Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE RESEARCH EXPERIENCE OF A HEALTHY PARENT-CHILD RELATIONSHIP IN THE CONTEXT OF PRESERVING FAMILY VALUES IN THE CHELYABINSK REGION AND ITS USE IN THE TRAINING OF PSYCHOLOGISTS AND SOCIAL PEDAGOGUES

Nezhivenko E.A. 1 Golovikhin S.A. 2
1 Autonomous nonprofit organization of additional education «Academy of additional education»
2 Autonomous nonprofit organization of additional education "Academy of additional education"
The analysis of the data obtained as a result of sociological research problems of upbringing of a healthy relationship between parents and children, as well as problems of formation and preservation of family traditions and values in the Chelyabinsk region is carried out. The study was conducted in the framework of the Grant of the President of the Russian Federation, the owner of which is a socially-oriented non-profit organization«Academy of additional education». The article provides a rationale for the relevance of diagnostics of a condition of raising children in families of the Chelyabinsk region. Identify factors that increase the problems of loss of pre-existing and formation of new family traditions and values. It is shown that the formation of family values and traditions will contribute to the strengthening of the family institution in the Chelyabinsk region and the improvement of society. Reflect such aspects of the study of family education, as responsible for children in the family, parenting style, values, family life, forms of communication with children adopted into families. The analysis of the attitude of parents to the time spent on activities for childrenis carried out. The characteristics of the responses received to the questions in the survey in all regions of the Chelyabinsk region are given. Analysis of responses was carried out using their groupings by gender, age of respondents, their families, and place of residence (town and village).
healthy parent-child relationship
family values and traditions
upbringing

Здоровье нации прирастает прежде всего здоровьем семьи, здоровьем и зрелостью семейных отношений, зрелыми родительско-детскими отношениями. Такие отношения формируются в семьях, имеющих и поддерживающих крепкие позитивные традиции и обеспечивающих воспитание детей в системе семейных ценностей, гармонизированных с общечеловеческими ценностями. Здоровые и зрелые родительско-детские отношения, базирующиеся на семейных традициях и ценностях, с раннего возраста закладывают важнейшие личностные качества ребенка: общечеловеческие, гражданские, интеллектуальные [1, 2, 3, 6]. Однако в современном обществе все более обостряются проблемы утраты существовавших ранее и формирования новых семейных традиций и ценностей. Разрешение этих проблем осложняется действием таких факторов, как:

1) обострение негативного воздействия экономической обстановки, что вынуждает взрослых членов семьи посвящать практически все свое время работе, повышение темпов жизни, лишающее взрослых свободного времени, предназначенного для семьи;

2) стремление взрослых (подчас неразумное) использовать максимум возможностей для удовлетворения родительских амбиций, что приводит к загрузке младших членов семьи, в том числе дошкольников, избыточной, иногда непосильной нагрузкой множеством «внесемейных» занятий (и секции, и студии, и образовательные программы по различным направлениям), не оставляющим времени на содержательное общение с родителями;

3) расширение и скорость смены современного информационного поля, освоение которого наталкивается на необходимость сопротивления массированному воздействию некачественной информации и негуманных образов, подражание которым насаждается достаточно широко, но в силу причин занятости и (или) равнодушия не встречает противодействия родителей, а в большом количестве случаев поощряется ими, поскольку такая позиция не требует от родителей воспитательных усилий, и др.;

4) ориентация органов управления социальными отношениями в практике своей деятельности не на профилактику негативных тенденций в семейных отношениях, а преимущественно на преодоление уже возникших проблем.

Проявлением возникающих в связи с этим негативных последствий уже стали:

1) разрушение семей, увеличение количества неполных семей;

2) смена предпочтений взрослых членов семьи в пользу карьеры и заработков в ущерб сохранению и укреплению семьи, воспитанию детей семейными ценностями в атмосфере семейных традиций [4, 5];

3) эффект подмены здорового семейного общения материальными благами: родители «откупаются» от детей, что влечет за собой возникновение и обострение проблемы разрыва близких и прочных отношений связи и преемственности родителей и детей, утрату семейных традиций и ценностей;

4) нарушения в эмоциональной сфере у детей. В ходе наших исследований установлено, что около 65% детей 5–6-летнего возраста обнаруживают постоянную повышенную тревожность. Около 8% детей этого возраста не уравновешены и агрессивны (за последние 5 лет прирост доли таких детей составляет около 50%). Чрезвычайное распространение получают логопедические дефекты у детей. Расширяется число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, все более часто проявляется синдром аутизма;

5) утрата коммуникативных навыков, деградация навыков устной речи, появление у детей свойства «тефлоновости-неприлипаемости» (неумение слышать, слушать, воспринимать);

6) усиление проявлений эгоизма и развитие инфантилизма у детей;

7) развитие потребительства и утрата мотивации к созидательным видам деятельности, и др.

