Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOBILITY OF UNDERGRADUATES IN SOCIAL AND EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Bicheva I.B. 1 Tsareva O.S. 1
1 Nizhniy Novgorod State Pedagogical University
In article the analysis of theoretical aspects of development of professional mobility of the personality is carried out. The importance of professional mobility of the personality in modern conditions of social and economic and public transformations is shown. The changing situation in labor market imposes special requirements to quality of educational, professional and qualification training of specialists, including undergraduates. The contradictions causing relevance of research are defined. It is shown that ambiguity of the concept "professional mobility" testifies to its difficult structure and dynamism that also staticizes need of studying of this category in relation to professional activity of undergraduates. The conducted research allows authors to define that professional mobility of undergraduates is an ability to continuous improvement of the professional education allowing trainees to samorazvivatsya during all life. This ability consists of such components as aspiration to self-knowledge, self-determination and self-realization, i.e. existence of individual motivation, personal selective focus to a certain kind of activity and possibility of self-education which is provided with a necessary minimum of fundamental knowledge and skills of creative activity (intellectual, professional, other).The emphasis is placed on professionally important qualities of the undergraduate – the teacher, allowing it to develop and show professional mobility. The features of the organization of social and educational process providing formation of professional mobility when training undergraduates are opened. Levels and criteria of formation of professional mobility of undergraduates are offered. Pedagogical conditions of development of professional mobility of undergraduates are opened.
pedagogical conditions
criteria
social and educational process
development
master
professional and important qualities
professional mobility
Проблема развития профессиональной мобильности обучающихся - будущих магистров, обучающихся по направлению подготовки «Экономика», становится актуальной особенно в период изменения общественных устоев и социально-экономических преобразований. Профессионально-личностное развитие и саморазвитие человека, его мобильность, ответственность, ценностные ориентации, самоактуализация определяются сегодня как важные условия успешного построения современной карьеры и достижения высокого уровня профессионализма, требуемые обществом. Меняющаяся социально-экономическая ситуация предъявляет особые требования к качеству образования и профессионально-квалификационной подготовки специалистов, в том числе магистрантов.

Необходимость подготовки профессионально мобильных магистрантов определяется проблемами, наиболее важными из которых являются недостаточное научное обоснование структуры и содержания понятия «профессиональная мобильность магистранта», разработка педагогических условий формирования профессиональной мобильности магистрантов.

Понятие мобильности (фр. mobile, лат. mobilis - подвижный, способный к быстрому и скорому передвижению, действию) является объектом изучения ученых различных областей знания: социальных, экономических, культурологических, психолого-педагогических, что связано с существенными изменениями и преобразованиями современного общества.

Профессиональная мобильность личности исследуется в аспекте тенденций современного общественного развития и трактуется как изменение профессиональной роли человека в связи с новыми условиями профессиональной среды; как карьерное продвижение, переход на новую должность; готовность человека оперативно решать производственные проблемы (Л.А. Амирова, Л.В. Горюнова, М.Л. Груздева, Э.Ф. Зеер, Б.М. Игошев, В.А. Мищенко, С.А. Морозова, Е. А. Никитина, Л.С. Нужнова, С.В. Пилецкая и др.). По мнению ученых, профессиональная мобильность субъектов является признаком адаптивности, активности, инновационности и проявляется в определенных личностных качествах и способностях (компетенциях), а также в деятельностных характеристиках специалистов.

Неоднозначность понятия «профессиональная мобильность» свидетельствует о его сложной структуре и динамичности, что актуализирует необходимость изучения данной категории применительно к профессиональной подготовке магистрантов.

В работах ученых-педагогов выделены и осмыслены различные аспекты и составляющие профессиональной мобильности личности, которые позволяют более объемно и детально осмыслить данное явление с педагогических позиций. Содержание развития профессиональной мобильности магистров основывается на непрерывности, инновационной ориентации в подготовке специалистов для нового социума и строится на принципах гуманизации, научности, творчества, личностно-ориентированного обучения, системного, деятельностного, программно-целевого подходов.

Профессиональная мобильность рассматривается нами, в первую очередь, как способность к непрерывному совершенствованию профессиональной образованности, позволяющей обучаемым саморазвиваться в течение всей жизни. Данная способность складывается, по нашему мнению, из таких компонентов, как стремление к самопознанию, самоопределению и самореализации, т.е. наличия индивидуальной мотивированности, личностной избирательной целенаправленности к определенному виду деятельности и возможности самообразования, которая обеспечивается необходимым минимумом фундаментальных знаний и навыками интеллектуальной, социально-воспитательной, профессиональной, творческой деятельности [1].

Профессиональная мобильность выражается в способности выполнять работу наилучшим образом (в том числе в условиях преобразований), достигая эффективных результатов. В контексте нашего исследования можно отметить профессионально важные качества магистранта - педагога, позволяющие ему развивать и проявлять профессиональную мобильность в социально-воспитательном процессе:

- нацеленность на системность приобретаемых знаний и умений для достижения лучшего результата в области своей профессии и формирования индивидуального профессионального опыта;

- творческое проявление в способах профессиональной деятельности;

- владение навыками делового общения, профессиональной этики и этикета, нацеленность на сотрудничество, установление межличностных и профессиональных отношений, умение слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения и др.;

- корректность профессионального поведения;

- самоконтроль, критичность, инициативность, уверенность в себе, способность к предвидению, прогнозированию, творческому воображению, самовыражению и др.

Таким образом, формирование профессиональной мобильности магистрантов предполагает развитие индивидуально-личностных и профессиональных характеристик и свойств обучающихся как важной составляющей повышения качества социально-воспитательной деятельности и профессиональной подготовки.

