленную на освоение субъектами образовательного процесса способов со-деятельности, со-управления. Таким образом, характер и специфика образовательного процесса современной общеобразовательной школы требуют обращения к герменевтическому подходу.

Отбирая формы организации педагогических мероприятий по внедрению модели управления качеством образования, приходится учитывать объективные (образовательная политика в стране, тенденции развития образования в регионе) и субъективные (готовность образовательного учреждения к преобразованиям: кадровый ресурс, материально-техническое оснащение образовательного процесса) факторы.

Собственно понимание проблемы внедрения новой герменевтико-ориентированной модели управления качеством образования и путей ее решения достигается через рефлексию, которая является средством осуществления антропоцентрической ориентации в рамках герменевтического подхода в личностно-ориентированной образовательной парадигме. Понимание проблемы восходит к осознанной дискурсивной рефлексии, в результате которой у участников образовательного процесса актуализируется не готовое знание, а моделируется рефлексия, являющаяся основным методологическим принципом самостоятельного действования, обеспечивающего необходимую свободу духовной деятельности.

Важнейшим конструктом мыследеятельности при герменевтическом акте выступает рефлексия (самопонимание и понимание другого; самооценка и оценка другого; самоинтерпретация и интерпретация другого). Результатом многоаспектного анализа, интерпретации педагогического знания становится понимание или непонимание его роли в управлении качеством образования.

Эффективность деятельности образовательной организации и качество образования зависят от системы управления ее персоналом на основе модели управления, учитывающей педагогические условия. Основными критериями эффективного управления педагогическим персоналом являются: эффективность работы педагогического персонала, качество образовательного процесса, качество менеджмента. Эффективность работы педагогического коллектива зависит от комплекса оптимальных педагогических условий управления персоналом образовательной организации [1].

В процессе взаимодействия происходит расширение и обогащение познавательного, культурного, социального, управленческого и другого опыта участников образовательного процесса, что способствует не только пониманию значимости проблемы, но и самосознанию, самоопределению в меняющемся образовательном пространстве. В этом проявляется педагогическая функция герменевтической интерпретации педагогического знания.

Для эффективного внедрения модели управления качеством образования необходимо соблюсти следующие условия: поэтапное внедрение модели с рефлексией каждого этапа; опора на герменевтические принципы управления качеством образования; учёт витагенного опыта компетентности социально значимых практик всех участников образовательного процесса; включение в педагогические ситуации объясняющего понимания всех участников герменевтико-ориентированной образовательной парадигмы; организация со-деятельности, со-управления посредством частичного делегирования полномочий.

Критериями эффективности разработанной герменевтико-ориентированной модели управления качеством образования является: развитие компетентного, конкурентоспособного в быстроменяющемся мире молодого человека - выпускника общеобразовательной школы - с активной гражданской позицией, с развитым чувством долга, позитивным отношением к действительности, оценочным отношением к людям и самому себе, толерантности, культуры эмоций и чувств; имеющим осмысленный выбор жизненного пути; развитие компетентного, способного к творческому поиску, рефлексирующего педагога, имеющего адекватную самооценку, стремящегося посредством интерпретации педагогического знания к внутренним изменениям, готовому работать в команде единомышленников (со-деятельность), самостоятельно принимать решения, не ущемляя интересы других, учитывая тенденции развития образовательного учреждения (со-управление); создание сплоченной команды из числа родительской общественности, не только активно поддерживающей интересы развития образовательного учреждения, но и принимающей активное участие в этом процессе посредством участия в разработке и реализации социально-значимых проектов, способствующих качественным изменениям в образовательном процессе.

Рецензенты:

Фомичева И.Г., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный институт культуры», г. Тюмень;

Потапов В.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой лыжного спорта ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.