В Челябинской области актуальность указанных проблем имеет более высокое значение по сравнению с Российской Федерацией в целом, что подтверждается повышенной долей однодетных семей в области (68,1%) по сравнению с РФ (65,2%). Доля многодетных семей в регионе в настоящее время, наоборот, меньше среднероссийской (4,4% против 6,6%). При этом количество зарегистрированных разводов на 1000 человек населения в Челябинской области выше, чем в России, на 0,9%, а доля детей, рожденных в Челябинской области вне брака, находится на среднероссийском уровне и составляет 26,2%.

Запущенные этими негативными проявлениями механизмы ослабления здоровых семейных отношений родителей и детей ведут к необратимым процессам дегуманизации общества, подрыву интеллектуального потенциала будущих поколений, социальной разобщенности, основанным на разрыве семейных отношений, к невосполнимой утрате инструментов сплочения семьи, которыми являются семейные традиции и ценности.

Социальная значимость социологического исследования определяется его направленностью на разрешение проблемы утраты семейных традиций и ценностей, препятствующей формированию здоровых и зрелых семейных, в том числе родительско-детских отношений. Объектом нашего исследования явились семьи Челябинской области. Предметом – формирование и сохранение в семьях Челябинской области семейных традиций и ценностей. Поставленная цель – диагностика состояния проблемы формирования и сохранения в семьях Челябинской области семейных традиций и ценностей – определила состав задач, связанных с выявлением состояния проблемы формирования и сохранения в семьях Челябинской области семейных традиций и ценностей. Исследование строилось на гипотезе о том, что формирование семейных ценностей и традиций в Челябинской области будет содействовать укреплению института семьи и оздоровлению общества. Статистической единицей наблюдения (измерения) явилась семья (домохозяйство), принимающая участие в опросе (анкетировании). Методом сбора информации явился опрос в виде анкетирования.

По причине краткого объема статьи мы остановимся на достаточно ограниченном, но значимом круге результатов проведенного исследования.

В ходе исследования выяснилось, что в семьях Челябинской области наиболее распространенным случаем является равная ответственностьза воспитание детей мужа и жены (49,04% респондентов). Хотя полного согласия мужчин и женщин в этом вопросе нет: доля мужчин, имеющих такое мнение, составляет 61,8%, а доля женщин – 42,44%. Большинство женщин считают себя основным воспитателем детей в семье (48,84%) и не считают основным воспитателем мужа (0%). В то же время 8,99% мужчин считают себя главным воспитателем детей в семье, и только 25,84% мужчин признают за женщинами главенство в воспитании детей. При этом 1,92% семей отмечают, что основными воспитателями их детей являются бабушки и дедушки. В том числе это мнение высказывают 2,33% женщин и 1,12% мужчин. 4,98% семей указывают в качестве основных воспитателей других лиц (воспитателей детских садов, школьных учителей, спортивных тренеров и пр.). Это отмечают 6,4% опрошенных женщин и 2,25% мужчин.

Различия в ответах городских и сельских семей на вопрос о том, кто в семье в основном отвечает за воспитание детей, несущественны. Основная доля ответов – «муж и жена в равной степени» (51,17% у горожан и 50% у сельских семей). Первенство жены в воспитании детей признается в 43,19% городских семей и 44,74% сельских. В сельских семьях, судя по ответам респондентов, роль мужчин как основных воспитателей сведена к нулю, а в городах основными воспитателями являются мужья в 1,41% семей. Бабушки и дедушки являются основными воспитателями детей в 1,88% городских и 2,63% сельских семей.

Мужья становятся основными воспитателями детей только в семьях, относимых к возрастной группе 36–45 лет (4,69%). В семьях других возрастных категорий основным исполнителем функции детского воспитания в основном признаны женщины либо высказано мнение о том, что эту функцию выполняют в равной степени мужья и жены (табл. 1).