Особенности организации социально-воспитательного процесса при подготовке магистрантов позволяют выделить ряд преимуществ, обеспечивающих формирование профессиональной мобильности обучающихся. Прежде всего, получение специализированных знаний в области будущей профессиональной деятельности и развитие научно-исследовательских способностей, что способствует более качественной профессиональной подготовке. Кроме того, наличие степени магистра открывает более широкие возможности трудоустройства и перспективы в построении своей карьеры.

Обучение в магистратуре предполагает высокую степень активности и самостоятельности обучающихся, что отражается на эффективности обучающего социально-воспитательного процесса, повышении уровня самопознания с позиции личностной значимости и ценности.

Специфической чертой профессиональной подготовки магистров является органическая включенность в нее личности специалиста. Личностные особенности, качества выступают в данном случае как инструмент его профессиональной деятельности. Личностные профессионально-значимые качества - это потенциальные способности, проявляющиеся в профессиональной деятельности. Они становятся инструментом в ней, если облекаются в профессиональные знания, умения и навыки.

Структурность образовательного процесса характеризуется логически строгим расположением элементов в профессиональной системе обучения, что предполагает включение в социально-воспитательный процесс эффективной деятельности обучающихся на принципах деятельностного и индивидуально-личностного подходов.

Целостность, общность и единство социально-воспитательного процесса, оптимальная организация педагогического пространства и взаимодействия преподавателя с магистрантами, ориентация на перспективные цели развития личности, индивидуализация образовательной деятельности, активная позиция преподавателя и магистранта обеспечивают рефлексивные, проблемные и творческие семинары, обучающие ситуации, защита проектов, презентации, деловые игры, тренинги, практические (ситуативные) задания.

Подготовка магистров - будущих педагогов - это подготовка специалистов нового уровня, владеющего фундаментальными, основополагающими и профессионально-прикладными знаниями в сфере своей специальности, что предопределяет необходимость развития способности непрерывно обновлять свое образование, проявляя гибкость в условиях стремительного развития техники и технологии, вариативности рынка труда.

Можно предложить следующие уровни и критерии сформированности профессиональной мобильности магистрантов:

Первый уровень - профессиональная мобильность не сформирована: обучаемый не осознает собственную деятельность, не умеет анализировать информацию, выделять главное, отсутствуют познавательные мотивы и стремление к самообразованию.

Второй уровень - профессиональная мобильность сформирована частично: обучаемый пытается осознавать собственную деятельность, но не проявляет познавательную активность, интерес к мыслительной деятельности проявляется слабо, что затрудняет анализ своих ошибок и не всегда приводит к желаемому результату. Мотивы самообразования осознаются в специально созданных обучающих ситуациях.

Третий уровень - профессиональная мобильность сформирована, но не достаточно: обучаемый осознает собственную деятельность, проводит анализ информации, но не всегда умеет выделить главное. Усиливается познавательный интерес и мотив самообразования. Начинает осознаваться необходимость постоянного обновления знаний. В то же время способность к творческой деятельности проявляется фрагментарно.

Четвертый уровень - профессиональная мобильность достаточно сформирована: обучаемый осознает собственную деятельность во взаимосвязи с другими участниками образовательного процесса, целенаправленно анализирует информацию, делая объективные выводы, принимает самостоятельные решения, проявляя творческий подход. Мотивы самообразования ярко выражены.

В качестве основных педагогических условий развития профессиональной мобильности магистрантов мы рассматриваем:

- использование развивающих технологий личностно-ориентированного обучения, направленных на преодоление единообразия форм и методов учебно-воспитательного процесса, обеспечение магистрантам доступа к профессионально значимым и общекультурным ценностям, способствующих развитию творческого мышления, индивидуальности каждого обучающегося;

- гуманизацию социально-воспитательного процесса, направленного на установление соответствия средств, методов обучения и развития возможностям каждого магистранта, его интересам и склонностям;

- организацию совместной продуктивной деятельности с учетом жизненного и профессионального опыта обучающихся, осознанности и осмысленности знаний, понятий;

- практико-ориентированную направленность обучения с использованием инновационных научно-исследовательских работ по профилю подготовки;

- организацию рефлексии на любом этапе социально-воспитательного процесса и самостоятельной деятельности с целью выявления изменения позиции, возникновения проблемных вопросов, своевременного реагирования на ту или иную ситуацию, что позволяет получить содержательную обратную связь, качество индивидуального образовательного развития [2].

Использование рассмотренных педагогических условий развития профессиональной мобильности магистрантов повышает результативность ее формирования как процесса непрерывного саморазвития и развития личностных и профессиональных качеств обучающихся. Это находит выражение в том, что обучаемые:

- осознают свои индивидуальные особенности, понимают важность качеств, необходимых для успешного и гибкого реагирования на постоянные изменения социокультурной среды;

- осознанно взаимодействуют со всеми участниками социально-воспитательного процесса на основе уважения различных точек зрения;

- проявляют ответственность, творчество, целенаправленность, интерес к познавательной деятельности, стремление к принятию самостоятельных решений;

- на основе исходного уровня индивидуально-профессионального развития объективно оценивают степень происходящих изменений, проектируют и моделируют возможный профессиональный рост;

- проявляют готовность к системному анализу и синтезу личностно-профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального сообщества и тенденциями общественных преобразований;

- приобретают опыт самостоятельного поиска и овладения учебным материалом.

Таким образом, развитие профессиональной мобильности магистрантов можно рассматривать как системообразующую характеристику личности в процессе реализации профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Папуткова Г.А., д.п.н., профессор, проректор по учебно-методической деятельности, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Толстенева А.А., д.п.н., профессор, декан факультета управления и социально-технических сервисов, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.