На вопрос: «Какой стиль воспитания Вы преимущественно выбираете для своих детей?» большинство семей ответили: «Предоставление ребенку возможности высказывать свое мнение, отношение» (рис. 1). Доля таких ответов составляет 65,65%. Причем такого демократического принципа воспитания придерживаются 70,29% женщин и 56,32% мужчин.

Таблица 1

Распределение ответственности за воспитание детей в семьях различных возрастных категорий в Челябинской области, %

Варианты ответов

Возрастные категории семей

18–25 лет

26–35 лет

36–45 лет

46–55 лет

56 и старше

Муж и жена в равной степени

58,46

35,11

60,94

60,87

33,33

Бабушки и дедушки

1,54

2,13

3,13

0,00

0,00

Приглашенные воспитатели

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Старшие братья и сестры

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Другое

4,62

5,32

1,56

4,45

33,33

Однако мужчины являются сторонниками строгого контроля деятельности детей и подчинения своему мнению в большей степени, чем женщины (27,59% таких ответов среди мужчин и 18,29% среди женщин). 9,71% женщин и 11,49% мужчин следуют правилу невмешательства (отсутствия активного вмешательства в процесс обучения и воспитания своих детей). Основным стилем своего воспитания считают удовлетворение любых желаний и потребностей ребенка лишь 1,71% женщин и 4,6% мужчин.

Рис. 1. Структура семей Челябинской области по выбору стиля воспитания детей

При общем балансе такой структуры имеются отличия в выборе стилей воспитания между городскими и сельскими семьями. Сельские семьи при прочих равных условиях все-таки являются большими приверженцами строгого контроля (34,15% против 18,83% у горожан) и меньшими сторонниками предоставления ребенку высказывать свое мнение, отношение и права выбора (53,66% в сельских семьях против 68,16% в городских). Политики «невмешательства» придерживаются в большей степени городские семьи (10,31% против 9,76% в сельских). Стремление потакать всем желаниям ребенка как стиль воспитания выбрали 2,69% городских и 2,44% сельских семей.

Следует отметить, что такие пропорции в ответах респондентов оказались практически не чувствительными к изменениям в численном составе семей. Они справедливы как для семей из двух, трех, четырех человек, так и для более многочисленных семей.

В ходе исследования вместе с тем были выявлены различия в выборе стиля воспитания в семьях разных возрастных групп. Самыми «демократичными» воспитателями оказались семьи в возрастной группе 46–55 лет, 86,36% которых предоставляют ребенку возможность высказывать свое мнение. Среди таких семей только 4,55% строго контролируютдеятельность детей и требуют от них подчинения своему мнению. Невмешательство как преимущественный стиль воспитания среди этих семей выбирают 9,09%. Удовлетворение любых желаний детей в этой возрастной категории родителей не выбрано никем.

Среди семей 18–25-летних доля выбравших стиль предоставления ребенку права выбора составила 79,10%, выбравших строгий контроль – 7,46%, невмешательство – 10,45%, потакание всем желаниям детей – 2,99%.

Несколько меньше по сравнению с предыдущими семейными группами приверженцев стиля предоставления ребенку возможности высказывать свое мнение и права выбора среди семей 26–35-летних (59,18%) и 36–45-летних (55,38%) родителей. Среди них больше сторонников строгого контроля и подчинения своему мнению (25,51% и 33,85% соответственно). Невмешательство выбрали 12,24% семей возрастной категории 26–35 лет и 7,69% категории 36–45 лет. Удовлетворять любые желания ребенка считают своим главным стилем воспитания 3,06% семей в категории 26–35 лет и 3,08% семей категории 36–45 лет. В семьях возрастной категории «56 лет и старше» стиль удовлетворения любых желаний не используется, а выбор других стилей таков: 50% практикуют предоставление ребенку высказывать свое мнение, 37,5% отдают предпочтение строгому контролю деятельности и подчинению своему мнению, 12,5% – невмешательству в процесс обучения и воспитания.

В исследованиях формирования здоровых отношений между родителями и детьми, сохранения семейных ценностей и традиций нас в значительной мере интересовали ответы о том, какие ценности в семейной жизни людям дороже всего. Респондентам было предложено построить рейтинг семейных ценностей в порядке убывания их значимости. Вот какие результаты мы получили при обобщении всех ответов.

1-е место как самой значимой семейной ценности отдано любви. Любовь считают главной семейной ценностью и мужчины, и женщины.

2-е место – дети. В таком мнении сошлись и мужчины, и женщины.

3-е место – поддержка, забота, взаимопонимание (позиция обоих полов).

4-е место – психологический комфорт. Здесь также наблюдается единодушие мужчин и женщин.

5-е место – материальная обеспеченность. Мнение мужчин совпадает с мнением женщин.

6-е место мужчины отдали совместному времяпровождению, досугу, а женщины — стабильности.

7-е место – мужчины отдали стабильности, а женщины — совместному досугу.

8-е место – постоянные сексуальные отношения. Точка зрения, одинаковая как для мужчин, так и для женщин.

9-е место – преемственность поколений. Мнение мужчин и женщин совпадает.

10-е место – статус. Здесь также наблюдается совпадение мужского и женского мнений.

Такая расстановка приоритетов справедлива как для городских, так и сельских семей. Принципиальных расхождений с этим рейтингом у городских семей нет. А вот сельские семьи показали некоторые отличия в предпочтениях. Так, на первую позицию большинство из них поставило детей, поменяв место «любви» на 2-е место, а на четвертую позицию поставили «стабильность» вместо «психологического комфорта», которому отвели 6-е место.

Рейтинги семейных ценностей для семей различных возрастных категорий представлены в таблице 2.

Таблица 2

Рейтинги ответов на вопрос: «Какие ценности в семейной жизни Вам дороже всего» в семьях различных возрастных категорий в Челябинской области

Варианты ответов

Возрастные категории семей

18–25 лет

26–35 лет

36–45 лет

46–55 лет

56 и старше

Любовь

1

2

2

2

1

Дети

3

1

1

1

2

Поддержка, забота, взаимопонимание

2

3

3

3

3

Совместное времяпровождение, досуг

7

7

7

6

7

Материальная обеспеченность

5

5

6

5

5

Психологический комфорт

4

4

5

4

4

Преемственность поколений

10

9

8

9

6

Постоянные сексуальные отношения

8

8

9

8

9

Стабильность

6

6

4

7

8

Статус

9

10

10

10

10

В ходе исследования нами выявлены также наиболее характерные формы общения с детьми, используемые в семьях Челябинской области.

На первом месте оказался просмотр мультфильмов, на втором – совместный обед или ужин, на третьем – чтение книг, на четвертом – домашние игры, на пятом – выполнение учебных заданий, на шестом – совместный труд, на седьмом – совместное творчество (рисование, лепка, поделки, шитье и др.), на восьмом – занятия спортом, на девятом – поход в развлекательные центры и на десятом – уход за домашними питомцами. При этом для женщин более характерными формами общения с детьми по сравнению с мужчинами является выполнение домашних заданий (3-е место у женщин и 8-е место у мужчин), а у мужчин – занятия спортом (1-е место против 9-го места у женщин). Мультфильмы (1-е место) и совместные обеды и ужины (2-е место) «лидируют» в формах общения, как в городских, так и в сельских семьях. Но если в городских семьях на 3-м месте – домашние игры, то в сельских – совместный труд. Совместное творчество более предпочтительно в городских семьях (5-е место против 9-го в сельских семьях). На «почетном» 4-м (городские семьи) и 5-м (сельские семьи) местах – чтение книг. Как оказалось, развлекательные центры не являются ведущей формой общения с детьми ни для горожан, ни для селян.

В ходе исследования проведен опрос еще по 38 позициям, отражающим семейные отношения и ценности и дающим комплексное представление о них. Результаты данного исследования помогут в выработке семейной политики Челябинской области, вооружат исследователей, социальных работников и педагогов новыми знаниями, необходимыми в их практической деятельности.

Рецензенты:

Горелова Г.Г., д.псх.н., профессор, профессор кафедры политологии, истории и философии Челябинского филиала ФГБОУ ВО «РАНХиГС», г. Челябинск;

Рыльская Е.А., д.псх.н., доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента Челябинского филиала ФГБОУ ВО «РАНХиГС», г. Челябинск.